НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2020 № 2А-4359/19

Дело № 2а-4359/2019

№ 88а-1713/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 4 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Дорохова А.П.

судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И., поданную 20 января 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (далее – УФПС) Камчатского края филиала АО «Почта России» к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И., заинтересованные лица: Пикалова Оксана Викторовна, директор филиала АО «Почта России» - УФПС Камчатского края Селеменева О.И. о признании незаконным и отмене предписания от 23 мая 2019 года № 7-685-19-ОБ/21-1.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., возражения представителя АО «Почта России» ФИО11., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

АО «Почта России» в лице УФПС Камчатского края филиала АО «Почта России» (ранее – ФГУП «Почта России») обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением, дополнениями к нему и просило признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора труда Семеновой О.И. от 23 мая 2019 года № 7-685-19-ОБ/21-1 об устранении нарушений трудового законодательства. В обоснование заявленных требований Общество указало, что 23 мая 2019 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае по результатам проверки по обращению Пикаловой О.В. было выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а именно: - произвести расчет и доплату заработной платы Пикаловой О.В. до МЗП за период с 1 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года в соответствии с региональными Соглашениями о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018 год и на 2019 год; - ознакомить работника Пикалову О.В. с принимаемыми локальными нормативными актами под роспись; - заработную плату Пикаловой О.В. выплачивать в размере не ниже установленного размера МЗП, установленной региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2019 год; - по письменному заявлению работника, не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления, выдать работнику копии документов, связанных с работой (нарушение допущено в отношении работника Пикаловой О.В.); - обеспечить в личной карточке учета и выдачи средств индивидуальной защиты Пикаловой О.В. указание данных сертификатов соответствия (декларации о соответствии). Данное предписание Общество считает незаконным. Так, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции (отсутствует очевидность нарушения трудового законодательства в пунктах 1 и 3 Предписания). Требование пунктов 2 и 4 Предписания являются несостоятельными, поскольку не указывают конкретные локальные нормативные акты, с которыми не ознакомлена Пикалова О.В., а также не указывают, какие документы не вручили заявителю по его запросу. Требование пункта 5 Предписания в настоящее время исполнено.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 июля 2019 года АО «Почта России» в лице УФПС Камчатского края филиала АО «Почта России» отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 октября 2019 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 июля 2019 года отменено. Признаны незаконными пункты 1 и 3 предписания № 7-685-19-ОБ/21-1 от 23 мая 2019 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И., в остальной части решение суда от 3 июля 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 20 января 2020 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 октября 2019 года в части признания незаконными пунктов 1 и 3 Предписания и оставлении в силе решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 июля 2019 года. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела. Так, в результате проведенной, по обращению работника ФГУП «Почта России» Пикаловой О.В., проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае были выявлены очевидные нарушения трудового законодательства, в том числе в части оплаты труда (выплата заработной платы в размере менее установленной минимальной заработной платы в Камчатском крае). По результатам проведенной проверки работодателю было выдано предписание, содержащее требование устранить допущенные нарушения трудового законодательства. При соблюдении условий трудового договора работника, из расчетных листков по заработной плате Пикаловой О.В. за январь 2019 года установлено, что размер ее заработной платы, к которому применяются районный коэффициент и надбавки за работу в РКС с учетом норм Трудового кодекса РФ, составила менее установленного размера МРОТ и МЗП в Камчатском крае. Аналогичная ситуация сложилась и за период с мая по декабрь 2018 года и в феврале 2019 года. Таким образом, работодатель нарушил обязательные требования статьи 133.1 Трудового кодекса РФ. В данном случае отсутствуют неурегулированные разногласия между работодателем и работником, т.е. отсутствуют признаки индивидуального трудового спора.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 января 2020 года кассационная жалоба главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились административные ответчики и заинтересованные лица, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения представителя АО «Почта России» ФИО11, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как следует из материалов дела, 29 марта 2019 года в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае обратилась Пикалова О.В. с заявлением о проведении проверки нарушений трудового законодательства в отношении нее со стороны ФГУП «Почта России», УФПС Камчатского края филиала ФГУП «Почта России».

На основании распоряжения на проверку от 8 апреля 2019 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГУП «Почта России» по месту нахождения его филиала УФПС Камчатского края, по результатам которой 23 мая 2019 года составлен акт проверки № 7-685-19-ОБ/21, согласно которому Пикалова О.В. работает в организации с 4 июня 2014 года в должности сортировщика 1 класса, с 22 сентября 2017 года в должности оператора по обеспечению деятельности, с 6 июня 2018 года в должности почтальона 1 класса временно на период отсутствия основного работника ФИО15 С принятыми локальными нормативными актами: Положением о премировании от 2 августа 2017 года, Положением о вознаграждении за оказание сетевых услуг от 17 января 2017 года Пикалова О.В. была ознакомлена под роспись только 11 марта 2019 года; заработная плата Пикаловой О.В. с мая 2018 года выплачивалась работодателем менее установленного МРОТ (минимального размера оплаты труда) и размера МЗП (минимальной заработной платы) в Камчатском крае за соответствующие периоды (предоставлены расчетные листки); по запросам Пикаловой О.В. от 18 февраля 2019 года, 7 марта 2019 года, запрошенные ею документы, работодателем ей были выданы в установленный срок, но не в полном объеме, а именно не были выданы: копии дополнительных соглашений к трудовому договору (в редакции дополнительного соглашения № 2/НР от 1 февраля 2016 года) № 3 от 1 марта 2018 года, № 4 от 6 июня 2018 года, ответ по предоставлению приказов и листов ознакомления, связанных с трудовой деятельностью работника (по вопросам ключевого показателя эффективности); в личную карточку учета выдачи СИЗ (средств индивидуальной защиты) работника не внесены сведения о сертификатах соответствия средств индивидуальной защиты, чем были нарушены требования части 2 статьи 22, статей 62, 133, 133.1, 212 Трудового кодекса РФ, пунктов 13, 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России № 290н от 1 июня 2009 года.

Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. 23 мая 2019 года генеральному директору ФГУП «Почта России» ФИО16, директору филиала ФГУП «Почта России» УФПС Камчатского края Селеменевой О.И. вынесено предписание № 7-685-19-ОБ/21-1 о возложении обязанности устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства: произвести расчет и доплату заработной платы Пикаловой О.В. до МЗП за период работы с 1 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года в соответствии с региональными Соглашениями о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018, 2019 годы, в срок до 28 июня 2019 года; знакомить работницу Пикалову О.В. с принимаемыми локальными нормативными актами под роспись, с 23 мая 2019 года; заработную плату Пикаловой О.В. выплачивать в размере не ниже установленного размера минимальной заработной платы, установленной региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2019 год, с 23 мая 2019 года; по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдавать работнику копии документов, связанных с работой (нарушение допущено в отношении работницы Пикаловой О.В.), с 23 мая 2019 года; обеспечить в личной карточке учета и выдачи средств индивидуальной защиты Пикаловой О.В. указание данных сертификатов соответствия (декларация о соответствии), в срок до 28 июня 2019 года.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работника предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 – 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судом.

Таким образом, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, поскольку не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об удовлетворении административного иска АО «Почта России» в лице УФПС Камчатского края филиала АО «Почта России» в части, обоснованно пришел к выводу, что пункты 1 и 3 предписания № 7-685-19-ОБ/21-1 от 23 мая 2019 года являются незаконными, поскольку возложив на директора ФГУП «Почта России» ФИО16., директора филиала ФГУП «Почта России» УФПС Камчатского края Селеменеву О.И. обязанность произвести расчет и доплату к заработной плате Пикаловой О.В. за период с 1 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года, а также продолжать ее выплату с 23 мая 2019 года, государственный инспектор труда вышел за пределы полномочий, установленных частью 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ.

Вопреки доводам кассационной жалобы, государственный инспектор, возложив на ФГУП «Почта России», УФПС Камчатского края филиала ФГУП «Почта России» обязанности, касающиеся вопросов определения сумм, подлежащих выплате работнику Пикаловой О.В., по исчислению правильности которых между работником и работодателем возникли разногласия, фактически разрешил индивидуальный трудовой спор, что не отнесено к его компетенции.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи