Дело № 3а-1/2021(3а-69/2020)
№ 88а-7619/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 1 сентября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на решение Амурского областного суда от 18 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аполлон» к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании не действующим со дня принятия пункта 1 Приложения № 1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года № 19-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14 декабря 2018 года №157-пр/т».
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителей Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области – Шпиленок Н.П., Яновой О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ООО «Аполлон» - Туринской М.А., относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что судебные постановления являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель ООО «Аполлон» обратился в Амурский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать не действующими со дня принятия пункт 1 и Приложение № 1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20 марта 2020 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157-пр/т», возложить на Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Аполлон» на 2020 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды от 31 декабря 2019 года ООО «Аполлон» с 1 января 2020 года осуществляет выработку тепловой энергии на муниципальных объектах теплосетевого имущества, принадлежащих ЗАТО Циолковский на праве муниципальной собственности. Основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 35.30.14). 22 января 2020 года ООО «Аполлон» обратилось в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения. По результатам рассмотрения и анализа представленного пакета документов в пункте 1 Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года № 19-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14 декабря 2018 года № 157-пр/т» установлены тарифы на тепловую энергию на 2020 год согласно указанной в Приложении № 1 к Приказу календарной разбивке для ООО «Аполлон» (г.Циолковский): одноставочный (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) на 2020: с 20 марта 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 4002,33 руб./Гкал; с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 4002,33 руб./Гкал; население (тарифы указываются с учетом НДС) на 2020: с 20 марта 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 4802,80 руб./Гкал; с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 4802,80 руб./Гкал. С пунктом 1 и Приложением № 1 Приказа общество не согласно, полагает, они не соответствуют Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, другим федеральным законам. В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) по расчетам ООО «Аполлон» определена в размере 345 814 рублей 22 копейки. Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям составляет 58203,60 Г/кал. Таким образом, экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, вырабатываемую обществом в 2020 году, рассчитанный как отношение необходимой валовой выручки к объему полезного отпуска составляет 5 941,35 руб./Гкал. Между тем, в отсутствие на то достаточных оснований регулирующим органом установлен тариф 4002,33 руб./Гкал, то есть значительно ниже экономически обоснованных затрат общества, что противоречит Федеральному закону «О теплоснабжении» и принятым во исполнение указанного закона подзаконным нормативным актам. Все экономически обоснованные расходы ООО «Аполлон» подтверждены документально со ссылками на нормы действующего законодательства и приведены в пояснительной записке к расчетам.
Решением Амурского областного суда от 18 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года, административное исковое заявление ООО «Аполлон» удовлетворено частично. Признаны не действующими со дня принятия пункт 1 и Приложение № 1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20 марта 2020 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157-пр/т». На Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
20 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на решение Амурского областного суда от 18 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года, поданная через Амурский областной суд 9 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении ООО «Аполлон» административного искового заявления, со ссылкой на несоответствие выводов судебных инстанций, содержащихся в оспариваемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные нарушения норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы Управление ссылается на то, что суд апелляционной инстанции согласился с выводами судебной экспертизы, в то время как ее выводы нельзя принимать в качестве допустимого доказательства, ввиду того, что она проведена ненадлежащим образом, экспертом проигнорированы требования методических рекомендаций, которые имеют существенное влияние на результат, что привело к значительному завышению численности производственного персонала цехового и административного. В экспертном заключении не отражены понесенные фактические расходы по оплате труда ООО «Аполлон» в 2020 году. Фактическая численность персонала административного истца не превышает плановую (нормативную), а ожидаемый фонд оплаты труда ниже планового на 3.1 %. Создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации, и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться расходы, связанные с его созданием в составе внереализационных расходов. Вместе с тем, судом не учтено, что данные расходы включены в статью расходов «топливо», тем самым происходит двойной учет расходов, в связи с чем организация получит необоснованный доход. Кроме того, расходы, связанные с созданием нормативного запаса топлива, могут быть учтены в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в части расходов в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Вывод судов о необоснованности исключения расходов по договорам с ООО «ПНФ «Востокавтоматика» является необоснованным, поскольку ООО «Аполлон» не представило сведений о точном количестве узлов, их характеристиках, годе установки, годе последней поверки и прочее. Исключение расходов по обязательному страхованию из состава НВВ суд посчитал противоречащим принципам государственного тарифного регулирования, тогда как договор № № от 17 января 2020 года не является договором обязательного страхования гражданской ответственности. Расходы, связанные с предоставлением услуг аварийно-спасательного формирования, не включены в расчет, поскольку план по ликвидации последствий ЧС на производственном объекте, утвержденный ГУ МЧС России по Амурской области, и свидетельство о регистрации опасных производственных объектов представлены не были. Невключение органом регулирования расходов на реализацию программы по энергосбережению в тарифы не лишает организацию возможности выполнять планируемые мероприятия, а возмещение расходов, направленных на энергосбережение, организация получает в виде экономии расходов, достигнутых в результате ее реализации. Таким образом, в связи с отсутствием обоснованности расходов на ремонт тепловых сетей ООО «Аполлон», расходы были исключены в полном объеме.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 августа 2021 года кассационная жалоба управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Шпиленок Н.П., Яновой О.В., представителя ООО «Аполлон» Туринской М.А., заключение прокурора Нишоновой Ф.А., изучив письменные возражения представителя ООО «Аполлон», письменные возражения прокуратуры Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 13, 15, 16, 17, 20 и 28 Правил установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций, расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа (п.33 Основ ценообразования).
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 42 Основ ценообразования).
Пунктом 44 Основ ценообразования установлено, что в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются:
а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями;
б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В силу подпункта 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (пункты 3 и 4 Порядка).
В силу пунктов 1.1, 3.15 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года № 491, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
Как усматривается из материалов дела и установленного судами, ООО «Аполлон» является сетевой организацией, оказывающей услуги по производству и передаче тепловой энергии в виде горячей воды на территории ЗАТО Циолковский Амурской области.
22 января 2020 года ООО «Аполлон» обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год.
На основании приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 3 февраля 2020 года №1-д/т открыто дело №199-20/т об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Аполлон» (ЗАТО Циолковский) на 2020 год с 3 февраля 2020 года методом экономически обоснованных расходов.
Управлением проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов, согласно которой определена необходимая валовая выручка в размере 232 949,75 тыс.руб., расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям - 58 203,60 Гкал. Тариф, рассчитанный как отношение необходимой валовой выручки к объему полезного отпуска для ООО «Аполлон» (котельные ГП 201, №72 ЗАТО Циолковский) на 2020 год, составил 4002,33 руб./Гкал (без НДС, для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (одноставочный)), 4802,80 руб./Гкал (с НДС, для населения (одноставочный)).
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года № 19-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 № 157-пр/т» установлены тарифы на тепловую энергию на 2020 год согласно указанной в Приложении № 1 к приказу календарной разбивке для ООО «Аполлон» (г.Циолковский): для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (одноставочный, без НДС) на 2020 год: с 20 марта 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 4002,33 руб./Гкал; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 4002,33 руб./Гкал; для населения (одноставочный, с НДС) на 2020 год: с 20 марта 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 4802,80 руб./Гкал; с 1 июля 2020 по 31декабря 2020 года в размере 4802,80 руб./Гкал.
Из экспертного заключения по делу №199-20/т об установлении тарифов на производство тепловой энергии для потребителей ООО «Аполлон» следует, что расходы на оплату труда и социальные нужды включены заявителем в необходимую валовую выручку в сумме 91 891,11 тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда – 70 576, 89 тыс.руб., отчисления на социальные нужды – 21 314,22 тыс.руб. При этом сумма экономически обоснованных расходов на оплату труда и социальные нужды, включенных Управлением в необходимую валовую выручку, составила 39 359,24 тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда – 30 229,83 тыс.руб., расходы на социальные нужды – 9129,41 тыс.рублей.
Численность работников рассчитана Управлением в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей», утвержденными Приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65. Среднегодовая нормативная численность составила - 37,93 ед. на год.
В расходах учтены доплаты и надбавки, выплачиваемые за счет себестоимости, компенсационные доплаты, в том числе за вредные условия труда – 4% и премиальные выплаты – 50%. Районный коэффициент к заработной плате принят в размере 30%, надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных в районах Дальнего Востока – 30 %.
Регулирующим органом заявленные расходы снижены в связи с корректировкой производственной программы, что повлекло за собой снижение нормативной численности персонала. Теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей осуществляется от котельной ГП-201, котельная № 72 используется для функционирования мазутного хозяйства и для нужд горячего водоснабжения в летний период, соответственно, снижается нормативная численность производственного персонала. Также изменилась величина удельного расхода топлива, потерь в тепловых сетях и расход на собственные нужды котельной в сравнении с предложением заявителя. В то время как производственная программа в предложении заявителя предусматривала эксплуатацию котельных № 72 и ГП-201 в одинаковой степени.
Кроме того, расходы сложились ниже, так как не включались при расчете расходов на оплату труда выплаты по итогам года ООО «Аполлон» в размере 33%, т.к. договор аренды недвижимого имущества муниципальной собственности от 31 декабря 2019 года № б/н заключен на 11 месяцев. Компенсационные выплаты за вредные условия учтены в минимальном размере 4%, а не 12% (нет проведенной специальной оценки рабочих мест).
В тоже время из заключения судебной экспертизы от 30 ноября 2020 года следует, что величина нормативной численности персонала рассчитана на основании Таблицы №1 Приказа Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (вместе с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий»), Приказа Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (вместе с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей»), с учетом технического состояния и технологического процесса производства тепловой энергии на котельных № 72 и ГП-201, арендуемых ООО «Аполлон», и материалов настоящего административного дела.
По результатам проведенной экспертизы сводная нормативная численность производственного персонала составляет: 60,18 ед., в том числе: операторы котельной – 12,65 ед., сливщики-разливщики – 4,3 ед., машинист насосных установок – 8,33 ед., лаборант – 6,8 ед., слесарь тепловых сетей – 6,9 ед., оператор теплопункта – 7,7 ед., слесарь по ремонту котлов и запорной арматуры – 5,2 ед., слесарь по ремонту вспомогательного котельного и насосного оборудования – 8,3 ед.
Нормативная численность административно-управленческого персонала (Таблица №1 Рекомендаций по нормированию труда Приказа №74 на основании рассчитанной численности основного производственного персонала при среднесписочной численности работников предприятия, - 60,18 ед.) составляет 20,62 ед., в том числе: общее руководство – 2 ед. (директор, главный инженер), бухгалтерский учет – 3 ед., комплектование и учет кадров – 0,5 ед., материально-техническое снабжение – 1 ед., надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством – 1 ед., общее делопроизводство – 1 ед., охрана труда – 1 ед., технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы – 1 ед., программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники – 1 ед., химический надзор за работой теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей и защита их от коррозий – 0,2 ед., правовое обслуживание – 1,08 ед., контроль за снятием показаний приборов учета – 2,21 чел, численность работников, занятых расчетом и приемом платежей за коммунальные услуги – 1,067 чел, сторож – 4 ед., уборщик служебных помещений – 0,56 ед.
Нормативная численность цехового персонала – ИТР составляет 23,94 ед., в том числе: инженер (техник) по организации подготовки производства – 1 ед., оперативно-диспетчерское обслуживание (старший диспетчер, диспетчер) – 6 ед., инженер (техник) по организации ремонта и наладки оборудования сооружений - 2 ед., энергонадзор – 1 ед., сбыт – 1 ед., начальник участка (котельной) – 1 ед., мастер участка (котельной) – 3,54 ед., обходчик водопроводной сети, слесарь-ремонтник водопроводной сети – 3,2 ед., оператор водозаборных сооружений – 1,1 ед., водитель – 1 ед., уборщик производственных помещений (котельная ГП-201 – 1,05 ед., котельная №72 – 1,05 ед.) – 2,1 ед., дворник – 1 ед.
Общая нормативная численность персонала составляет 104,74 ед.
Поскольку экспертиза проведена в установленном законом порядке экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, выводы эксперта способствовали установлению юридически значимых обстоятельств по делу, данное заключение обоснованно принято судебными инстанциями в качестве доказательства по делу.
Что касается решения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в части снижения при включении в НВВ экономически обоснованных расходов по статье затрат «внереализационные расходы», связанные с созданием нормативного запаса топлива, то судами установлено, что на основании протокола № 1 от 20 декабря по результатам конкурентной процедуры с ООО «Аполлон» 31 декабря 2019 года заключен договор аренды муниципального теплового имущества ЗАТО Циолковский сроком на 11 месяцев. Нормативный запас топлива по договору аренды ООО «Аполлон» не передавался, в ведомостях основных средств не учтен, в связи с чем заявленные обществом расходы на создание нормативного запаса топлива не подлежали исключению в полном объеме.
Из материалов дела также следует, что органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию полностью исключены расходы, связанные с поверкой и сервисным обслуживанием узлов учета по договорам с ООО «ПНФ «Востокпромавтоматика» от 1 января 2020 года № №-Аполлон на сервисное техническое обслуживание, ремонт, поверку оборудования коммерческих и технологических узлов учета отпуска и потребления энергоносителей на объектах ООО «Аполлон» на общую сумму 1315,02 тыс.руб. и от 1 января 2020 года № № на оказание услуг по удаленному мониторингу работы оборудования узлов учета потребителей тепловой энергии, установленного на жилых домах и объектах ЗАТО Циолковский на общую сумму 148,80 тыс.руб.
Заключение договора от 1 января 2020 года №№-Аполлон направлено на поддержание приборов учета используемых энергетических ресурсов в исправном состоянии, тогда как предметом договора №1/М-УУ-Ц является организация удаленного мониторинга работы оборудования узлов учета тепловой энергии.
При этом экспертное заключение органа регулирования не содержит анализа экономической обоснованности полного исключения данных расходов из необходимой валовой выручки.
Кроме того, регулирующим органом из необходимой валовой выручки были исключены документально обоснованные расходы общества, связанные с предоставлением услуг по аварийно-спасательному формированию в размере 420 тыс.руб.
Между тем, согласно положениям ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо прочих регулирующим органом были исключены расходы на страхование производственных объектов по договору от 17 января 2020 года № № №
Согласност.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Как следует из материалов тарифного дела, в регулирующий орган в обоснование расходов на страхование производственных объектов было предоставлено два договора, заключенных с ООО Страховая Компания «Гелиос»: договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 17 января 2020 года №б/н (опасный производственный объект - котельные ООО «Аполлон»), в размере 9,0 тыс.руб., и договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 17 января 2020 года № GELX11973420022000 (опасный производственный объект, - площадка хранения мазутного топлива), в размере 154,4 тыс.руб.
Судами установлено, что хоть договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта № № и не содержит формулировку «обязательное страхование», он является договором обязательного страхования, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к такого рода договорам.
Из материалов дела также следует, что регулирующим органом в полном объеме исключены расходы на ремонт тепловых сетей 1964 года постройки протяженностью 270 м диаметром 377 мм в сумме 1773,94 тыс.руб. на том основании, что в представленных обществом материалах тепловые сети 1964 года постройки диаметром 377 мм отсутствуют.
Вместе с тем, согласно актуализированной схеме теплоснабжения ЗАТО Циолковский, сведениям ЕГРН, технической документации годом ввода в эксплуатацию сетей теплоснабжения является 1964 год.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления ООО «Аполлон», суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что оспариваемый приказ принят Управлением в пределах компетенции, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации.
При это судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что проведенной по делу судебной экспертизой установлено несоответствие расходов по статье «оплата труда» требованиям действующего законодательства, в том числе в сфере тарифного регулирования; поскольку отчисления на социальные нужды являются статьей затрат, производной от статьи «оплата труда», эти расходы подлежат пересчету. Создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться данные расходы такой организации. Обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения является одним из принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, нарушение которого может привести к дестабилизации производственной деятельности организации и повлиять на качество и надежность оказываемых потребителям услуг. Правовых оснований для исключения в полном объеме заявленных Обществом расходов на создание нормативного запаса топлива у тарифного органа не имелось. Заключение договора от 1 января 2020 года №№-Аполлон направлено на поддержание приборов учета используемых энергетических ресурсов в исправном состоянии, тогда как предметом договора №№ является организация удаленного мониторинга работы оборудования узлов учета тепловой энергии. Исключение данных расходов из НВВ в полном объеме не основано на действующем законодательстве. В контексте конкретных обстоятельств регулирующим органом дополнительные сведения относительно наличия тепловых сетей 1964 года постройки протяженностью 270 м диаметром 377 мм у ООО «Аполлон» запрошены не были, самостоятельно общедоступная информация не проверена, что привело к принятию необоснованного решения об исключении указанных расходов из НВВ.
При этом, суды первой и второй инстанции правомерно согласились с выводом Управления в части исключения из необходимой валовой выручки расходов, связанных с истребованием задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, снятием показаний приборов учета, содержанием информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставлением платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами, ей в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Само по себе несогласие регулирующего органа с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 18 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области – без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решение Амурского областного суда от 18 января 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи