НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 № 2А-41/2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-41/2023

№ 88а-3157/2024

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мальмановой Э.К.,

судей Аняновой О.П., Капункина Ю.Б.

рассмотрела кассационную жалобу ФИО1, Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 сентября 2023 года, которым отменено решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2023 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Ростовской области (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просила взыскать с ФИО1 задолженность в размере 1 423 694,97 рублей, из них:

по земельному налогу с физических лиц

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов <данные изъяты> в размере 1935,45 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов <данные изъяты> в размере 58 0247,22 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> в размере 626,32 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> в размере 1017,81 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений <данные изъяты> в размере 196 049,35 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> в размере 644,53 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> в размере 129 632,67 рублей;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов <данные изъяты> в размере 72 739,42 рублей;

По налогу на имущество физических лиц:

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов <данные изъяты> в размере 93485 руб. по сроку платы 1 декабря 2021 года за 2020 год;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов <данные изъяты> 07701000 в размере 28 212,71 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемы к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> 60602462 в размере 14,77 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений <данные изъяты> 60645101 в размере 43 745,99 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> 60650412 в размере 60 827,92 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений <данные изъяты> 60650435 в размере 9640,30 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения <данные изъяты> в размере 4841,63 рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов <данные изъяты> в размере 2162,39 рублей.

Пени по налогу на доходы физических лиц

- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ <данные изъяты> в размере 83,80 рулей.

По налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов

- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) <данные изъяты> в размере 661,45 рублей;

- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) <данные изъяты> в размере 220,08 рублей.

По страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) <данные изъяты> в размере 15,42 рублей.

По страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года.

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года <данные изъяты> в размере 19,84 рублей.

По страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года.

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года <данные изъяты> в размере 200,76 рублей.

Транспортный налог

- транспортный налог с физических лиц ОКТМО <данные изъяты> в размере 21653,07 руб. по сроку уплаты 1 декабря 2021 года за 2020 год;

- транспортный налог с физических лиц <данные изъяты> в размере 161 500 рублей из них: 59 500 рублей по сроку уплаты 1 декабря 2021 года за 2020 год, 102 000 рублей по сроку уплаты 1 декабря 2021 года за 2019 год, включен в требование от 16 декабря 2021 года;

- пени по транспортному налогу с физических лиц <данные изъяты> в размере 2921,07 рублей;

- пени по транспортному налогу с физических лиц <данные изъяты> в размере 2790.70 рублей;

- пени по транспортному налогу с физических лиц <данные изъяты> в размере 4122.44 рублей.

В обоснование административного иска налоговый орган указал, что ФИО1 с 25 декабря 2013 года по 9 января 2019 года состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В период нахождения в статусе индивидуального предпринимателя ФИО1 в соответствии со статьями 207, 419, 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) являлся плательщиком: налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ; налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, КБК <данные изъяты>; страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда медицинского страхования. Также административный ответчик в соответствии со статьями 357, 388, 400 НК РФ является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает объектами налогообложения, которые в свою очередь поименованы в налоговых уведомлениях. Административным ответчиком суммы имущественных налогов в установленные законом сроки не уплачены, в связи с чем на сумму недоимки инспекцией начислены пени. До обращения в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по пени по налогам инспекция предлагала налогоплательщику уплатить сумму задолженности в добровольном порядке, направив требования об уплате недоимки и пени, которые исполнены не были. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, в связи с чем 6 апреля 2022 года мировым судьей вынесен судебный приказ , который впоследствии отменен 5 мая 2022 года в связи с поступлением возражений должника. На дату подачи административного искового заявления обязательные платежи, отраженные в требованиях, административным ответчиком не уплачены.

Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 сентября 2023 года решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым с ФИО1 в пользу инспекции взысканы:

- недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 21 653,07 рублей (<данные изъяты>);

- недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 59 500 рублей (<данные изъяты>) и пени за период с 2 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 301,47 рублей;

- пени на недоимку по транспортному налогу за 2019 год за период с 27 января 2021 года по 7 ноября 2021 года в размере 267,39 рублей, за период с 20 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 16,04 рублей;

- пени на недоимку по налогу на имущество за 2019 год за период с 12 февраля 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 751,87 рублей;

- пени на недоимку по налогу на имущество за 2019 год за период с 27 января 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 893,91 рублей;

- пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 12 января 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 645,15 рублей;

- пени на недоимку по земельному налогу за 2018 год за период с 12 января 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 645,15 рублей;

- пени на недоимку по земельному налогу за 2019 год за период с 12 января 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 645,15 рублей;

- недоимку по налогу на имущество за 2020 год (<данные изъяты>) в размере 93 485 рублей, пени за период с 2 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года в размере 473,64 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных инспекцией административных исковых требований отказано. С ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4785 рублей.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 ноября 2023 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 сентября 2023 года и оставлении в силе решения Пролетарского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2023 года. По мнению заявителя, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, правомерно исходил из того, что на протяжении 7 месяцев, пока рассматривалось дело, административным истцом не представлено ни единого доказательства в обоснование заявленного требования.

Определением судьи от 12 декабря 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 декабря 2022 года, налоговый орган просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 сентября 2023 года и удовлетворить административный иск в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что административный ответчик неоднократно менял место регистрации, следовательно, сведения о налогоплательщике неоднократно передавались в соответствующий налоговый орган по новому месту учета.

Определением судьи от 9 января 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) устанавливает обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Из положений статьи 401 НК РФ следует, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Срок уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов с физических лиц установлен пунктом 1 статьи 409, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 363 НК РФ, в соответствии с которыми данные налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 упомянутого Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения процедуры принудительного взыскания задолженности по налогам и пени.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился исходя из следующего.

Так, судом установлено, что ФИО1 с 25 декабря 2013 года по 9 января 2019 года состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также минимального налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, административный ответчик ФИО1, как собственник недвижимого имущества и земельных участков, является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Из материалов дела видно, что ФИО1 принадлежат транспортные средства, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога.

Расчет налогов приведен в налоговых уведомлениях от 20 октября 2016 года , от 12 октября 2017 года , от 4 октября 2018 года , от 18 августа 2019 года , от 28 сентября 2020 года , от 1 сентября 2021 года .

Инспекцией данные налоговые уведомления направлены по адресу, указанному ФИО1 в поданном им 24 января 2017 года в налоговый орган заявлении (<адрес>).

В указанных выше налоговых уведомлениях, направленных в адрес налогоплательщика, ему предлагалось уплатить недоимку по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы.

Ввиду того, что в установленный законом срок оплата налогов за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы административным ответчиком не была произведена, налоговым органом начислены пени.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ в адрес ФИО1 направлены требования об уплате налогов, пени и штрафа: от 4 ноября 2021 года по сроку уплаты до 14 декабря 2021 года, от 8 ноября 2021 года по сроку уплаты до 17 декабря 2021 года, от 22 декабря 2021 года по сроку платы до 8 февраля 2022 года, от 16 декабря 2021 года по сроку уплаты до 1 февраля 2022 года.

Требования налогового органа в добровольном порядке исполнены не были, в связи с чем инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 имеющейся задолженности.

Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка Пролетарского судебного района Ростовской области 6 апреля 2022 года, отменен определением от 5 мая 2022 года.

15 сентября 2022 года налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Удовлетворяя частично заявленные административным истцом требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что порядок и срок обращения с административным иском налоговым органом соблюден.

Так, налоговым органом ФИО1 направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года , в котором плательщику было предложено уплатить транспортный налог за 2020 год в размере 21 653,07 рублей (ОКТМО 46759000), в размере 76 016 рублей (<данные изъяты>).

Согласно пояснениям налогового органа, данным в судебном заседании суда апелляционной инстанции, ФИО1 произведена частичная оплата налога, в связи с чем итоговая сумма, заявленная к взысканию по транспортному налогу (<данные изъяты>), составила 59 500 рублей.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обязанность по оплате транспортного налога не выполнена, указанная недоимка в срок до 1 декабря 2021 года не оплачена, а потому недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 21 653,07 рублей (<данные изъяты>), в размере 59 500 рублей (<данные изъяты>) подлежит взысканию с административного ответчика.

При этом судебная коллегия не нашла оснований для взыскания недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 102 000 рублей, поскольку недоимка по транспортному налогу за 2019 год ранее была предметом судебного разбирательства Пролетарского районного суда Ростовской области.

Так, решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 13 июля 2022 года недоимка по транспортному налогу за 2019 год уже была взыскана в размере 28 312 рублей. Как следует из указанного решения, изначально сумма к взысканию была заявлена в размере 181 312 рублей, которая в последующем самостоятельно уменьшена налоговым органом на 153 000 рублей, то есть до 28 312 рублей.

В налоговом уведомлении от 1 сентября 2021 года налогоплательщику также предлагалось уплатить налог на имущество за 2020 год в размере 223 654 рублей (<данные изъяты>).

Согласно пояснениям налогового органа, представленным судебной коллегии, инспекцией с учетом решений Ставропольского краевого суда от 24 февраля 2022 года и от 13 октября 2022 года, которыми изменена кадастровая стоимость недвижимого имущества, принадлежащего ФИО1, произведен перерасчет налога на имущество, в результате которого размер недоимки по налогу на имущество за 2020 год по сроку уплаты 1 декабря 2021 года составил 93 485 рублей.

ФИО1 обязанность по оплате налога на имущество не выполнена, указанная недоимка в срок до 1 декабря 2021 года не оплачена, а потому недоимка по налогу на имущество за 2020 год в размере 93 485 рублей (<данные изъяты>) подлежит взысканию с административного ответчика.

Требования об уплате налогов, пени и штрафа от 4 ноября 2021 года , от 8 ноября 2021 года , от 22 декабря 2021 года , от 16 декабря 2021 года направлены налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика.

При этом пунктом 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требования об уплате налога могут быть переданы физическому лицу, в частности через личный кабинет налогоплательщика.

В силу пункта 2 статьи 11.2 НК РФ порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1 пункта 8 приказа Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года № «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с названным Порядком.

Для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица.

В материалы дела были представлены снимки экрана с изображением страниц личного кабинета налогоплательщика, из которых видно, что ФИО1 в спорные периоды пользовался личным кабинетом налогоплательщика, в частности, осуществлял вход в личный кабинет.

При этом судебная коллегия отметила, что создание личного кабинета налогоплательщика в отсутствие заявления налогоплательщика не предусмотрено ни нормами НК РФ, ни приказом Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика». В свою очередь, обращение с заявлением о создании личного кабинета служит основанием для представления физическому лицу регистрационной карты по форме согласно приложению № 3 к названному Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль.

На основании пункта 23 Порядка датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Как видно из материалов дела, требования об уплате налога от 4 ноября 2021 года , от 8 ноября 2021 года , от 22 декабря 2021 года , от 16 декабря 2021 года направлены через личный кабинет ФИО1 8 ноября 2021 года, 9 ноября 2021 года, 16 декабря 2021 года и 23 декабря 2021 года. При этом, как видно из распечатки личного кабинета, ФИО1 в спорный период был осуществлен вход в личный кабинет налогоплательщика, а, следовательно, получены указанные выше требования.

Ввиду того, что ФИО1 не была в установленный законом срок уплачена недоимка по транспортному налогу за 2019, 2020 годы и налогу на имущество за 2020 год, судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда пришла к выводу, что налоговым органом правомерно начислены пени в размере:

- 267,39 рублей за период с 27 января 2021 года по 7 ноября 2021 года; 16,04 рублей за период с 20 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года на недоимку по транспортному налогу в размере 28 312 рублей за 2019 год;

- 301,47 рублей за период с 2 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 год на недоимку по транспортному налогу в размере 59 500 рублей за 2020 год;

- 473,64 рублей за период с 2 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года на недоимку по налогу на имущество в размере 93 485 рублей за 2020 год.

Кроме того, из имеющегося в материалах административного дела апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 декабря 2022 года следует, что с ФИО1 была взыскана недоимка по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 годы в размере 31 688 рублей (по 10 556 рублей за каждый год) <данные изъяты>), недоимка по налогу на имущество за 2019 года – 12 302 рублей (<данные изъяты>) и в размере 15 979 рублей (<данные изъяты>).

Доказательства уплаты указанной недоимки до настоящего времени не представлены, в связи с чем, по мнению судебной коллегией, налоговым органом правомерно начислены пени в размере:

- 751,87 рублей за период с 12 февраля 2021 года по 21 декабря 2021 года на недоимку по налогу на имущество в размере 12 302 рублей за 2019 год;

- 893,91 рублей за период с 27 января 2021 года по 21 декабря 2021 года на недоимку по налогу на имущество в размере 15 979 рублей за 2019 год;

- 645,15 руб. за период с 12 января 2021 года по 21 декабря 2021 год на недоимку по земельному налогу в размере 10 556 рублей за 2017 год;

- 645,15 рублей за период с 12 января 2021 года по 21 декабря 2021 года на недоимку по земельному налогу в размере 10 556 рублей за 2018 год;

- 645,15 рублей за период с 12 января 2021 года по 21 декабря 2021 год на недоимку по земельному налогу в размере 10 556 рублей за 2019 год.

Между тем суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения остальной части заявленных инспекцией требований, указав, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, страховых взносов.

При этом налоговым органом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не предоставлены допустимые и достоверные доказательства того, что налоговым органом до настоящего времени взысканы с ФИО1: недоимка по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы; недоимка по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы; недоимка по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 3 квартал 2018 года; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 166,55 рублей по сроку уплаты 24 января 2019 года, в размере 4590 рублей по сроку уплаты 9 января 2018 года, в размере 166,50 рублей по сроку уплаты 24 января 2019 года, в размере 4590 рублей по сроку уплаты 9 января 2018 года, в размере 166,50 рублей по сроку уплаты 24 января 2019 года, в размере 4590 рублей по сроку уплаты 9 января 2018 года; недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 3 квартал 2018 года; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2016, 2017, 2018 годы; недоимка по налогу на доходы физических лиц за 3 квартал 2018 года, либо того, что уплата указанной недоимки произведена ФИО1 добровольно.

С учетом частичного удовлетворения административных исковых требований суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4785 рублей.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что административным истцом не представлено ни единого доказательства в обоснование заявленного требования, не могут быть признаны состоятельными по приведенным выше основаниям.

Утверждения жалобы инспекции о том, что административный ответчик неоднократно менял место регистрации, также не могут влиять на правильность выводов суда апелляционной инстанции, обоснованно отметившего, что уничтожение инспекцией документации, необходимой для решения вопроса о взыскании задолженности в принудительном порядке до тех пор, пока данный вопрос не урегулирован, не может трактоваться как факт исполнения налоговым органом своей обязанности по направлению требований налогоплательщику.

Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 сентября 2023 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационных жалоб, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1, Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 февраля 2024 года.