НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2021 № 3А-357/20

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 3а-357/2020

г. Краснодар 9 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Михеевой К.Б., действующей в интересах ООО «Спецпроект», на решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Спецпроект» об оспаривании нормативного правового акта в части.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение представителя ООО «Спецпроект» по доверенности Мазур Е.А., настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по доверенности Ефимова В.В., заключение прокурора Костюка А.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30 мая 2020 г. № 927-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.

ООО «Спецпроект», осуществляя лицензированную деятельность по размещению отходов на межмуниципальном полигоне по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, село Большие Чапурники, включенном, согласно территориальной схеме обращения с отходами, в перечень объектов по захоронению отходов, обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими разделов 8 «Схема потоков отходов» и 9 «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выводе из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов» территориальной схемы по обращению с отходами.

Решением Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной представителем ООО «Спецпроект» по доверенности Михеевой К.Б. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в областной суд.

Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 июля 2021 г., определением судьи кассационной инстанции от 3 августа 2021 г. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Выслушав объяснение представителя ООО «Спецпроект» по доверенности Мазур Е.А., настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по доверенности Ефимова В.В. и заключение прокурора Костюка А.И., полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.

На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в числе которых утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в подпунктах 7, 7.1 и 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как следует из материалов дела, органом исполнительной власти Волгоградской области, к полномочиям которого относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, является комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (областной закон от 25 сентября 2017 г. № 77-ОД «Об отдельных вопросах в сфере обращения с отходами производства и потребления», положение о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утверждённое постановлением администрации Волгоградской области от 19 декабря 2019 г. № 693-п).

Установление порядка разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем относится к полномочиям Российской Федерации (статья 5 Закона об отходах производства и потребления).

Пунктом 4 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее – Правила № 1130).

Пунктами 19-24 Правил № 1130 предусмотрено, что разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы обращения с отходами до его утверждения подлежит общественному обсуждению, которое включает: размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами; направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте «в» пункта 20, в уполномоченный орган предложений и замечаний; подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии.

Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в соответствии с положениями Правил № 1130 в период с 28 апреля по 29 мая 2020 г. проведено общественное обсуждение проекта территориальной схемы.

В соответствии с Правилами № 1130 приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № 744-ОД от 27 апреля 2020 г. «О проведении общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами на территории Волгоградской области», определены дата начала общественных обсуждений проекта территориальной схемы - 28 апреля 2020 г., дата их окончания – 29 мая 2020 г.

Проект территориальной схемы, уведомление о датах начала и окончания проведения обсуждения территориальной схемы были размещены на официальном сайте в сети комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Интернет 27 апреля 2020 года.

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области 27 апреля 2020 г. направил уведомления о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта на электронном носителе в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и комитет тарифного регулирования Волгоградской области, 28 апреля 2020 г. в указанные органы проект территориальной схемы был также направлен по электронной почте.

Суды правомерно указали на доказанность исполнения административным ответчиком обязанности по направлению уведомления о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта на электронном носителе в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Кроме того, проект территориальной схемы направлен ответчиком 28 апреля 2020 г. на адрес электронной почты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, указанный в сети Интернет на ее официальном сайте: os@rpn.gov.ru. Из отчета о доставке отправления на адрес электронной почты следует, что отправление доставлено.

Об обстоятельствах, свидетельствующих о получении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проекта территориальной схемы, переданного посредством электронной почты, отличного от проекта, направленного почтовой связью на электронном носителе, в ходе производства по делу заявлено не было.

В установленный срок замечания поступили от комитета тарифного регулирования Волгоградской области, по итогам рассмотрения которых, подготовлено заключение об их учёте и (или) о причинах их отклонения, которое размещено в открытом доступе на официальном сайте комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в сети Интернет 22 мая 2020 г.

В комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области 26 мая 2020 г. по почте поступили замечания и предложения по корректировке проекта территориальной схемы ООО «Спецпроект», которые не были рассмотрены по существу, как направленные за пределами установленного срока.

По этому же основанию не были рассмотрены замечания и предложения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с пунктом 27 Правил № 1130 территориальная схема утверждена приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30 мая 2020 г. № 927-ОД.

В соответствии с пунктом 26 Правил № 1130 проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения: в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в объём соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции; в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; в схему потоков отходов.

Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, территориальная схема должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов; оценку объёма соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 2 и 12 Правил № 1130, схема потоков отходов представляет собой графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Схема потоков отходов (как в проекте территориальной схемы, так и после утверждения) отображается графически – стрелками от источника образования до объекта обращения с твёрдыми коммунальными отходами. При этом схема потоков ТКО в проекте и в утверждённой схеме идентичны, что подтверждается приложением В1 «Перспективная логистика».

Расстояние транспортирования в километрах, указанное в утверждённой территориальной схеме, не совпадает с данными в километрах, содержащимися в проекте территориальной схемы.

Указание в схеме потоков на расстояние в километрах, не являющееся обязательным составляющим такой схемы, не свидетельствует об изменении схемы потоков отходов.

В силу требований пункта 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно генеральному плану Большечапурниковского сельского поселения, утвержденному решением Большечапурниковского сельского совета № 22/66 от 30 декабря 2015 г., Правилам землепользования и застройки, утверждёнными решением Светлоярской районной Думы от № 46/240 от 17 марта 2017 г., учтено расположение объектов специального назначения на территории восточной части поселения, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, содержащие положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения.

Согласно пункту 5 статьи 14 названного Кодекса на картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.

Частью 8 статьи 15 данного Кодекса предусмотрена возможность внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации по заявлению участников таких правоотношений. При этом процедура изменений схемы территориального планирования должна проходить в том же нормативном порядке, что и утверждение самой схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Таким образом, территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разрабатываемая в соответствии со схемой территориального планирования, представляет собой перспективный документ, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров, осуществляется деятельность регионального и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения и обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Действовавшие на период разработки и утверждения оспариваемой территориальной схемы Схема территориального планирования Волгоградской области до 2030 г., утвержденная постановлением администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 г. № 337-п, Региональная программа в области обращения с отходами, утверждённая постановлением Правительства Волгоградской области № 686-п от 4 декабря 2013 г., содержали сведения о планируемых для размещения объектах регионального значения – «Строительство межмуниципального полигона на территории Светлоярского муниципального района» и «Строительство мусороперерабатывающего комплекса на территории Светлоярского муниципального района».

Однако в названной Региональной программе отражено отсутствие инвестирования на строительство указанных мероприятий в 2018 г. – 2020 г.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1130 территориальная схема включает разделы, в том числе: места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которые содержат также и сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности; данные о предполагаемых сроках и планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

В силу части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 1130 раздел «Оценка объёма соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» содержит сведения об объёме необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, необходимых для развития отрасли обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации.

Оценка объёма капитальных вложений осуществляется с учётом необходимости строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации указанных объектов, наличия таких мероприятий в региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, обоснованием использования строительных материалов, технологий, оборудования и специализированного автотранспортного парка.

Оценка объёма капитальных вложений осуществляется на основании укрупненных нормативов цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, оценка капитальных вложений осуществляется на основании сметной стоимости реализованных объектов-аналогов, в том числе проектная документация которых признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования, и инвестиционных программ в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Из вышеприведенных приведенных положений пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункта 14 Правил № 1130 следует, что включение в территориальную схему конкретных объектов обращения с отходами также должно быть основано на оценке объемов капитальных вложений, в частности в строительство, реконструкцию таких объектов.

В оспариваемой территориальной схеме отражен полигон твердых коммунальных отходов Светлоярского района, принадлежащий административному истцу. Полигон ООО «Спецпроект», планируемой мощностью 3 000 000 м3/год, с датой начала строительства - 2016 г., датой его окончания – 2020 г., планируемым вводом в эксплуатацию в 2017 г., введен в эксплуатацию в 2017 г. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию администрации Столярского муниципального района Волгоградской области выдано 16 октября 2017 г.)

Между администрацией Волгоградской области и ООО «Спецпроект» 9 ноября 2017 г. заключено инвестиционное соглашение № С-561/17, согласно которому, ООО «Спецпроект» реализует на территории Волгоградской области инвестиционный проект «Строительство современного межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов в Светлоярском районе Волгоградской области». Пунктом 2.4.4 инвестиционного соглашения предусмотрено, что общий объём инвестиций (стоимость проекта) составляет 260,0 млн. руб., в том числе по годам: в 2017 году – 78,0 млн. руб., в 2018 году – 57,0 млн. руб., в 2019 году – 50,0 млн. руб., в 2020 году – 75,0 млн. руб. ООО «Спецпроект» условия названного инвестиционного соглашения в 2017-2018 годах выполнены не были, что также им не оспаривалось в ходе производства по делу.

В период разработки проекта территориальной схемы ООО «Спецпроект» пояснил, что мероприятия по строительству межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов на территории Светлоярского района не осуществлялись ввиду того, что объект введён в эксплуатацию; ведутся работы по разработке инвестиционной программы для её представления в уполномоченный орган; об объёме инвестиций и сроках реализации мероприятий будет сообщено дополнительно.

Впоследствии, ООО «Спецпроект» обратился в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с просьбой в целях своевременной подготовки 2-й очереди полигона твёрдых коммунальных отходов включить указанное мероприятие (строительство) в территориальную схему, а также мероприятие по строительству объекта «Мусороперерабатывающий комплекс в Светлоярском районе Волгоградской области», приложив инвестиционную программу в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на 2020 – 2025 годы «Строительство полигона ТКО в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области – 2-я очередь строительства», из которой следует, что началом второго этапа строительства полигона (участка размещения отходов ТБО) является 2020 г.; в соответствии с проектной документацией расходы на 2020 г. составят 16,31 млн. руб.

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области запросил у ООО «Спецпроект» сведения о модернизации существующего или создании новых объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе, содержащие данные: 1) мощность и технические характеристики объекта после модернизации/создания, с приложением подтверждающей документации; 2) сметные расчёты, подтверждающие объём капитальных вложений на модернизацию/создание объекта; 3) срок реализации мероприятия; 4) в случае изменения местоположения объекта, в том числе увеличение его территории после модернизации, указать адрес и координаты объекта. Кроме того, административный ответчик запросил у истца сведения о реализации строительства второй очереди полигона в первом квартале 2020 г. Соответствующая информация представлена не была.

При наличии данных о введении в эксплуатацию объекта - межмуниципальный полигон, с учетом того обстоятельства, что истцом не были представлены сведения о корректировке показателей инвестиционного соглашения или его прекращения (в связи с неисполнением условий названного соглашения), об уточнении сроков и объёма инвестиций (с разбивкой по годам) для корректного их отражения при формировании территориальной схемы, о финансировании в 2020 г. строительства второй очереди полигона в размере 16 300,00 тыс. руб. и ответа истца о том, что строительство указанного полигона не осуществляется, в отсутствие непредставленных сведений о модернизации существующего или создании новых объектов обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе, содержащие данные о мощности и технических характеристиках объекта после модернизации/создания, с приложением подтверждающей документации; сметных расчётов, подтверждающих объём капитальных вложений на модернизацию/создание объекта; сведений о сроках реализации мероприятия, мероприятие – строительство второй очереди полигона ТКО не могло быть включено в территориальную схему в связи с невозможностью дать оценку объёму соответствующих капитальных вложений.

Аналогичные обстоятельства, указывающие на несостоятельность позиции административного истца, установлены при оценке доводов о неправомерном невключении в оспариваемую территориальную схему мероприятия по строительству современного мусороперерабатывающего комплекса на территории Волгоградской области», инвесторам которого являлось общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр». При этом согласно существовавшему между административным истцом и обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» соглашению, последнее обязалось предоставить ООО «Спецпроект» объект незавершённого строительства – объект обработки твердых коммунальных отходов для осуществления своими силами и за свой счет завершения его строительства и последующей эксплуатации объекта по назначению.

Само по себе отражение планируемых для размещения объектов обращения с отходами в документах территориального планирования не может являться единственным основанием для включения таких объектов в территориальную схему в области обращения с отходами.

Из обоснования решения о включении в положения оспариваемой территориальной схемы данных о планируемом строительстве на территории Волгоградской области экотехнопарков следует, что оно основано на комплексном анализе и результатах мониторинга сложившейся на территории Волгоградской области ситуации в сфере обращения с отходами, географических особенностях региона, необходимости обеспечения равного доступа всех потребителей региона к объектам инфраструктуры, в целях создания перспективных объектов по утилизации твердых коммунальных отходов и снижения объема твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, что соответствует положениям статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, регламентирующим понятие территориальной схемы, в том числе как документа стратегического планирования развития системы обращения с отходами.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 сентября 2021 года.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Н.Х. Карасова

А.Е. Иванов

Постановление30.09.2021