ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-927/2022
8а-24327/2023 (88а-30790/2023)
г. Краснодар 5 сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Васильченко В.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России № 10 по Краснодарскому краю о взыскании с Васильченко В.П. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., объяснение Васильченко В.П., настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, представителя МИФНС России № 10 по Краснодарскому краю по доверенности Щербань Н.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющая обязанности начальника МИФНС России № 10 по Краснодарскому краю Кротова С.Г. обратилась в суд с административными исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства, о взыскании с Васильченко В.П. обязательных платежей и санкций по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рублей, пени в размере 48 рублей 76 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рублей, пени в размере 207 рублей 92 копеек; транспортному налогу за 2017, 2018 год в размере 1 740 рублей, пени в размере 25 рублей 58 копеек.
Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 28 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рублей, пеню в размере 48 рублей 76 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части, по делу принято новое решение, которым требования иска удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной Васильченко В.П. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 июля 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 августа 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Васильченко В.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя МИФНС России № 10 по Краснодарскому краю по доверенности Щербань Н.В., полагавшей апелляционное определение законным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе Васильченко В.П. выражает несогласие с решением апелляционного суда о взыскании с него недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и транспортному налогу, в обоснование указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45 названного Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абзац 2). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3).
Пунктом 6 статьи 45 данного Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 48 названного Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, на основании решения адвокатской палаты Краснодарского края от 27 июля 2001 года № 7, распоряжения от 24 сентября 2002 года № 3 Васильченко В.П. зарегистрирован в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов и транспортного налога.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период - 2019 год в размере 29 354 рублей, пени в размере 207 рублей 92 копеек, районный суд исходил из того, что административный ответчик освобожден от обязанности по уплате за себя указанных страховых взносов, поскольку является адвокатом из числа военных пенсионеров. Касаемо отказа в удовлетворении иска в части взыскания с Васильченко В.П. недоимки по транспортному налогу за 2017, 2018 год в размере 1 740 рублей, пени в размере 25 рублей 58 копеек, районным судом указано на повторность обращения налогового органа с таким требованием, так недоимка за 2017 год взыскана с ответчика в рамках административного дела № 2а-624/2019; в удовлетворении требований о взыскании недоимки за 2018 год отказано в связи истечением срока исковой давности – административное дело № 2а-240/2020.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами районного суда ввиду неправильного применения норм процессуального права.
Задолженность Васильченко В.П. за расчетный период 2019 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 29 354 рублей
Суммы страховых взносов административным ответчиком добровольно не уплачены, в связи с чем, налоговым органом на образовавшуюся недоимку начислены пени.
Тот факт, что Васильченко В.П. является военным пенсионером, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не освобождает.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которыми физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения, не являются страхователями (статья 6) и исключены из числа застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (статья 7).
В статью 29 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также внесены изменения, согласно которым физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, вправе вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (подпункт 7 пункт 1). То есть адвокатам, являющимся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, предоставлены дополнительные гарантии по самостоятельному решению вопроса о вступлении (невступлении) в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ опубликован 30 декабря 2020 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). С учетом того, что данный закон не содержит нормы об ином порядке его вступления в силу, он вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть 10 января 2021 года.
Тем самым адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, получающие пенсию в соответствии с Законом № 4468-1, освобождены от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с названной даты.
При этом каких-либо положений, придающих Федеральному закону № 502-ФЗ обратную силу, названный закон не содержит. Следовательно, ко времени уплаты Васильченко В.П. страховых взносов в законодательство не были внесены изменения, исключающие из числа плательщиков страховых взносов категории лиц, к которым он относится, следовательно, оснований для отказа во взыскании пенсионных страховых взносов и пени не имеется.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Васильченко В.П. недоимки по транспортному налогу за 2017, 2018 год в размере 1 740 рублей, пени в размере 25 рублей 58 копеек, суд апелляционной инстанции достоверно установил, что в рамках административного дела № 2а-624/2019 судом исследовался факт неуплаты Васильченко В.П. страховых взносов за 2017 год и транспортного налога за 2016 год; административного дела № 2а-240/2020 – страховых взносов за 2018 год. Таким образом, указание районного суда на повторность обращения налогового органа с требованием взыскания транспортного налога за 2017, 2018 год является ошибочным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене решения районного суда в части и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
Поскольку судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 5 сентября 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев