НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2022 № 8А-9263/202288А-15943/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-9263/2022 88а-15943/2022

номер дела суда 1-й инстанции 2а-932/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 05 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Капункина Ю.Б., Усенко Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жукова Е.А., поступившую в суд первой инстанции 14 февраля 2022 года, на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Жукова Е.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1106, избирательной комиссии МО «Красноярский район» об отмене решения результатов выборов, признании выборов недействительными.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения Жукова Е.А., прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Жуков Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1106, избирательной комиссии МО «Красноярский район» об отмене решения результатов выборов, признании выборов недействительными.

Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 11 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Жукова Е.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года оставлено без изменения решение Красноярского районного суда Астраханской области от 11 ноября 2021 года.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Жуков Е.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение.

От председателя избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Стомпель Е.И. поступило заявление о рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие представителя избирательной комиссии.

От председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1106 Тлеповой Р.А. поступило заявление о рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие представителя избирательной комиссии.

В судебном заседании суда кассационной инстанции Жуков Е.А. доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономарева П.Г. доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено достоверных и бесспорных доказательств нарушений действующего законодательства в ходе дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.

Согласно материалам дела, решением Совета муниципального образования «Красноярский район» от 25 июня 2021 года № 139 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» дополнительные выборы депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7 назначены на 19 сентября 2021 года. Данное решение было опубликовано в районной газете «Красноярский вестник» от 29 июня 2021 года № 44 (11972).

Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 13 мая 2004 года № 23/205-3 полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» возложены на территориальную избирательную комиссию Красноярского района.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» от 30 июня 2021 года № ? полномочия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 7 по дополнительным выборам депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» возложены на избирательную комиссию муниципального образования «Красноярский район».

Постановлением окружной избирательной комиссии многомандатному избирательного округа № 7 от 26 июля 2021 года Жуков Е.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7, выдвинутым избирательным объединением «Красноярское районное отделение АОО п.п. «КПРФ».

Согласно протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 7 на избирательном участке № 1106 Алибаев В.Ш. набрал 70 голосов избирателей; Ветлугин М.М. – 150 голосов; Дуйсалиев М.Е – 50 голосов; Жуков Е.А. – 123 голоса; Куандыков Г.Б. – 99 голов; Мыльников В.А. – 96 голосов; Подгоров А.И. – 95 голосов.

В соответствии с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов по многомандатному избирательному округу № 7, подписан 21 сентября 2021 года - Алибаев В.Ш. набрал 8,55% голосов избирателей; Ветлугин М.М. – 16,49 %; Дуйсалиев М.Е – 9,83 %; Жуков Е.А. – 16,49 %; Куандыков Г.Б. – 13,93 %; Мыльников В.А. – 16,93 %; Подгоров А.И. – 11,95 %.

Согласно постановлению окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7 шестого созыва от 21 сентября 2021 года № 14/24 «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета муниципальнго образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7», постановлению избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» от 21 сентября 2021 № 3/16 «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7 19 сентября 2021 года», указанные выборы признаны состоявшимися и действительными. Депутатами Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7 избраны М.М. Ветлугин и В.А. Мыльников.

Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со статьей 3 Закона Астраханской области № 9/2009-ОЗ от 02.03.2009 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На территории Астраханской области спорные правоотношения регулируются Законом Астраханской области от 02 марта 2009 года № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».

В качестве правовых оснований для отмены итогов голосования, результатов выборов Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь только нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производился в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату осуществляется путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене.

В соответствии с положениями статьей 62 и 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, при проведении подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1106 был обеспечен доступ членов участковых избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса к месту, где производился подсчет голосов, а также иным лицам, имеющим право присутствовать на участке при проведении подсчета голосов, в том числе и Жукову Е.А., который присутствовал при проведении подсчета голосов.

При подсчете бюллетеней каждый бюллетень перекладывался из одной части пачки в другую, в стопках проверялся каждый бюллетень, при этом каждому члену комиссии, наблюдателям было видно, за кого из кандидатов отдан голос избирателем. При сортировке бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, членами участковой комиссии оглашались содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, представлялись бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Если кому-либо было не видно отметки в бюллетенях, то данные лица, имели возможность подойти и просмотреть интересующий их бюллетень, каждый присутствующий имел возможность визуального контроля за всеми действиями председателя участковой избирательной комиссии и ее членов. Жалоб во время подсчета голосов и в день голосования на действия членов участковой избирательной комиссии № 1106 не поступало.

Протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1106 об итогах голосования подписан всеми присутствующими на участке членами комиссии с правом решающего голоса 20 сентября 2020 года в 07 часов 11 минут. При подписании участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1106 протокола об итогах голосования по дополнительным выборам депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7 шестого созыва от членов комиссии с правом решающего голоса особых мнений не поступало.

На итоговом заседании окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» по многомандатному избирательному округу № 7 шестого созыва всеми присутствующими членами данной комиссии с правом решающего голоса был подписан протокол о результатах указанных выборов и сводная таблица, от членов комиссии с правом решающего голоса особых мнений не поступало. Каких-либо жалоб (заявлений), связанных с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий, в комиссию не поступало.

При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно не установлены нарушения порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии, которые бы не позволили выявить действительную волю избирателей.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Красноярского районного суда Астраханской области от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 12 мая 2022 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи Ю.Б. КапункинН.В. Усенко