НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2022 № 3А-234/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 3а-234/2021

8а-22449/2022 (88а-28510/2022)

г. Краснодар 1 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Захарченко И.В., действующей в интересах АО «Оборонэнерго», на решение Краснодарского краевого суда от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению АО «Оборонэнерго» об оспаривании нормативных правовых актов.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение представителя АО «Оборонэнерго» по доверенности Затуливетрова П.А., настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края по доверенности Воробьевой Е.А. и заключение прокурора Стрелковского С.Н., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

АО «Оборонэнерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказов региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25 декабря 2019 года № 38/2019-э «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии», от 18 декабря 2019 года № 35/2019-э «Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края», от 27 декабря 2019 года № 44/2019-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея».

Решением Краснодарского краевого суда от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной представителем АО «Оборонэнерго» по доверенности Захарченко И.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного иска.

Кассационная жалоба, поступившая в городской суд 24 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 июля 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Выслушав объяснение представителя АО «Оборонэнерго» по доверенности Затуливетрова П.А., настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края по доверенности Воробьевой Е.А. и заключение прокурора Стрелковского С.Н., полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений и отзывов на нее, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.

На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25 декабря 2019 года № 38/2019-э «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» установлены индивидуальные двухставочный и одноставочный тарифы по полугодиям на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов на 2020 год, в том числе между сетевыми организациями ПАО «Кубаньэнерго» и АО «Оборонэнерго».

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2019 года № 35/2019-э «Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края» определена необходимая валовая выручка (далее – НВВ) территориальной сетевой организации Северо-Кавказскому филиалу АО «Оборонэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в том числе на 2020 год в размере 110805,49 тыс. руб., установлены долгосрочные параметры для АО «Оборонэнерго», в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 79,17 млн. руб. на 2020 год.

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 44/2019-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея, поставляемые прочим потребителям; определен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на 2020 год; определены величины НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенные при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов; определены показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов; установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея, поставляемые населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ от 17 декабря 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденные приказом ФСТ от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 23.1, пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункту 6 Основ ценообразования цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В силу пунктов 63, 81 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок), в том числе на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с Положением о региональной комиссии, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами установлены единые (котловые) тарифы, индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между сетевыми организациями, НВВ, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, приказы № 38/2019-э, № 35/2019-э и № 44/2019-э приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к их форме и порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.

Проверяя соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.

Пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике к числу основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) отнесено обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов). Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Согласно пункту 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.

Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Судами установлено, что общество не представило достаточные и достоверные доказательства в обоснование своих требований, равно как и при установлении тарифов не представило достаточного экономического обоснования заявленных затрат.

Вопреки доводам административного истца о нарушении тарифным органом пунктов 14 и 24 приказа ФСТ от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» и ссылке на пункт 4.6.1. Учетной политики общества, утвержденной приказом АО «Оборонэнерго» от 26 декабря 2018 года № 315, органом регулирования подтверждены основания для отказа учета косвенных расходов.

Пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 предусмотрено предоставление бухгалтерской и статистической отчетности.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17 «О формировании расходов на второй и последующий долгосрочные периоды регулирования», вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования (далее - ДПР) и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов (далее - ОПР) на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.

В целях соблюдения основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) и принятия взвешенного решения регулирующий орган при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности оценивает не только экономическую обоснованность фактически понесенных расходов, но также проводит анализ соответствия фактически понесенных расходов плановым параметрам, утвержденным регулирующим органом на соответствующий период регулирования.

Превышение фактической величины ОПР над величиной ОПР, определенной органом регулирования в соответствии с законодательством на соответствующий год в текущем ДПР, относится к расходам, не связанным с осуществлением регулируемой деятельности, а расходы в размере указанного превышения подлежат исключению из тарифов.

Тарифный орган провел анализ документов, предоставленных обществом, и учел результаты контрольных мероприятий по соблюдению регулируемой организацией требований, установленных законодательством в сфере электроэнергетики в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011 года № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий, осуществляющих оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, в нескольких субъектах Российской Федерации (далее – Приказ № 585).

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по элементам и видам затрат, а также иным показателям, необходимым для ведения раздельного учета доходов и расходов (пункт 7 Приказа № 585). Принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе (пункт 14 Приказа № 585). Показатели раздельного учета по перечню согласно таблице 1 Приложения № 1 должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности (пункт 6 Приказа № 585). Прямые и косвенные расходы должны распределяться по видам деятельности (пункт 11 Приказа № 585).

Косвенные расходы должны распределяться одним из принципов, перечисленных в пункте 12 Приказа № 585, при этом допускается одновременное применение различных принципов распределения для различных статей расходов с учетом требований пункта 14 Приказа № 585, согласно которому принципы раздельного учета показателей, порядок раздельного учета, состав прямых и косвенных расходов должны быть закреплены в учетной политике субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций», утвержденному приказом Минфина Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 106н, статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика организации это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, к которым относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов установлена обязанность регулируемых организаций к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих правил, прилагать обосновывающие материалы, в том числе, расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В силу абзаца 2 пункта 12 Правил регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования.

Законодательством на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления документов, содержащих необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности влечет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Суды пришли к обоснованному выводу, что в отсутствие документального подтверждения заявленных регулируемой организацией расходов тарифный орган правомерно определил состав экономически необоснованных затрат.

Согласно пункту 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных названными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Составленное в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования тарифов экспертное заключение от 21 ноября 2019 года № 55-э содержит, в том числе, мотивированные выводы, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, выводы о принятых и непринятых расходах.

В соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 20-э/2 НВВ распределяется по уровням напряжения по формулам, в которых используются данные о сумме условных единиц по оборудованию.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э количество условных единиц является одной из переменных в формулах расчета НВВ на соответствующий год долгосрочного периода регулирования и при ее корректировке.

В связи с уменьшением числа активов с 9412,22 на базовый период 2018 год до 7564,92 на 2020 год тарифным органом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 - 2024 года количество условных единиц принято в меньшем объеме по отношению к базовому периоду предыдущего долгосрочного периода регулирования (2015 - 2019 года), а также заявленному обществом количеству условных единиц в размере 7721,72, поскольку снижением количества активов обусловлено пропорциональное снижение расходов на содержание электросетевогооборудования, в том числе, оспариваемых истцом статей затрат.

Судами указано, что тарифный орган в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э определил НВВ на 2020 год в размере 110 805,49 тыс. руб. в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования 2020 – 2024 года.

Затраты на запасные части (автозапчасти) органом регулирования снижены с заявленных обществом в размере 738,30 тыс. руб. до 304,44 тыс. руб., исходя из фактических экономически обоснованных расходов за 2018 год - рыночных цен, установленных в договорах, заключенных по результатам торгов в 2018 год с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

В силу пунктов 24, 29 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обществом не представлены подтверждающие учет пробега автомобильных шин документы учета хозяйственных операций, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ и Правилами № АЭ 001-04, утвержденными Распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 года № АК-9-р.

Отсутствие обязательных реквизитов карточек учета работы автошин (даты, номера), информации в незаполненных графах (показания спидометра при установке шины, дата снятия шины, техническое состояние шины при установке, причины снятия шины, остаточная высота протектора, подпись водителя) представленных с нарушением предусмотренного пунктом 12 Правил регулирования тарифов срока не позволили тарифному органу определить пробег по каждой шине в отдельности и ее техническое состояние. Затраты на ремонт автотранспорта, замену автозапчастей не подтверждены дефектными ведомостями.

Расходы на материалы по охране труда снижены органом регулирования на основании пункта 29 Основ ценообразования с заявленных обществом 10 280,4 тыс. руб., в том числе 6 984,1 тыс. руб., на закупку спецодежды и 3 296,28 тыс. руб. на закупку средств индивидуальной защиты, до 1137,29 тыс. руб., исходя из принятой РЭК рассчитанной на основании «Нормативов численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей», утвержденных ОАО РАО «ЕЭС» России 3 декабря 2004 года, численности и фактических экономически обоснованных расходов, утвержденных в предыдущем периоде регулирования - рыночных цен, установленных в договорах, заключенных по результатам торгов в 2018 году с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее – Правила № 290н) предусмотрена обязанность работодателя выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) с учетом сроков их службы.

Пунктом 6 Правил № 290н и приказом Минтруда России от 12 декабря 2013 года № 735н «О внесении изменений в Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (далее - Приказ № 735н) установлено, что работодатель имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Приказом АО «Оборонэнерго» № 462 от 23 сентября 2011 года утверждены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам.

Согласно пункту 13 Правил № 290н работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль выдачи работникам в установленные сроки спецодежды. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты по форме, установленной Приложением к Правилам № 290н.

В подтверждение расчета потребности в спецодежде и средствах охраны труда обществом не представлены накладные, карточки выдачи, ведомости выдачи спецодежды, подтверждающие факт выдачи спецодежды, позволяющие определить срок носки, временное списание спецодежды, и карточки учета выдачи СИЗ, позволяющие определить потребность регулируемой организации в СИЗ, исходя из срока полезного использования более года. Десятикратное увеличение затрат по данной статье не обосновано регулируемой организацией.

Затраты на эксплуатацию компьютерной и оргтехники снижены тарифным органом с заявленных обществом 119,8 тыс. руб. до 85,1 тыс. руб., исходя из фактических данных, рыночных цен, установленных в договорах, заключенных по результатам торгов в 2018 г. с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

Обществом не были представлены документы на МФУ Epson Workforce Pro WF-C5790DWF, подтверждающие наличие на бухгалтерском учете основных средств (акты о приемке-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 и/или инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме № ОС-6, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 года № 7, подтверждающие наличие и местонахождение МФУ Epson Workforce Pro WF-C5790DWF, на который требуется 30 картриджей Т9651 (С13Т965140) Black, что правомерно расценено тарифным органом как отсутствие экономического обоснования заявленных затрат.

Расходы на мебель и оргтехнику малоценную в размере 1 131,0 тыс. руб., в том числе на мебель – 930, 70 тыс. руб., на оргтехнику – 200,30 тыс. руб., исключены РЭК в связи с отсутствием экономического обоснования потребности в приобретении мебели и малоценной оргтехники, исходя из срока эксплуатации и необходимости приобретения новых единиц.

Обществом не обоснована производственная необходимость закупки мебели и малоценной оргтехники, не представлены планы закупок, акты о состоянии оргтехники и мебели, акты на списание мебели и техническая документация на малоценную оргтехнику. Запланированное приобретение кухни, кроватей, комодов не обосновано документами, подтверждающими особый режим рабочего времени, требующий перерывов на отдых (сон) в течение смены и приготовления пищи.

Расходы на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта в размере 790,70 тыс. руб. исключены РЭК в связи с отсутствием экономического обоснования данных расходов.

Тарифным органом не приняты представленные обществом договоры возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств от 7 августа 2017 года № 133-ЮЖН-2017 с индивидуальным предпринимателем Масекиным Д.В., от 3 июля 2018 года № 27-СКФ-2018 с ООО «Кран-сервис КМВ», акты выполненных работ к нему, акты выполненных работ по осмотру технического состояния транспорта ООО «Кавминводыавто БДД».

Согласно пункту 4.2 договора от 7 августа 2017 года № 133-ЮЖН-201 в цену договора входит стоимость работы по обслуживанию транспорта и запасных частей на автомобили.

Обществом не были представлены сведения о конкретных транспортных средствах, периодичности и дате последнего технического осмотра, акты сдачи-приемки оказанных услуг, позволяющие определить вид работ, объем и их стоимость.

Проведение технического обслуживания находящихся в Краснодарском крае автотранспортных средств и ремонта грузоподъемных механизмов на технической базе исполнителя в г. Пятигорске Ставропольского края по договору от 3 июля 2018 года № 27-СКФ-2018 с ООО «Кран-сервис КМВ» свидетельствует об экономической нецелесообразности таких затрат. Представленные организацией акты не содержат сведений об оказанных услугах, стоимости услуг, запасных частей. Обществом не подтверждены затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей с привлечением сторонних организаций.

Вопреки доводам истца амортизационная ведомость и путевые листы не подтверждают обоснованность затрат и не заменяют дефектные ведомости и договоры с подрядными организациями.

При этом РЭК учел понесенные обществом расходы на основании представленных документов по статье «запасные части» с учетом фактических расходов в сумме 282,30 тыс. руб. по итогам 2018 года на 2020 год, увеличенных на индекс потребительских цен.

Расходы на проведение работ по метрологии и калибровке снижены тарифным органом с заявленных обществом 405,80 тыс. руб. до 197,35 тыс. руб. исходя из рыночных цен, установленных в договорах, заключенных по результатам торгов по факту 2018 года с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

В обоснование расходов по поверке электротехнических лабораторий регулируемой организацией представлено заключение от 18 октября 2018 года № 075 о состоянии измерений лаборатории РЭС «Астраханский». При этом сведения об измерениях электротехнических лабораторий, относящихся к передаче электрической энергии на территории Краснодарского края, не были представлены. Состав оборудования электротехнической лаборатории не указан, что не позволяет определить необходимость поверки с учетом окончания межповерочных интервалов. Обществом не представлены график периодических поверок средств измерений, перечень и паспорта приборов с указанием сроков проведения поверок приборов и инструментов, в отношении которых нужно провести поверку. В расчете затрат не указаны сроки истечения межповерочных интервалов, не указаны даты последних поверок, в связи с чем тарифный орган был лишен возможности установить обоснованность заявленных затрат.

Расходы на прочие услуги производственного характера (мелкий ремонт и обслуживание оргтехники с привлечением сторонней организации) снижены тарифным органом с заявленных обществом 299,4 тыс. руб. до 151,86 тыс. руб. исходя из рыночных цен, установленных в договорах, заключенных по результатам торгов по факту 2018 года с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

Потребность в заправке картриджей и техническому обслуживанию оргтехники обществом не обоснована, перечень оргтехники, требующей заправки и технического обслуживания, сведения о периодичности работ, план проведения ремонтных работ оргтехники не представлены; доля затрат административного персонала по каждому подразделению в соответствии с пунктом 4.6 Учетной политикой не определена.

Представленная организацией расшифровка затрат с указанием на необходимость оказания услуг по заправке картриджей и техническому обслуживанию оргтехники не является достаточным подтверждением размера заявленных расходов.

Расходы на вневедомственную и пожарную охрану снижены тарифным органом с заявленных обществом 704,6 тыс. руб. до 64,6 тыс. руб. исходя из рыночных цен, установленных в договорах, заключенных по результатам торгов по факту 2018 года с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

Вопреки доводам административного истца о необходимости учитывать всю площадь 2150 кв. м, на которой находится не только распределительный пункт площадью 172,2 кв. м, но и складские помещения РЭС «Краснодарский», тарифным органом приняты расходы по договору возмездного оказания услуг от 18 июля 2018 года № 30-СКФ/18, заключенному с ООО «Частное охранное предприятие «ТИТАН+» на обслуживание кнопки тревожной сигнализации на нежилые помещения, расположенные в г. Пятигорске в доле 22,84 %, относящейся на Краснодарский край, в соответствии с распределением затрат по учетной политики по филиалам на основании данных общества. По представленному проекту договора № 83 СКФ-2019 с ООО «ЧОО «Сапсан» с протоколом закупочной комиссии на охрану территории базы оперативно-ремонтной бригады, площадью 2150 кв. м, в том числе огороженной территории распределительного пункта, площадью 173,2 кв. м, региональной комиссией приняты расходы на охрану распределительного пункта, площадью 172,2 кв. м, как непосредственного объекта, относящегося к передаче электрической энергии.

Фактические расходы на оплату труда снижены тарифным органом с заявленных обществом 56 756,4 тыс. руб. до 44 669,55 тыс. руб. с учетом снижения количества условных единиц и выпадающих расходов по оплате труда в размере 15 828,86 тыс. руб. как разности между фондом оплаты труда и фактически сложившимися.

Абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Региональной комиссией проведен анализ фактических затрат общества на оплату труда за 2018 год на основании представленных организацией документов в рамках тарифной заявки и контрольных мероприятий, в том числе форм статистической отчетности П-4, расчетных ведомостей за 2018 год.

Сумма фактических затрат на оплату труда за 2018 год составила 44 669,55 тыс. руб. исходя из утвержденной на 2018 год численности персонала, равной 131 единице. Заявленная регулируемой организацией фактическая численность персонала, равная 183 единицам, не принята РЭК, как отраженная в статистической отчетности за первое полугодие 2018 года до реорганизации.

Выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премированием сотрудников, выплаты по итогам года и за выслугу лет приняты РЭК с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения на уровне, утвержденном на долгосрочный период регулирования. Расчет минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала (ММТС) в электроэнергетике произведен по данным Ассоциации «ЭРА России» (Объединение работодателей электроэнергетики).

Плановые расходы на оплату труда снижены тарифным органом с заявленных обществом 91 692 тыс. руб. до 44 440,9 тыс. руб. в связи с корректировкой численности персонала и фонда оплаты труда.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Региональной комиссией расчет численности органом регулирования обоснованно произведен в соответствии с нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей с применением методических рекомендаций, разработанных ОАО «ЦОТэнерго», утвержденных ОАО РАО «ЕЭС России» 3 декабря 2004 года.

Вопреки доводам административного истца учет нормативной численности в соответствии с пунктами 12.1. - 12.11. указанной методики произведен тарифным органом исходя из имеющихся в распоряжении органа регулирования документально подтвержденных сведений.

В экспертном заключении № 55-э отражен расчет нормативной численности производственного персонала на 2020 год, согласно которому нормативная численность производственного персонала составила 58 человек, АУП - 47 человек. Данная численность экономически обоснована, покрывает потребность выполнения всего комплекса работ по оперативному, техническому обслуживанию, ремонту распределительных сетей, управленческих кадров общества и соответствует численности персонала по данным статистической отчетности по форме П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за второе полугодие 2018 года.

Расчет минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала (ММТС) в электроэнергетике на 2020 год произведен по данным Ассоциации «ЭРА России».

Снижение рассчитанной нормативным способом нормативной численности персонала обусловлено снижением количества условных единиц и состава оборудования.

Расходы на сертификацию электрической энергии в сумме 1 074,1 тыс. руб. приняты РЭК в полном объеме по статье «другие прочие расходы».

Затраты на услуги центрального аппарата управления, заявленные организацией в размере 8 587,9 тыс. руб., не приняты РЭК в полном объеме.

В соответствии с учетной политикой счет 26 «Общехозяйственные расходы» используется для учета расходов центрального аппарата управления общества, обеспечивающего функционирование общества как целостного хозяйствующего субъекта. Процент отнесения затрат счета 26 на передачу электрической энергии Краснодарского края в 2018 году обществом определен в размере 22,8%. Постатейное распределение затрат по видам деятельности в соответствии с выручкой филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» не представлено. Аппарат управления центрального офиса выполняет дублирующие функции АУП филиала, что ведет к двойному учету затрат в тарифе на передачу электрической энергии и двойной оплате потребителями.

В расчете нормативной численности персонала учтены функции руководства, производственно-технической деятельности, обеспечения надежности и технической безопасности, технико-экономического планирования, организации труда и заработной платы, бухгалтерского учета и отчетности, финансовой деятельности, материально-технического снабжения, делопроизводства, юридической работы, диспетчерской работы, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления, администрирования данных, учета отпуска электроэнергии бытовым потребителям, технического обслуживания ЭВМ.

Расходы на установление охранных зон, заявленные обществом в размере 8 645,3 тыс. руб., не приняты РЭК в полном объеме.

Статьей 3 Закона об электроэнергетике к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических сетей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Каждый из объектов электросетевого хозяйства имеет диспетчерское наименование: для линий электропередач – номер фидера, название подстанции и номер опоры.

Согласно части 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в соответствии с пунктом 5 которых охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 1 января 2022 года.

При этом статьей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 455-ФЗ, определено, что обязанность по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых охранные зоны не установлены до 31 декабря 2019 года, должна быть исполнена до 1 января 2025 года.

Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.

Проведение кадастровых и землеустроительных работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства является для общества обязательным, вместе с тем расходы должны быть экономически обоснованы, потребность в таких расходах должна быть определена с учетом объема воздушных и кабельных линий электропередач и существующих договорных отношений (проведенных до 2020 года работ).

Общество не представило Региональной комиссии сведений о диспетчерском наименовании объектов электроэнергетики, позволяющих идентифицировать линии электропередач, которым требуется установка охранных зон. Общество не подтвердило и фактические расходы по установлению охранных зон. При анализе объектов электросетевого хозяйства тарифным органом установлено не соответствие протяженности линий электропередач протяженности сетей, заявленной для расчета количества условных единиц.

Затраты на выплаты социального характера из прибыли снижены тарифным органом с заявленных обществом 5076 тыс. руб. до 1 026,38 тыс. руб. в связи с исключением суммы премирования к праздничным и юбилейным датам.

В силу пункта 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Пунктом 6.5 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что организации, исходя из финансовых возможностей, могут предусматривать дополнительно иные льготы, гарантии и компенсации работникам, а также предусматривать предоставление иных льгот, гарантий и компенсаций отдельным категориям работников.

Данные выплаты носят обязательный характер для работодателя с учетом финансово-экономических возможностей, но не являются обязательным для включения в необходимую валовую выручку по передаче электрической энергии.

Затраты на разовое денежное премирование в связи с юбилеем, в связи с государственными и профессиональными праздниками не носят обязательного характера, с регулируемой деятельностью не связаны и включению в необходимую валовую выручку не подлежат.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Коммунальные затраты на электроэнергию, водоснабжение, теплоснабжение, эксплуатацию зданий (уборка, вывоз ТБО) неподконтрольных расходов снижены тарифным органом с заявленных обществом 922,5 тыс. руб. до 500,49 тыс. руб. исходя из отчетных данных за 2018 г. с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2020 и 2021 года.

Законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.

Затраты на коммунальные услуги являются обязательными и подлежат включению в НВВ в экономически обоснованном размере, подтвержденном регулируемой организацией, либо определенном тарифным органом на основании пунктов 29, 31 Основ ценообразования.

При расчете плановых расходов на услуги электроснабжения учтен договор с ПАО «ТНС энерго Кубань» № 456625/205-ЮЖН-2016 от 4 августа 2016 года. При этом обществом не представлен расчет электрической энергии по договору энергоснабжения с АО «НЭСК» от 2 марта 2016 года № 2011631/142-ЮЖН-2016. Представленный обществом договор №109-ЮЖН-2017 от 7 июля 2017 года с ООО «Южный город» объединяет объекты Краснодарского края и Астраханской области без разделения объемов. Для расчета клининговых услуг по договорам возмездного оказания услуг с ООО «Старклин» от 3 декабря 2018 года № 58-СКФ-2018, с ООО «Профит Сервис» от 5 июля 2017 года №2 6-СКФ-2017, организацией не представлено доказательств права пользования помещениями, расположенными по адресам: Ставропольский край, г. Пятигорск, Кисловодское шоссе, 22, и ул. Козлова, 33. Кроме того, условиями договора № 26-СКФ-2017 от 5 июля 2017 года срок договора истек 30 июля 2018 года и пролонгация договора не предусмотрена.

Фактические затраты по отчислениям во внебюджетные фонды снижены тарифным органом с заявленных обществом 16 295,2 тыс. руб. до 12 824,63 тыс. руб., плановые затраты по отчислениям во внебюджетные фонды снижены тарифным органом с заявленных обществом 27 874,40 тыс. руб. до 13 510,02 тыс. руб. за счет изменения фонда оплаты труда.

Судом признан обоснованным расчет органа регулирования нормативной численности персонала организации с применением методики ОАО РАО «ЕЭС России». Поскольку статья затрат «отчисления на социальные нужды (страховые взносы)» является производной от статьи «расходы на оплату труда», РЭК правомерно приняты как экономически обоснованные расходы на отчисления на социальные нужды на 2020 год в размере 30 % от принятого ФОТ.

В расчет приняты тарифы страховых взносов в размере 30 % от начисленной оплаты труда, установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», учтены отчисления в Фонд социального страхования в соответствии с классом профессионального риска и страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4 процента от начисленной оплаты труда.

Тарифным органом приведено обоснование со ссылками на правовые нормы, на основании которых органом регулирования принято решение об исключении оспариваемых затрат, что позволяет проверить обоснованность определения размера тарифа и не свидетельствует о произвольном установлении тарифов регулирующим органом.

Разрешая административное дело, установив данные обстоятельства, давая оценку правомерности действий регулирующего органа, суды пришли к верным выводам, что оспариваемые в рамках данного административного дела приказы Региональной комиссии соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроснабжения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом, является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суды с учетом положений пунктов 16, 17, 19 Правил государственного регулирования цен обоснованно отклонили доводы общества о невыполнении органом регулирования обязанности по истребованию дополнительных материалов, необходимых для уточнения либо обоснования предложений административного истца.

Как верно указали суды, в силу вышеуказанных норм обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы и документы для установления цен (тарифов) возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.

Предусмотренная пунктом 19 Правил возможность запроса дополнительных материалов поставлена в зависимость от возникновения у регулирующего органа необходимости уточнения представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) либо их обоснований, является не обязанностью регулирующего органа, а его дискреционным полномочием, которое может быть реализовано при наличии соответствующей необходимости, которая является для регулирующего органа оценочной категорией.

В данном случае такая необходимость у тарифного органа отсутствовала, поскольку имелись основания для исключения документально не подтвержденных расходов в соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования.

Отсутствие в протоколе заседания тарифного органа оснований, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины, как правильно отметили суды первой и апелляционной инстанций, само по себе не является основанием для признания тарифного решения недействующим, не свидетельствует о не проведении тарифным органом расчетов, о нарушении требований, предъявляемых к содержанию экспертного заключения, к протоколу заседания тарифного органа.

При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2022 года.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Н.В. Усенко

А.Е. Иванов