НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Белгородского областного суда (Белгородская область) от 16.11.2010 №

                                                                                    БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Валяев С. В. №– 16 ноября 2010 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т. В.,

судей Баркаловой Т. И. и Ускова О. Л.,

при секретаре Колмыковой Е. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 ноября 2010 года

кассационную жалобу Ксенюк Г.П.

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 сентября 2010 года

по делу по иску Ксенюк Г.П. к Военному комиссариату Белгородской области, Министерству Финансов РФ о взыскании недополученной пенсии.

Заслушав доклад судьи Баркаловой Т. И., объяснения Ксенюк Г. П. и ее представителя Анохина Я. А., поддержавших изложенные в кассационной жалобе доводы, возражения представителей Военного комиссариата Белгородской области - Сарычева А.И., Министерства Финансов РФ - Веснина H.H., проверив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ксенюк Г. П. по линии Министерства обороны РФ получает пенсию по выслуге лет в Военном комиссариате Белгородской области.

Дело инициировано иском Ксенюк Г. П., которая просила взыскать в солидарном порядке с Военного комиссариата Белгородской области и Министерства Финансов РФ недополученную пенсию за счет увеличенной стоимости продовольственного пайка на основании данных Госкомстата и заложенных в бюджет для продовольственного обеспечения, выдаваемого военнослужащим в натуре, с учетом индекса роста потребительских цен за период с 01.12. 2000 г. по 30. 11. 2007 г. в размере 108 170 руб. 20 коп., а так же возместить ей судебные издержки.

В обоснование своей позиции истица сослалась на положения ст. 43 Закона РФ от 12. 02. 1993 г. № №4468-1, согласно которой увеличение стоимости пайка является одним из оснований для пересмотра пенсии. Порядок исчисления пенсии, установленный Постановлением правительства РФ от 22. 09. 1993 г. №941, предусматривал включение в расчет пенсии возросшей стоимости пайка лишь при увеличении пенсии по иным основаниям. Данные положения были признаны незаконными определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 4. 10. 2001 г. №КАС 01-370.

В силу п. 11 Постановления Правительства РФ от 22. 09. 1993 г. месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии военнослужащим, определяется из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку.

Перечень и количество продуктов, входящих в общевойсковой продовольственный паек определена приказом Министра обороны РФ № 400 от 22. 07. 2000 г. В связи с изменением цен на продукты с 2000 года изменялась и стоимость продовольственного пайка. Военный комиссариат Белгородской области в связи с изменением его стоимости пенсию ей не пересчитывал. В результате неправильного исчисления пенсии образовалась задолженность.

Решением суда иск Ксенок Г. П. отклонен.

В кассационной жалобе Ксенок Г. П. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Обсудив приведенные в жалобе доводы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Ксенюк Г. П. за период с 01. 12. 2000 г. по 30. 11. 2007 г.
выплачивалась пенсия с учетом стоимости продовольственного пайка в размере денежной компенсации, установленной законодательством РФ о государственном бюджете на соответствующие годы в размере 20 руб. в сутки (608 руб. 33 кои. в месяц).

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 25. 05. 1998 г. «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12. 02. 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих...» пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

По смыслу подп. «б» ст. 49 Закона Российской Федерации от 12. 02. 93 г. № 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Состав денежного довольствия военнослужащих определен ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от 27. 05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не включает в себя месячную стоимость продовольственного пайка.

Согласно абз. 1 п. 18 «Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации 22. 07. 2000 г. № 400) денежная компенсация взамен продовольственного пайка выплачивается в размере его стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер.

До 01. 01. 2000 г. военнослужащим выплачивалась денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости, а с 01. 01. 2000 г. Федеральным законом от 31. 12. 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» указанная денежная компенсация была установлена в размере 20 руб. в сутки. В период 2001 г. – 2004 г. на основании соответствующих Федеральных законов размер данной компенсации оставался неизменным.

Федеральным законом от 22.08. 2004 г. в ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, предусматривающие, что с 01. 01. 2005 г. продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осуществляется в форме выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ. В связи с этим, постановлениями Правительства РФ от 31. 12. 2004 г. № 906 и от 22. 02. 2006 г. № 101 денежная компенсация взамен продовольственного пайка соответственно на 2005 и 2006 годы была установлена в размере 20 руб. в сутки.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» расходы федерального бюджета на выплату военным пенсионерам также установлены исходя из денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки.

Исходя из содержания ст. 83 Бюджетного кодекса РФ увеличение финансирования существующих видов расходов бюджета может осуществляться только с начала очередного финансового года при их включении в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. В случае если законодательные или правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете.

С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Ксенюк Г. П. в удовлетворении заявленных требований, поскольку в федеральные законы о бюджете на соответствующие года не вносились изменения, предусматривающие дополнительные расхода федерального бюджета на выплату пенсий военным пенсионерам в связи с их пересмотром исходя из увеличения месячной стоимости продовольственного пайка. В связи с этим федеральные органы исполнительной власти неправомочны применять при исчислении пенсий иную месячную стоимость продовольственного пайка, чем исчисленную из денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем определении № 429-О от 14. 12. 2004 г. указал на то, что конституционно-правовой смысл норм, содержащийся в вышеперечисленных федеральных законах, на препятствует пересмотру размера пенсионного довольствия граждан, уволенных с военной службы, но только в случае увеличения стоимости пайка.

При таких обстоятельствах решение следует признать законным и обоснованным.

Изложенные в кассационной жалобе доводы, являются фактической позицией кассатора в суде первой инстанции и не указывают на ошибочность решения по мотиву неправильного применения норм материального, процессуального права.

Ссылка автора жалобы на правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно того, что нормы бюджетного законодательства, определяющие такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продпайка, а также его размер, не могут рассматриваться как допускающие отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, не может служить поводом для отмены решения суда. Конституционный Суд РФ не признал оспариваемые нормы бюджетного законодательства неконституционными, им не была признана неконституционной и правоприменительная практика органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на принятие по делу другого решения, жалоба не содержит.

Руководствуясь ст., ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П РЕ Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 сентября 2010 года по делу по иску Ксенюк Г.П. к Военному комиссариату Белгородской области, Министерству Финансов РФ о взыскании недополученной пенсии  оставить без изменения, кассационную жалобу Ксенюк Г. П. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи