НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 30.06.2022 № 11-65/2022

Мировой судья Москалева Е.С. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2022 года г.Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Чернигиной О.А.,

при секретаре Похожаловой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление и.о. прокурора Первомайского района Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу

по исковому заявлению прокурора Первомайского района в интересах Кубышкиной И.Ю. к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов за проезд,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Алтайского края обратился к мировому судье с иском в интересах Кубышкиной И.Ю. к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Алтайское отделение ФСС РФ), просил взыскать с ответчика денежные средства за приобретение авиабилетов Санкт-Петербург – Новосибирск, стоимостью 13 964 руб., Новосибирск-Москва-Калининград и обратно Калининград-Москва-Новосибирск, стоимостью 19 135 руб., Новосибирск – Минеральные воды, стоимостью 11 401 руб., всего в размере 44 500 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО11ДД.ММ.ГГГГ г.р., является , имеет , в связи с чем нуждается в постоянном лечении.

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. – мать несовершеннолетней ФИО1 обратилась в Алтайское отделение ФСС РФ с заявлением на получение государственной услуги по предоставлению проезда на авиационном транспорте к месту лечения по маршруту Барнаул – Санкт-Петербург – Барнаул с датой вылета из г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и датой вылета из г. Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ. В предоставлении государственной услуги ответчик отказал, ссылаясь на то, что согласно полученной информации от транспортных организаций, стоимость возвратного билета на самолет с багажом и ручной кладью в экономическом классе для одного взрослого пассажира и одного ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составила 36 000 руб. – 49 500 руб., при этом стоимость проезда железнодорожным транспортом составила – 31 292,80 руб. Кубышкина И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении бесплатного проезда авиационным транспортом по маршруту Санкт-Петербург, в удовлетворении которого также было отказано, поскольку на дату вылета ДД.ММ.ГГГГ стоимость билета на самолет составила 28 300 – 30 000 руб., а железнодорожным транспортом – 16 336,40 руб. ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. через кассира аэропорта ФИО5 приобрела билеты на самолет по маршруту Санкт-Петербург-Новосибирск на себя и несовершеннолетнюю дочь, общей стоимостью 13 964 руб., что меньше стоимости проезда железнодорожным транспортом.

По аналогичным основаниям Алтайским отделением ФСС РФ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было отказано в заявлениях Кубышкиной И.Ю. о предоставлении бесплатного проезда авиационным транспортом по маршрутам Барнаул-Калининград-Барнаул и Барнаул-Минеральные воды-Барнаул соответственно. В связи с этим Кубышкина И.Ю. занялась поисками более дешевых билетов и приобрела билеты по маршрутам через г. Новосибирск (Новосибирск-Москва-Калининград и обратно Калининград-Москва-Новосибирск; Новосибирск – Минеральные воды), стоимость которых составила меньше стоимости проезда железнодорожным транспортом через г. Барнаул.

Истец полагает, что в результате незаконного отказа Алтайским отделением ФСС РФ в предоставлении бесплатного проезда авиационным транспортом Кубышкина И.Ю. была вынуждена понести расходы, которые подлежат возмещению за счет ответчика.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционном представлении помощник прокурора просит решение суда отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование представления указал, что суд необоснованно не принял во внимание доказательства, подтверждающие меньшую стоимость авиабилетов, приобретенных истцом самостоятельно, по сравнению со стоимостью проезда на железнодорожном транспорте.

В суде апелляционной инстанции прокурор, истец поддержали доводы представления, представитель ответчика – возражал.

Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов представления, обсудив доводы представления, суд находит решение мирового судьи подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права и не установлением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является , имеет , что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, врачебным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выписным эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Алтайское отделение ФСС РФ обратилась Кубышкина И.Ю. – мать ФИО1 с заявлением о предоставлении ребенку и ей, как сопровождающему лицу, бесплатного проезда авиационным транспортом по маршруту Барнаул – Санкт-Петербург – Барнаул с датой вылета из г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и датой вылета из г. Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно с заявлением были предоставлены:

- направление от ДД.ММ.ГГГГ к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера» МЗ РФ, г. Санкт-Петербург, выданное Минздравом Алтайского края на имя ФИО1 с датой госпитализации в МУ ДД.ММ.ГГГГ;

- талон на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение – ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера» МЗ РФ, г. Санкт-Петербург, выданный ДД.ММ.ГГГГ Минздравом Алтайского края, с маршрутом следования: Алтайский край, Первомайский район – г. Санкт-Петербург – Первомайский район;

- копия свидетельства о рождении;

- копия паспорта.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Алтайское отделение ФСС РФ отказало в предоставлении бесплатного проезда на авиационном транспорте для проезда к месту лечения по маршруту Барнаул – Санкт-Петербург – Барнаул с датой вылета из г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и датой вылета из г. Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что стоимость проезда железнодорожным транспортом меньше стоимости авиаперелета. Стоимость проезда железнодорожным транспортом – 31 292,80 руб., стоимость перелета у разных авиакомпаний от 36 000 руб. до 49 500 руб. Кубышкиной И.Ю. также было разъяснено, что она имеет право обратиться с заявлением о предоставлении специальных талонов для проезда к месту лечения железнодорожным транспортом.

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. вновь обратилась в Алтайское отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении ребенку и ей, как сопровождающему лицу, бесплатного проезда авиационным транспортом по маршруту Санкт-Петербург – Барнаул с датой вылета из г. Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ.

К заявлению были приложены вышеуказанные направление от ДД.ММ.ГГГГ и талон от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Алтайское отделение ФСС РФ вновь отказало Кубышкиной И.Ю.в предоставлении бесплатного проезда на авиационном транспорте, ссылаясь на то, что стоимость авиаперелета Санкт-Петербург – Барнаул с датой вылета из г. Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ составляет от 28 300 руб. до 30 000 руб., при этом стоимость проезда железнодорожным транспортом составила – 16 336,40 руб. Кубышкиной И.Ю. также было разъяснено, что она имеет право обратиться с заявлением о предоставлении специальных талонов для проезда к месту лечения железнодорожным транспортом.

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. перевела со своей карты на карту кассира АО «Авиапредприятие Алтай» ФИО5 13 964 руб., что подтверждается выписками со счета.

ДД.ММ.ГГГГ в авиакассе АО «Авиапредприятие Алтай» были приобретены авиабилеты на имя Кубышкиной И.Ю. и на имя ФИО1 на рейс по маршруту г. Санкт-Петербург – г. Новосибирск с вылетом ДД.ММ.ГГГГ и на рейс по маршруту г. Новосибирск – г. Барнаул с вылетом ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость взрослого билета без багажа составила 6 629 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., стоимость детского билета с багажом составила 7 335 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., то есть общая стоимость двух билетов – 13 964 руб. Указанные рейсы и были выполнены, пассажиры Кубышкина И.Ю. и ФИО1 перелетом воспользовались (ответ АО «Авиапредприятие Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда).

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. вновь обратилась в Алтайское отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении ребенку и ей, как сопровождающему лицу, бесплатного проезда авиационным транспортом по маршруту Барнаул-Калининград-Барнаул с датой вылета из г. Барнаула 11.01.2021 и датой вылета из г. Калининграда ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно с заявлением были предоставлены:

- санаторно-курортная путевка в ФГБУ ДОС «Пионерск» МЗ РФ (расположен в г. Пионерский Калининградской области), продолжительность лечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- талон на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение – ФГБУ ДОС «Пионерск» МЗ РФ, выданный ДД.ММ.ГГГГ Минздравом Алтайского края, с маршрутом следования: Алтайский край, Первомайский район, с. Берёзовка – Калининградская область, г. Пионерский - Алтайский край, Первомайский район, с. Берёзовка.

ДД.ММ.ГГГГ Алтайское отделение ФСС РФ направило ответ об отказе в предоставлении государственной услуги, так как стоимость возвратного билета с багажом и ручной кладью в экономическом классе для одного взрослого пассажира и одного ребенка, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с датой вылета из г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и датой вылета из г. Калининграда ДД.ММ.ГГГГ составила 46000 – 47000 руб., в то время как стоимость проезда железнодорожным транспортом в вагоне купе пассажирского поезда дальнего следования – 42 393 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. перевела со своей карты на карту кассира АО «Авиапредприятие Алтай» ФИО5 19 500 руб., которая, в свою очередь, перевела 19 135 руб. на карту другого кассира АО «Авиапредприятие Алтай» ФИО7, что подтверждается выписками по счетам.

ДД.ММ.ГГГГ в авиакассе АО «Авиапредприятие Алтай» были приобретены авиабилеты на имя Кубышкиной И.Ю. и на имя ФИО1 на рейс по маршруту г. Новосибирск – г. Москва с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Москва – г. Калининград с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Калининград – г. Москва с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Москва – г. Новосибирск с вылетом ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость взрослого билета без багажа составила 10 280 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., стоимость детского билета без багажа составила 8 855 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., то есть общая стоимость двух билетов составила – 19 135 руб. Указанные рейсы были выполнены, пассажиры Кубышкина И.Ю. и ФИО1 перелетом воспользовались (ответ АО «Авиапредприятие Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда).

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. вновь обратилась в Алтайское отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении ребенку и ей, как сопровождающему лицу, бесплатного проезда авиационным транспортом по маршруту Барнаул-Минеральные воды-Барнаул с датой вылета из г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и датой вылета из г. Минеральные воды ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно с заявлением были предоставлены:

- направление от ДД.ММ.ГГГГ к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение ФФГБУ «СКФНКЦ» ФМБА России, г. Пятигорск, выданное Минздравом Алтайского края на имя ФИО1 с датой госпитализации в МУ ДД.ММ.ГГГГ;

- талон на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение – ФФГБУ «СКФНКЦ» ФМБА России, г. Пятигорск, выданный ДД.ММ.ГГГГ Минздравом Алтайского края, с маршрутом следования: Алтайский край, Первомайский район – г. Пятигорск – Первомайский район.

ДД.ММ.ГГГГ Алтайское отделение ФСС РФ направило ответ об отказе в предоставлении государственной услуги, так как стоимость возвратного билета с багажом и ручной кладью в экономическом классе для одного взрослого пассажира и одного ребенка, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с датой вылета из г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и датой вылета из г. Минеральные воды ДД.ММ.ГГГГ составила 40 000 – 44 000 руб., тогда как стоимость проезда железнодорожным транспортом в вагоне купе пассажирского поезда дальнего следования – 34 885,50 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. приобрела через интернет-сайт авиабилеты на свое имя и на имя ФИО8 на рейс по маршруту г. Новосибирск – г. Москва с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Москва – г. Минеральные воды с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 11 401 руб., что подтверждается выпиской по счету, распечатками с сайта S7, электронными маршрутными квитанциями, посадочными талонами.

Разрешая настоящий спор при изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав положения ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 и действовавшего в период спорных правоотношений, п. 13 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.08.2019 № 428, Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617, исходил из того, что ФИО1, являясь и ее мать Кубышкина И.Ю. как сопровождающее лицо относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, законодательством установлен определенный порядок реализации гражданином указанного права. Суд пришел к выводу, что факт несения Кубышкиной И.Ю. расходов по оплате авиабилетов в заявленных суммах подтверждается всей совокупностью представленных доказательств, между тем не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований, так как прокурор обращаясь в суд в интересах Кубышкиной И.Ю., просил взыскать расходы по оплате авиаперелетов по маршрутам, которые не были указаны Кубышкиной И.Ю. в поданных ответчику заявлениях о предоставлении проезда, также имеются несоответствия и в датах вылета.

Оценив соотношение стоимости авиабилетов к месту лечения и обратно по сравнению со стоимостью билетов на железнодорожном транспорте, суд отверг доводы истца о меньшей стоимости авиаперелета.

При этом судом принято во внимание, что после получения материальным истцом отказа в предоставлении проезда авиационным транспортом, у истца, учитывая запланированные даты госпитализации ребенка, имелось достаточно времени, чтобы скорректировать маршрут и повторно обратиться с заявлением, или получить талоны на бесплатный проезд железнодорожным транспортом, право на которые имелось у истца, о чем было также разъяснено в ответах Алтайского отделения ФСС РФ.

Суд не признал и вынужденными расходами по оплате авиаперелета из г. Санкт-Петербург ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием лечения в более ранние сроки, чем было запланировано, поскольку Кубышкина И.Ю., находясь в г. Санкт-Петербурге, могла удаленно обратиться в Алтайское отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении проезда.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами мирового судьи по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, Российская Федерация является участником данной Конвенции), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В силу пункта 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, который действовал в период спорных правоотношений и до издания Приказа Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020, утвердившего новый Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Согласно абзацу третьему пункта 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).

Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абзац третий пункта 4.2 Порядка).

В соответствии с правилами, установленными в пункте 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда социального страхования или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2 гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования или в органы социальной защиты населения либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 21 августа 2019 г. N 428).

В пункте 2 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети-инвалиды.

Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы (пункт 8 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 11 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда социального страхования не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.

Согласно подпункта "б" пункта 13 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) следующие документы при предоставлении бесплатного проезда:

заявление;

аправление к месту лечения для получения медицинской помощи и талон N 2, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний", оформленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

ля получения государственной услуги необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность заявителя. В случае, если за предоставлением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляется документ, удостоверяющий личность представителя, а также документ, удостоверяющий его полномочия.

В пункте 22 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и обратно.

К таким основаниям отнесены: отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. При этом перечень оснований к отказу в предоставлении бесплатного проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, подтверждающих право ребенка-инвалида на получение государственной услуги бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, то потраченные им средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в авиакассе АО «Авиапредприятие Алтай» были приобретены авиабилеты на имя Кубышкиной И.Ю. и на имя ФИО1 на рейс по маршруту г. Санкт-Петербург – г. Новосибирск с вылетом ДД.ММ.ГГГГ и на рейс по маршруту г. Новосибирск – г. Барнаул с вылетом ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость взрослого билета без багажа составила 6 629 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., стоимость детского билета с багажом составила 7 335 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., то есть общая стоимость двух билетов – 13 964 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в авиакассе АО «Авиапредприятие Алтай» были приобретены авиабилеты на имя Кубышкиной И.Ю. и на имя ФИО1 на рейс по маршруту г. Новосибирск – г. Москва с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Москва – г. Калининград с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Калининград – г. Москва с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Москва – г. Новосибирск с вылетом ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость взрослого билета без багажа составила 10 280 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., стоимость детского билета без багажа составила 8 855 руб., в том числе сервисный сбор 500 руб., то есть общая стоимость двух билетов составила – 19 135 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Кубышкина И.Ю. приобрела через интернет-сайт авиабилеты на свое имя и на имя ФИО8 на рейс по маршруту г. Новосибирск – г. Москва с вылетом ДД.ММ.ГГГГ, на рейс по маршруту г. Москва – г. Минеральные воды с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 11 401 руб., что подтверждается выпиской по счету, распечатками с сайта S7, электронными маршрутными квитанциями, посадочными талонами.

Указанные рейсы были выполнены, пассажиры Кубышкина И.Ю. и ФИО1 перелетом воспользовались.

Факт несения Кубышкиной И.Ю. расходов по оплате авиабилетов в заявленных суммах подтверждается всей совокупностью представленных доказательств, которые согласуются между собой: чеками, справками ПАО «Сбербанк» по операциям, выписками по счетам, копиями билетов, маршрутных квитанций, распечатками с интернет-сайтов, письмом АО «Авиапредприятие Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в ответ на запрос суда, подробными пояснениями Кубышкиной И.Ю.

Сопоставляя размер расходов, понесенных истцом на приобретение авиабилетов, и стоимость проезда на железнодорожном транспорте, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в спорный период времени стоимость проезда на авиатранспорте была дешевле, чем проезд на железнодорожном транспорте.

Из пояснений истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она с дочерью находилась в г. Санкт-Петербурге в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера», где дочери была проведена операция. В указанный центр они прилетели из Республики Крым, где до ДД.ММ.ГГГГ проходили лечение в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий им. Е.П. Глинки». При этом она просит взыскать стоимость только обратного билета из г. Санкт-Петербурга до г. Барнаула, так как просить стоимость билета до г. Санкт-Петербурга бесполезно, в связи с тем, что они прилетели туда из Республики Крым. При этом, когда она обращалась с заявлением в ГУ АРО ФСС Российской Федерации на предоставление бесплатных билетов, она указала дату обратного вылета ДД.ММ.ГГГГ, так как не могла знать точную дату выписки из медицинского учреждения. Но так как операция прошла быстро и без осложнений, то они с дочерью были выписаны ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Кубышкина И.Ю. пояснила, что сотрудники ГУ АРО ФСС Российской Федерации ей поясняют что не могут принять заявление на предоставление билетов из г. Новосибирска, так как имеется задекларированный шаблон, кроме того она прописана в Алтайском крае. При это, проезд из , где она прописана и проживает до г. Барнаула ей никто не компенсирует. При этом, она не может перевозить ребенка железнодорожным транспортом, ввиду того, что ребенок после операции ослаблен, может в дороге заболеть. В связи с чем, она вынуждена искать авиабилеты низкой стоимостью. А также необходимость приобретения авиабилетов вызвана еще и тем, что промежуток времени между реабилитациями и лечением составляет иногда непродолжительное время, за которое не представляется возможным добраться на поезде, с учетом разницы по времени между соответствующими городами.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами мирового судьи о том, что Кубышкина И.Ю., находясь в г. Санкт-Петербурге, могла удаленно обратиться в Алтайское отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении проезда. Из пояснений в судебном заседании Кубышкина И.Ю., следует, что она звонила в ГУ АРО ФСС Российской Федерации и просила предоставить билеты на обратный вылет из Санкт-Петербурга 17.11.2020, но ей было отказано. Впервые удаленно она обратилась в ГУ АРО ФСС Российской Федерации в 2021 году, при этом стороной ответчика не представлено доказательств получения Кубышкиной И.Ю. полной и понятной информации о порядке предоставления такой услуги.

Также не влечет отказ в удовлетворении требований довод ответчика о том, что авиабилеты истцом приобретались из г. Новосибирска, а не из г. Барнаула, поскольку маршруты находились в пределах следования к медицинским учреждениям и, как правило, обусловлен меньшей стоимостью, что не может нарушать права ответчика.

При изложенных обстоятельствах, исходя из вышеприведенных конституционных норм и общепризнанных норм международного права, в том числе права ребенка на доступ к наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, права ребенка-инвалида на получение гарантированного законом набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, и учитывая, что стоимость авиаперелета ФИО1 и сопровождающего ее лица (матери) составила меньшую сумму, чем стоимость проезда железнодорожным транспортом, учитывая время в пути следования до медицинских учреждений, состояние здоровья ребенка, суд апелляционной инстанции полагает, что понесенные расходы истца на проезд к месту лечения в размере 44 500 руб. в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, решение мирового судья подлежит отмене, а апелляционное представление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

апелляционное представление и.о. прокурора Первомайского района Алтайского края удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Первомайского района в интересах Кубышкиной И.Ю. удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кубышкиной И.Ю. убытки в виде расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно в размере 44 500 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья О.А. Чернигина