Председательствующий по делу Дело №
Судья Алтынникова Е.М. (№ дела в суде 1-й инст. 2-282/2023)
УИД 75RS0022-01-2023-000300-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Погореловой Е.А., Чайкиной Е.В.
при секретаре Железковой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 31 октября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Хилокского района в интересах ФИО1 к государственному профессиональному образовательному учреждению «Хилокское железнодорожное училище», Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, недоначисленных отпускных, о возложении обязанности профинансировать учреждение,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края ФИО2
на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:
«Ходатайство ФИО1 о восстановлении срока для обращения в суд с иском удовлетворить. Восстановить ФИО1 срок для обжалования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за февраль, за март 2022 года.
Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, январь, февраль, март 2023 года в размере 64107 рублей 66 копеек, недоначисленные и невыплаченные суммы за дни отпуска в размере 6268 рублей 80 копеек, всего взыскать 70376 (семьдесят тысяч триста семьдесят шесть) рублей 46 копеек.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы и недоначисленные и невыплаченные суммы за дни отпуска ФИО1 в размере 70 376 (семьдесят тысяч триста семьдесят шесть) рублей 46 копеек.
Взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 2311 (две тысячи триста одиннадцать) рублей 29 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Хилокского района обратился в суд с настоящим иском в интересах ФИО1, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ФИО1 с <Дата> работает в ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в должности социального педагога. В период с февраля 2022 г. по март 2023 г. ФИО1 отработана норма рабочего времени, в указанный период она осуществляла совмещение должностей и классное руководство, вместе с тем, оплата труда за выполнение указанной работы начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, а включалась в него, в связи с чем, расчет заработной платы произведен неверно.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 с 01.09.2020 педагогическим работникам установлена выплата ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в размере 5 000 рублей.
В силу п.п.2.2.5, 2.2.5.1.. 2.2.5.4 Положения об оплате труда работников ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» к условиям, отклоняющимся от нормальных, относятся: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время; выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни).
Поскольку вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а дополнительная работа, связанная с совмещением профессий (должностей), осуществлением классного руководства должна оплачиваться отдельно, сверх установленного оклада, который должен быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, следовательно, доплата за совмещение профессий (должностей), классное руководство не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Начисление заработной платы таким образом противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.04.2019 г. № 17-П.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17.11.2022 с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в пользу ФИО1 взыскана задолженность по заработной плате в размере 18 359,38 руб. без удержаний налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законом.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать выплату ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» невыплаченной заработной платы ФИО1 за период с февраля 2022 года по март 2023 года в размере 77 722,70 руб., недоначисленных отпускных за период с <Дата> по <Дата> в размере 4 050,58 руб., обязать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» выплатить ФИО1 невыплаченную заработную плату за период с февраля 2022 года по март 2023 года в размере 77 722,70 руб., недоначисленных отпускных за период с <Дата> по <Дата> в размере 4 050,58 руб. (т.1, л.д. 4-11
Определением судьи от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство финансов Забайкальского края (т.1, л.д. 1-2).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2, л.д. 71-80).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерство образования и науки Забайкальского края ФИО2 просит решение районного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Полагает необоснованной ссылку суда на постановление Конституционного суда РФ от 11.04.2019 №17-П, поскольку названным судебным актом разрешен спор относительно оплаты сверхурочных работ, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, то есть выполнение работы за пределами нормальных условий труда. Вместе с тем классное руководство выполняется работником в пределах рабочего времени, без изменения условий, в которых оно выполняется. Условия при выполнении работ по классному руководству остаются прежними. Поскольку классное руководство осуществляется не за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, выплату за классное руководство надлежит учитывать в составе МРОТ.
Пунктом 2.2 Положения об оплате труда работникам ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам. Указанное положение разработано в соответствии с Законом Забайкальского края №964-ЗЗК от 09.04.2014 «Об оплате труда работников образовательных учреждений Забайкальского края». Доплата до МРОТ в соответствии со ст. 15(1) названного Закона производится работникам в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников краевых учреждений, включение выплаты за классное руководство в состав МРОТ указанным законом не предусмотрено (т.2, л.д. 86-87).
В судебное заседание не явились: материальный истец ФИО1, представители ответчиков ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище», Министерства образования и науки Забайкальского края, представители третьих лиц Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, против удовлетворения которых возражал процессуальный истец прокурор Пешкова А.Б., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 работает в ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» социальным педагогом. Трудовым договором ФИО1 установлен оклад (должностной оклад) 7 000 руб. в месяц, северная надбавка – 30%, районный коэффициент – 40%, ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями – 100 руб., надбавка за выслугу лет – 25%, надбавка за заведование кабинета – 15%.
Приказом и.о.директора ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» ФИО3 от <Дата>, социальный педагог ФИО1 с <Дата> назначена классным руководителем (куратором) группы № «Электромонтер устройств сигнализации, централизации и блокировки», установлена ежемесячное вознаграждение 5000 рублей с учетом районного регулирования и доплаты за работу в Забайкальском крае. (том 1, л.д.27-28).
Дополнительным соглашением № от <Дата> к трудовому договору № от <Дата>, ФИО1 поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности классного руководителя (куратора) группы №, которая поручается ФИО1 с <Дата> без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, за дополнительную плату: 5000 руб. (федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента Федеральный бюджет), 1500 руб. (30% северной надбавки Федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента краевой бюджет), в общей сумме 8500 руб. в месяц ( том 1 л.д.23).
Установив, что доплата за классное руководство включена работодателем в спорный период в состав той части заработной платы, которая ниже МРОТ, неверным расчетом отпускных, считая трудовые права нарушенными, прокурор обратился с иском в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что осуществление классного руководства не входит в должностные обязанности истца, в связи с чем оплата труда за такие обязанности необоснованно включена в часть заработной платы, которая ниже МРОТ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление материального истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании задолженности по заработной плате за февраль, март 2022 года, учитывая, что ФИО1 обращалась в прокуратуру <Дата> для проверки правильности начисления ей заработной платы с февраля 2022 года.
Поскольку ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты отпусков не учитывались суммы заработной платы за сентябрь 2021 года – январь 2022 года в размере 18 359, 38 руб., взысканные ранее по решению суда, а также суммы заработной платы с февраля по май 2022 года, взысканные по настоящему делу в размере 16 080,52 руб., соответственно, оплата дней отпусков произведена в заниженном размере. По расчетам суда размер недоначисленных и невыплаченных отпускных составил 6 268,80 руб.
На Министерство образования и науки Забайкальского края, как на главного распорядителя денежных средств, возложена обязанность по финансированию расходов ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» по выплате задолженности по заработной плате истцу.
Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с решением суда первой инстанции.
Так, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
Обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
В силу статей 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. №38-П).
В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. №17-П, от 16 декабря 2019 г. №40-П).
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. №406-ФЗ с 1 января в 2022 г. МРОТ составлял 13 890 руб. в месяц. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 №973 с 1 июня 2022 г. МРОТ повышен до 15 279 руб. Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. №522-ФЗ с 1 января 2023 г. МРОТ повышен до 16 242 руб.
Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 г. ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5.000 руб.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 августа 2021 г. №284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края» в период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2023 г. педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5.000 руб. (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) (пункты 1 и 2 Постановления).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. №536 утверждены «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Согласно пункту 2.1 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утвержденных Приказом №536, выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601.
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 29 декабря 2017 г. №ВП-1992/02 «О методических рекомендациях» установило правила исчисления заработной платы педагогам общеобразовательных организаций. Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.
Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».
В соответствии с данным приказом должность социального педагога отнесена к группе должностей педагогических работников 2 квалификационного уровня.
В силу пункта 1.3 названных Методических рекомендаций система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (пункт 1.5 Методических рекомендаций).
Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации, согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536, могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ (пункт 3.3 Методических рекомендаций).
При установлении системы оплаты труда в организации рекомендуется предусмотреть все виды выплат компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяемые к соответствующей организации (пункт 4.1 Методических рекомендаций).
Методическими рекомендациями предусмотрены, в том числе, выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных. К видам таких выплат относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.
К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров, установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также, предусмотренные системой оплаты труда, повышающие коэффициенты (пункт 4.9 Методических рекомендаций).
Пунктом 5 Методических рекомендаций предусмотрены и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы.
Пунктом 5.2 предусмотрено, что при конкретизации в организациях видов выплат стимулирующего характера могут применяться и иные выплаты, которые рекомендуется подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер, и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).
Согласно пункту 2.1.1 Положения об оплате труда работников ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище», находящегося в ведении Министерства образования Забайкальского края (далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в размере не ниже, устанавливаемых Правительством Забайкальского края; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
Пунктом 2.1.13 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад.
Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (пункты 2.2.2, 2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни) (пункты 2.2.2, 2.2.5).
Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видам работ, не входящими в должностные обязанности работников.
Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат) (пункт 2.2.7).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером.
Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.
Пунктом 2.3.9 Положения выплаты за интенсивность включают выплаты за классное руководство в размере 15% от должностного оклада, а также за заведывание мастерскими, кабинетами в размере 15%.
Из смысла вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что порядок начисления спорных выплат в составе заработной платы зависит от того, осуществляются ли эти выплаты в связи с выполнением работником своих прямых должностных обязанностей, либо данные выплаты начисляются за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей по занимаемой работником должности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 7 декабря 2017 г. №38-П, определениях от 1 октября 2009 г. №1160-О-О и от 17 декабря 2009 г. №1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.
Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны включаться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, то есть, того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.
Вывод суда о том, что доплата за классное руководство является доплатой за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей истца, соответственно, должна включаться в состав той части заработной платы, которая должна быть не менее минимального размера оплаты труда, судебная коллегия находит правильным.
Как следует из должностной инструкции истца, в должностные обязанности социального педагога не входит работа по осуществлению классного руководства.
Доплата за выполнение работы по классному руководству не предусмотрена трудовым договором.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при начислении заработной платы доплата за классное руководство должна быть включена в часть заработной платы сверх минимального размера оплаты труда, в связи с чем взыскал в пользу истца недоначисленные и невыплаченные суммы заработной платы и отпускных.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика, повторяющим позицию, изложенную в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не вызывающая сомнений у судебной коллегии. В связи с изложенным решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Хилокский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>