НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 30.05.2019 № 33-1812/19

Председательствующий по делу Дело № 33-1812/2019

судья Аксёнова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кардаша В.В.,

судей Бирюковой Е.А., Волошиной С.Э.,

при секретаре Карамовой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 мая 2019 года гражданское дело по иску Цыбикжапова Б. Ж., Цыбикжаповой Т. А., Платон В. В., Платон Е. Ж., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Платон М. В. к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управлению МВД России по Забайкальскому краю, Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи,

по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Гуменной Н.В.,

на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено:

Установить факт постоянного проживания истцов Цыбикжапова Б. Ж., Цыбикжаповой Т. А., Платон В. В., Платон Е. Ж., Платон М. В. по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить Цыбикжапова Б. Ж., Цыбикжапову Т. А., Платон В. В., Платон Е. Ж., Платон М. В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей каждому, за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Цыбикжаповой Т. А., Платон В. В., Платон Е. Ж., Платон М. В. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 рублей каждому по поступлению средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Заслушав доклад судьи Кардаша В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. С <Дата> по настоящее время Цыбикжапов Б.Ж., его мать Цыбикжапова Т.А, сестра Платон Е.Ж., её муж Платон В.В. и дочь Платон М.В. проживают в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В июле 2018 года дом истцов вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от <Дата> и актом обследования утраченного имущества первой необходимости. Согласно уведомлению администрации муниципального района «Читинский район» от <Дата> истцы не были включены в список пострадавших, поскольку они не зарегистрированы по вышеназванному адресу. Невключение истцов в списки пострадавших повлекло нарушение их прав на получение финансовой помощи от государства. Истцы просили суд установить факт их постоянного проживания по адресу: <адрес>, обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить Цыбикжапова Б.Ж., Цыбикжапову Т.А, Платон Е.Ж., Платон В.В. и Платон М.В. в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи (л.д.1-3).

Определением судьи Центрального районного суда г.Читы от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета, привлечено Правительство Забайкальского края (л.д.29-31).

Судом постановлено вышеназванное решение (л.д.80-81).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Гуменная Н.В. просит отменить решение суда в части обязания Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную помощь, принять по делу новое решение. Указывает, что истцами не заявлялось требование о возложении на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанности по выплате единовременной материальной помощи, в связи чем, суд вышел за пределы заявленных требований. Ссылается на то, что ни в Положении о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата>, ни в других нормативных правовых актах Забайкальского края не закреплено полномочие Министерства по выплате единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Указывает, что имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение решение суда. На основании составленных органом местного самоуправления списков граждан, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные в соответствии с приложением к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата> (далее – Правила ), и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований. Указанные списки и сводные данные для выплат помощи гражданам предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации. МЧС России на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сводных данных осуществляет подготовку предложений в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда. Результатом осуществления комплекса мероприятий является распоряжение Правительства Российской Федерации о выделении федеральных средств Забайкальскому краю, распоряжение Правительства Забайкальского края о распределении поступивших средств, а также платежные документы о непосредственном их перечислении из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Забайкальского края, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации поступают в Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю. Считает, что исходя из резолютивной части решения суда, будут выданы исполнительные листы в отношении каждого из обязанных должников, что приведет к двойному взысканию сумм единовременной материальной помощи, как с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, так и с Министерства финансов Забайкальского края (л.д.83-84).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Цыбикжапов Б.Ж. полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Истцы Цыбикжапова Т.А, Платон В.В., Платон Е.Ж., действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетней Платон М.В., ответчики администрация муниципального района «Читинский район», Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, третье лицо Правительство Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Цыбикжапова Б.Ж., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Цыбикжапову Б.Ж. принадлежат на праве собственности земельный участок площадью 1 500 кв.м и жилой дом общей площадью 67,8 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата> (л.д.46-47).

Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений у истцов Цыбикжаповой Т.А., Платон М.В., Платон Е.Ж., и Платон В.В. не имеется прав на объекты недвижимости на территории Российской Федерации (л.д.48-55).

Копиями паспортов подтверждается, что Цыбикжапов Б.Ж., Цыбикжапова Т.А., Платон Е.Ж. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, а Платон В.В. – по адресу: <адрес> (л.д.21-23).

Из содержания справки администрации сельского поселения «Угданское» от <Дата> следует, что Цыбикжапов Б.Ж., Цыбикжапова Т.А., Платон Е.Ж., Платон В.В. и Платон М.В. действительно фактически проживают по адресу: <адрес> (л.д.9).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от <Дата> в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края с <Дата> введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению администрации муниципального района «Читинский район» от <Дата> «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайных ситуаций» в городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район», дом по адресу: <адрес>, попал в зону подтопления .

Справкой администрации муниципального района «Читинский район» от <Дата> подтверждается, что Цыбикжапов Б.Ж., Цыбикжапова Т.А., Платон Е.Ж., Платон В.В. и Платон М.В. не включены в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес> (л.д.6).

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив факт постоянного проживания истцов в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, пришел к выводу о том, что истцы имеют право на получение единовременной материальной помощи. В связи с этим суд возложил на администрацию муниципального района «Читинский район» обязанность включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи. Поскольку включение в указанный список подразумевает возникновение у уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ обязанности по выплате единовременной материальной помощи, то в целях исполнимости судебного акта, правильного разрешения спора, целью которого являлось получение истцами денежных выплат, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность выплатить истцам такую помощь. При этом, суд не усмотрел оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, которые подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края необоснованно возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

В пункте 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (пункт 5 Порядка).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (пункт 7 Порядка).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от <Дата> «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (пункт 10).

Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Следовательно, несмотря на отсутствие в Положении о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной помощи, обязанность по выплате истцам таковой обоснованно возложена судом, в том числе на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Ссылка в апелляционной жалобе на наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, не может быть принята во внимание ввиду следующего.

Обязанность Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по исполнению полномочий по выплате единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может быть исполнена только при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В целях исполнимости судебного акта, в резолютивной части решения суда указано, что обязанность по выплате единовременной материальной помощи истцам наступает только при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий наводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Доводы жалобы о том, что обжалуемое решение приведет к двойному взысканию суммы единовременной материальной помощи, как с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, так и с Министерства финансов Забайкальского края, являются ошибочными.

Обязанность по выплате истцам единовременной материальной помощи возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в связи с тем, что указанные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в силу нормативных положений постановления Правительства Забайкальского края от <Дата> и постановления Губернатора Забайкальского края от <Дата> являются ответственными за организацию работы по осуществлению денежных выплат пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации гражданам.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, такое изложение абзаца 3 резолютивной части решения, согласно которому на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить истцам единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей каждому, не может повлечь взыскание денежных средств в пользу пострадавших граждан с обоих Министерств, поскольку исходя из характера спорных правоотношений исполнение решения суда должно осуществляться в строгом соответствии с вышеприведенным Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, возложив на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанность выплатить единовременную материальную помощь, судебной коллегией отклоняется.

Истцы, являясь лицами, пострадавшими в результате паводка, обратились в суд за защитой нарушенного права на получение единовременной материальной помощи, заявив в иске требования об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении и возложении обязанности по включению их в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи. Признав иск обоснованным, суд удовлетворил требования истцов. Кроме того, суд обязал Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную помощь в размере по 10 000 рублей каждому.

Судебная коллегия полагает, что фактически судом были разрешены вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении, а, следовательно, возложение на ответчиков обязанности по осуществлению выплаты единовременной материальной помощи направлено на исполнимость судебного акта, поскольку включение истцов в списки пострадавших влечет возникновение у них права на получение такой помощи. Суд в решении установил, что к данным правоотношениям применяются Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата>, предусматривающие включение гражданина в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи с последующей выплатой такой помощи.

В силу изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым в интересах законности выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и изменить решение суда, поскольку его резолютивная часть содержит противоречивые выводы.

Из мотивировочной части решения суда следует, что все истцы как пострадавшие в результате паводка имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. В абзаце втором резолютивной части решения суда указано на возложение обязанности по включению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, всех пятерых истцов, включая Цыбикжапова Б.Ж. В тоже время абзац третий резолютивной части решения суда возлагает на ответчиков обязанность выплатить единовременную материальную помощь всем истцам, кроме Цыбикжапова Б.Ж.

В целях исполнимости судебного акта, правильного разрешения спора, целью которого являлось получение единовременной материальной помощи всеми истцами, том числе Цыбикжаповым Б.Ж., необходимо возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность выплатить такую помощь и указанному истцу.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению, путем изложения абзаца третьего его резолютивной части в новой редакции.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> изменить, изложив абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Цыбикжапову Б. Ж., Цыбикжаповой Т. А., Платон В. В., Платон Е. Ж., Платон М. В. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 рублей каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: