Председательствующий по делу Дело №33-40-2015
судья Эрдынеев Д.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Пичуева В.В., Карабельского А.А.
при секретаре Гайгул И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 29 января 2015 г. дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования РФ о признании бездействия незаконным, о признании незаконным плана тушения лесных пожаров заповедника, о возложении обязанности
по апелляционному представлению прокурора Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры Шорохова А.А. и апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО1
на решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2014 г., которым постановлено исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования РФ о признании бездействия незаконным, о признании незаконным плана тушения лесных пожаров Заповедника, о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать незаконным план тушения лесных пожаров Заповедника на 2012 год в части отсутствия необходимых сведений, предусмотренных Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, Методическими указаниями по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденными Приказом Министерства от 16.12.2013 №591.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации привести План тушения лесных пожаров Заповедника на 2014 год в соответствие с Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, Методическими указаниями по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 декабря 2013 г. №591. В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения заместителя прокурора Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры ФИО2, поддержавшего доводы представления, представителя ответчика директора ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» ФИО3, возражавшего против доводов представления, а доводы жалобы полагавшего обоснованными, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
<Дата> Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту РФ, неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее. Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка на предмет готовности администрации ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» к пожароопасному сезону 2014 года. В ходе проверки установлено, что в нарушение лесного законодательства РФ и Правил пожарной безопасности в лесах принимается недостаточно мер по охране лесов Сохондинского заповедника от пожаров, в том числе по причине недофинансирования из федерального бюджета. Поэтому прокурор с учетом поданных уточнений просил: 1) признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии РФ по охране лесов от пожаров Сохондинского заповедника в части неосуществления авиационного патрулирования лесов, систематического недофинансирования авиационного патрулирования; 2) обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ с 2014 года на постоянной основе осуществлять авиационное патрулирование лесов Сохондинского заповедника с потребностями, установленными Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза №122 от 22.09.1997, с соблюдением кратности патрулирования в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды с начала пожароопасного периода; 3) признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии РФ по охране лесов Сохондинского заповедника в части неисполнения требований, предусмотренных п.14 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, пп.«г» п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007, по тушению лесных пожаров Заповедника; 4) обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ обеспечить осуществление полномочий по тушению пожаров Сохондинского заповедника в порядке, предусмотренном п.14 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, пп.«г» п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417; 5) признать незаконным план тушения лесных пожаров Заповедника на 2014 год в части отсутствия необходимых сведений, предусмотренных Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, Методическими указаниями по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Министерства от 16.12.2013 №591; 6) обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ привести план тушения лесных пожаров Заповедника на 2014 год в соответствие с Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, Методическими указаниями по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденными Приказом Министерства от 16.12.2013 №591; 7) обязать ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» обеспечить надлежащую охрану и защиту лесов на территории заповедника в части проведения авиапатрулирования в соответствии с Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза №122 от 22.09.1997, с соблюдением кратности патрулирования в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды с начала пожароопасного периода; 8) признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ в части неисполнения п.16 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, по отсутствию организации координации действий авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану лесов; обеспечению создания единой системы связи и оповещения сил авиационной и наземной охраны и защиты лесов; установлению необходимого количества и типов воздушных судов, возможных мест базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительной потребности в их оборудовании, патрульных маршрутов и периодичности проведения авиапатрулирования, сроков его начала и окончания, численности авиа-пожарных команд, других показателей, необходимых для организации лесоавиационных работ, по непринятию решения о начале авиапатрулирования территории Заповедника; 9) обязать Федеральную службу по надзору в сфере природопользования РФ в соответствии с п.16 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, скоординировать действия авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану лесов; обеспечить создание единой системы связи и оповещения сил авиационной и наземной охраны и защиты лесов; установить необходимые количества и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, возможность использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребности в их оборудовании, патрульные маршруты и периодичность проведения авиапатрулирования, сроки его начала и окончания, численности авиа-пожарных команд, другие показателей, необходимые для организации лесоавиационных работ, и принять решения о начале авиапатрулирования территории Сохондинского заповедника (т.1 л.д.2-14, т.2 л.д. 65-72).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении Читинский природоохранный межрайонный прокурор Шорохов А.А. считает решение суда незаконным в части отказа в удовлетворении требований о признании бездействия ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ по тушению лесных пожаров, авиационному патрулированию и понуждению к действию. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права и не применен закон, подлежащий применению. По его мнению, вывод суда об отсутствии обязанности авиапатрулирования лесов заповедника, является ошибочным, поскольку данная обязанность предусмотрена федеральным законодательством РФ. Полагает выводы суда о необоснованности требований прокурора в части признания бездействия Министерства природных ресурсов и экологии РФ и ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» по тушению лесных пожаров, немотивированными. Также считает ошибочным вывод суда об отсутствии у Росприроднадзора РФ обязанности организовать исполнение мер пожарной безопасности в лесах – лесоавиационных работ, включающих авиапатрулирование. Поэтому просит решение суда в данных частях отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении всех заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО1 выражает несогласие с решением суда в части удовлетворения требований о признании плана тушения лесных пожаров заповедника на 2014 г. незаконным и обязании Министерства природных ресурсов и экологии РФ привести его в соответствие с Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, Методическими указаниями по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 декабря 2013 г. №591. По ее мнению, вывод суда о том, что данный план не соответствует Методическим указаниям, является ошибочным. Поэтому просит решение суда в данной части отменить, в удовлетворении указанных требований прокурору отказать.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Читинской природоохранной межрайонной прокуроры Шорохов А.А. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из Положения о федеральном государственном учреждении «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», утвержденного Приказом Министерства природный ресурсов РФ от 21.03.2003 №222, Федеральное государственное учреждение «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» (далее Сохондинский заповедник) является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Заповедник входит в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО.
Сохондинский заповедник учрежден Постановлением Правительства РФ от 11.10.1973 №609, по решению Исполнительного комитета Читинского областного Совета депутатов трудящихся от 28.03.1974 №141, на территории общей площадью <данные изъяты> га, расположенной в Кыринском, Улетовском и Красночикойском районах Читинской области, ныне Забайкальского края.
Одной из основных задач, возложенных на Сохондинский заповедник, является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов (п.2.1 названного выше Положения).
В силу п.п.1, 2 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.81 Лесного кодекса РФ установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, порядка разработки и утверждения плана тушения лесного пожара и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, правил тушения лесных пожаров, порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (п.п.16, 16.3, 16.4, 16.5, 18).
Пунктом 1 ст.52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (ст.53 Лесного кодекса РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. №417.
В соответствии с п.4 названных Правил меры пожарной безопасности в лесах, в частности мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
В соответствии со ст.57 Лесного кодекса РФ авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; осуществление государственного лесопатологического мониторинга с использованием авиационных средств и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов утвержден Приказом Рослесхоза от 3 ноября 2011 г. №470.
Согласно п.3 названного Порядка организация лесоавиационных работ в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Обращаясь в суд с заявлением, прокурор ссылался на то, что Сохондинский заповедник, Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ненадлежащим образом исполняют обязанности по охране лесов заповедника от пожаров.
Отказывая в удовлетворении требований, за исключением требований о признании незаконным плана тушения лесных пожаров Заповедника на 2014 г. в части отсутствия необходимых сведений, суд исходил из того, что проектом освоения лесов Сохондинского заповедника не предусмотрено противопожарное обустройство лесов и поскольку мониторинг пожарной опасности лессов проводится с использованием космических средств, авиапатрулирование лесов не требуется.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со ст.53.2 Лесного кодекса РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Из методических рекомендаций по проведению космического мониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Российской Федерации, утвержденных Приказом Рослесхоза от 25 мая 2005 г. №112 «О космическом мониторинге лесных пожаров» следует, что для обеспечения охраны осуществляется мониторинг лесных пожаров, который по способам подразделяется на космический, авиационный и наземный. Территория лесного фонда Российской Федерации, на которой осуществляется космический мониторинг лесных пожаров, делится на два уровня. К первому уровню относятся территории, на которых возможно применение авиации для уточнения данных космического мониторинга. Ко второму уровню относятся удаленные и труднодоступные территории, отчетность по которым формируется исключительно по данным космического мониторинга.
Таким образом, удаленные и труднодоступные территории, отчетность по которым формируется исключительно по данным космического мониторинга относятся ко второму уроню.
Между тем, из приложения 2 к названным рекомендациям следует, что таких территорий, отнесенных ко второму уровню, на территории Читинской области, ныне Забайкальского края, не имеется.
Напротив, большая часть территорий 15537,3 тыс.га относится к первому уровню, где данные космического мониторинга уточняются с помощью авиации.
Следовательно, вывод суда о наличии в Сохондинском заповеднике территорий, на которых может осуществляться лишь космический мониторинг, коллегия находит ошибочным, а ссылки на то, что нормативные акты и лесохозяйственный регламент ответчика не предусматривают использование одновременно как наземных, так и авиационных и космических средств при мониторинге пожарной опасности в лесах, но предусматривают наземное патрулирование в случае отсутствия средств на авиаохрану нельзя признать правомерными, отвечающими требованиям закона.
При этом нельзя не учитывать следующее.
Пунктом 6 методических рекомендаций по проведению космического мониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Российской Федерации, утвержденных Приказом Рослесхоза от 25 мая 2005 г. №112 «О космическом мониторинге лесных пожаров», установлено, что на всей охраняемой территории лесного фонда спутниковые данные используются лишь в качестве дополнительного источника информации.
Лесотехнический регламент лесничества «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» всю территорию Сохондинского заповедника относит к авиационной зоне тушения лесных пожаров (п.2.16.1, т.1 л.д.88-117).
На необходимость авиапатрулирования лесов с целью предупреждения и тушения пожаров в суде первой инстанции и при апелляционном рассмотрении указывал и представитель ответчика директор Сохондинского заповедника ФИО3
Изложенное свидетельствует о неправомерности выводов суда об отсутствии необходимости авиапатрулирования лесов Сохондинского заповедника и обоснованности заявленных прокурором требований.
Согласно п.14 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470 в случае, если осуществление лесоавиационных работ в лесах, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение таких работ в соответствии с законом.
Пунктом 16 этого же Порядка определено, что при организации лесоавиационных работ органы государственной власти: а) проводят разделение охраняемой территории в пределах зон авиационного мониторинга на районы авиационной и наземной охраны и защиты лесов; б) координируют действия авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану лесов; в) обеспечивают создание единой системы связи и оповещения сил авиационной и наземной охраны и защиты лесов; г) устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в их оборудовании, патрульные маршруты и периодичность проведения авиапатрулирования, сроки его начала и окончания, численность авиапожарных команд, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ.
В силу пп.«г» п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются следующие меры пожарной безопасности: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Проведение авиационной охраны лесов от пожаров, являющееся составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесного фонда от пожаров, установлено Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 22.09.1997 №122, обязательной для исполнения ответчиками.
Поскольку материалами дела подтверждается, что меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в соответствии с п.4 Правил пожарной безопасности осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а организация лесоавиационных работ в соответствии с п.3 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 3 ноября 2011 г. №470 в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также в силу названных норм закона, Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.05.2011 г. №459, Лесотехнического регламента лесничества «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» Сохондинским заповедником, оснований для отказа в иске к указанным ответчикам у суда не имелось.
То обстоятельство, что проектом освоения лесов Сохондинского заповедника не предусмотрено строительство, реконструкция, эксплуатация посадочных площадок для самолетов, вертолетов, пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам пожарного водоснабжения, а также довод о невозможности осуществления указанных мероприятий в связи с горной и труднодоступной местностью заповедника, об отсутствии транспортных путей на территории заповедника, не могут быть признаны убедительными, поскольку закон не связывает с наличием таких обстоятельств возможность освобождения от исполнения ответчиками возложенных на них законом обязанностей.
Использование в качестве наблюдательных пунктов естественных возвышенностей не освобождает от обязанности проведения авиапатрулирования.
С учетом изложенного решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а требования – удовлетворению.
С доводами апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО1 судебная коллегия не может согласиться по мотивам, приведенным в решении и по следующим основаниям.
Действительно, Методические указания по заполнению формы плана тушения лесных пожаров утверждены Приказом Минприроды России от 16.12.2013 №591 и определяют лишь порядок заполнения формы плана тушения лесных пожаров, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы».
Вместе с тем, в соответствии с п.3 названных Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы план разрабатывается по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377. Методические указания по заполнению такой формы определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Суд правильно установил, что план тушения лесных пожаров на территории Сохондинского заповедника на период пожароопасного сезона 2014 года не соответствует форме плана тушения лесных пожаров, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377 в части отсутствия необходимых сведений и как следствие этому не соответствует Методическим указаниям. В частности в плане не указаны, как того требует форма плана тушения лесных пожаров, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, в разделе II пункте 1 графе 2 исходные и конечные точки участка лесной дороги, информация о состоянии лесной дороги, с учетом времени года, местных погодных особенностей и т.п.; в разделе II пункте 2 графе 2 не указаны географические координаты и азимут в градусах и расстояние в километрах до ближайшего населенного пункта, в четвертой графе - тип покрытия, в шестой графе особенности использования площадки и факторы, которые могут оказывать влияние на безопасность воздушного судна; в разделе II пункте 4 графе 3 - географические координаты (с обязательным указанием в примечании к таблице используемой системы координат), азимут и расстояние до ближайшего населенного пункта, участковое лесничество, квартал и выдел; в разделе II пункте 5 графе 3 - географические координаты и азимут в градусах и расстояние в километрах до ближайшего населенного пункта, в графе 4 – характеристики рек Агуца, Агуцакан, Букукун, Енда, Большая Буреча, пригодных для забора воды наземными средствами, и доступный для забора объем воды в кубических метрах для данных источников, не указано могут ли они использоваться для забора воды авиационными средствами либо они используются только для забора наземным способом, если могут использоваться для забора авиационными средствами, то не указано размеры площадки для работы самолетов-амфибий в режиме забора воды или вертолета в режиме висения (длина и ширина, глубина, в метрах); в разделе III пунктах 2 и 3 графе 2 плана - информация о наземном и авиационном патрулировании лесов по утвержденным маршрутам, в пункте 4 графе 2 не указана организация, получившая право на осуществление авиационного патрулирования лесов; в разделе IV пункте 1 не указаны расчетные потребности сил и средств авиационных лесопожарных формирований с учетом местных условий; в разделе V пункте 1 плана нет данных о персональном составе с указанием контактных номеров телефонов и ответственных лиц по взаимодействию; в разделе V пункте 3 плана отсутствует информация о лесопожарных формированиях, которые способны прибыть на место лесного пожара, находящегося за пределами зоны ответственности этого формирования; численность направляемых пожарных команд, состав и наименование пожарной техники, информации в виде текстового, табличного и графического отображения, отсутствует ссылка на номер Приложения, содержащего данную информацию; в приложениях №3 и 5 плана нет информации согласно Инструкции по авиационной охране лесов о времени и периодичности патрулирования в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда об удовлетворении требований прокурора и признании плана тушения лесных пожаров на территории Сохондинского заповедника на период пожароопасного сезона 2014 г. в части отсутствия необходимых сведений не соответствующим требованиям закона.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2014 г. в части оставления заявления прокурора без удовлетворения отменить, заявление в этой части удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии РФ по охране лесов от пожаров Сохондинского заповедника в части неосуществления авиационного патрулирования лесов, систематического недофинансирования авиационного патрулирования и обязать с 2014 года на постоянной основе осуществлять авиационное патрулирование лесов Сохондинского заповедника с потребностями, установленными Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза №122 от 22.09.1997, с соблюдением кратности патрулирования в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды с начала пожароопасного периода. Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии РФ по охране лесов Сохондинского заповедника в части неисполнения требований, предусмотренных п.14 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, пп. «г» п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, по тушению лесных пожаров Сохондинского заповедника и обязать обеспечить осуществление полномочий по тушению пожаров Сохондинского заповедника в порядке, предусмотренном п.14 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, пп. «г» п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417. Обязать ФГБУ «Сохондинский государственный природный биосферный заповедник» обеспечить надлежащую охрану и защиту лесов на территории Сохондинского заповедника в части проведения авиапатрулирования в соответствии с Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза №122 от 22.09.1997, с соблюдением кратности патрулирования в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды с начала пожароопасного периода. Признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ в части неисполнения п.16 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, по отсутствию организации координации действий авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану лесов; обеспечению создания единой системы связи и оповещения сил авиационной и наземной охраны и защиты лесов; установлению необходимого количества и типов воздушных судов, возможных мест базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительной потребности в их оборудовании, патрульных маршрутов и периодичности проведения авиапатрулирования, сроков его начала и окончания, численности авиа-пожарных команд, других показателей, необходимых для организации лесоавиационных работ, по непринятию решения о начале авиапатрулирования территории Заповедника. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере природопользования РФ в соответствии с п.16 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470, скоординировать действия авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану лесов; обеспечить создание единой системы связи и оповещения сил авиационной и наземной охраны и защиты лесов; установить необходимые количества и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, возможность использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребности в их оборудовании, патрульные маршруты и периодичность проведения авиапатрулирования, сроки его начала и окончания, численности авиа-пожарных команд, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ, и принять решения о начале авиапатрулирования территории Сохондинского заповедника.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Пичуев В.В.
Карабельский А.А.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.