НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 28.11.2023 № 2-548/2023

Председательствующий по делусудья Набережнева Н.В.

Дело № 33-4492/2023(1 инстанция № 2-548/2023)УИД 75RS0031-01-2023-001180-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Волошиной С.Э.,

судей Радюк С.Ю., Комковой С.В.,

при секретаре Вашуриной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 28 ноября 2023 г. гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Шияновой Г. А. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В.,

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2023 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Оловяннинского района в интересах Шияновой Г. А. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет с учетом уточнений удовлетворить частично.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» () в пользу Шияновой Г. А. () недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за <Дата> г. в сумме 2 203 руб. 13 коп.

Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» () и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» () произвести Шияновой Г. А. () перерасчет и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении <Дата> с учетом недоначисленной заработной платы за <Дата> г.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» () профинансировать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» () денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Шияновой Г. А. () в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района к Министерству образования и науки Забайкальского края, оставить без удовлетворения.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» () государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 400 руб.».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Оловяннинского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Шияновой Г.А., в обоснование которого указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что истец в период с <Дата> по <Дата> работала в МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя начальных классов. При этом, в нарушение Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и квалификационную категорию начислялись и выплачивались истцу образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку были ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки. Ссылаясь на указанные нарушения трудовых прав, прокурор с учетом уточнений просил суд взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» в пользу Шияновой Г.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за август 2022 г. в размере 2 203,13 руб., обязать МБОУ «Ясногорская СОШ», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» произвести перерасчет и выплатить истцу компенсацию за отпуск при увольнении в <Дата> гг.; обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной истцу заработной выплаты в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края; обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» на указанные цели (л.д. 4-12, 88-89).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 107-113).

В апелляционной жалобе ответчик администрация муниципального района «Оловяннинский район» просил об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к Министерству образования и науки Забайкальского края, с принятием в указанной части нового решения о возложении на Министерство обязанности по финансированию администрации района на выплату истцу присужденной судом денежной суммы. Полагает незаконными вывода суда в той части, что Министерство не несет обязательств в рамках данного дела по дополнительному финансированию (субсидиарной ответственности). В данной части отмечает, что выплаты сумм субвенций должны подлежать уточнению в текущем порядке, а также на основании вступивших в законную силу решений суда с учетом фактической нагрузки педагогических работников, финансироваться субъектом исходя из установленных государственных полномочий. Таким образом, средства на выплаты истцу недоначисленной заработной платы, которые не были изначально предусмотрены при утверждении субвенций на соответствующий финансовый год, поскольку были сформированы только по нормативу 18 часов, должны быть профинансированы Министерством. Обращает внимание, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Отмечает, что возлагая на администрацию обязанность профинансировать образовательное учреждение за счет и в пределах субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края, суд первой инстанции не учел, что утвержденные субвенции на текущий 2023 финансовый год не предусматривают финансирование выплаты заработной платы педагогическим работникам школы, исходя из фактической учебной нагрузки, а были изначально утверждены Министерством от установленного норматива за ставку 18 часов. Также судом не учтено, что выплаты за 2022 год относятся к расходам завершенного (истекшего) финансового года. Финансирование расходов по решению суда на реализацию государственного полномочия за 2022 год за счет средств субвенций, выделяемых на текущий 2023 год, является недопустимым, поскольку нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что Уставом муниципального района в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ оснований для использования дополнительных, собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий, не предусмотрено (л.д. 119-120).

Материальный истец Шиянова Г.А., представители ответчиков МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерства образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «Оловяннинский район», надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушений, влекущих отмену либо изменение постановленного решения, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3,4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.

Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.202 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.

Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела истец Шиянова Г.А. в период с <Дата> по <Дата> работала в МБОУ «Ясногорская СОШ» в должности учителя начальных классов (л.д. 14-17).

В соответствии с пунктом 1 Положения об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», утвержденного приказом директора образовательного учреждения от <Дата>, заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает в себя: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (л.д. 19-26).

Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Работникам учреждения установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе выплата за специфику работы, надбавки за выслугу лет, за интенсивность, за почетное звание, ученую степень, ученое звание.

Согласно пункту 2.3.4.3 Положения ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу производится дифференцированно в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при стаже от 1 до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25%.

Из представленного в материалы дела тарификационного списка на <Дата> следует, что Шияновой Г.А. была установлена учебная нагрузка 32 часа в неделю. Оклад за норму часов в неделю (18 часов) составлял <данные изъяты> руб., размер надбавки за выслугу лет 25% – <данные изъяты> руб. (л.д. 28-31).

Согласно справке-расчету заработной платы, составленной МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», разница между фактически начисленной истцу надбавкой за выслугу лет, исходя из ставки заработной платы, и подлежащей начислению, исходя из фактической нагрузки, в <Дата> г. составила 2 203,13 руб. (л.д. 53).

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор указал на неверное исчисление работодателем заработной платы, в частности начисление стимулирующей выплаты за выслугу лет не за фактическую нагрузку, установленную в учебном году, а из расчета ставки 18 часов в неделю, что привело к уменьшению заработной платы.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период с учетом стимулирующих выплат, начисленных на фактический объем учебной нагрузки.

При этом суд исходил из того, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений спорная надбавка начислялась и выплачивалась истцу образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку была ограничена пределами нормы часов и произведена без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.

Судом первой инстанции отмечено, что порядок начисления стимулирующих надбавок на ставку заработной платы, установленный Положением об оплате труда образовательного учреждения, противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда, по мнению суда первой инстанции, являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Проверив расчет заявленной прокурором суммы, суд первой инстанции взыскал с МБОУ «Ясногорская СОШ» в пользу Шияновой Г.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за <Дата> г. в сумме 2 203,13 рублей, возложив на работодателя и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» обязанность произвести истцу перерасчет и выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с учетом начисленной заработной платы за <Дата> г.

Также судом на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» возложена обязанность профинансировать учебное заведение денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Решение суда в приведенной выше в части сторонами по делу не обжалуется и в силу частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации муниципального района «Оловяннинский район» сводятся к несогласию с решением суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении на Министерство образования и науки Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию района для выплаты истцу взысканных судом денежных сумм.

Разрешая указанные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Факта ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» не установлено.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, основанные на утверждении об обязанности Министерства образования и науки Забайкальского края по финансированию администрации района денежными средствами для выплаты присужденной судом денежной суммы, основанием к отмене постановленного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Исходя из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192, Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также переданных Российской Федерацией полномочий.

Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения).

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В пункте 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 133 указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.

В пункте 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно пункту 2.1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Указанные методики в части положений о распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленные из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям порядков определения и распределения между субъектами Российской Федерации общего объема субвенций, утверждаемых федеральными законами, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации) распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Пунктом 1 статьи 8 Закона Забайкальского края от 27.12.2021 № 2007-ЗЗК (редакция от 21.12.2022) "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов установлен норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере образования, включающий в себя расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение, в расчете на одну штатную единицу специалиста, осуществляющего администрирование отдельных государственных полномочий в сфере образования, - 127 300 рублей.

Пунктом 1 статьи 8 Закона Забайкальского края от 22.12.2022 № 2134-ЗЗК (редакция от 19.07.2023) "О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов установлен норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере образования, включающий в себя расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение, в расчете на одну штатную единицу специалиста, осуществляющего администрирование отдельных государственных полномочий в сфере образования, - 140 500 рублей.

В данном случае, в ходе рассмотрения дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Оловяннинский район» в виде субвенций установлено не было.

Исходя из нормативных положений, Министерство образования и науки Забайкальского края финансирует субвенцию бюджету муниципального района в объеме, утвержденном Законом о бюджете Забайкальского края, на текущий год. Субвенции выделяются в пределах тех средств, которые заложены в бюджете текущего года. Заявки с указанием сумм подаются муниципалитетом.

Доказательств обратному, то есть ненадлежащему исполнению Министерством образования и науки Забайкальского края возложенных обязанностей в части предоставления субвенций в адрес муниципального района в материалы дела не представлено.

Кроме того, также необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 № 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования", в целях урегулирования некоторых вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося (прилагаются).

Этим же постановлением утверждены методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося, и методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

В соответствии с Методикой расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий нормативы складываются из нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций на одного обучающегося, норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда иных работников муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих вспомогательные функции, на одного обучающегося, и норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек на одного обучающегося (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (пункт 2).

В данном случае Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, доводит в муниципальное образование субвенции на обеспечение вышеуказанных государственных гарантий только в рамках и во исполнение действующего законодательства в соответствии с названными постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 и утвержденной данным постановлением Методикой расчета норматива финансового обеспечения.

Принимая во внимание приведенные положения закона даже в случае, если присужденные судом ко взысканию денежные суммы превышают объем субвенции, утвержденный на финансовый год и выделяемый муниципальному образованию, указанное обстоятельство не может являться основанием для возложения на Министерство обязанности по финансированию администрации муниципального района денежными средствами.

Данный вывод полностью соответствует норме, предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

При этом, полномочиями по проверке правильности расчета объемов субвенций, осуществляемого в соответствии с указанными выше методиками, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края, в рамках данного трудового спора суд апелляционной инстанции не наделен.

Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 05 декабря 2023 г.

Председательствующий С.Э. Волошина

Судьи С.Ю. Радюк

С.В. Комкова