Председательствующий по делу Дело № 33-864/2018
Судья Долгорова А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
Председательствующего Доржиевой Б.В.,
судей краевого суда Комковой С.В., Лещевой Л.Л.,
при секретаре Дорофеевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 28 февраля 2018 г. гражданское дело по иску Широкова А.В., Хлевова С.И., Аршинского А.М. к МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района, администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе главы администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Задорожина Р.О.
на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 23 октября 2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования Широкова А.В., Хлевова С.И., Аршинского А.М. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период:
с 1 июня 2014 г. по 31 августа 2014 г. в пользу:
-Широкова А.В. в размере 8312 руб. 23 коп. (без вычета НДФЛ);
-Хлевова С.И. в размере 7870 руб. 39 коп. (без вычета НДФЛ);
-Аршинского А.М. в размере 7188 руб. 25 коп. (без вычета НДФЛ).
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района компенсацию морального вреда в пользу:
-Широкова А.В. в размере 1000 рублей (без вычета НДФЛ);
-Хлевова С.И. в размере 1000 рублей (без вычета НДФЛ);
-Аршинского А.М. в размере 1000 рублей (без вычета НДФЛ).
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района выплачивать Широкову А.В., Хлевову С.И., Аршинскому А.М. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2014 г. - 5554 рубля в месяц, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон РФ от 2.12.2013 № 336-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Возложить на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» обязанность профинансировать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной Широкову А.В., Хлевову С.И. Аршинскому А.М. заработной платы при недостаточности денежных средств у указанного учреждения.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 рублей».
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Комковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Широков А.В., Хлевов С.И., Аршинский А.М. обратились в суд с вышеназванными требованиями, указывая, что они работают в МБОУ ДОД «ДЮСШ» в должности сторожей. Размер их заработной платы с 1 июня по 31 августа 2014 г. составлял 5554 рубля, включая в себя: оклад в размере – 2087 рублей, районный коэффициент 40% - 834,80 рублей, процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30% - 626,10 рублей, доплату до минимального размера оплаты труда (МРОТ) – 2006,10 рублей. Истцы просили взыскать с ответчика МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района недоначисленную и невыплаченную им заработную плату за период с 1 июня 2014 г. по 31 августа 2014 г. в размере 11663 рубля каждому, компенсацию морального вреда в размер 1000 рублей каждому. Также просили возложить на ответчика МБОУ ДОД «ДЮСШ» обязанность выплачивать им при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с июня 2014 г. – 5554 рубля в месяц, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в ФЗ от 2.12.2013 № 336-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений. Кроме того, просили обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» профинансировать МБОУ ДОД «ДЮСШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцам в случае недостаточности указанных средств у учреждения (том 1, л.д. 2-5, 20-23, 36-39).
Определением суда от 19 сентября 2014 г. исковые заявления
Широкова А.В., Хлевова С.И., Аршинского А.М. объединены в одно производство (том 1, л.д. 54-55).
Судом постановлено вышеприведенное решение (том 1, л.д. 188-203).
В апелляционной жалобе глава муниципального района «Газимуро-Заводский район» Задорожин Р.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что МБОУ ДОД «ДЮСШ» в силу Устава может быть в суде истцом и ответчиком, может нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств, поэтому перед истцами учредитель (администрация) ответственность не несет. Также заявитель жалобы указывает, что согласно дополнительному соглашению от июля 2013 г. к региональному соглашению от 17.10.2012 «О минимальной заработной плате» минимальный размер оплаты труда в Забайкальском крае для работников, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов, составляет 5550 руб. Также обращает внимание на то, что Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего Севера. Кроме того, ссылается на то, что истцами пропущен срок обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора (том 1, л.д. 209-211).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2014 г. указанное решение суда частично изменено. Постановлено обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» в случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пределах выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края субвенций. В остальной части решение оставлено без изменения (т.1 л.д. 228-230).
4.04.2017 г. глава администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Задорожин Р.О. обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2014 г. и решения Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 23 октября 2014 г. по новым обстоятельствам (том 2, л.д. 1-5).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 мая 2017 г. заявление главы администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Задорожина Р.О. о пересмотре апелляционного определения от 23 декабря 2014 г. по новым обстоятельствам удовлетворено. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2014 г. отменено по новым обстоятельствам, гражданское дело назначено к рассмотрению в апелляционном порядке (том 2, л.д. 52-56).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2017 г. решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 23 октября 2014 г. в части удовлетворения исковых требований, взыскания с МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района государственной пошлины в доход местного бюджета отменено. В данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Широкова А.В., Хлевова С.И., Аршинского А.М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района, администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, отказано. В остальной части решение оставлено без изменения (т.2, л.д. 70-77).
17 января 2018 г. истцы Широков А.В., Хлевов С.И., Аршинский А.М. обратились в Забайкальский краевой суд с заявлениями о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии от 22 июня 2017 г. по новым обстоятельствам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 7 февраля 2018 г. заявления Широкова А.В., Хлевова С.И., Аршинского А.М. о пересмотре по новым обстоятельствам апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2017 г. удовлетворены. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2017 г. отменено по новым обстоятельствам, гражданское дело назначено к судебному разбирательству (т.2 л.д.103-107).
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили. Согласно телефонограммам истцы просили провести судебное заседание без их участия. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обоснованием заявленных истцами требований являлось неверное начисление заработной платы с учетом полностью отработанной нормы труда и времени, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае в размер заработной платы, не превышающий минимальный размер оплаты труда.
Как установлено материалами дела истцы с разных периодов времени работают в МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района в должности сторожей. На должностной оклад истцов начисляется доплата за непрерывный стаж работы – 30% и районный коэффициент – 40%.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст.ст. 20, 129, 133, 131.1, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) исходил из того, что нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, при этом районный коэффициент, процентная надбавка за непрерывный стаж работы, оплата за вредные условия работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Судебная коллегия полагает выводы суда основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года), подчеркивается, что правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, к которой начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Согласно разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 №38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш» Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации.
Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют – в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, – принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника.
На основе действовавшего правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года № 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из указанных норм права и разъяснений по их применению следует, что районный коэффициент и процентная надбавка подлежат начислению на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда и который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, исковые требования о возложении на работодателя обязанности выплачивать истцу при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах с неблагоприятными климатическими условиями, также обоснованно удовлетворены судом.
Суждения суда в данной части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, установлено, что заработная плата, взысканная в пользу истцов по решению суда в 2014 году, им уже выплачена, что подтверждается платежными поручениями от 10 февраля 2015 г. (т.2,л.д.91-93).
Оценивая доводы жалобы о пропуске истцами срока обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора, судебная коллегия находит недостоверными и не подтвержденными материалами дела.
Оценивая доводы жалобы о неправомерности возложения на администрацию района обязанности профинансировать школу денежными средствами для выплаты истцам заработной платы, судебная коллегия полагает, что из мотивировочной и резолютивной частей решения подлежит исключению указание на дополнительную ответственность администрации муниципального района, поскольку возложенная на ответчика обязанность не является дополнительной.
Редакция части 12 статьи 20 ТК РФ изменена Федеральным законом от 02.04.2014 № 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" и изложена таким образом, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Федеральным законом от 02.04.2014 № 55-ФЗ установлена дополнительная гарантия работникам в целях своевременной выплаты заработной платы. Собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, вытекающим из трудовых отношений, если она предусмотрена федеральными законами или нормативными актами Российской Федерации. Это означает, что соответствующий собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица оказывает ему денежную помощь.
Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем) посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления. При недостаточности этих средств обязанности, вытекающие из трудовых отношений, в частности по заработной плате, иным выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями, возлагаются дополнительно на собственника (учредителя) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района следует, что собственником имущества и учредителем учреждения является администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» (т.1, л.д.84-95).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон 29.12.2012 N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
П. 11 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Из приведенной нормы следует, что финансирование образовательных учреждений в части их содержания и обслуживания относится к расходным обязательствам муниципального района.
Указанное также подтверждается телефонограммой от 28.02.2018, из которой следует, что оплата труда сторожей МБОУ ДОД «Детско – юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района производится из средств местного бюджета согласно информации администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район».
В силу ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Таким образом, для определенности при исполнении решения суда, в целях соблюдения норм материального права, следует уточнить, что администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» несет обязанность по финансированию МБОУ ДОД «Детско – юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района денежными средствами для выплаты заработной платы в случае их недостаточности у учреждения за счет средств местного бюджета, в связи с чем абзац 5 резолютивной части решения следует изложить в другой редакции: «Возложить на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» обязанность по финансированию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района денежными средствами на выплату Широкову Александру Валериевичу, Хлевову Сергею Ивановичу, Аршинскому Анатолию Михайловичу недоначисленной и невыплаченной заработной платы при недостаточности денежных средств у последнего за счет средств местного бюджета. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – отклонению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 23 октября 2014 года изменить в части, изложив абзац 5 резолютивной части решения в следующей редакции. Возложить на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» обязанность по финансированию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района денежными средствами на выплату Широкову А.В., Хлевову С.И., Аршинскому А.М. недоначисленной и невыплаченной заработной платы при недостаточности денежных средств у последнего за счет средств местного бюджета.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Б.В.Доржиева
Судьи: С.В.Комкова
Л.Л.Лещева
Копия верна: С.В.Комкова