НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 27.05.2020 № 2-279/19

Председательствующий по делу Дело №33-780/2020

Судья Беспечанский П.А.

(дело в суде первой инстанции №2-279/2019,

УИД 75RS0025-01-2019-000160-56)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Процкой Т.В.

судей Жилинского А.Г., Трифонова В.А.

при секретаре Зыряновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 27 мая 2020 года гражданское дело по иску Павлова А. А. к министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству лесного хозяйства, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае об установлении границ земельного участка

по апелляционной жалобе представителя Федерального агентства лесного хозяйства Морозовой А.А.

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 августа 2019 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Установить границы земельного участка, с кадастровым номером №3, расположенного по адресу: <адрес> согласно координатам приведенным в заключении кадастрового инженера (ФИО 1) от 10.06.2019:

Х У

Н1 <данные изъяты><данные изъяты>

Н13 <данные изъяты><данные изъяты>

Н2 <данные изъяты><данные изъяты>

Н3 <данные изъяты><данные изъяты>

Н14 <данные изъяты><данные изъяты>

Н4 <данные изъяты><данные изъяты>

Н5 <данные изъяты><данные изъяты>

Н6 <данные изъяты><данные изъяты>

Н7 <данные изъяты><данные изъяты>

Н8 <данные изъяты><данные изъяты>

Н9 <данные изъяты><данные изъяты>

Н10 <данные изъяты><данные изъяты>

Н11 <данные изъяты><данные изъяты>

Н12 <данные изъяты><данные изъяты>

Исключить площадь налагаемого участка с кадастровым номером №3 – 779 кв.м., из площади участка с кадастровым номером №2 по координатам:

Х У

Н1 <данные изъяты><данные изъяты>

Н13 <данные изъяты><данные изъяты>

Н14 <данные изъяты><данные изъяты>

Н4 <данные изъяты><данные изъяты>

Н5 <данные изъяты><данные изъяты>

Н6 <данные изъяты><данные изъяты>

Н7 <данные изъяты><данные изъяты>

Н8 <данные изъяты><данные изъяты>

Н9 <данные изъяты><данные изъяты>

Н10 <данные изъяты><данные изъяты>

Н11 <данные изъяты><данные изъяты>

Н12 <данные изъяты><данные изъяты>

Н1 <данные изъяты><данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, представитель Павлова А.А. – Жанаева Л.А. ссылалась на то, что истец является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №3, земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит истцу на основании договора купли-продажи земельного участка. Истец решил уточнить границы земельного участка, при формировании межевого плана выявлено, что границы земельного участка накладываются на границы земель лесного фонда. Границы земельного участка истца с момента приобретения земельного участка не переносились, не изменялись, ответчик от подписания проектного плана границ земельного участка отказывается. С учетом неоднократного уточнения представитель Павлова А.А. – Литвинцева С.В. просила определить границы земельного участка, площадью 1300 кв.м с кадастровым номером №3, расположенного по адресу: <адрес> согласно проектному плану границ земельного участка, а именно: площадь участка – 1300 кв.м, в соответствии с данными схемы в точках:

Х У

Н1 <данные изъяты><данные изъяты>

Н13 <данные изъяты><данные изъяты>

Н2 <данные изъяты><данные изъяты>

Н3 <данные изъяты><данные изъяты>

Н14 <данные изъяты><данные изъяты>

Н4 <данные изъяты><данные изъяты>

Н5 <данные изъяты><данные изъяты>

Н6 <данные изъяты><данные изъяты>

Н7 <данные изъяты><данные изъяты>

Н8 <данные изъяты><данные изъяты>

Н9 <данные изъяты><данные изъяты>

Н10 <данные изъяты><данные изъяты>

Н11 <данные изъяты><данные изъяты>

Н12 <данные изъяты><данные изъяты>

исключить площадь налагаемого участка с кадастровым номером №3 – 779 кв.м из площади участка с кадастровым номером №2 (т. 1, л.д. 4-5, л.д. 243, т. 2, л.д. 35-36).

Определением суда от 28 января 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (т. 1, л.д. 1-2).

Определением суда от 13 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (т. 1, л.д. 34-36).

Протокольным определением суда от 12 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено НСОТ «Топограф» (т. 1, л.д. 112-113).

Протокольным определением суда от 24 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю (т. 1, л.д. 135-138).

Определением суда от 22 мая 2019 года Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае привлечено к участию в деле в качестве ответчика (т. 1, л.д. 190-191).

Протокольным определением суда от 11 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Рогачева М.Н. (т. 2, л.д. 1-2).

Определением суда от 26 июля 2019 года Федеральное агентство лесного хозяйства привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 2, л.д. 26-27).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 50-56).

В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства лесного хозяйства Морозова А.А. считает решение районного суда незаконным и необоснованным. Доказательств наличия ошибки по включению части спорного земельного участка в состав земель лесного фонда не имеется. Ссылаясь на пункт 2 статьи 9, статьи 17, 91, пункт 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ, пункты 12.18, 12.18.1, 12.18.1.17 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года №503, указывает, что министерство природных ресурсов Забайкальского края как орган, уполномоченный вести государственный лесной реестр (ГЛР), обладает информацией о землях лесного фонда, расположенных в границах Забайкальского края, в том числе о границах земель лесного фонда. Материалами дела, в частности письмом министерства природных ресурсов Забайкальского края от 7 августа 2017 года , актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №3, свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, результатами измерений и проведенной проверки специалистами Читинского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края» подтверждается пересечение земельного участка с границами земель лесного фонда, однако суд не дал оценку данным доказательствам и возражениям министерства природных ресурсов Забайкальского края. Суд, кадастровые инженеры (ФИО 1), (ФИО 2) также указывают на пересечение земельного участка с границами земель лесного фонда. Ссылаясь на статьи 6.1, 68 ЛК РФ, приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2018 года №122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», Федеральный закон от 30 декабря 2015 года №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 2.2.9 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 ноября 2013 года №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», указывает, что в деле имеются материалы лесоустройства (фрагменты планшетов, таксационные описания), копия приказа Федерального лесного хозяйства от 16 октября 2008 года №309 «Об определении количества лесничеств на территории Забайкальского края и установления их границ», что подтверждает пересечение земель лесного фонда с иной категорией земель. Решение суда нарушает имущественные права Российской Федерации на земли лесного фонда при уточнении границ земельного участка истца, бездоказательно уменьшается площадь земель лесного фонда. Не согласна с отказом в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания ввиду необходимости подачи встречного иска. Определением суда от 26 июля 2019 года Федеральное агентство лесного хозяйства привлечено к участию в деле в качестве соответчика, ранее Рослесхоз в деле не участвовал. Копия определения и исковое заявление поступили в Департамент лесного хозяйства по ДФО 14 августа 2019 года. 19 августа 2019 года направлено ходатайство об отложении судебного заседания ввиду намерения подать встречный иск и для запроса дополнительных доказательств. Рослесхоз предпринимал попытки для получения дополнительных доказательств, 20 августа 2019 года направлен запрос директору Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», 26 августа 2019 года Читинский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» направил заключение о факте пересечения. Поэтому у Рослесхоза не имелось возможности для подготовки мотивированного встречного иска и получения дополнительных доказательств до вынесения решения суда. Тем самым нарушены процессуальные права ответчика. Поэтому ответчик просит принять новые доказательства. Просит решение районного суда отменить (т. 2, л.д. 87-93).

Определением суда от 18 декабря 2019 года Федеральному агентству лесного хозяйства восстановлен срок на апелляционное обжалование (т. 2, л.д. 129-130).

В суд апелляционной инстанции истец, ответчики, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Павлова А.А. – Литвинцеву С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что фактически в сведения государственного кадастра недвижимости внесены ошибочные сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №2 в части пересечения с земельным участком истца, и без учета фактических границ земельного участка, существующих на местности длительное время, что в результате привело к его наложению на земельный участок истца. При этом, расположение участка истца в границах садоводческого товарищества, существующего с 1993 года и зарегистрированного в установленном порядке, не оспаривалось.

Судебная коллегия полагает решение районного суда правильным.

Положениями пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство основывается на принципах: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1); единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5); сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11).

На основании статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане согласно части 2 названной статьи указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 указанной статьи).

В соответствии с частью 8, 9 названной статьи местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона).

Аналогичные положения содержались в статье 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года).

Согласно статье 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1).

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (часть 2).

Частью 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2023 года установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года для ведения садоводства.

В соответствии с данными правилами согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств или лесопарков.

При этом в силу части 10 статьи 10 данного Закона в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.

27 декабря 2003 года в ЕГРП сделана запись регистрации о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда из земель лесного фонда общей площадью 865317 га, местоположение которого: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 декабря 2003 года серия <данные изъяты> (т.1, л.д.77).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> от 08 июля 2013 года лесной участок из земель лесного фонда площадью 3653170000 кв.м. с кадастровым номером №1 местоположение: <адрес>, принадлежит Российской Федерации, о чем в ЕГРП 27 декабря 2003 года сделана запись регистрации (т.1, л.д.206, т.3, л.д.88, 101).

Приказом Государственной лесной службы Забайкальского края от 11 ноября 2015 года утверждена схема расположения образуемых земельных участков лесного фонда Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края с разрешенным использованием лесов согласно ст.25 Лесного кодекса РФ, местоположение которых определено: <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №1, площадью 3653170000 кв.м. В приложении указан образованный участок площадью 2700916 кв.м., местоположение которого <адрес> и согласована схема расположения обозначенного земельного участка (т.1, л.д.203-205, т.3, л.д.86-87, 89, 99-100, 103).

11 ноября 2015 года кадастровым инженером Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» (ФИО 2) подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером №1, с сохранением его в измененных границах, расположенного по адресу: <адрес> (т.1, л.д.207-209, т.3, л.д.24-25, 85, 90-91, 98, 102, 104, 143-144).

При этом, согласно акту согласования местоположения границы земельного участка согласование проведено с Государственной лесной службой Забайкальского края 11 ноября 2015 года, с администрацией муниципального района «Читинский район» 25 ноября 2015 года (т.3, л.д.144).

Согласно кадастровому паспорту от 07 декабря 2015 года , выпискам из ЕГРН от 04 марта 2019 года , 31 мая 2019 года , 23 октября 2019 года, свидетельству о государственной регистрации права от 06 июля 2016 года земельный участок с кадастровым номером №2 площадью 2700416 кв.м.+/-28760 кв.м., из земель лесного фонда, разрешенное использование для размещения объектов лесного фонда, местоположение: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем 06 июля 2016 года в ЕГРН сделана запись регистрации . Указан предыдущий номер №1. Дата присвоения кадастрового номера 04 декабря 2015 года (т.1, л.д.44-45, 211-232, т.2, л.д.21-22, 24, 100-104).

Как следует из выписки из Государственного лесного реестра от 01 октября 2019 года в государственном лесном реестре содержится информация о лесном участке местоположение: <адрес>, год последнего лесоустройства 1994 год, вид целевого назначения лесов – эксплуатационные, указаны назначения лесного участка, обременения отсутствуют, ограничения использования – в соответствии с законодательством РФ. На карте-схеме расположения и границ лесного участка отражены прочие земли смежные с кварталом выдела -. Имеется таксационное описание участка (т.2, л.д.172-178).

Согласно постановлению Главы администрации Читинского района от 13 апреля 1993 года рассмотрев представленные материалы и учитывая согласие Верх-Читинского лесхоза постановлено изъять из земель гослесфонда учебно-опытного лесничества Верх-Читинского лесхоза земельный участок площадью 10 га гари в лесах 2 группы в квартале выделы , , , расположенного <адрес> и передать Забайкальскому аэрогеодезическому предприятию для организации садоводческого товарищества (т.1, л.д.161).

Из технического отчета по выполнению инвентаризации земель для СОТ «Топограф» от 22 апреля 1993 года следует, Забайкальским аэрогеодезическим предприятием выполнен комплекс работ по инвентаризации земель товарищества, в том числе полевое обследование и согласование места расположения объекта с землепользователями, согласование и утверждение акта установления границ участка в натуре, координирование точек границ участка. Имеется согласование границы участка с директором Верхне-Читинского лесхоза (т.1, л.д.173-179).

На основании названного постановления СОТ «Топограф» выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования площадью 11,6824 га с чертежом границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, на котором имеется запись «Границы отвода согласованы: директор лесхоза (ФИО 8) 17 мая 1993 год» (т.1, л.д.129, 162-172, т.2, л.д.211-216).

Из публичной кадастровой карты, кадастрового плана от 19 мая 2006 года , следует, в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №5 площадью 11,6824 га из земель сельскохозяйственного назначения для садово-огороднического хозяйства, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования НСОТ «Топограф». Указано, что местоположение земельного участка определено неоднозначно. Границы и площадь земельного участка требуют уточнения по материалам межевания (т.1, л.д.128, 130).

28 июня 1995 года постановлением Главы администрации Читинского района переданы в частную собственность земельные участки членам садоводческого товарищества Топограф, согласно приложению, в котором указан (ФИО 3), площадь участка 1000 кв.м., номер участка (т.2, л.д.211, 217-218).

Согласно ответам управления Росреестра по Забайкальскому краю от 13 мая 2019 года, 15 мая 2019 года, 05 марта 2020 года, инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участков, схеме к инвентаризационной описи земельных участков, выполненных в 2002 году ФГУП НРКЦ «Земля», утвержденных руководителем Читинского райкомзема 20 января 2003 года, участок истца отражен на схеме под , границы участка обозначены точками 1, 2, 3, 4, 5, также указаны по границам участка узловые точки 11, 13. Указана площадь участка 1300 кв.м. (т.1, л.д.180-182, т.2, л.д.206-210).

Как следует из государственного реестра земель, сведения о земельном участке с кадастровым номером №3 внесены 10 августа 1995 года. Право на земельный участок возникло у (ФИО 4) на основании правоустанавливающего документа от 10 августа 1995 года (т.1, л.д.92-96).

Согласно свидетельству на право собственности на землю серия <данные изъяты> на основании постановления Главы администрации Читинского района от 28 июня 1995 года (ФИО 4) принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 0,13 га для садоводства, по адресу: <адрес>. Регистрационная запись от 10 августа 1995 года. На чертеже границ земельного участка, находящегося в собственности (ФИО 4), указан кадастровый номер участка , площадь участка 1323 кв.м. Описание смежеств: от А до Б 58 м земли ГЛФ, от Б до В 9 м участок , от В до Г 49 м участок , от Г до А 45 м дорога (т.1, 97-100, 155-158, 249-250).

На основании договора купли-продажи от 22 апреля 2017 года Павлов А.А. приобрел у (ФИО 5) земельный участок с кадастровым номером №3 площадью 1300 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>.

Отчуждаемый земельный участок принадлежал продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 28 декабря 2011 года, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации 19 января 2012 года .

Право собственности Павлова А.А. зарегистрировано 03 мая 2017 года, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации (т.1, л.д.7, 16-18, 52).

Как следует из выписки ЕГРН от 01 февраля 2019 года сведения о названном земельном участке внесены в кадастр недвижимости 10 августа 1995 года.

Указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1, л.д.16-18).

При этом смежный участок площадью 1114 кв.м. поставлен на кадастровый учет, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 18 февраля 1994 года, участку присвоен кадастровый номер №7, участок принадлежит Рогачевой М.И. с 11 марта 2016 года, о чем 11 марта 2016 года в ЕГРН внесена запись регистрации , что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29 мая 2019 года (т.1, л.д.201, 236-242).

16 мая 2017 года на основании заявления Павлова А.А. кадастровым инженером <наименование организации>(ФИО 6) подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №3 по адресу: <адрес>.

Определены границы, площадь участка 1302 кв.м. В заключении кадастровый инженер указал, что межевой план подготовлен для уточнения границ участка с кадастровым номером №3 и уточнением части границы смежного земельного участка с кадастровым номером №2. Границы земельного участка определены в результате полевого обследования (геодезической съемки) по деревянным заборам, ограждающие данный земельный участок с использованием фотоплана местности (т.1, л.д.106-111).

Материалами дела подтверждено, что участки с кадастровыми номерами №2 и №3 являются смежными участками.

22 июня 2017 года Павлов А.А. обратился в Министерство природных ресурсов Забайкальского края с заявлением о согласовании местоположения своего участка, приложив акт согласования местоположения границ земельного участка, подготовленный кадастровым инженером (ФИО 6) (т. 1, л.д.10-11).

Из акта участкового лесничего Верхне-Читинского лесничества от 26 июля 2017 года следует, лесничим (ФИО 7) произведен выезд совместно с заявителем Павловым А.А., при занесении данных о местоположении в GPS навигатор установлено, что участок находится на землях лесного фонда в квартале выдел <данные изъяты>, согласно материалов лесничества 1992 года категория лесов – эксплуатируемые леса. Участок не огорожен, межевые знаки и столбы отсутствуют, в настоящее время участок заявителем не используется. Приложение: выкопировка с планшета (т.1, л.д.51, 78-84).

Согласно ответам Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 25 июля 2017 года , от 07 августа 2017 года согласование границ местоположения испрашиваемого земельного участка под кадастровым номером №3 общей площадью 1300 кв.м. в границах, обозначенных на схеме, прилагаемой к письму, невозможно на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

По результатам проверки от 26 июля 2017 года вышеуказанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале выделе <данные изъяты>, на которые зарегистрировано право собственности РФ. Использование лесных участков без разрешающих документов недопустимо. За неисполнение лесного и земельного законодательства предусмотрена административная ответственность (т.1, л.д.8-10).

Как следует из заключения кадастрового инженера (ФИО 1) от 10 июня 2019 года в ходе проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №3, с целью определения местоположения его границ были использованы следующие документы: кадастровый план территории от 11 ноября 2018 года, выписка из ЕГРН от 05 мая 2017 года; материалы инвентаризационной описи о земельных участках СТ «Топограф» Читинского района от 2002 года; письмо управления Росреестра по Забайкальскому краю от 29 мая 2019 года; документы государственного фонда данных, полученные в результате проведения землеустройства (цифровые ортофотопланы на территорию СТ «Топограф», выполненные ФГУП «ЗабАГП» в 2005 году); информация публичной кадастровой карты.

При проведении кадастровых работ было произведено: определение координат границ земельного участка с кадастровым номером №3 в соответствии с фактическим землепользованием; привязка цифровых ортофотопланов на СТ «Топограф»; сопоставление материалов инвентаризационной описи о земельных участках СТ «Топограф» с материалами публичной кадастровой карты и копией чертежа границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В результате кадастровых работ, было выявлено: в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельных участках:

- с кадастровым номером №3, расположен по адресу: <адрес>, площадь 1300 кв.м. (декларированная), поставлен на государственный кадастровый учет 18 января 2006 года, без координат границ, вид разрешенного использования – для садоводства;

- с кадастровым номером №6, расположен по адресу: <адрес>, площадь 1369 кв.м. (уточненная), поставлен на государственный кадастровый учет 18 января 2006 года, без координат границ, вид разрешенного использования – для садоводства;

- с кадастровым номером №7, расположен по адресу: <адрес>, площадь 1114 кв.м. (уточненная), поставлен на государственный кадастровый учет 18 января 2006 года, без координат границ, вид разрешенного использования – для садоводства.

В соответствии с материалами инвентаризационной описи о земельных участках СТ «Топограф» Читинского района от 2002 года, участок СТ «Топограф», расположен на окраине северо-восточный части СТ «Топограф» (отмечен на схеме ). Из материалов усматривается, что указанный земельный участок имеет общие границы с участками под условными номерами и .

В соответствии со сведениями чертежа границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указанный земельный участок с северо-восточной стороны граничит с участком (протяженность общей границы 9м), с юго-восточной стороны граничит с участком (протяженность общей границы 49 м).

Данное взаиморасположение земельных участков соответствует материалам инвентаризационной описи о земельных участках СТ «Топограф» Читинского района.

Кроме того, в ходе производства кадастровых работ была произведена геодезическая съемка в целях определения фактических координат границ земельного участка с кадастровым номером №3.

В процессе натурного обследования было выявлено, что большая часть фактического ограждения земельного участка на местности отсутствует, однако, имеются следы прошлого ограждения (точки н3-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-н11-н12-н1-н2). По периметру участка на земле лежат поваленные столбы с прикрепленными к ним жердями и кусками колючей проволоки. Однако, до настоящего времени уцелела часть забора, разграничивающего участки и (точки н2-н3), а также один деревянный столб в западной части участка (точка н8). Также рядом с поваленными деревянными столбами были обнаружены ямы, в которых они ранее были установлены (с остатками подземной части столбов).

При сопоставлении материалов геодезической съемки границ земельного участка и цифровых ортофотопланов на территорию СТ «Топограф» было выявлено, что фактические границы участка (по сохранившимся на местности элементам ограждения) практически идентичны границам, отчетливо просматривающихся на ортофотопланах.

Площадь участка в соответствии с фактическим землепользованием составила 1275 кв.м. При этом, в чертеже границ земельного участка указана площадь 1323 кв.м., а в выписке из ЕГРН от 05 мая 2017 года указана площадь 1300 кв.м.

Предельно допустимая погрешность определения площади земельного участка в соответствии с методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 года) составляет: для площади 1275 кв.м. +/- 24,99 кв.м.; для площади 1300 кв.м. +/- 25,24 кв.м.; для площади 1323 кв.м. +/-25,46 кв.м.

Чертеж участка содержит сведения о протяженности границ данного земельного участка. Часть границы, обозначенная на чертеже отрезком А-Б, имеет протяженность 58 м (фактически от т.н.7 до тн.1 – 53,09 м), Б-В – 9 м (фактически от т.н.1 до т.н.2 11,34 м), В-Г - 49 м (фактически от т.н.2 до т.н.3 – 45,13 м), Г-А – 45 м (фактически от т.н.3 до т.н.7 – 43,89 м).

Таким образом, на момент производства цифровых ортофотопланов СТ «Топограф», границы земельного участка с кадастровым номером №3, <адрес> на местности были закреплены.

В результате проведения кадастровых работ было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером №3 (в соответствии с фактическим землепользованием) пересекается с земельным участком с кадастровым номером №2. Площадь указанного наложения составляет 779 кв.м.

Необходимо отметить, что земельный участок с кадастровым номером №2, местоположение которого определено: <адрес>, площадью 2700416 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет 04 декабря 2015 года.

Приведен каталог координат поворотных точек (система координат МСК-75) (т.1, л.д.244-248).

Из заключения кадастрового инженера (ФИО 1) от 26 июля 2019 года в дополнение к заключению кадастрового инженера от 10 июня 2019 года следует, в ходе проведения кадастровых работ выявлено, что земельный участок с кадастровым номером №3 (в соответствии с фактическим землепользованием) пересекается с земельным участком с кадастровым номером №2. Площадь указанного наложения составляет 779 кв.м. Граница площади наложения ограничена координатами н1-н13-н14-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-н11-н12-н1. Приведен каталог координат поворотных точек (система координат МСК-75) (т.2, л.д.36).

Фотографиями 2019 года, ортофотопланами подтверждается существование фактических границ участка истца, имеется старое ограждение участка (т.1, л.д.183-189, 247, 248).

Как следует из запроса Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 20 августа 2019 года , письма Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 26 августа 2019 года с приложением заключения о пересечении земельного участка, земельный участок с кадастровым номером №3 пересекает земельный участок, местоположение которого: <адрес> (т.2, л.д.94-99).

В ответе Читинский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» от 18 мая 2020 года на запрос суда апелляционной инстанции сообщил, что филиалом проводились работы в отношении земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №2 по Государственному контракту от 30 октября 2015 года . Межевые планы подготавливались и подавались в орган кадастрового учета только в электронном виде.

Земельный участок с кадастровым номером №3 по адресу: <адрес>, согласно ЕГРН является ранее учтенным земельным участком без координат. Ранее, и в настоящее время сведения о границах данного участка в ЕГРН отсутствуют, соответственно, выявить данный участок как смежного землепользователя не представляется возможным.

В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №3 расположен в пределах кадастрового квартала №4, который ограничивает территорию НСОТ «Топограф» с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером №2 не пересекают границу данного квартала, в связи с чем и не могут пересекать границы земельного участка с кадастровым номером №3, границы которого не определены в соответствии с действующим законодательством.

По всем вышеуказанным причинам границы земельного (лесного) участка №2 не согласовывались с границами земельного участка с кадастровым номером №3 (т.3, л.д.142, 144).

Истец, полагая, что в состав земельного участка с кадастровым номером №2 включена часть участка с кадастровым номером №3, что влечет за собой нарушение его законных гражданских прав и интересов как собственника земельного участка и создает препятствия в осуществлении владения, пользовании участком, обратился в суд с иском об установлении границ земельного участка.

Как следует из искового заявления, дела, основанием для обращения Павлова А.А. с настоящим иском послужило невозможность внесения уточнений о местоположении участка в связи с пересечением границ участка истца с участком лесного фонда и отказом согласования границ с ответчиком.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2, 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Как следует из дела, сторонами не оспаривался факт существования земельного участка с кадастровым номером №3 в существующих границах, отраженных на чертеже в свидетельстве о праве собственности на землю, зафиксированных на фотографиях, ортофотопланах местности, что также подтверждено деревянным ограждением по периметру участка в виде поваленных столбов с прикрепленными к ним жердями и кусками колючей проволоки.

Данные обстоятельства достоверно подтверждены заключением кадастрового инженера (ФИО 1), в котором исчерпывающе даны сведения о границах участка с кадастровым номером №3 и смежных с ним участках с момента образования этих участков, исходя из чертежа границ участка в свидетельстве о праве собственности на землю, определены координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №3 в соответствии с фактическим землепользованием, проведена привязка цифровых ортофотопланов на СТ «Топограф» и сопоставление материалов инвентаризационной описи о земельных участках СТ «Топограф» с материалами публичной кадастровой карты и чертежом границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Выводы, изложенные в заключении кадастрового инженера, по правилам статьи 56 ГПК РФ не опровергнуты, о проведении экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупной оценки собранных по делу доказательств, заключение кадастрового инженера в соответствии со статьей 67 ГПК РФ признается судом надлежащим доказательством по делу.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года №1793-О, кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом №218-ФЗ в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации). Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях. В правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Для преодоления противоречивого толкования указанного положения в правоприменительной практике и защиты интересов добросовестных приобретателей земельных участков принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

Изменениями, внесенными Законом от 29 июля 2017 года №280-ФЗ в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Закона №280-ФЗ).

Принимая во внимание, что права на земельный участок с кадастровым номером №3 возникли у первого правообладателя в 1995 году и в правоустанавливающих, правоудостоверяющих документах указана категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для садоводства, оснований считать, что обозначенный земельный участок расположен в землях лесного фонда, не имеется.

Кроме того, судебной коллегией проверены обстоятельства постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №2, согласования границ между смежными землепользователями, и установлено следующее.

Как следует из положений статьей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Следовательно, истец, как законный владелец земельного участка, вправе рассчитывать на соответствие фактической категории своего земельного участка сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости и правоустанавливающих документах.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.

Порядок перевода земельных участков из одной категории в другую установлен Федеральным законом №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии со статьей 7 Закона №172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Однако в материалы дела не представлены доказательства изъятия земельного участка у истца либо предыдущих правообладателей и перевода земельного участка с кадастровым номером №3 или его части из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.

Акт согласования местоположения границы земельного участка, площадью 2700416 кв.м. из земель лесного фонда, подписанный Государственной лесной службой Забайкальского края 11 ноября 2015 года, администрацией муниципального района «Читинский район» 25 ноября 2015 года, таким доказательством не является (т.3, л.д.144).

При этом, полномочий на включение в границы участка лесного фонда с кадастровым номером №2 части земельного участка истца с кадастровым номером №3 площадью 779 кв.м. названные органы не имели.

Иными доказательствами наличие правовых оснований для включения части земельного участка с кадастровым номером №3 площадью 779 кв.м. в земли лесного фонда с разрешенным использованием «для размещения объектов лесного фонда», при постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2700416 кв.м. из земель лесного фонда не подтверждено.

Сам по себе факт нахождения в настоящее время части земельного участка с кадастровым номером №3 в землях лесного фонда, не может определять его отнесение к категории земель лесного фонда, даже при том обстоятельстве, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером №2 (земли лесного фонда), в который включена часть участка истца площадью 779 кв.м., поскольку участок с кадастровым номером №3 существовал в границах, определенных кадастровыми инженерами (ФИО 6), (ФИО 1), с 1995 года, что подтверждается материалами дела.

Участок истца всегда имел категорию земель сельскохозяйственного назначения, был огорожен, имел смежные границы с другими участками НСОТ «Топограф», что указывало на использование участка в соответствии с категорией земель и разрешенным использованием.

То обстоятельство, что в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости сведения о границе участка истца не были внесены по материалам межевания, не являлось основанием для включения части участка истца в границы участка лесного фонда с кадастровым номером №2, поскольку при определении местоположения земельного участка лесного фонда границы участка подлежали согласованию с собственниками смежных земельных участков.

Вместе с тем, границы участка лесного фонда не согласовывались с собственниками участка с кадастровым номером №3, что повлекло включение части участка истца в состав земель лесного фонда.

При этом, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» истец обращался в уполномоченный орган за согласованием границ в связи с уточнением местоположения границ своего участка, при этом, площадь земельного участка истца по правоудостоверяющим документам, сведениям ЕГРН и межевому плану составляет 1300 кв.м., площадь участка не увеличена, вместе с тем, истцу в согласовании местоположения участка отказано, часть участка истца площадью 779 кв.м. не исключена из земель лесного фонда, что существенно нарушает права истца.

Ссылки Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о том, что ранее и в настоящее время сведения о границах участка истца в ЕГРН отсутствуют, соответственно, выявить данный участок как смежного землепользователя не представляется возможным, несостоятельны.

Так, при подготовке документов о межевании кадастровый инженер Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» обязан был и не был лишен возможности запросить все имеющиеся сведения о земельных участках НСОТ «Топограф», которые хранятся в архиве данных управления Росреестра по Забайкальскому краю, администрации муниципального района «Читинский район», в ЕГРН.

Данные сведения об участке истца, СТ «Топограф», его границах по запросам районного суда, суда апелляционной инстанции получены.

Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, что Читинский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» собрал исчерпывающую информацию по участку истца, которая не позволяла определить его местоположение.

При таком положении, оснований для включения части земельного участка истца с кадастровым номером №3 площадью 779 кв.м., имеющего категорию земель сельскохозяйственного назначения, в состав земельного участка с кадастровым номером №2 из земель лесного фонда, не имелось.

Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая, что в результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №2 произошло включение в него части земельного участка с кадастровым номером №3, суд обоснованно пришел к выводу о том, что восстановление нарушенного права ранее учтенного объекта недвижимости необходимо в его нарушенной части и требует установления границ по площади и координатам, исключив из земельного участка лесного фонда площадь 779 кв.м. согласно заключению кадастрового инженера (ФИО 1)

Доводы истца о включении части его земельного участка в состав земельного участка лесного фонда, по существу не оспорены, аргументы о существовании границ земельного участка с кадастровым номером №3 в иных точках, не приведены.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что доказательств наличия ошибки по включению части спорного земельного участка в состав земель лесного фонда не имеется; министерство природных ресурсов Забайкальского края как орган, уполномоченный вести государственный лесной реестр (ГЛР), обладает информацией о землях лесного фонда, расположенных в границах Забайкальского края, в том числе о границах земель лесного фонда, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку материалами дела достоверно подтверждено существование земельного участка с кадастровым номером №3 в границах, указанных в заключении кадастрового инженера (ФИО 1), и включение части обозначенного участка площадью 779 кв.м. в земли лесного фонда без проведения процедуры согласования границ с собственником участка, при этом, участок образован на землях сельскохозяйственного назначения и использовался для садоводства.

Аргументы апелляционной жалобы о том, что материалами дела подтверждается пересечение земельного участка с границами земель лесного фонда, однако суд не дал оценку данным доказательствам и возражениям министерства природных ресурсов Забайкальского края; суд, кадастровые инженеры (ФИО 1), (ФИО 2) также указывают на пересечение земельного участка с границами земель лесного фонда; в материалах дела имеются материалы лесоустройства (фрагменты планшетов, таксационные описания), копия приказа Федерального лесного хозяйства от 16 октября 2008 года «Об определении количества лесничеств на территории Забайкальского края и установления их границ», что подтверждает пересечение земель лесного фонда с иной категорией земель, не могут повлечь отмены решения суда.

Так, доказательств того, что правообладатели земельного участка с кадастровым номером №3 включили в состав своего земельного участка часть земель лесного фонда, материалы дела не содержат.

Как не приведено и доказательств того, что земельный участок истца существовал в иных границах, имел иное местоположение и не являлся смежным по отношению к земельному участку №2.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что решение суда нарушает имущественные права Российской Федерации на земли лесного фонда при уточнении границ земельного участка истца, бездоказательно уменьшается площадь земель лесного фонда, несостоятельны, поскольку участок истца никогда не входил в состав земель лесного фонда, с 1995 года участок был сформирован, сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости, позднее в ЕГРН.

Кроме того, при установлении смежной границы участка по заключению кадастрового инженера (ФИО 1) будут восстановлены фактические границы участков №3 и №2, которые существовали с момента образования участка №3. При этом, исключение площади 779 кв.м. не уменьшает площадь земель лесного фонда, поскольку площадь земельного участка №2 2700416 кв.м. определена с учетом погрешности равной +/- 28760 кв.м.

По общему смыслу установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.

Несогласие в жалобе с отказом в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания ввиду необходимости подачи встречного иска, судебная коллегия отклоняет, поскольку ответчик не был лишен права на обращение в суд с иском.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушены процессуальные права ответчика, определением суда от 26 июля 2019 года Федеральное агентство лесного хозяйства привлечено к участию в деле в качестве соответчика, ранее Рослесхоз в деле не участвовал; копия определения и исковое заявление поступили в Департамент лесного хозяйства по ДФО 14 августа 2019 года; 19 августа 2019 года направлено ходатайство об отложении судебного заседания ввиду намерения подать встречный иск и для запроса дополнительных доказательств, Рослесхоз предпринимал попытки для получения дополнительных доказательств, 20 августа 2019 года направлен запрос директору Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», 26 августа 2019 года Читинский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» направил заключение о факте пересечения, поэтому у Рослесхоза не имелось возможности для подготовки мотивированного встречного иска и получения дополнительных доказательств до вынесения решения суда, не могут повлечь отмены решения, судом апелляционной инстанции приняты от ответчика новые доказательства, которым выше дана оценка.

При таком положении, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены решения суда. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального агентства лесного хозяйства Морозовой А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В.Процкая

Судьи: А.Г.Жилинский

В.А.Трифонов