НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 24.02.2016 № 33-393/2016

Председательствующий по делу Дело № 33-393/2016

судья Лоншакова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

и судей Доржиевой Б.В., Усольцевой С.Ю.

при секретаре Геласимовой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 24 февраля 2016 года по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, дело по иску Темновой Е.Б. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о понуждении к заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и взыскании единовременной компенсационной выплаты

по апелляционным жалобам представителя Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. и представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края Жигалиной Е.А.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2015 года, которым постановлено исковые требования Темновой Е.Б. удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края заключить с Темновой Е.Б. договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 13.02.2012 № 52 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

После заключения между Министерством здравоохранения Забайкальского края и Темновой Е.Б. договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать указанный договор в установленном размере.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

21 октября 2015 года Темнова Е.Б. обратилась с иском о понуждении к заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты к Министерству здравоохранения Забайкальского края, ссылаясь на следующее. Истица в 2009 г. окончила <данные изъяты> государственную медицинскую академию, в 2011 г. окончила ординатуру по рентгенологии, в 2012 г. – ординатуру по дерматовенерологии. Темнова Е.Б. 08.09.2014 г. заключила с <данные изъяты> центральной районной больницей трудовой договор № 64, на основании которого работает на ставку врача-дерматовенеролога и на 0,75 ставки врача-рентгенолога. После заключения указанного трудового договора истица включена в список для получения единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. по программе «Земский доктор», однако в заключении договора о предоставлении данной выплаты ответчиком отказано по причине отсутствия в бюджете денежных средств. В связи с изложенным Темнова Е.Б. просила суд обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. в соответствии с п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела Темнова Е.Б. заявленное требование дополнила требованием о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности выплатить ей единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб.

К участию в деле в качестве соответчиков судом первой инстанции привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. просит решение суда изменить как незаконное, в иске к Министерству финансов Забайкальского края – отказать. Ссылается на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права, а также на то, что решение суда является противоречивым и неисполнимым, поскольку суд обязал выплатить истице 1 000 000 руб. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что не соответствует закону.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края Жигалина Е.А. просит решение суда отменить как незаконное. Ссылается на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также на неисполнимость решения суда.

03 февраля 2016 года судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации (л.д. 155-161).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 03.02.2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Министерством здравоохранения Забайкальского края представлен письменный отзыв на исковое заявление Темновой Е.Б., в котором ответчик просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по мотиву невозможности заключения договора в связи с отсутствием в 2014 г. на эти цели денежных средств в бюджете Забайкальского края и в связи с тем, что Темнова Е.Б. в 2014 г. в установленном законом порядке за получением единовременной компенсационной выплатой не обращалась (л.д. 37-38).

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края направили отзывы на исковое заявление Темновой Е.Б., в которых просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с необоснованностью и в связи с тем, что Фонды и Министерство финансов Забайкальского края являются ненадлежащими ответчиками по делу (л.д. 168-169, 184-187, 189-195).

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. в отзыве ссылается на то, что названное Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в данном случае является Министерство здравоохранения Забайкальского края, которое подлежит привлечению к участию в настоящем деле в качестве ответчика как лицо, выступающее в суде по иску к публично-правовому образованию вне зависимости от того, какой орган в качестве ответчика указан в исковом заявлении.

Истица Темнова Е.Б., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, направила в суд своего представителя Абраменко Г.Р., действующую на основании доверенности.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Министерство финансов Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило и о причинах неявки представителя суду не сообщило.

С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Темновой Е.Б. и представителей Министерства финансов Забайкальского края, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края на основании ч.3 и ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации.

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, представитель истицы Абраменко Г.Р. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, представители Министерства здравоохранения Забайкальского края Морицан А.Ю., Мороз Н.А., Дымбрылова Б.Ц. просили в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск Темновой Е.Б.

Изучив материалы дела, обсудив доводы искового заявления, уточнений к иску, возражений ответчика и соответчиков на исковые требования Темновой Е.Б., доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя истицы Абраменко Г.Р. и представителей Министерства здравоохранения Забайкальского края Морицан А.Ю., Мороз Н.А. и Дымбрыловой Б.Ц., судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и об удовлетворении исковых требований Темновой Е.Б. частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В пункте 4 части 4 статьи 330 ГПК Российской Федерации указано, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В силу ч. 5 ст. 330 ГПК Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации.

Согласно постановленному по настоящему делу судебному решению на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность профинансировать предоставление Темновой Е.Б. единовременной компенсационной выплаты в установленном законом размере.

В силу ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в размере 1 000 000 руб. в 2013 г. - 2014 г. осуществлялось в равных долях за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поскольку решением суда на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность профинансировать предоставление Темновой Е.Б. единовременной компенсационной выплаты в установленном законом размере, т.е. в размере 1 000 000 руб., исполнение решения суда по настоящему делу повлечет необходимость привлечения средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, т.к. в соответствии с приведенным выше законом 500 000 руб. в счет единовременной компенсационной выплаты подлежат выплате из средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таким образом, судом в рамках настоящего дела принято решение об обязанности не привлеченного к участию в деле Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

При таком положении решение суда подлежит отмене, дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 12.1, 12.2, 12.4 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от 01.12.2014 г.) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, в частности, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.

Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Забайкальского края от 13.02.20132 г. № 52 утвержден «Порядок заключения Министерством здравоохранения Забайкальского края договора с медицинским работником».

В данном постановлении указано, что Министерство здравоохранения Забайкальского края является уполномоченным органом по предоставлению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам и по заключению договора с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 – 2014 годах после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Забайкальского края в порядке, установленном настоящим постановлением.

На территориальный фонд обязательного медицинского страхования возложена обязанность по предоставлению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (пункты 2 и 3 постановления).

«Порядком заключения Министерством Забайкальского края договора с медицинским работником» установлено, что договор заключается с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Забайкальского края.

В пунктах 3 и 4 Порядка указаны перечень документов, необходимых для заключения договора, а также порядок предоставления названных документов и их регистрации.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка в течение трех дней с момента регистрации документов, указанных в пункте 3, Министерство здравоохранения Забайкальского края проводит проверку документов и содержащихся в них сведений, после чего принимает решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора. Проект договора или решение об отказе в заключении договора направляются заявителю в течение трех дней после принятия соответствующего решения.

С медицинским работником заключается договор, содержание которого соответствует требованиям п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (пункт 7 Порядка).

Из дела видно, что Шемелина Е.Б., <Дата> года рождения, имеет высшее медицинское образование, что подтверждается копией диплома о получении Шемелиной Е.Б. высшего медицинского образования и о присуждении истице квалификации врача по специальности «лечебное дело», выданного 25 июня 2009 г. (л.д. 8).

18.07.2014 г. Шемелина Е.Б. вступила в брак, после чего истице присвоена фамилия супруга – Темнова. Указанное обстоятельство подтверждено ксерокопией свидетельства о заключении брака (л.д. 36).

В соответствии с имеющимися в деле ксерокопиями сертификатов и удостоверений Темновой Е.Б. после получения диплома о высшем медицинском образовании присвоены врачебные специальности рентгенология и дерматовенерология (л.д. 9-13).

С 08.09.2014 г. Темнова Е.Б., переехавшая в сельский населенный пункт, была принята на основное место работы в ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» на должность врача-дерматовенеролога на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, что подтверждается сведениями трудовой книжки истицы и заключенным 08.09.2014 г. между ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» и Темновой Е.Б. трудовым договором (л.д.14-18).

В трудовой книжке Темновой Е.Б. имеются записи о переводе истицы с 01.08.2015 г. в ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» на должность врача-рентгенолога и том, что истица в названном учреждении здравоохранения работает по настоящее время (л.д. 14-16).

В соответствии со справкой главного врача ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» от 21.10.2015 г. № 187 Темнова Е.Б. включена в список молодых специалистов в возрасте до 35 лет, прибывших на работу в ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в 2014 г., который был отправлен в отдел кадровой политики Министерства здравоохранения Забайкальского края в 2015 г. (л.д. 21).

18 ноября 2015 г. Темнова Е.Б. обратилась в Министерство здравоохранения Забайкальского края с заявлением о включении в программу «Земский доктор» и представлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. как медицинскому работнику, осуществляющему свою деятельность с 2014 г. в сельском населенном пункте в должности врача-дерматовенеролога на 1 ставку и на 0,75 ставки в должности врача-рентгенолога. Названное заявление Министерством Забайкальского края принято и зарегистрировано 18 ноября 2015 г. (л.д. 52).

Из письменного отзыва представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края на исковые требования Темновой Е.Б. следует, что по указанному выше заявлению истицы какое-либо решение Министерством здравоохранения Забайкальского края принято не было, т.к. в 2014 г. Темнова Е.Б. за получением единовременной компенсационной выплаты не обращалась (л.д. 37-38).

Из позиции представителей Министерства здравоохранения Забайкальского края в суде также следует, что в случае наличия в бюджете Забайкальского края в 2014 г. денежных средств, предназначенных на осуществление медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты, и в случае обращения истицы с соответствующим заявлением в 2014 г. право на получение указанной выплаты Темнова Е.Б. имела бы. Однако поскольку расходы на данные выплаты в бюджете Забайкальского края на 2014 г. предусмотрены не были, даже в случае обращения Темновой Е.Б. в 2014 г. с заявлением договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты заключен быть не мог. В связи с чем Министерство здравоохранения Забайкальского края не подавало в 2014 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на перечисление в бюджет Забайкальского края денежных средств, предназначенных для осуществления названных выплат.

Указанная позиция Министерства здравоохранения Забайкальского края подтверждается имеющимися в деле материалами переписки за 2014 г. между министром здравоохранения Забайкальского края и министром финансов Забайкальского края (л.д. 29-34, 39).

С учетом изложенного, не предусмотрев в бюджете субъекта Забайкальского края на 2014 г. расходы на реализацию положений ч.12.1 ст.51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», субъект Российской Федерации в лице Забайкальского края таким образом произвольно отказался от исполнения государственных публично-правовых обязательств по материальной поддержке медицинских работников, приехавших на работу в сельский населенный пункт.

Однако произвольный отказ от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств является недопустимым, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации в сформулированных им правовых позициях (Постановления от 1 декабря 1997 г. № 18-П, от 19 июня 2002 г.№ 11-П, от 29 января 2004 г.№ 2-П, определения от 4 декабря 2003 г.№ 415-О, от 15 февраля 2005 г.№ 17-О, от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).

Поскольку государство взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по осуществлению единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, приехавшим на работу в сельский населенный пункт, то произвольный отказ от гарантированной государством выплаты исключается и нарушенное право подлежит восстановлению.

Довод ответчиков о том, что Темнова Е.Б. не имеет право на заключение договора на получение единовременной компенсационной выплаты, т.к. за получением названной выплаты истица обратилась не в 2014 г., а в 2015 г., является несостоятельным, поскольку законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты обращение с заявлением позже того календарного года, в котором работник прибыл для работы в сельский населенный пункт.

Обязанность Министерства здравоохранения Забайкальского края заключить договор с истицей прямо следует из юридического факта заключения Темновой Е.Б. в 2014 г. трудового договора с ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница», в связи с чем довод о несвоевременном обращении истицы с заявлением подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм материального права. Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельскую местность и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений и не ставится в зависимость от даты заключения договора на получение указанной выплаты с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

Из дела видно, что в 2014 г. Темнова Е.Б. находилась в возрасте до 35 лет, имела высшее медицинское образование, переехала на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и заключила с ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» трудовой договор по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

Из объяснений представителей Министерства здравоохранения Забайкальского края в суде апелляционной инстанции следует, что Темновой Е.Б. вместе с заявлением были представлены все документы, необходимые для заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты.

При таком положении исковые требования Темновой Е.Б. подлежат удовлетворению.

На Министерство здравоохранения Забайкальского края возлагаются обязанности заключить с Темновой Е.Б. договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч.12.1 ст.51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и выплатить единовременную компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения указанного договора путем взыскания в пользу Темновой Е.Б. с Министерства здравоохранения Забайкальского края 1 000 000 руб. в равных долях (по 500 000 руб.) за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджета Забайкальского края, т.к. в соответствии с ч.12.1 и ч.12.2 ст.51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2014 г. медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, единовременная компенсационная выплата осуществлялась в размере 1 000 000 руб. в течение 30 дней со дня заключения договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в равный долях за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленных в виде иных межбюджетных трансфертов в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Указанные обязанности возлагаются на Министерство здравоохранения Забайкальского края в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как на главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на реализацию положений ч.12.1 ст.51 приведенного выше Закона, что представителями названного Министерства не оспаривается, и как на орган исполнительной власти Забайкальского края, к полномочиям которого относятся заключение договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и представление в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления названной выплаты.

Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано осуществить единовременную компенсационную выплату Темновой Е.Б. за счет выделенных для этой цели средств из бюджета Забайкальского края и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые подлежат перечислению в установленном законом порядке в бюджет Забайкальского края.

Доводы ответчика и соответчиков о невозможности исполнения судебного постановления в связи с окончанием финансового года, в котором Темнова Е.Б. имела право получить единовременную компенсационную выплату, об отсутствии возможности выделить денежные средства конкретному медицинскому работнику и об отсутствии у Федерального фонда обязательного медицинского страхования обязанности и возможности выделить денежные средства Темновой Е.Б., т.к. в 2014 г. заявка на данные расходы в указанный Фонд не поступала и поскольку у Фонда отсутствуют денежные средства на выплату истице денежной суммы, отказ в удовлетворении исковых требований повлечь не могут.

Как указано выше, названные расходы связаны с государственным публично-правовым обязательством по материальной поддержке медицинских работников, прибывших в 2014 г. на работу в сельский населенный пункт, произвольный отказ от исполнения которого не допускается. Поэтому нарушенное право Темновой Е.Б. подлежит восстановлению путем возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности заключить с истицей соответствующий договор и осуществить Темновой Е.Б. единовременную компенсационную выплату путем взыскания с данного Министерства 1 000 000 руб. в равных долях за счет средств бюджета Забайкальского края и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В иске к Министерству финансов Забайкальского края Темновой Е.Б. следует отказать, т.к. указанное Министерство является финансовым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации исполняет заявки главных распорядителей бюджета Забайкальского края на выделение из названного бюджета денежных средств и который в данном случае в соответствии с законом не наделен полномочием выступать в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве ответчика.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2015 года отменить.

Принять по делу решение, которым исковые требования Темновой Е.Б. удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края заключить с Темновой Е.Б. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и осуществить единовременную компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения указанного договора.

Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Темновой Е.Б. 1 000 000 руб. в равных долях за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджета Забайкальского края.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству финансов Забайкальского края, отказать.

Председательствующий

Судьи: