Председательствующий по делусудья Галанова Д.И. | Дело № 33-2577/2023(дело в суде 1 инстанции № 2-30/2023)УИД 75RS0025-01-2022-002900-32 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.
судей краевого суда Погореловой Е.А., Казакевич Ю.А.
при секретаре Вашуриной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 июля 2023 г. гражданское дело по иску Куропаткиной Ю. А., Турановой Н. В., Селезневой Л. В., Белых О. В. к МОУ СОШ с. Верх-Чита, администрации муниципального района «Читинский район», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязании произвести индексацию заработной платы, взыскании недоначисленной и невыплаченной суммы индексации, компенсации, понуждении к действиям
по апелляционной жалобе истцов
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 января 2023 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Куропаткиной Ю. А., Турановой Н. В., Селезневой Л. В., Белых О. В. отказать.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Куропаткина Ю.А., Белых О.В., Туранова Н.В., Селезнева Л.В. каждый в отдельности обратились в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на то, что работают учителями в МОУ СОШ с. Верх-Чита. В силу положений п. 2.8.1 приложения к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 №1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. На 2021-2022 учебный год истцу Куропаткиной Ю.В. была установлена нагрузка 25 часов в неделю и 0,5 ставки педагога-психолога, истцу Белых О.В. установлена нагрузка 32,5/30,5 часов в неделю, истцу Селезневой Л.В. установлена нагрузка 35 часов в неделю, истцу Турановой Н.В. установлена нагрузка 27 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы. Указали, что заработная плата педагогического работника, работающего на одну ставку, находится на одном уровне с неквалифицированными специалистами. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Установленные в Забайкальском крае размеры базовых окладов педагогических работников были проиндексированы в 2018 года на 3,4 %, после указанной даты индексация не проводилась. Правительством Забайкальского края в декабре 2021 года был подготовлен проект распоряжения об утверждении прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2021 год в размере 38 678 рублей, которое так и не было принято. По данным Забайкалкрайстата по итогам 2021 года величина среднемесячного дохода от трудовой деятельности составляет 41 872 рубля. В нарушение положений ст.134 Трудового кодекса РФ в Положении об оплате труда работников МОУ СОШ с. Верх-Чита не установлена индексация заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
С учетом уточненных требований просили обязать МОУ СОШ с.Верх-Чита произвести и выплатить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ с сентября 2021 г. по май 2022 г.: Куропаткиной Ю.А. в сумме 191 912,45 рублей, Белых О.В. - 153 413,66 рубля, Селезневой Л.В. - 174 945,48 рублей, Турановой Н.В. - 136 354,86 рублей, произвести перерасчет и выплатить задолженность за период отпуска в 2021 – 2022 гг.: Куропаткиной Ю.А. в сумме 47 668,27 рублей, Белых О.В. - 37 110,28 рублей, Селезневой Л.В. - 41 618,99 рублей, Турановой Н.В. - 31 000,08 рублей, произвести перерасчет и выплатить компенсацию в соответствии со ст.236 ТК РФ по индексации недоначисленой и невыплаченной заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ и задолженности за период отпуска в 2021-2022 гг.: Куропаткиной Ю.А. в сумме 44 842,26 рубля, Белых О.В. - 35 110,16 рублей, Селезневой Л.В. - 39 622,84 рубля, Турановой Н.В. - 31 923,44 рубля, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату, компенсацию, задолженность за период отпуска: Куропаткиной Ю.А. в сумме 284 422,98 рубля, Белых О.В. -225 633,44 рублей, Селезневой Л.В. - 256 187,31 рублей, Турановой Н.В. - 199 279,38 рублей. Обязать ответчика впредь производить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ, обязать Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ с.Верх-Чита в части выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения. По данным Забайкалкрайстата по итогам 2020 года размер среднемесячного дохода от трудовой деятельности составил 28678 рублей, в 2021 г. - 41 872 рубля.
Протокольными определениями от 28 сентября и 28 ноября 2022 г., указанные гражданские дела объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Читинский район».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением суда не согласились истцы, в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Выражают несогласие с выводом суда о том, что в 2019 г. истцам были увеличены должностные оклады, в связи с чем работодатель исполнил обязанность повышения реального содержания заработной платы работникам путем периодического повышения должностных обязанностей. Возложение же обязанности производить индексацию заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК РФ противоречит приведенным выше нормам. Считает, что суд не исследовал надлежащим образом данные обстоятельства и сделал неправильные выводы. Указывают, что заработная плата педагогических работников не индексировалась с 2018 г., несмотря на большой рост потребительских цен на товары и услуги в последние годы. Ссылаются на постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О, в котором разъяснено, что проведение индексации является обязательным для всех организаций, а не проведение такой индексации или отсутствие у работодателя локального нормативного акта или коллективного договора, регулирующего её порядок, квалифицируются как нарушение трудового законодательства. Данная позиция следует из определения Верховного суда РФ от 08.04.2019 № 89-КГ18-14, где также указано, что суд должен установить, что такой способ индексации как повышение окладов и осуществление стимулирующих выплат было зафиксировано в локальном нормативном акте или коллективном договоре. В нормативных правовых актах данные способы не зафиксированы, согласие на ведение учебной нагрузки более одной ставки, это вынужденная мера, так как существует большой дефицит педагогических кадров. Стимулирующие выплаты в образовательных организациях края также не повышались с 2019 г., система премирования в школе не предусмотрена. Пунктом 36 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальный учреждений на 2022, 2023 г., предусмотрено, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях так, чтобы на установление должностных окладов, ставок заработной платы работников направлюсь не менее 70 % фонда оплаты труда (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера). Положение об оплате труда работников МОУ СОШ с Верх-Чита противоречит данной норме Единых рекомендаций. Кроме того, в решении суд ссылается на Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, которая утратила силу по всей Российской Федерации ещё в 2010 г.
Истцы Куропаткина Ю.А., Туранова Н.В., Селезнева Л.В., представители МОУ СОШ с. Верх-Чита, администрация муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, выслушав истца Белых О.В. и представителя истцов Колотовкину Н.С. поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Куропаткина Ю.А., Туранова Н.В., Селезнева Л.В. и Белых О.В. осуществляют трудовую деятельность в должности учителей МОУ СОШ с. Верх-Чита.
Согласно положений Устава, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Верх-Чита Читинского района Забайкальского края является муниципальным бюджетным некоммерческим учреждением, созданным решением Исполнительного комитета Читинского районного совета депутатов трудящихся № 173 от 08.07.1965 г. с целью предоставления образовательных услуг населению.
Учредителем образовательного учреждения является Муниципальный район "Читинский район" Забайкальского края в лице администрации муниципального района "Читинский район" Забайкальского края.
По условиям трудового договора от 1 ноября 2008 г. Куропаткина Ю.А. принята в МОУ СОШ с.Верх-Чита на должность учителя начальных классов, Белых О.В. на основании трудового договора от 28 апреля 2014 г. принята на должность учителя математики, Туранова Н.В. трудовым договором от 19 августа 2010 г. принята на должность учителя математики, Селезнева Л.В. на основании трудового договора от 1 ноября 2008 г. принята на должность учителя математики.
Из представленных трудовых договоров усматривается, что сторонами согласованы условия работы, в числе прочего учебная нагрузка педагогов, согласованы условия оплаты труда, в частности указано на исчисление тарифной ставки заработной платы исходя из квалификационной категории работника, установленной Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы (п. 4.1.1.), применение повышающих коэффициентов, доплат, премий компенсаций.
Кроме того, заключенные с истцами Куропаткиной Ю.А., Селезневой Л.В., Турановой Н.В. трудовые договоры содержат указание на обязательное наличие письменного согласия педагога на установление учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, отраженного в дополнительном соглашении (т. 1 л.д. 31-34, 178-180, т. 2 л.д.79-81).
Трудовой договор, заключенный с Белых О.В., содержит указание на установление нормальной продолжительности рабочего времени, и возможности внесения изменений в трудовой договор по соглашению сторон (т. 3 л.д. 54-56).
Дополнительными соглашениями от 1 и 2 сентября 2021 г. к трудовым договорам, Белых О.В. установлена учебная нагрузка в объеме 32,5 часов в неделю, Куропаткиной Ю.А. – 25 часов в неделю, Селезневой Л.Е. – 34,6 часов в неделю, Турановой Н.В. – 27 часов в неделю (т. 3 л.д. 57, т. 1 л.д.130, т. 2 л.д.35, 174).
Увеличение учебной нагрузки произведено работодателем на основании представленных истцами письменных заявлений от 1 сентября 2021 г. (т. 1 л.д. 132, т. 2 л.д.36, 175-176, т. 3 л.д.58).
Как следует из представленных расчетных листков, тарификационного списка в составе заработной платы истцов учтены объем повышенной учебной нагрузки, дополнительные выплаты в виде доплат за категории, надбавки за выслугу лет, выплаты за проверку тетрадей, за индивидуальное обучение на дому, за заведование кабинетом, классное руководство (т. 1 л.д.35-38, 39, 181-185, 186, т. 2 л.д. 82-84, 83, 220-222, 223).
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Куропаткина Ю.А., Белых О.В., Туранова Н.В. и Селезнева Л.В. указали, что в нарушение положений ст.134 Трудового кодекса РФ работодателем в период с сентября 2021 г. по май 2022 г. не производилась индексация их заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в связи с чем просили взыскать с МОУ СОШ с. Верх-Чита недоначисленную и невыплаченную заработную плату за указанный период, а также компенсацию в порядке ст.236 ТК РФ
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 2, 129, 130, 134, 135, 144 Трудового кодекса РФ, учел правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 14.06.2010 № 913-О-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4(2017).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период времени работодателем исполняется обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников путем периодического повышения должностного оклада, при этом сослался на Положение об оплате труда работников МОУ СОШ с. Верх-Чита, согласно которому должностные оклады учителей увеличены до 7 200 руб. и 7 497 руб. соответственно.
Также суд принял во внимание факт того, что в спорный период (учебный 2021-2022 гг.) администрацией муниципального района «Читинский район» каких-либо нормативно-правовых актов об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений не принималось.
У судебной коллегии оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи.
В силу части первой статьи 3 ТК РФ (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части второй статьи 22 ТК РФ).
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы второй, третий, четвертый, шестой части 2 названной статьи).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор условиями являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
По смыслу нормативных положений ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Верх-Чита Читинского района Забайкальского края является бюджетным, некоммерческим учреждением, установление заработной платы ведется в пределах объема бюджетных средств на текущий финансовый год, доведенного до учреждения в соответствии с региональными нормативами, поправочным коэффициентом и количеством учащихся в общеобразовательном учреждении, свидетельствует о том, что образовательное учреждение относится к бюджетной сфере, в связи с чем, не вправе выбирать любой порядок и условия осуществления индексации заработной платы, вправе ее осуществлять лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
Согласно части 2 статьи 99 Закона об образовании нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании части 3 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края" оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края (далее - краевые учреждения) включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
Статьей 2 данного закона предусмотрено, что до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края. Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края. Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.
Действительно во исполнение положений данного закона на основании постановлений Правительства Забайкальского края № 432 от 06.11.2019, № 418 от 13.10.2020 г. и № 441 от 30.09.2022 г., оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных учреждений Забайкальского края были проиндексированы с 1 октября 2019, с 1 октября 2020 г. и с 1 октября 2022г.
Вместе с тем, в постановлении было указано, что индексация окладов не производится работникам, на которых распространяется Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).
Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) приведена в приложении N 4 Программы. Указанное соотношение носит индикативный характер и уточняется в "дорожных картах", в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761.
В пункте 10 названной Динамики установлено сохранение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования с 2012 по 2018 годы на уровне 100 процентов к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации.
Программой также предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а для казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой. Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников этих учреждений. На оплату труда работников учреждений (с учетом результатов их труда) могут также направляться средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также средства, полученные в качестве оплаты услуг в рамках государственного социального страхования. Источником финансового обеспечения оплаты труда работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Мероприятиями данной программы предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В "дорожные карты" включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.
В соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N ДМ-П8-5082 Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации).
Данные методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".
Пунктом 2.3. Методических рекомендаций предусмотрено, в целях обеспечения гарантий по оплате труда в структуре заработной платы работников организаций согласно разделу VIII Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется: устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н.
Пунктом 2.7. Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к эффективному контракту, в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства N 722-р.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 марта 2017 года N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2018 года N 173, от 18 сентября 2018 года N 381, от 25 сентября 2018 года N 393, от 23 января 2020 года N 9, от 14 января 2021 года N 1, от 30 марта 2021 года N 94, от 15 марта 2022 года N 88) утверждена Методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося.
Настоящая Методика определяет правила расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося. Нормативы складываются из нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций на одного обучающегося, норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда иных работников муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих вспомогательные функции, на одного обучающегося, и норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек на одного обучающегося (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Нормативы финансового обеспечения расходов на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций на одного обучающегося по муниципальному образованию Забайкальского края (Nосн(мо)) определяются по формуле: Nосн(мо) = Nосн / К1 x К4 x Кп, где: Nосн - норматив финансового обеспечения расходов на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций на одного обучающегося в Забайкальском крае; К1 - коэффициент обратного соотношения численности обучающихся в расчете на одного педагогического работника по Забайкальскому краю; К4 - коэффициент обратного соотношения численности обучающихся в расчете на одного педагогического работника по муниципальному образованию; Кп - поправочный коэффициент роста средней заработной платы педагогических работников, учитывающий дифференциацию целевого показателя по муниципальным образованиям. Коэффициенты К1, К4, Кп утверждаются Министерством.
Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
По смыслу вышеприведенного нормативно - правого регулирования оплаты труда педагогических работников, повышение размера заработной платы обеспечивается не только индексаций должностных окладов он и путем доведения оплаты их труда до целевых показателей, установленных в субъекте Российской Федерации, в данном случаев Забайкальском крае.
В целях достижения обеспечения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников образования и по исполнение распоряжения Правительства Забайкальского каря от 23 декабря 2020 г. № 393-р, Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края издано распоряжение № 121-8 от 24.12.2020 г., которым установлены целевые показатели повышения оплаты труда педагогических работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений на 2020 г. в разрезе муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Также данным распоряжением рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить достижение целевых показателей повышения оплаты труда педагогических работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений в рамках доведенных бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Забайкальского края от 119.12.2019 г. № 1778 "О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период на 2021 и 2022 годов" по субвенциям бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, в том числе среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях. Данным распоряжением установлено, что целевой показатель повышения оплаты труда на 2020 г. для педагогических работников образовательных учреждений в Муниципальном районе "Читинский район" определен в размере 33699 рублей.
В 2021 г. и 2022 г. Правительством Забайкальского края, нормативных документов, регулирующих увеличение должностных окладов педагогическим работником, не принималось.
Как следует из представленной Комитетом образования администрации муниципального района "Читинский район" информации, которая истцами не опровергнута с января по декабрь 2020 г. средняя заработная плата педагогических работников образовательного учреждения составила 37290 рублей. С января по декабрь 2021 г. средняя заработная плата педагогических работников образовательного учреждения составила 41440 рублей. С января по декабрь 2022 г. средняя заработная плата педагогических работников образовательного учреждения составила 52822 рубля.
При этом согласно представленных в дело расчетных листков средняя заработная плата Куропатникой Ю.А. с сентября по май 2022 г. составляет 54529 рублей. При этом за 18 часов учебной нагрузки заработная плата с персональными надбавками и доплатами составляет 36616 рублей.
Согласно представленных в дело расчетных листков средняя заработная плата Турановой Н.В. с сентября по май 2022 г. составляет 44733 рубля. При этом за 18 часов учебной нагрузки с персональными надбавками и доплатами составляет 36258 рублей.
Согласно представленных в дело расчетных листков средняя заработная плата Селезневой Л.В. с сентября по май 2022 г. составляет 56414 рубля. При этом за 18 часов учебной нагрузки с персональными надбавками и доплатами составляет 40136 рублей.
Согласно представленных в дело расчетных листков средняя заработная плата Белых О.В. с сентября по май 2022 г. составляет 52076 рубля. При этом за 18 часов учебной нагрузки с персональными надбавками и доплатами составляет 5717 рублей.
Таким образом, размер заработной платы истцов превышает установленный в муниципальном образовании целевой показатель заработной платы для педагогическим работников общеобразовательного учреждения.
Проанализировав нормативные правовые, регулирующие оплату труда работников образовательных учреждений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что нарушений в их применении в отношении истцов не допущено.
Принимая во внимание, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также орган местного самоуправления в целях обеспечения повышения оплаты труда в рамках доведенных бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Забайкальского края от 19.12.2019 г. № 1778 "О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период на 2021 и 2022 годов" по субвенциям бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего среднего образования принимали нормативные акты об утверждении целевых показателей заработной платы и реально обеспечивали доведение заработной платы педагогических работников до этих показателей, судебная коллегия полагает, что по своей правовой природе такое повышение было определено работодателем в качестве механизма повышения уровня реального содержания заработной платы работников.
Изложенные в жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не могут повлиять на правильность принятого судом решения, сводятся, по сути, к несогласию с выводами суда, для чего оснований не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 января 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Читинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий
Судьи