НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 18.01.2017 № 33-135/2017

Председательствующий по делу Дело № 33-135-2017 (33-6030-2016)

Судья Лещева Л.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Доржиевой Б.В.

судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Смолякова П.Н.

при секретаре Брюховой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 18 января 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании приказа о переносе части ежегодного оплачиваемого отпуска федерального государственного гражданского служащего незаконным, понуждении к действиям, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Центрального районного суда г.Читы от 08 ноября 2016 года, которым постановлено в удовлетворении требований ФИО1 к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании приказа о переносе части ежегодного оплачиваемого отпуска федерального государственного гражданского служащего незаконным, понуждении к действиям, компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1<Дата> обратился с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что состоит в трудовых отношениях с Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Забайкальское управление Ростехнадзора) с замещением должности федеральной государственной гражданской службы – <данные изъяты> В соответствии с графиком отпусков на 2016 год его отпуск был разделен на три части: первая часть ежегодного оплачиваемого отпуска была запланирована с 16 мая 2016 года по 10 июня 2016 года - на 26 календарных дней. С целью предоставления указанного отпуска <Дата> он обратился к нанимателю с заявлением. Приказом Забайкальского управления Ростехнадзора от 10 мая 2016 года №88к начало части ежегодного оплачиваемого отпуска, начиная с 16 мая 2016 года по 10 июня 2016 года включительно, была перенесена ответчиком на 30 мая 2016 года в связи с производственной необходимостью, с чем он категорически не согласен, поскольку такой перенос является незаконным. Название приказа №88к не соответствует его содержанию, ответчиком не соблюдены требования закона, предусматривающего условия такого переноса отпуска.

Просил признать приказ Забайкальского управления Ростехнадзора от 10 мая 2016 года №88к незаконным; возложить на ответчика обязанность издать приказ об отмене приказа от <Дата>к; ознакомить его с указанным приказом; предоставить ему заверенную печатью ответчика копию приказа об отмене приказа Забайкальского управления Ростехнадзора от <Дата>к. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50.000 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает, судом неправильно оценены обстоятельства предоставления ему отпуска с учетом его заявления от 19 мая 2016 года о предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска с 30 мая 2016 года по 27 мая 2016 года в количестве 28 календарных дней. Данное заявление неправомерно оценено в качестве письменного согласия на перенос части отпуска, в то время как он был поставлен приказом ответчика к «О переносе отпуска» от 10 мая 2016 года перед фактом. Согласия на перенос части отпуска он не давал. Ответчик перенес спорную часть отпуска на другой срок по своему усмотрению, без письменного согласия работника в нарушение положений трудового законодательства. Перенос ответчиком части отпуска на другой срок без его письменного согласия помешало осуществлению личных планов, необходимых для восстановления здоровья. Указывает на то, что обжалуемое решение суда нарушает полноценное право истца на отдых, так как дает возможность любому руководителю вопреки мнению подчиненного, отсутствию его письменного согласия или пожеланию делить его ежегодный оплачиваемый отпуск на части, переносить его как угодно и куда угодно, а также отзывать подчиненного из отпуска без его письменного согласия в любое время.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержал истец, выслушав представителя ответчика ФИО2, возражавшую против отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены решения суда первой инстанции предусмотрены в ст.330 ГПК РФ. Таких нарушений при рассмотрении данного дела районным судом не допущено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, полно и правильно установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы трудового законодательства, оценив при этом представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ и постановил верные выводы об отказе в иске, исходя из того, что у работодателя имелись основания для переноса части отпуска ФИО1, расценив заявление истца от 19 мая 2016 года согласием работника на перенос части отпуска.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с судебным решением.

Из материалов дела следует, что ФИО1 замещает должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела кадров, специальной работы и правового обеспечения в Забайкальском управлении Ростехнадзора на основании служебного контракта от <Дата> (дополнительные соглашения от <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>).

Приказом руководителя Забайкальского управления Ростехнадзора от <Дата> утвержден График отпусков на 2016 год, из которого следует, что первая часть отпуска истца была запланирована с 16 мая по 10 июня 2016 года сроком 26 календарных дней.

ФИО1 10 мая 2016 года обратился к представителю нанимателя с заявлением о предоставлении первой части отпуска.

Приказом руководителя от <Дата>к начало части ежегодного оплачиваемого отпуска была перенесена на 30 мая 2016 года в связи с производственной необходимостью для участия в проверке Федеральной службой Ростехнадзора, что следует из служебной записки (л.д.83), Приказов Федеральной службы Ростехнадзора от 12 января 2016 года №6 «Об утверждении Плана проведения проверок деятельности территориальных органов на 2016 года» (л.д.87-90), «О проведении плановой комплексной проверки деятельности Забайкальского управления Федеральной службы Ростехнадзора» от 06 мая 2016 года №185 (л.д.91-97).

Из названной выше служебной записки, Должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела кадров, специальной работы и правового обеспечения Забайкальского управления Ростехнадзора, Акта по результатам проверки от 09 июня 2016 года (л.д.73-77, 98-108) следует, что присутствие ФИО1 было необходимо по вопросам соблюдения требований нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст.46 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции, действовавшей в мае-июне 2016 года, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

Согласно ст.73 названного Федерального закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Поэтому обоснованно применение судом первой инстанции в данном деле положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Относительно предоставления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежегодных оплачиваемых отпусков имеется Письмо Минтруда России от 21 марта 2016 года №18-4/10/В-1771, в которым даны следующие разъяснения.

Согласно ст.123 ТК РФ график отпусков составляется и утверждается на очередной календарный год не позднее чем за две недели до окончания текущего календарного года. В график отпусков включаются все полагающиеся гражданскому служащему ежегодные оплачиваемые отпуска за текущий служебный год, а также могут быть включены неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды при соблюдении положений ч.9.2 ст.46 Федерального закона №79-ФЗ.

При составлении графика отпусков на очередной календарный год необходимо учитывать, что хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней (ч.9.1 ст.46 Федерального закона №79-ФЗ). Продолжительность других частей отпуска и их количество определяются по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя (уполномоченным им лицом).

Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом №79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, утвержденный графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст.ст.124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установленный графиком отпусков, в том числе на следующий год, в случаях:

отзыва гражданского служащего из ежегодного оплачиваемого отпуска;

исполнения гражданским служащим во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от работы;

временной нетрудоспособности гражданского служащего;

в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч.9.1 ст.46 Федерального закона №79-ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч.9.2 указанной статьи.

Под служебным годом следует понимать временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на должность гражданской службы) в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды времени в соответствии с ч.2 ст.121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

Из фактических обстоятельств дела следует, что ФИО1 отпуск был перенесен по уважительной причине с 16 на 30 мая 2016 года, то есть в этом же месяце. Доказательств того, что это отразилось на его личной жизни, в деле нет.

Приведенные выше нормативные положения подробно регламентируют перенос отпуска работника на следующий рабочий год, что может существенно повлиять на права и законные интересы работника.

В данном случае такого нарушения прав истца нет, поскольку он воспользовался очередным отпуском в текущем году, в том же месяце, который запланирован в графике.

Специфика государственной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной службы.

Одним из принципов гражданской службы, перечисленным в ст.4 Федерального закона №79-ФЗ является профессионализм и компетентность гражданских служащих.

Притом, что у нанимателя имелись основания для отложения отпуска ФИО1 на несколько дней в мае 2016 года, что не повлекло нарушения его прав и законных интересов, не противоречило нормам материального права, регламентирующим перенос очередного отпуска работника, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены законного и обоснованного судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 08 ноября 2016 года оставить без изменений, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи