НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 17.03.2016 № 33-603/2016

Председательствующий по делу дело № 33-603-2016

Судья Пешкова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи О.К. Кулаковой,

судей Ю.А. Казакевич, С.Ю. Усольцевой

при секретаре Г.В. Геласимовой

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 17 марта 2016 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района «Каларский район» о взыскании задолженности по муниципальной пенсии за выслугу лет, компенсации за несвоевременную выплату пенсии, судебных расходов по уплате государственной пошлины,

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 03 декабря 2015 года, которым постановлено: «исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района «Каларский район» о взыскании задолженности по муниципальной пенсии за выслугу лет, компенсации за несвоевременную выплату пенсии, судебных расходов по уплате государственной пошлины – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ю.А. Казакевич, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица обратилась в Каларский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что администрацией муниципального района «Каларский район» неверно произведен расчёт среднего заработка, являющегося основанием при определении размера пенсии, неправомерно исключены суммы начисленных отпускных, начисленных доплат и надбавок за работу в выходные и праздничные дни, расширенный объём работы, материальная помощь к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску и премии. В 2015 году произведена корректировка размера среднемесячного денежного содержания путём исключения из расчетного периода доплат и надбавок, начисленных и выплаченных в пределах фонда оплаты труда путем признания данных доплат произведенных за счёт экономии фонда оплат труда. Неправильный расчет среднемесячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе повлек за собой уменьшение размера причитающейся пенсии и возникновение задолженности за 2014 год в размере 121 488, 11 руб. и за 8 месяцев 2015 года в размере 144 931,96 руб. Просила взыскать с администрации муниципального района «Каларский район» задолженность по пенсии за выслугу лет на муниципальной службе за 2014 год и 8 месяцев 2015 года в размере 266 420 рублей 07 копеек, компенсацию потери покупательской способности за период с января 2014 года по август 2015 года в размере уровня инфляции в сумме 27 459 рублей 83 копейки и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 164 рубля (л.д. 21-26).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 140-143).

В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, или изменить и принять по делу новое решение. Указывает на несогласие с выводом суда о том, что при определении размера пенсии за выслугу лет в расчет среднемесячного денежного содержания суммы отпускных не включаются. Судом не было принято во внимание, что отпускные являются денежным содержанием муниципального служащего при нахождении его в ежегодном оплачиваемом отпуске. Также судом сделан неверный вывод об отсутствии нарушений раздела 4 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Каларский район» от 29.11.2013 № 141 (далее – Положение) при расчете ответчиком размере пенсии за выслугу лет в 2014 году. Так, согласно представленному ответчиком расчету пенсии, размер иных выплат, включенных в расчет среднемесячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в 2014 году составил 82 768,78 рублей. Однако согласно карточкам-справкам формы по начислению заработной платы за <Дата> годы размер иных выплат составил 87 831,4 рублей. Таким образом, ответчик неправомерно занизил сумму иных выплат, подлежащих включению в расчет среднемесячного денежного содержания при определении размера пенсии. Также не согласна с выводом суда об отсутствии нарушений порядка индексации пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в <Дата> годах. Так, согласно ответу администрации МР «Каларский район» от <Дата> индексация среднемесячного денежного содержания произведена частично, проиндексирован только размер должностного оклада и надбавки к должностному окладу без учета иных выплат, что является нарушением раздела 4 Положения. При расчете пенсии в 2015 году ответчик неправомерно исключил из среднемесячного денежного содержания размер единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере 19 204,9 рублей, что повлекло занижение размера пенсии за выслугу лет в 2015 году (л.д. 154-158).

В возражениях на апелляционную жалобу глава муниципального района «Каларский район» ФИО2 полагает решение Каларского районного суда законным и обоснованным.

Администрация муниципального района «Каларский район» о слушании дела в апелляционной инстанции извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, о причинах неявки не сообщила.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1 и ее представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в <адрес>» установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Решением Совета муниципального района «Каларский район» от <Дата> принято Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Каларский район» (далее Положение). В соответствии с разделом 4 названного Положения размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного денежного содержания за последние полные 12 месяцев муниципальной службы, предшествующих, по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, включая начисление надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, с учетом стажа муниципальной службы, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этим же разделом Положения определено, что в расчет среднемесячного денежного содержания для расчета размера пенсии за выслугу лет включаются: а) должностной оклад; б) надбавки к должностному окладу: за выслугу лет; за особые условия муниципальной службы; за классный чин (квалификационный разряд); за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; за почетные звания Российской Федерации, почетные звания Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края, ученую степень (доктор наук, кандидат наук), ученое звание (профессор, доцент); в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; г) ежемесячное денежное поощрение; д) единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; е) надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями применительно к подпунктам «а» - «д» пункта настоящего раздела; ж) иные выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Также разделом 4 Положения установлено, что в случае если из расчетного периода исключается время нахождения в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности, размер среднемесячного денежного содержания определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножением на 21 (среднемесячное число отработанных дней в году). При этом такие выплаты как премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь учитываются при определении среднемесячного денежного содержания в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

Решением Совета муниципального района «Каларский район» № 246 от 12 декабря 2014 года (опубликованном 15.12.2014 года) внесены изменения в Положение о пенсионном обеспечении. Так, из раздела 4 пункта 1 в части третьей исключен подпункт ж) иные выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда муниципальных служащих. Часть третья пункта 1 раздела 4 дополнена предложением следующего содержания: «Иные выплаты, произведенные за счет средств, сложившихся от экономии по фонду оплаты труда, в расчет среднемесячного денежного содержания не включаются». Часть шестая пункта 1 раздела 4 дополнена предложением: «Начисления по единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 окладов и материальной помощи в размере 1 оклада учитываются за один отпускной период».

Обращаясь с иском в суд, истица указывала на несогласие с действиями ответчика по исчислению размера среднемесячного денежного содержания для расчета размера пенсии за выслугу лет. Кроме того указывала на то, что индексация среднемесячного денежного содержания, из которого в 2014 году определялся размер пенсии, произведена не в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком верно исчислен размер среднемесячного денежного содержания истца для расчета размера пенсии как до внесения изменений в Положение (до 16.12.2014), так и после внесения изменений (после 16.12.2014). Также судом установлено, что ответчиком своевременно производилась индексация среднемесячного денежного содержания с учетом установленного единого коэффициента индексации в 2012, 2013 и в 2015 годах.

Судебная коллегия полагает вышеуказанные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных судом фактических обстоятельствах дела, они не противоречат имеющимся по делу доказательствам и соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что в расчет среднемесячного денежного содержания для расчета размера пенсии подлежат включению суммы отпускных, судебная коллегия полагает ошибочным, основанном на неправильном понимании нормы права. Раздел 4 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Каларский район» содержит исчерпывающий перечень денежных выплат, подлежащих включению в расчет среднемесячного денежного содержания. Указанный перечень не содержит отпускных. До 16.12.2014 года в вышеназванном разделе 4 действовал подпункт «ж», включающий в себя иные выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда муниципальных служащих. Вместе с тем, в соответствии с Положением о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Каларский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Каларский район» от 14.03.2014 г. № 173, статьей 12 предусмотрено формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих, которое также не содержит отпускных.

Ссылку в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции не установлена арифметическая ошибка, допущенная ответчиком при подсчете размера иных выплат (по данным ответчика 82 768,78 рублей), которая по карточкам-справкам за <Дата> гг. составляет 87 831,4 руб., судебная коллегия полагает необоснованной. Из представленных ответчиком судебной коллегии лицевых счетов на ФИО1 за <Дата> г. данных об арифметической ошибке не установлено. В то же время истцом ФИО1 произведены расчеты иных выплат по карточкам-справкам, отличающихся от данных, представленных работодателем.

Довод апелляционной жалобы истца о неправильном индексировании размера пенсии за выслугу лет, судебная коллегия отклоняет. Как следует из представленных решений Совета муниципального района «Каларский район», размеры денежного вознаграждения (в том числе должностных окладов) лиц, замещающих муниципальные должности увеличивались: с <Дата> в 1,06 раз; с <Дата> в 1,055 раз, с <Дата> в 1,1 раз. Из представленного ответчиком расчета пенсии за выслугу лет следует, что размер среднемесячного денежного содержания индексировался в соответствии с вышеназванными решениями в установленном порядке. Каких-либо нарушений при проведении индексации судебной коллегией не установлено.

Ссылка в жалобе на то, что неправомерное исключение ответчиком единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску в размере 19 204,9 рублей, начисленной и выплаченной в расчетный период <Дата> годах повлекло за собой занижение размера пенсии за выслугу лет в 2015 году, является необоснованной.

В соответствии с Положением о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Каларский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Каларский район» от 14.03.2014 г. № 173, в статье 10 установлено, что муниципальным служащим производится выплата материальной помощи в размере двух должностных окладов и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного должностного оклада в календарный год с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Как ранее указывалось, с 16.12.2014 года внесены изменения в Положение о пенсионном обеспечении, в соответствии с которым начисления по единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 окладов и материальной помощи в размере 1 оклада учитываются за один отпускной период (л.д. 78-79). В разделе 4 Положения указано, что такие выплаты как единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь учитываются при определении среднемесячного денежного содержания в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат. Исходя из расчетов представленных ответчиком, сумма материальной помощи в размере двух должностных окладов и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 21 179,40 рублей была учтена при расчете размера среднемесячного денежного содержания. При этом, доказательств того, что ответчик должен был учесть при расчетах сумму единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску в размере 19 204,9 рублей, суду не представлено. Оснований для включения данной суммы судебной коллегией не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит ссылки на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы, изложенные в решении суда, поэтому решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Каларского районного суда Забайкальского края от 03 декабря 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: