Председательствующий по делу Дело №33-1807/2022
Судья Шмакотина А.В. (№ дела в суде 1-й инст. 2-4/2022)
УИД 75RS0019-01-2021-000683-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.
при секретаре Воложанине С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 15 июня 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района, действующего в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сретенск, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, комитету по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, отделу культуры администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности повысить должностной оклад и в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с этим окладом, произвести перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, профинансировать мероприятия, связанные с повышением должностного оклада, перерасчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных,
по апелляционному представлению прокурора, апелляционным жалобам истцов ФИО2, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО1
на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Сретенского района, действующего в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сретенск, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, комитету по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, отделу культуры администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности повысить должностной оклад и в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с этим окладом, произвести перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, профинансировать мероприятия, связанные с повышением должностного оклада, перерасчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных отказать».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Ф.Е.АБ. с настоящими исковыми заявлениями, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что материальные истцы осуществляют трудовую деятельность в указанном учреждении: М.Е.ВБ. – в должности преподавателя художественных дисциплин, с должностным окладом 5 570 руб.; ФИО2 – в должности директора, с должностным окладом 6027,60 руб.; ФИО3 – в должности преподавателя художественных дисциплин, с должностным окладом 5 570 руб.; ФИО4 – в должности преподаватель по классу баяна, аккордеона, с должностным окладом 5 570 руб.; ФИО5 – в должности преподавателя по классу вокала, с должностным окладом 5 570 руб.; ФИО6 – в должности преподавателя художественных дисциплин, с должностным окладом 5 570 руб.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в соответствующем регионе. Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от № 254-р от 20.12.2018 утверждены целевые показатели заработной платы педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей в учреждениях культуры муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в размере 32683,46 руб. Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее – Постановление № 382) размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края, в частности по должности педагог дополнительного образования (2 квалификационный уровень ПКГ должностей педагогических работников) базовый должностной оклад утвержден в размере 7228 руб. Пунктом 1.3 Коллективного трудового договора школы искусств на 2020-2023 годы, принятого собранием трудового коллектива 13.03.2020 установлено, что коллективный трудовой договор, в том числе заключен на основании Постановления № 382. Вместе с тем, в нарушение указанных правовых норм трудовые договоры не приведены в соответствие с Постановлением № 382, с 01.01.2019 выплата должностного оклада производится не в полном размере. Кроме того, Законом Забайкальского края от 09.04.2014 №964 «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее – Закон № 964) установлена выплата за специфику работы в краевых учреждениях культуры, а именно: педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (в детских школах искусств по видам искусств), - в размере 15 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы. Пунктом 1.1 Положения об оплате труда и стимулировании работников школы искусств установлено, что настоящее положение разработано в том числе н основании Закона №964. Проверкой установлено, что указанная выплата за специфику работы в школе искусств не установлена и не выплачивается. Указанные факты свидетельствуют о нарушении трудового законодательства.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, просил суд обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Детская школа искусств» г. Сретенск повысить должностной оклад ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Ф.Е.АБ. до 7228руб. в соответствии с положениями Постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» с 01.01.2019; произвести перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, исходя от оклада 7228 руб. работникам муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Детская школа искусств» г. Сретенск: ФИО2 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 167905,59 руб., за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 173700,50 руб., за период с 01.01.2021 по 01.10.2021 в сумме 185932,41 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с 01.01.2019 по 01.10.2021 в сумме 527538,50 руб.; ФИО4 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 195519,93 руб., за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 219435,44 руб., за период с 01.01.2021 по 01.10.2021 в сумме 141857,60 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с 01.01.2019 по 01.10.2021 в сумме 556812,97 руб.; ФИО5 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 144704,89 руб., за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 56534,06 руб., за период с 01.01.2021 по 31.05.2021 в сумме 3885,38 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с 01.01.2019 по 31.05.2021 в сумме 205124 руб.; ФИО1 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 31423,12 руб., за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 22295,03 руб., за период с 01.01.2021 по 01.10.2021 в сумме 8167,63 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с 01.01.2019 по 01.10.2021 в сумме 61885,78 руб.; ФИО3 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 117712,41 руб., за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 155668,12 руб., за период с 01.01.2021 по 01.10.2021 в сумме 104574,70 руб.; обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Детская школа искусств» г. Сретенск в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с должностным окладом 7228 руб. работникам учреждения: ФИО2,ФИО4,ФИО1,ФИО3; в случае отсутствия финансовых средств обязать отдел культуры администрации муниципального района «Сретенский район» и комитет по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» профинансировать указанные мероприятия (т.1, л.д. 2-5, 37-40, 65-68, 101-104, 135-138, 172-175 т.3, л.д. 136-138, 160-163, л.д. 196-197).
Определением судьи от 05.07.2021 исковые заявления прокурора, действующего в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств пгт. Кокуй», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, комитету по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы объединены в одно производство (т.1, л.д. 184).
Протокольным определением суда от 30.08.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: отдел культуры администрации муниципального района «Сретенский район», Комитет по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» (т.3, л.д. 32-36).
Определением суда от 30.08.2021 к участию в деле в качестве 3 лица привлечена Государственная инспекция труда в Забайкальском крае (т.3, л.д. 37-38).
Определением суда от 24.11.2021 гражданские дела по искам прокурора действующего в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и по иску прокурора действующего в защиту интересов ФИО6 к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств пгт. Кокуй», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, комитету по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края и по иску о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы объединены в одно производство о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы объединены в одно производство, делу присвоен номер 2-588/2021 (т.3, л.д.207).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.4, л.д. 42-51).
Не согласившись с постановленным по делу решением прокурор подал апелляционное представление. Полагает, что судом неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу. Поскольку в судебном заседании было установлено, что целевые показатели за 2019 г., 2020 г. педагогическими работниками МБУДО «ДШИ» г. Сретенск достигнуты не были, что является нарушением ст. 21, ч.2 ст. 22, ч.6 ст. 136 Трудового кодекса РФ. Трудовыми договорами педагогическим работникам были установлены должностные оклады в размере 5570 руб. Постановлением Правительства Забайкальского края №382 размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края, в частности по должности педагог дополнительного образования (2 квалификационный уровень ПКГ должностей педагогических работников) базовый должностной оклад утвержден в размере 7228 руб.
Пунктом 1.3 Коллективного договора МБУ ДО ДШИ г. Сретенска на 2020-2023 г.г. установлено, что коллективный договор, в том числе заключен на основании Постановления №382. Таким образом, начисление заработной платы педагогам дополнительного образования МБУДО «ДШИ» г. Сретенск с 01.01.2019 производится не в полном объеме.
На основании изложенного просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.4, л.д. 66-70).
В апелляционных жалобах (поименованных как дополнения к апелляционному представлению прокурора) истцы ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО3, ФИО1, ссылаясь на аналогичные доводы апелляционного представления, выражают несогласие с решением суда. Указывают, что судом не приняты во внимание доводы прокурора о применении Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, закрепленных статьями 144, 135 Трудового кодекса РФ. В нарушение действующих норм права, ответчики допустили ухудшение условий оплаты труда работников учреждений культуры, своевременно не приведя в соответствие Постановление №55 от 26.02.2018 «Об утверждении примерного положения «Об оплате труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры и образования муниципального района «Сретенский район», финансируемых за счет средств субсидий из бюджета муниципального района «Сретенский район» с постановлением Правительства Забайкальского края №382. В связи с тем, что постановление №55 от 26.02.2018 снижает уровень гарантий при установлении окладов работникам, следовало руководствоваться Постановлением Правительства Забайкальского края № 382. Также судом не исследованы в полном объеме документы, принятые к рассмотрению, в частности: информация ГИТ от 16.06.2021 №75/10-759-21-ОБ; запросы от МБУДО «ДШИ» г. Сретенск; отраслевое соглашение «О взаимных обязательствах по обеспечению социально-экономических и трудовых прав работников учреждений культуры, искусства, кинематографии, образования» на 2016 – 2019 г.г. и пролонгированного на 2020 г., отраслевое соглашение «О взаимных обязательствах по обеспечению социально-экономических и трудовых прав работников учреждений культуры, искусства, кинематографии, образования» на 2021-2024 г.г.; коллективный договор МБУ ДО «ДШИ» г. Сретенск; ответ Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на обращение ФИО6 от имени работников от 15.10.2021.
На основании изложенного, просят решение районного суда отменить, принять по делу новое решение (т.4, л.д. 84-87, 89-92, 94-97, 99-104, 106-109).
В возражениях на апелляционное представление прокурора начальник отдела культуры комитета социальной политики администрации муниципального района «Сретенский район» ФИО8 просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения (т.4, л.д. 116-119).
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Ответчики МДОУ «Детская школа искусств» г. Сретенск, администрация муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, комитет по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, отдел культуры администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, третье лицо Государственная инспекция труда в Забайкальском крае, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб материальных истцов, возражений на апелляционное представление, заслушав процессуального истца прокурора Чадову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, материальные истцы работают в муниципальном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сретенск, ФИО1 в должности преподавателя художественных дисциплин (должностной оклад 5570 руб.), ФИО2 в должности директора (должностной оклад 6027,60 руб.), ФИО3 в должности преподавателя художественных дисциплин (должностной оклад 5570 руб.), ФИО4 в должности преподавателя по классу баяна, аккордеона (должностной оклад 5570 руб.), ФИО5 в должности преподавателя по классу вокала (должностной оклад 5570 руб.), ФИО6 в должности преподавателя художественных дисциплин (должностной оклад 5570 руб.).
Условия оплаты труда истцов предусмотрены заключенными между сторонами трудовыми договорами и дополнительными соглашениями.
Заработная плата истцам за спорные периоды (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 с <Дата> по <Дата>, ФИО5 с <Дата> по <Дата>) начислялась в соответствии с постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» от <Дата>№ «Об оплате труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры и образования муниципального района «Сретенский район», финансируемых за счет средств субсидий из бюджета муниципального района «Сретенский район».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 № 472 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» утверждены изменения размеров базовых окладов. Постановление вступило в силу с 01 января 2019 г.
Полагая, что должностные оклады истцов должны были соответствовать окладам, установленным постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382, начиная с 01 января 2019 года, с момента вступления в силу изменений, истцы обратились с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заработная плата истцам начислялась и выплачивалась в полном объеме, в соответствии с условиями трудовых договоров и локальными актами работодателя, регламентирующими оплату труда работников учреждения, с учетом предусмотренных надбавок. Судом первой инстанции не установлено оснований для выплаты истцам должностных окладов в большем размере, чем определено трудовым договором и установленной работодателем системой оплаты труда. Кроме того, суд первой инстанции отклонил доводы истцов о том, что размеры их окладов должны соответствовать размерам базовых окладов, установленных Постановлением Правительства Забайкальского края № 382 от 30.06.2014 года, с учетом изменений с 01.01.2019 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК Российской Федерации).
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в РФ определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.
Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации обеспечиваются муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 названного кодекса).
Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, созданным решением учредителя Главы администрации муниципального района «Сретенский район» - распоряжением №386-р 14.12.2011.
Согласно Уставу учреждения, утвержденному вышеуказанным распоряжением и согласованному с начальником отдела культуры администрации муниципального района «Сретенский район», учреждение является бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «Сретенский район», от имени которого выступает отдел культуры администрации муниципального района «Сретенский район» (п. 1.3, п. 1.4 Устава) (т. 2, л.д. 49-68).
Постановлением главы муниципального района «Сретенский район» №55 от 26.02.2018 утверждено Примерное Положение «Об оплате труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры и образования муниципального района «Сретенский район», финансируемых за счет средств субсидий из бюджета муниципального района «Сретенский район», в п. 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.6 которого указано, что заработная плата педагогических работников включает в себя базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, компенсационные выплаты; установленный оклад (должностной оклад), надбавки, размеры стимулирующих выплат, являются обязательными для включения в трудовые договоры с работниками учреждения; фонд оплаты труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования, финансируемых за счет средств субсидий из бюджета муниципального района «Сретенский район», формируется на календарный год в пределах ассигнований местного бюджета соответственно, а также средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, п. 2.1.8 Положения определено, что базовые оклады педагогическим работникам учреждений устанавливаются согласно приложению №3 данного Положения. Согласно приложению №3 оклад преподавателя установлен в размере 5570 руб.
В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 г.» (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол № 12) органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании системы оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2019 г. необходимо учитывать недопущение снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 г. и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Согласно пп. «в» п. 6 раздела IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» вышеназванных Рекомендаций, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Довод апелляционного представления о том, что с 01.01.2019 должностной оклад истцов должен быть установлен в размере, определенном в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края», не может быть принят во внимание, поскольку данный акт носит рекомендательный характер, о чем прямо указано в п. 4 данного документа.
Так, в силу п. 4 вышеназванного постановления установлено: «Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размере не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда».
Также следует иметь в виду, что система оплаты труда работникам муниципальных учреждений муниципального района «Сретенский район» была установлена постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» № 55 от 26.02.2018 в соответствии с Законом Забайкальского края от 09.04.2014 № 964.
В п. 2.1.1, 2.1.8 данного Положения установлено, что заработная плата педагогических работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы; компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты. Базовые оклады педагогическим работникам устанавливаются согласно приложению №3 данного положения и составляют для 4 квалификационного уровня (преподаватель) 5570 руб.
Таким образом, изменение размера оклада работников муниципальных учреждений было сделано в данном случае 26.02.2018 путем принятия постановления постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» № 55, которым определено повышение заработной платы соответствующей категории работников с 01.03.2018 (т. 3, л.д. 1-2), что, в свою очередь, не противоречит постановлению Правительства Забайкальского края № 382 от 30.06.2014, носящему рекомендательный характер, дающему возможность органам местного самоуправления осуществлять самостоятельно повышение базовых окладов.
Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, а финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов возможно только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете.
Таким образом, реализация положений постановления Правительства Забайкальского края № 472 на местном уровне может осуществляться только в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что целевые показатели за 2019, 2020 г.г. педагогическим работникам МБУДО «ДШИ» г. Сретенск не достигнуты, не могут быть приняты во внимание, поскольку как верно указал суд первой инстанции, целевые показатели, утвержденные в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 должны быть достигнуты не в отношении каждого работника, а в целом по муниципальному району, поскольку уровень заработной платы конкретного работника зависит от стажа работы, уровня квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб материальных истцов о том, что при вынесении решения судом не было учтено предписание Государственной инспекции труда, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу вышеуказанных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе о размере заработной платы по дополнительному соглашению к трудовому договору) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В целом доводы апелляционного представления прокурора и апелляционных жалобы материальных истцов не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иного толкования норм права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался. Оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционном представлении и дополнениях к нему, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, апелляционные жалобы истцов - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2022г.