НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 14.12.2023 № 2-601/2023

Председательствующий по делусудья Сергеева Д.П.

Дело № 33-4121/2023(дело в суде 1 инстанции № 2-601/2023)УИД 75RS0001-02-2022-009543-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Погореловой Е.А.

судей Комковой С.В. и Радюк С.Ю.

при секретаре Максимовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 декабря 2023 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю о признании решения незаконным и его отмене, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционным жалобам ответчика

на решение Центрального районного суда г. Читы от 11 апреля 2023 г., с учетом описки, исправленной определением этого же суда от 15 мая 2023 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю о признании решения незаконным и его отмене, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать ОСФР по Забайкальскому краю (ОГРН ) включить в стаж ФИО1 (паспорт ) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы с 07.10.1994 года по 06.02.1996 года за исключением 32 календарных дней, с 13.02.1996 года пор 09.07.1996 года за исключением 9 календарных дней.

Обязать ОСФР по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 18.01.2022 года.

В остальной части иска отказать.

На дополнительное решение этого же суда от 3 мая 2023 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю о взыскании судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с ОСФР по Забайкальскому краю (ОГРН ) в пользу ФИО1 (паспорт ) государственную пошлину в размере 300 руб.

И на дополнительное решение этого же суда от 28 августа 2023 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать ОСФР по Забайкальскому краю (ОГРН ) включить в стаж ФИО1 (паспорт ) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от <Дата> «О страховых пенсиях» период работы с 19.08.1991 года по 27.07.1994 года.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 16 ноября 2022 г. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что 18 января 2022 г. он обратился в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением заместителя руководителя Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю №3200 от 4 апреля 2022 г. ему было отказано в назначении указанного вида пенсии в виду недостаточности стажа на соответствующих видах работ, продолжительность которого была определена равной 7 лет 2 месяца 25 дней. Одновременно не были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды с 19.08.1991 по 27.03.1994 в Птицефабрике «Ингодинская», с 07.10.1994 по 09.07.1996 в войсковой части 75094, с 01.11.1996 по 30.04.1998 в ОАО «Мельник», 01.05.1998 по 28.02.1999 в ООО «Вираж» в должности газоэлектросварщика, так как Списком №2 1991 года такая должность не предусмотрена, представленными документами не подтверждается занятость полный рабочий день на вредных работах. Просил признать решение заместителя руководителя Управления установления пенсия ОПФР по Забайкальскому краю незаконным и отменить. Обязать ОПФР по Забайкальскому краю включить в стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 19.08.1991 по 27.03.1994, с 07.10.1994 по 09.07.1996, с 01.11.1996 по 30.04.1998, с 01.05.1998 по 28.02.1999. Обязать ОПФР по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 18.01.2022. Взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб.

Определением суда от 21 ноября 2022 г. произведена замена ответчика ОПФР по Забайкальскому краю на правопреемника ОСФР по Забайкальскому краю в связи с реорганизацией.

Определением суда от 12 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено акционерное общество «103 Бронетанковый ремонтный завод».

15 февраля 2023 г. ФИО1 свои исковые требования уточнил. Просил суд признать решение заместителя руководителя Управления установления пенсия ОПФР по Забайкальскому краю незаконным и отменить. Обязать ОСФР по Забайкальскому краю включить в стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 19.08.1991 по 27.03.1994 в Птицефабрике «Ингодинская», с 07.10.1994 по 09.07.1996 в войсковой части 75094. Обязать ОСФР по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения. Взыскать с ОСФР по Забайкальскому краю в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб. В остальной части иск не поддержал.

Судом постановлены вышеприведенные решение и дополнительные решения.

В апелляционной жалобе на решение суда от 11 апреля 2023 г. управляющий ОСФР по Забайкальскому краю ФИО2 просит его в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж истца периода работы с 19.08.1991 по 27.03.1994, а также назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 18 января 2022 г. отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в указанной части. Указывает, что вывод о льготном характере работы истца в период с 19.08.1991 по 27.03.1994 в должности газоэлектросварщика сделан судом исходя из характера деятельности Птицефабрики «Ингодинская», на котором, по мнению суда, иной вид сварки, кроме ручной, не мог применяться. Однако документально характер работы истца не подтвержден. Отмечает, что право на досрочную пенсию имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, при документальном подтверждении характера работы. Ссылается на аналогичную позицию Восьмого кассационного суда общей юрисдикции. Также судом не приняты во внимание сведения приказа № 91-к от 27 сентября 1994 г. об увольнении ФИО1 с должности слесаря котельной. Вопреки выводам суда из имеющихся в материалах дела первичных документов не представляется достоверно установить факт работы истца с должности газоэлектросварщика в течение всего спорного периода. Выражая несогласие с решением суда о назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости с 18 января 2022 г., указывает, что согласно подсчетам суда, на указанную дату истец имел необходимую продолжительность специального стажа 12 лет 6 месяцев с учетом учтенного пенсионным органом специального стажа 7 лет 2 месяца 25 дней и дополнительно включенных судом периодов 5 лет 2 месяца 1 день. При этом продолжительность специального стажа, включенного по решению суда составила 4 года 8 месяцев 25 дней, таким образом общая продолжительность специального стажа истца составила менее 12 лет и 6 месяцев. Истцом не представлено доказательств занятости на ручной сварке в соответствии с наименованием должности, предусмотренной Списком № 2 1991 года.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности ФИО3 просит решение суда от 11 апреля 2023 г. в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю о возложении обязанности включить в стаж, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы с 07.10.1994 года по 06.02.1996 года за исключением 32 календарных дней, с 13.02.1996 года пор 09.07.1996 года за исключением 9 календарных дней в должности газоэлектросварщика, занятого на резке и ручной сварке в войсковой части 75094, ссылаясь на то, что документально характер работы истца не подтвержден.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика, ФИО1 просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме, решение суда оставить без изменения.

В апелляционной жалобе на дополнительное решение суда от 3 мая 2023 г. управляющий ОСФР по Забайкальскому краю ФИО2 просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что дополнительное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе на дополнительное решение суда от 23 августа 2023 г. управляющий ОСФР по Забайкальскому краю ФИО4 просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, рассмотренных указанным дополнительным решением. Выражает несогласие с выводами суда в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж ФИО1 период работы с 19 августа 1991 г. по 27 июля 1997 г. на птицефабрике «Ингодинская». Делая такой вывод суд первой инстанции исходил из обстоятельства работы истца в указанный период в должности газоэлетросварщика, занятого на резке и ручной сварке и исходя из деятельности птицефабрики «Ингодинская», на которой, по мнению суда, иной вид сварки, кроме ручной применяться не мог. Одновременно документально характер работы истца не подтвержден. Отмечает, что право на досрочную пенсию имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, при документальном подтверждении характера работы. Ссылается на позицию Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по делам № 88-3559/2023 от 2 марта 2023 г., № 88-8312/2023 от 31 мая 2022 г. Судом не приняты во внимание сведения из приказа № 91-к от 27 сентября 1994 г. об увольнении ФИО1 с 27 сентября 1994 г. с должности слесаря котельной. Вопреки выводам суда, из имеющихся в материалах дела первичных документов не представляется возможным достоверно установить факт работы истца в должности газоэлетросварщика в течение всего спорного периода. Истцом не предоставлено доказательств занятости в спорный период на ручной сварке.

В возражениях на апелляционную жалобу на дополнительное решение от 23 августа 2023 г., ФИО1 просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме, решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб ответчика и возражений на них, заслушав представителя ответчика ФИО3, поддержавшую доводы жалоб, истца ФИО1 и его представителя ФИО5, полагавших решение законным и не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ; нормы закона приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения ФИО1 в пенсионный орган - 18 января 2022 г.).

В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).

Согласно Списку N 2 от 26 января 1991 г. раздела XXXIII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено газосварщикам (позиция 23200000-11620); электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятым сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщикам ручной сварки (позиция 23200000-19906).

Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития РФ N 3073-17, Пенсионного фонда РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000 г. "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу ХХХIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела ХХХIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 января 2022 г. ФИО1<Дата> года рождения обратился в УПФР в г. Чите (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Решением руководителя УПФР в г. Чите (межрайонное) № 1538 от 4 апреля 2022 г. ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа.

На момент обращения продолжительность специального стажа истца была пенсионным органом определена 7 лет 2 года 25 дней, продолжительность страхового стажа - 39 лет 11 месяцев 28 дней.

В специальный стаж ФИО1, не включены периоды с работы с 19.08.1991 года по 27.07.1994 года на Птицефабрике «Ингодинская», с 07.10.1994 года по 09.07.1996 года в войсковой части 75064 в должности газоэлектросварщика, так как действующими в период осуществления трудовой деятельности Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право нагосударственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (раздел XXXII«Общие профессии»), утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22августа 1956 № 1173 должность газоэлектросварщика не предусмотрена; Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 (раздел XXXIII «Общие профессии») кодом позиции 23200000 - 19756 электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Кроме того, не представлены документы о льготном характере работы, относительно периодов с 01.01.1992 года - поскольку в соответствии с п. 4 Постановления Правительства №516 от 11.07.2002 года в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды, выполняемые в течение полного рабочего дня. Представленными документами не подтверждается работа в течение полного рабочего дня.

Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении спорных периодов работы в специальный стаж, а также возлагая на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения, суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу о том, что истец работал в должностях и на предприятиях, предусмотренных Списком № 2 от 1956 г. и Списком № 2 от 1991 года, пользующихся правом на пенсионное обеспечение и имеет необходимый стаж для досрочного назначения спорной пенсии. При этом суд исходил из того, что льготный характер работы истца подтвержден записями в трудовой книжке, архивными справками, объяснениями самого истца.

Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о наличии предусмотренным законом оснований для включения в стаж, дающий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца с 07.10.1994 года по 06.02.1996 года за исключением 32 календарных дней, с 13.02.1996 года по 09.07.1996 года за исключением 9 календарных дней в должности электрогазосварщика в войсковой части 75094, ныне именуемое АО "103 БТРЗ", поскольку он основан на верном применении к сложившемуся спорному правоотношению норм материального права и сделан с учетом правильно установленных обстоятельств по делу.

Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Пунктом 16 Разъяснения установлено, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 55 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 12 лет и 6 месяцев. Вместе с тем законом предусмотрена возможность назначения таким лицам досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующим Списком при условии, если они заняты в производствах, определенных Списком. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).

Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.

Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Т.С.Ф. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 20 декабря 2017 г.).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Как следует из представленной в материалы дела выписки из индивидуального лицевого счета, ФИО1 был зарегистрирован в системе персонифицированного учета 26 ноября 1998 г. ( т. 1 л.д. 35-40).

Поскольку период работы в войсковой части 75904, который истец просил включить в страж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, имел место до регистрации ФИО1 в системе индивидуального персонифицированного учета, то периоды его работы могут быть подтверждены записями в трудовой книжке, а также документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Как следует из записи в трудовой книжке, истец был принять в войсковую часть 75094 7 октября 1994 г. газоэлектросварщиком по 5 разряду. И проработал в этой должности до 9 июля 1996 г., уволившись по собственному желанию (записи за № 7 и 8 трудовой книжке).

Из представленной истцом в материалы дела копии справки начальника отдела кадров ФГУП "103 бронетанковый ремонтный завод" Министерства обороны России, выданной 08.09.2003 г., следует, что истец работал в войсковой части 75094, которая была переименована в ФГУП "103 бронетанковый ремонтный завод" Министерства обороны России в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке с 07.10.1994 г. по 09.07.1996 г. Данная справка была выдана для подтверждения льготного стажа истца (т. 1 л.д. 20).

Из представленной по запросу суда первой инстанции архивной справке Филиала Восточно – военного округа Центрального архива МО РФ от 01.12.2022 года №10/3075, следует, что ФИО1 с 07.10.1994 года на основании приказа №347 от 10.10.1994 года войсковой части 75094 был принят на работу в РМУ газоэлектросварщиком 5 разряда, вредность 12%. Приказами №83 от 21.03.1995 года, №45 от 31.01.1996 года истцу была установлена доплата за вредность 12% на 1995 и 1996 гг. На основании приказов №248 от 05.09.1995 года, №150 от 21.05.199 года истцу предоставлялся очередной отпуск за рабочий период с 07.10.1994 года по 07.10.1995 года сроком на 31 рабочий день и дополнительный отпуск за вредные условия труда 6 рабочих дней, за рабочий период с 07.10.1995 года по 07.10.1996 года сроком 31 рабочий день и 6 рабочих дней дополнительный отпуск, соответственно, без указания даты начала отпуска. Приказом №51 от 07.02.1996 года газоэлектросварщику ФИО1 был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 7 по 12 февраля 1996 года в связи с похоронами. 10.07.1996 года ФИО1 приказом №191 от 10.07.1996 был уволен с должности газоэлектросварщика по собственному желанию 9т. 1 л.д. 87-88).

В личной карточке формы Т-2 указана продолжительность очередных отпусков с 11.09.1995 года по 23.10.1995 года и с 27.05.1996 года по 09.07.1996 года, отражен отпуск без сохранения заработной платы с 07 по 12 февраля 1996 года. Наименование должности указано газоэлектросварщик на участке РМУ.

В соответствии с лицевыми счетами по начислению заработной платы за 1994-1996 года должность истца указана газоэлектросварщик, цех РМУ, отражена надбавка за вредность 12%. В лицевом счете за 1995 года отражено начисление по больничному листу в июле. В лицевом счете за 1996 год отражен отпуск без сохранения заработной платы с 07 по 12 февраля 1996 года (т. 1 л.д. 89 ).

АО «103 БТРЗ» (правопреемник войсковой части 75094) представлены паспорта на выпрямитель сварочный ВЛ-405УЗ, 2002 года, паспорт выпрямителя для ручной сварки типа ВД-401 УЗ, 1988 года, паспорт выпрямителя типа ВС-600, 1978 года, паспорт выпрямителя сварочного типа ВД-306 УЗ, 1990 года.

Аналогичные документы поступили по запросу суда первой инстанции из материалов наблюдательного дела страхователя АО «103 БТРЗ», находящиеся на хранении в ОСФР по Забайкальскому краю.

Кроме того, как следует из содержащихся в выписке из индивидуально лицевого счета ФИО1 сведений, истец па период с 07.10.1994 по 09.07.1996 работал электрогазосварщиком, занятым резке и ручной сварке в войсковой части 75094. Данные сведения были представлены работодателем истца и пенсионным органом приняты к учету.

Из представленных по запросу суда первой инстанции из Филиала Восточно – военного округа Центрального архива МО РФ от 29.12.2022 года №10/3280 лицевых счетов следует, что истец с 07.10.1994 года по 31.12.1994 отработал 59 рабочих дней при норме 60, в 1995 году отработал 230 рабочих дней (норма 250), в 1996 году с января до 09.07.1996 года – даты увольнения отработал на 1 рабочий день меньше нормы в январе, марте, апреле, на 6 рабочих дней меньше нормы в мае, в с 6 по 12 февраля 1996 г. находился в отпуске без сохранения заработной платы.

В остальные периоды 1995 и 1996 г. истец фактически выполнял в течение полного рабочего дня работу по должности газоэлектросварщика ручной резки и сварки (т. 1 л.д. 108-111).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел правильному выводу о том, что ФИО1 в спорный период времени работал в войсковой части 75094 в должности газоэлектросварщика ручной резки и сварки.

Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств.

Вместе с тем, суд первой инстанции при разрешении требований ФИО1 о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периодов его работы с 19.08.1991 г. по 27.07.1994 г. в должности газоэлектросварщика на Птицефабрике «Ингодинская» нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о наличии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Так, как следует из представленных в материалы дела по запросу суда первой инстанции из архива администрации муниципального района "Читинский район" сведений, следует, что приказом № 5 от 11.01.1988 года ФИО1 был принят на работу слесарем-ремонтником в котельную по 4 разряду на Птицефабрике «Ингодинская».

Согласно приказа №74к от 20.08.1991 года, ФИО1 был переведен с должности слесаря по ремонту оборудования с 19.08.1991 года на должность газоэлектросварщика 4 разряда. Приказом №91к от 27.09.1994 года ФИО1 как слесарь котельной был уволен с 27.09.1994 года с начислением компенсации за неиспользованный отпуск.

Из карточки формы Т-2 усматривается, истец с 13.10.1988 года был принят на должность слесаря-ремонтника 4 разряда в котельную и увольнен с 27.09.1994 года. Приказ о переводе на должность газоэлектросварщика не внесен. Имеются сведения о предоставлении очередных отпусков с 29.06.1992 года по 26.07.1992 года, с 17.05.1993 года по 16.06.1993 года, с 07.05.1994 года по 27.06.1994 года (относительно спорного периода).

В расчетных листках по начислению заработной платы за 1991-1992 года наименование должности истца не отражено, как в ведомостях по начислению заработной платы за 1993-1994 года. Сведений о том, что истцу была установлена доплата за вредные условия труда или предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда в представленных документам Птицефабрики «Ингодинская» не имеется (т.1 л.д. 102- 107).

Из содержащихся в выписке из индивидуально лицевого счета ФИО1 сведений следует, истец в период с 13.01.1988 по 27.09.1994 работал на Птицефабрике «Ингодинская» в должности слесаря-ремонтника ( т. 1 л.д. 5).

Делая вывод о том, что занятость истца в спорные периоды на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно электрогазосварщиком, занятым на резке и ручной сварке, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции не учел, что представленные в материалы дела архивные справки, личные карточки по форме Т-2, содержащие сведения о работе истца в должности электросварщика, сами по себе не свидетельствуют о том, что в период с 19.08.1991 года по 27.07.1994 года ФИО1 фактически выполнял работы по электросварщика ручной сварки в течение полного рабочего дня.

Данных о характере и условиях выполняемой истцом работы ни в трудовой книжке истца, ни в архивных справках и личных карточках не содержится.

Вместе с тем, пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем ФИО1 или соответствующими государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что он в спорные периоды работал в должности электросварщика ручной сварки и имел право на включение этих периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В представленных архивных справках, личной карточке работника, справке о заработной плате не содержится сведений о фактическом выполнении истцом работ по профессии электросварщика ручной сварки.

Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

Как следует из представленного по запросу судебной коллегии и приобщенному в качестве нового доказательства ответа из архива Администрации муниципального района "Читинский район", документы по проведению аттестации рабочих мест на Птицефабрике «Ингодинская» в архив не передавались.

Таким образом, доказательств того, что работодателем истца проводилась аттестация его рабочего места по профессиям электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности либо электросварщика ручной сварки, из которой можно было бы сделать вывод о соответствии работы истца по профессиям газоэлектросварщика, электрогазосварщика на Птицефабрике «Ингодинская» характеру работы, предусмотренным Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Более того, по сведениям пенсионного органа, Птицефабрика «Ингодинская» на учете как организация, имеющая в штате должности, дающие право на льготное пенсионное обеспечение в ОСФР по Забайкальскому краю не состояла, что подтверждается ответом пенсионного органа от 26.01.2023 г. (т. 1 л.д. 120).

С учетом изложенного решение суда в части удовлетворения требований ФИО1 о включении в стаж, на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода его работы с 19.08.1991 года по 27.07.1994 года в должности газоэлектросварщика Птицефабрики «Ингодинская» подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в указанной части.

Таким образом, период работы истца в тяжелых условиях труда в календарном порядке на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости будет составлять 8 лет 10 месяцев 11 дней (7 лет 2 месяца 25 дней (включенных пенсионным органом в бесспорном порядке + 1 год 7 месяцев 16 дней, включенных рушением суда), что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 18 января 2022 г., т.е. по достижении истцом возраста 55 лет.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 января 2022 г., возложении на пенсионный орган обязанности назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости по указанному основанию с 18 января 2022г.

При таком положении решение суда в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а исковые требования в указанной части подлежат отклонению.

При этом следует отметить, что поскольку общая продолжительность специального стажа истца на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости составляет 8 лет 10 месяцев 11 дней, что с учетом предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядка снижения пенсионного возраста, дает ФИО1, <Дата> рождения, право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по достижении 57 лет, то есть с 7 января 2024 г.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ОСФР по Забайкальскому краю (ОГРН ) в пользу ФИО1 (паспорт ) государственную пошлину в размере 300 руб.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины по доводам апелляционной жалорбы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда являются правомерными, поскольку из анализа положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.

Судебная коллегия полагает, что удовлетворяя заявление истца о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, и взыскивая с пенсионного органа в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб., оплаченную при подаче иска в суд, суд нормы процессуального права не нарушил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Читы от 30 марта 2023 г., с учетом описки, исправленной определением этого же суда от 15 мая 2023 г., в части возложения на ОСФР по Забайкальскому краю обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 18 января 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 в указанной части отказать.

В остальной части решение суда и дополнительное решение этого же суда от 3 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Дополнительное решение Центрального районного суда г. Читы от 23 августа 2023г. о возложении на ОСФР по Забайкальскому краю обязанности включить в стаж ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» период работы с 19.08.1991 года по 27.07.1994 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 в указанной части отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 декабря 2023 г.