НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 14.05.2019 № 33-1745/19

Председательствующий по делу Дело №33-1745/2019

судья Клинов А.А.

(2-1371/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Волошиной С.Э.

судей Подшиваловой Н.С., Чайкиной Е.В.

при секретаре Засухиной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 14 мая 2019 г. гражданское дело по иску Ивановой А. А. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края о признании пострадавшей от наводнения, включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, на получение финансовой материальной помощи за полную утрату имущества первой необходимости,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Межонова Д.В.

на решение Шилкинского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

Требования Ивановой А. А. удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Ивановой А. А. по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Признать Иванову А. А. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.

Признать за Ивановой А. А., право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить Иванову А. А. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частично утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Ивановой А. А. единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Заслушав доклад судьи Волошиной С.Э., судебная коллегия

установила:

Иванова А.А. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. С 2005 года она проживает в принадлежащем ей жилом доме по адресу: <адрес>. В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, дом и имущество в нем пострадали, однако, в выплате компенсации ей было отказано, так как она зарегистрирована не по месту фактического проживания. Просила суд установить факт постоянного проживания по данному адресу для получения материальной и финансовой помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года; признать за ней право на получение материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 110000 рублей; обязать ответчика включить ее в списки граждан нуждающихся в единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ей материальную и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 110000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.42-45).

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Межонов Д.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что в соответствии с заявленными требованиями Министерство является ненадлежащим ответчиком. Считает, что один лишь факт проживания истца на территории, вошедшей в границы чрезвычайной ситуации не является основанием для признания его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Комиссия по оценке ущерба нанесенному имуществу обследовала строение по данному адресу, составила акт, в заключении не указала размер единовременной материальной помощи. В самом акте обследования не дана оценка утраты имущества первой необходимости в соответствии с введенными критериями, указанными в Правилах. В связи с частичной утратой имущества первой необходимости, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, выплаты производятся при поступлении денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Таким образом, Шилкинский районный суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения в части обязания Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить единовременную материальную помощь (л.д. 63-64).

Представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительства Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении дела не просили. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Иванову А.А., возражавшую против апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст. 11, 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110, ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», постановлением губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации», постановлениями главы муниципального района «Шилкинский район» от 09.07.2018 № 293, от 11.07.2018 № 299 и исходил из доказанности факта постоянного проживания Ивановой А.А. в жилом доме по адресу: <адрес>, включенного в границы зоны действия режима «чрезвычайной ситуации» в муниципальном районе «Шилкинский район», в том числе в момент наводнения, частичной утрате имущества первой необходимости по данном адресу, а соответственно, наличия права у истца на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их ошибочными судебная коллегия не усматривает.

Довод жалобы, о том, что один лишь факт проживания истца на территории, вошедшей в границы чрезвычайной ситуации не является основанием для признания его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации не может быть принят, поскольку судом установлена совокупность фактов: проживание Ивановой А.А. в границах зоны действия режима «чрезвычайной ситуации» в муниципальном районе «Шилкинский район» и нарушение условий жизнедеятельности истца в результате наводнения, а также частичной утраты имущества первой необходимости, что согласуется с подп. «г», «д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110. Вопреки доводам жалобы факт частичной утраты истцом имущества первой необходимости подтверждается актом обследования утраченного имущества от 18.07.2018 (л.д.8).

Довод жалобы о том, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком судебная коллегия не принимает по следующим основаниям.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 502, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, в сферу управления которого отнесены оказание государственной социальной помощи и социальные выплаты.

Полномочие по выплате единовременной материальной и финансовой помощи в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, не предоставлено.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 09 апреля 2014г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).

Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).

Вместе с тем, в соответствии с п. 10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена задача по организации работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.

Таким образом, оснований полагать, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, не имеется. Органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Отсюда следует, что, несмотря на отсутствие в Положении о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязанность по организации работы по их выплате возложена судом на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обоснованно.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанности выплатить единовременную материальную и финансовую помощь за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации затруднительно для исполнения, заслуживают внимания.

Принимая во внимание отсутствие у Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судебная коллегия приходит к выводу, что исполнение решения в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанности по выплате истцу единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, является затруднительным, поскольку эта обязанность может быть исполнена только при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с задачей, возложенной на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Судебная коллегия, полагает необходимым выйти за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, в связи с необходимостью проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального права в целях исполнимости судебного акта и приходит к следующим выводам.

Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110, устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Названными правилами разграничены мероприятия, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В частности (п. 2 подп. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п.2 подп. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Пунктом 7 Правил № 110 определено, что в случае необходимости выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 настоящих Правил, в обращениях должны указываться размеры бюджетных ассигнований, необходимых для финансового обеспечения каждого из этих мероприятий, с соответствующим обоснованием.

Между тем, резолютивная часть решения суда, постановленного по настоящему делу, в части конкретного установления вида и размера помощи в связи с частичной утратой имущества также не отвечает принципу исполнимости судебного решения, поскольку не содержит четкой формулировки о размере единовременной материальной и финансовой помощи.

Учитывая, что при вынесении решения судом должны быть разрешены вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении, его резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную части решения Шилкинского районного суда, а именно абзац 4 и 6 с указанием конкретного вида и размера помощи, право на которое установил суд первой инстанции за истцом и обязанность по выплате которых возложена на ответчика Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шилкинского районного суда <адрес> от <Дата> изменить.

Изложить абзацы 4 и 6 резолютивной части решения в следующей редакции:

Признать за Ивановой А. А., право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Ивановой А. А. единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна С.Э. Волошина