Председательствующий по делу Дело № 33-514/2019
Судья Помигуев В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Радюк С.Ю., Щаповой И.А.
при секретаре Епифанцеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 13 февраля 2019 года гражданское дело по иску прокурора Приаргунского района в интересах Сапожниковой Т. Н. к администрации муниципального района «Приаргунский район» о понуждении выплатить задолженность пенсии за выслугу лет на муниципальной службе,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Литвинцева С.Н.
на решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 04 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Приаргунского района Забайкальского края в интересах Сапожниковой Т. Н. к администрации муниципального района «Приаргунский район» об обязании выплатить задолженность по пенсии за выслугу лет на муниципальной службе удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Приаргунский район» выплатить Сапожниковой Т. Н. задолженность по пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты> рубля в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А. судебная коллегия
установила:
Прокурор Приаргунского района обратился в суд в интересах Сапожниковой Т. Н. с исковыми требованиями к администрации муниципального района «Приаргунский район» о понуждении администрации муниципального района «Приаргунский район» выплатить Сапожниковой Т.Н. задолженность по пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты> руб. Данная задолженность была выявлена прокурором в результате проверки исполнения пенсионного законодательства по заявлению Сапожниковой Т.Н.
Советом муниципального района «Приаргунский район» 29.03.2016г. было принято Решение № 61 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район», которым утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район», пунктом 1 данного Положения установлена право на пенсию в размере 10 000 руб. ежемесячно за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет (в отдельных случаях 12 лет). Размер данной пенсии для Сапожниковой Т.Н. был уменьшен Решением Совета муниципального района «Приаргунский район» № от <Дата>. до <данные изъяты> руб. Пенсия выплачивалась Сапожниковой Т.Н. не ежемесячно, в результате чего образовалась задолженность в размере <данные изъяты> руб. Представление прокурора от <Дата>. о выплате данной задолженности не было выполнено в связи с отсутствием денежных средств. В связи с данными обстоятельствами прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, также просил обязать ответчика выплатить задолженность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 6-8, 89).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 92-97).
Не согласившись с вынесенным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением суда первой инстанции по следующим основаниям. Сапожниковой Т.Н. при увольнении была установлена пенсия за выслугу лет. Финансирование пенсий производится за счет средств бюджета муниципального района «Приаргунский район». Задолженность перед Сапожниковой Т.Н. образовалась в результате тяжелого финансового положения в муниципальном районе «Приаргунский район», которое не позволяет своевременно выполнять все финансовые обязательства. Кредиторская задолженность у бюджета муниципального района составляет <данные изъяты> руб., в том числе задолженность по пенсии за выслугу лет <данные изъяты> руб. С учетом данных обстоятельств администрация муниципального района старается выполнять обязательства по выплате пенсии за выслуги лет, поэтому за 2018 год задолженности перед Сапожниковой Т.Н. не имеется. Данные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции, кроме того, решение было вынесено при неполном исследовании пенсионного законодательства, в частности с нарушением норм Федерального закона РФ № 166-ФЗ от 15.12.200г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Забайкальского края от 29.12.2008г. № 108 – ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае». Судом первой инстанции не было учтено финансовое положение ответчика и не было исследовано бюджетное законодательство. На основании изложенного ответчик просит отменить решение суда первой инстанции (л.д.103-104).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Сапожникова Т.Н. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает, что ответчик указывает недостоверную информацию. В 2018 году платежи прекратились, с <данные изъяты> годи и за 5 месяцев платежи не поступали. Истец имеет звание «Ветеран труд», однако не получает в связи с этим ежемесячные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку имеет пенсию за выслугу лет, которую в свою очередь не получает. Просит оставить решение суда без изменения (л.д. 109).
Материальный истец Сапожникова Т.Н., представитель ответчика администрации муниципального района «Приаргунский район», извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились. Материальный истец просила рассмотреть дело без её участия. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г., просившей оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 11 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Советом муниципального района «Приаргунский район» от 29.09.2016г. принято решение № 61 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район», которым утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район». Согласно п. 1 указанного Положения, лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район», при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет (в отдельных случаях 12 лет) имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.
Сапожниковой Т.Н. размер пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в соответствии с указанным Положением установлен в размере 10 000 руб. Решением Совета муниципального района «Приаргунский район» от <Дата>№ «О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район», размер пенсии Сапожниковой Т.Н. снижен до <данные изъяты> руб.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Приаргунского района суд первой инстанции пришел к следующим выводам. Размер задолженности по выплате пенсии Сапожниковой Т.Н. по состоянию на <Дата> составил <данные изъяты> руб., данный факт ответчик не отрицал. Довод стороны ответчика об отсутствии финансовой возможности для выплаты пенсии не освобождает ответчика от обязанности по выплате данной пенсии. Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гарантировано право муниципального служащего на получение пенсионного обеспечения.
Условия предоставления пенсии за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии в муниципальном образовании на момент назначения пенсии Сапожниковой Т.Н. устанавливались Положением о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район». В результате нарушения установленного порядка выплаты пенсионного обеспечения у ответчика образовалась вышеуказанная задолженность.
В целях восстановления нарушенных прав истца суд первой инстанции принял решение об удовлетворении исковых требований, установив, в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК Российской Федерации, месячный срок для исполнения решения суда.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с вынесенным решением в части по следующим основаниям.
Сапожникова Т.Н. являлась муниципальным служащим и имеет гарантированное Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на получение пенсионного обеспечения. В связи с данным обстоятельством решением комиссии администрации муниципального района «Приаргунский район» от <Дата>. ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 12). Данное решение соответствует ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положению о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Приаргунский район». Таким образом, довод представителя ответчика о том, что суд первой инстанции вынес решение без учета финансового положения, не может быть принят во внимание, поскольку истец Сапожникова Т.Н. просила восстановить её законное право, а обязательство по выплате пенсии принято на себя администрацией муниципального района «Приаргунский район» добровольно и в соответствии с законом.
Решение суда первой инстанции принято с учетом положений норм Федерального закона РФ № 166-ФЗ от 15.12.200г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Забайкальского края от 29.12.2008г. № 108 – ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» в связи с чем довод ответчика об обратном также является неверным. Судебная коллегия не находит в решении суда первой инстанции нарушений применения норм материального права.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части установления срока исполнения решения суда.
С учетом тяжелого финансового положения администрации муниципального района «Приаргунский район», судебная коллегия полагает необходимым исключить из решения суда первой инстанции указание на месячный срок для исполнения решения суда первой инстанции. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 04 декабря 2018 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на месячный срок исполнения с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Литвинцева С. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: