НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 13.01.2021 № 2А-265/20

Председательствующий по делу Дело № 33а-4323/2020//33а-162/2021

Судья Страмилова Н.В. (I инстанция № 2а-265/2020)

УИД 75RS0006-01-2020-000647-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Ходусовой И.В.,

судей краевого суда Каверина С.А., Пичуева В.В.,

при секретаре Солодухиной Ю.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 13 января 2021 года административное дело по административному иску Сариевой М. Г. к участковой избирательной комиссии сельского поселения «Курулгинское» избирательного участка № 905, Акшинской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов главы сельского поселения, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Жаргаловой Н.А.,

на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 1 декабря 2020 года, которым постановлено: административное исковое заявление Сариевой М. Г. к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 сельского поселения «Курулгинское», Акшинской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов главы сельского поселения, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 сельского поселения «Курулгинское» № 50 от 13 сентября 2020 года.

В остальной части требования административного искового заявления Сариевой М.Г. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Решением Совета сельского поселения «Курулгинское» от 23 июня 2020 года №6 на 13 сентября 2020 года были назначены выборы главы сельского поселения «Курулгинское».

Решением (постановлением) участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 с полномочиями избирательной комиссии сельского поселения «Курулгинское» от 13 сентября 2020 года № 50 выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным главой сельского поселения «Курулгинское» признана зарегистрированный кандидат Жаргалова Н.А., набравшая большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Сариева М.Г., являвшаяся зарегистрированным кандидатом на должность главы сельского поселения «Курулгинское», обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения (постановления) участковой избирательной комиссии от 13 сентября 2020 года № 50, ссылаясь на допущенные нарушения действующего избирательного законодательства, повлиявшие на результаты выборов. Указала, что в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 с правом решающего голоса вошли два родственника кандидата Жаргаловой Н.А.: председатель участковой избирательной комиссии – Аюлугэев В.В. – сын брата Жаргаловой Н.А., заместитель председателя – Цыбек-Доржиев А.Ю. – родной сын Жаргаловой Н.А. Акшинской районной территориальной избирательной комиссией Забайкальского края на ее обращение по данному поводу дан ответ, о том, что включение в состав участковой избирательной комиссии племянника Жаргаловой Н.А. - Аюлугэева В.В. с правом решающего голоса законом не запрещено, так как он не относится к близким родственникам кандидата. Вместе с тем, вхождение в состав комиссии сына Жаргаловой Н.А. - Цыбек-Доржиева А.Ю. с правом решающего голоса нарушает требования п. «к» ст. 29 ФЗ-67, однако данное обстоятельство не привело к нарушениям в процессе голосования. С тем, что вхождение сына кандидата в состав комиссии с правом решающего голоса не привело к нарушениям в процессе голосования, она не согласна, по ее мнению данное обстоятельство ввиду заинтересованности указанного члена УИК повлияло на результаты голосования. Считает, что допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, что влечёт признание результатов выборов недействительными. С учетом изложенного просила суд признать недействительным и отменить решение (постановление) участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 от 13 сентября 2020 года № 50 (постановление), признать незаконным бездействие Акшинской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края в уклонении от принятия решения о приостановлении полномочий участковой избирательной комиссии, возложить обязанность на Акшинскую районную ТИК повторно рассмотреть ее заявление и принять решение по существу.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава сельского поселения «Курулгинское» Жаргалова Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Сариевой М.Г., считает, что оснований для признания незаконным и отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 № 50 от 13 сентября 2020 года не имелось.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сариева М.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения заинтересованного лица Жаргаловой Н.А., представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 с полномочиями избирательной комиссии сельского поселения «Курулгинское» Аюлугэева В.В., поддержавших доводы жалобы, административного истца Сариевой М.Г., заключение прокурора Вециной Т.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Избирательное законодательство, а именно пункты 1.2, 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), предусматривает возможность отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов при наличии достаточных оснований.

В соответствии с пунктом 6 статьи 77 Федерального закона отмена судом решения о результатах выборов влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными и, как следствие, назначение новых соответствующих выборов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения о результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

В соответствии со ст.21 Федерального закона в целях обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на избирательных участках формируются участковые комиссии.

В соответствии с подпунктом «к» п. 1 ст. 29 Федерального закона членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона Забайкальского края № 385-33K от 06.07.2010г. «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» (далее - Закон края) при проведении выборов в органы местного самоуправления избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Закона края досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей избирательной комиссии муниципального образования за 10-4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 78 Закона края досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 77 Закона края, с учетом особенностей, установленных статьей 78 Закона края.

В соответствии с ч. 6 ст. 78 Закона края избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Член соответствующей избирательной комиссии проставляет в заявлении избирателя дату и время досрочного голосования этого избирателя. Заявление приобщается участковой избирательной комиссией к списку избирателей.

Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии (ч.8 ст. 78 Закона края).

Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования (ч.9 ст.78 Закона края).

Если избиратель голосует досрочно в помещении участковой избирательной комиссии, отметка: "Проголосовал досрочно" делается в списке избирателей при выдаче бюллетеня (ч.11ст.78 Закона края).

Согласно ч. 13 ст. 78 Закона края в день голосования председатель участковой избирательной комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 37 настоящего Закона края, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении избирательной комиссии муниципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой избирательной комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

Затем председатель участковой избирательной комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные частью 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, о чем составляется акт (ч.15 ст. 78 Закона края).

В соответствии с ч. 1 ст. 78(1) Закона края соответствующая избирательная комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, перечень которых устанавливается законом Забайкальского края. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 77 настоящего Закона края, и сразу по его окончании производится подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования в соответствии со статьей 81 настоящего Закона края.

В случае если отдельные группы избирателей, включенные в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях и тому подобных местах), и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование этих групп избирателей досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) в течение нескольких дней в порядке, предусмотренном частями 3 - 11 настоящей статьи (ч.2 ст. 78(1) Закона края).

Для проведения досрочного голосования, указанного в части 2 настоящей статьи, используются переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 Федерального закона об основных гарантиях, количество которых определяется соответствующей участковой избирательной комиссией. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой избирательной комиссии большинству членов участковой избирательной комиссии, а также присутствующим лицам, указанным в части 4 статьи 37 настоящего Закона края, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются) (ч.3ст. 78 (1) Закона края).

В соответствии с ч. 4 ст. 78 (1) Закона края на лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно избирателю, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанных выписке либо списке избирателей члены участковой избирательной комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что избиратель проголосовал досрочно, указывают дату и время голосования.

Указанная выписка из списка избирателей хранится вместе со списком избирателей. Соответствующие записи в списке избирателей заверяются подписями членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование (ч.6 ст. 78 (1) Закона края).

Избиратель заполняет бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, предусмотренном частями 6 - 11 статьи 77 настоящего Закона края (ч.7 ст. 78 (1) Закона края).

Согласно ч. 8 ст. 78 (1) Закона края о проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются день и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.

С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей на избирательном участке (ч.9 ст. 78 (1) Закона края).

В соответствии с ч. 11 указанной статьи досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой избирательной комиссии время, которое должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, указанных в части 4 статьи 37 настоящего Закона края, через средства массовой информации и (или) иным способом.

При проведении досрочного голосования избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования (ч.12 указанной статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Закона края участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).

Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 78(1) настоящего Закона края и частью 16 настоящей статьи, проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей (ч.2 ст. 79 Закона края).

При регистрации устного обращения избирателя в реестре, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю данное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением (ч.3 указанной статьи).

Согласно ч. 4 ст. 79 Закона края в заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя, отчество избирателя и адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать ему в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.

Заявления (устные обращения), указанные в части 2 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую избирательную комиссию в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения) (ч.5 указанной статьи).

В соответствии с ч. 6 ст. 79 Закона края председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов избирательной комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в части 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем бюллетеня. В список избирателей вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали (вышли) члены участковой избирательной комиссии. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в части 13 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (ч.8 указанной статьи).

Согласно ч. 10 ст.79 Закона края члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня.

По окончании голосования участковой избирательной комиссией составляется акт, в котором указываются количество избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования (ч.15 указанной статьи).

Решением Совета сельского поселения «Курулгинское» от 23 июня 2020 года №6 были назначены выборы Главы сельского поселения «Курулгинское» на 13 сентября 2020 года.

Кандидатами на должность главы сельского поселения «Курулгинское» были зарегистрированы Жаргалова Н.А. и Сариева М.Г.

Жаргалова Н.А. выдвинута в порядке самовыдвижения, Сариева М.Г. выдвинута от Акшинского местного отделения политической партии «Единая Россия».

Заместителем председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 на данных выборах являлся Цыбек-Доржиев А.Ю. – родной сын кандидата Жаргаловой Н.А., который в силу п. «к» п. 1 ст. 29 Федерального закона не мог быть членом комиссии с правом решающего голоса на данных выборах.

О наличии родства в Акшинскую районную территориальную избирательную комиссию Забайкальского края никто не заявлял, вследствие чего в установленном законом порядке деятельность Цыбек-Доржиев А.Ю. в качестве члена комиссии с правом решающего голоса приостановлена не была.

<Дата> состоялись выборы Главы сельского поселения «Курулгинское». За Сариеву М.Г. проголосовали 65 избирателей, за Жаргалову Н.А. – 79 избирателей.

Согласно решению (постановлению) участковой избирательной комиссии избирательного участка № 905 с полномочиями избирательной комиссии сельского поселения «Курулгинское» от 13 сентября 2020 года № 50 выборы Главы сельского поселения «Курулгинское» признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными. Избранным главой сельского поселения «Курулгинское» признана Жаргалова Н.А.

Жалоб и заявлений от кого-либо на нарушение избирательных прав не поступало ни в период голосования, ни после проведения выборов.

Результаты выборов были опубликованы в газете «Сельская новь» 18 сентября 2020 года.

Зарегистрированный и участвовавший в выборах кандидат - Сариева М.Г. 10.11.2020 года в установленный ч.3 ст. 240 КАС Российской Федерации трехмесячный срок со дня официального опубликования результатов выборов обратилась в суд с настоящими требованиями.

При разрешении спора и проверке доводов истца судом в целях проверки довода истца о том, что допущенное нарушение повлияло на действительную волю избирателей, была проверена процедура проведения голосования на выборах Главы сельского поселения.

В ходе данной проверки было установлено, что согласно ведомости выдачи бюллетеней для голосования членам участковой избирательной комиссии для проведения голосования в день голосования в помещении для голосования/до дня голосования на выборах на должность Главы сельского поселения «Курулгинское» было выдано 200 бюллетеней.

Из протокола участковой избирательной комиссии № 905 от 13.09.2020 об итогах голосования в строке «2» усматривается число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией – 190, в строке «5» - число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 105, в строке «6» - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 25, в строке «3» - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 15, в строке «7» число погашенных бюллетеней – 45, в строке «10» - число недействительных бюллетеней – 1, в строке «11» - число действительных бюллетеней – 144.

При проведении досрочного голосования в труднодоступных местностях на выборах Главы сельского поселения «Курулгинское» участковая избирательная комиссия нарушила требования ст. 78 (1) Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК, выехав по собственному усмотрению, в том числе и члена участковой избирательной комиссии – заместителя председателя УИК № 905 Цыбек-Доржиева А.Ю., являющегося родным сыном кандидата Жаргаловой Н.А. и без предупреждения заранее, к избирателям в труднодоступные местности, не обеспечив при этом, условия для голосования в соответствии с ч. 6-11 ст. 77 385-ЗЗК, не имея при себе ни списка избирателей, ни надлежащим образом оформленной выписки из списка избирателей.

Кроме того, представленный для исследования в суд оригинал реестра для досрочного голосования на выборах Главы сельского поселения «Курулгинское» по избирательному участку № 905 от 12.09.2020 года в нарушение ч. 6 ст. 78(1) 385-ЗЗК не содержит подписи избирателей за полученный избирательный бюллетень и время голосования ввиду его заполнения по возвращении после проведения досрочного голосования.

Также у участковой избирательной комиссии № 905 сельского поселения «Курулгинское» отсутствует решение о времени проведения досрочного голосования, которое должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, указанных в ч. 4 ст. 37 Закона края через средства массовой информации и (или) иным способом.

Приведенные нарушения процедуры досрочного голосования в труднодоступной местности являются основанием для признания недействительными 12 бюллетеней проголосовавших досрочно в труднодоступных местностях избирателей.

При проведении досрочного голосования в помещении для голосования на выборах Главы сельского поселения «Курулгинское» участковая избирательная комиссия нарушила требования ст. 78 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК, используя для голосования ящик, а не специальные непрозрачные конверты, которые заклеиваются, подписываются членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, подписи скрепляются печатью избирательной комиссии. Затем данные конверты вскрываются в установленном законом порядке.

Данные нарушения процедуры досрочного голосования в помещении для голосования являются основанием для признания недействительными 3 бюллетеней проголосовавших досрочно в помещении для голосования избирателей.

При проведении голосования вне помещения для голосования в день голосования на выборах Главы сельского поселения «Курулгинское» участковая избирательная комиссия нарушила требования ст. 79 Закона Забайкальского края № 385-ЗЗК, выехав по собственному усмотрению, в том числе и члена участковой избирательной комиссии – заместителя председателя УИК Цыбек-Доржиева А.Ю., являющегося родным сыном кандидата Жаргаловой Н.А., в отсутствие зарегистрированных обращений устных или письменных от избирателей о предоставлении по уважительной причине возможности проголосовать вне помещения для голосования, взяв с собой 30 избирательных бюллетеней, общее число которых не должно превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда обращений, пустой бланк реестра избирателей, не обеспечив при этом условия для голосования в соответствии со ст. 77 385-ЗЗК.

Тогда как в соответствии с ч. 11 ст. 79 Закона края члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Кроме того, со слов самих же членов участковой избирательной комиссии у всех 25 проголосовавших вне помещения для голосования в день голосования избирателей уважительных причин для этого не было, кроме одного избирателя - Барановой К.М., имеющей ребенка-инвалида. В избирательную комиссию поступило несколько устных обращений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, однако без указания предусмотренных законом уважительных причин и эти обращения не были зарегистрированы при их поступлении.

Ввиду отсутствия в участковой избирательной комиссии № 905 обращений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования, отсутствует и надлежащим образом оформленный в соответствии с ч. 2,3 ст. 79 Закона края реестр обращений избирателей.

Из представленного для исследования в суд реестра обращений о голосовании вне помещения для голосования от 13.09.2020 года не указано время приема обращений, которые могут быть приняты в силу ч. 5 ст. 79 Закона края не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. В нарушение требований ч. 4 ст. 79 Закона края в имеющихся заявлениях избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не указаны причины, по которым избиратели не могут прибыть в помещение для голосования, которые УИК вправе признать неуважительными и отказать в совершении выезда к избирателю. В ходе рассмотрения дела установлено, что составлялся представленный реестр после проведения голосования вне помещения для голосования.

В нарушение требований ч. 6 ст. <адрес> председатель участковой избирательной комиссии Аюлугэев В.В. не объявил о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда для проведения такого голосования.

Ни одно из представленных суду заявлений о голосовании вне помещения в нарушение ч. 10 ст. 79 Закона края не содержит подписи членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в удостоверение факта выдачи бюллетеней.

Наряду с указанным, в основном списке избирателей при проставлении отметки «голосовал вне помещения для голосования» не проставлены подписи членов УИК, выезжавших по заявлениям избирателей, что противоречит требованиям ч.12 ст. 79 Закона края.

В акте о проведении голосования с использованием переносного ящика от 13.09.2020 отсутствует указание на количество письменных заявлений избирателей.

Ввиду приведенных нарушений процедуры голосования вне помещения для голосования 25 бюллетеней проголосовавших вне помещения для голосования в день голосования избирателей подлежат признанию недействительными.

Установив указанные обстоятельства, учитывая, что все вышеперечисленные 40 бюллетеней участвующих в голосовании досрочно и вне помещения для голосования избирателей были получены при личном непосредственном участии сына кандидата Жаргаловой Н.А.Цыбек-Доржиева А.Ю., который в соответствии с пп. «к» п. 1 ст. 29 ФЗ-67 не мог быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса именно на данных выборах, суд пришел к выводу о необходимости исключения из 144 действительных избирательных бюллетеней 40 указанных выше бюллетеней, полученных с нарушением норм действующего законодательства.

Признав необходимость исключения из числа действительных столь большого количества бюллетеней – 40, при разнице голосов между кандидатами – 14, суд пришел к выводу, что данное обстоятельство в рассматриваемом случае влияет на результаты выборов, искажая их, поскольку невозможно определить действительное волеизъявление избирателей, что является основанием для удовлетворения требований административного иска в части признания незаконным и отмены решения участковой избирательной комиссии, и признания выборов недействительными.

Разрешая административный иск в части требования о признании незаконным бездействия Акшинской территориальной избирательной комиссии в уклонении от принятия решения о приостановлении полномочий участковой избирательной комиссии избирательного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Сариевой М.Г. от 14.09.2020 и принять по нему решение, суд нашел данное требование не подлежащим удовлетворению.

При этом исходил из того, что Акшинской территориальной избирательной комиссии Забайкальского края стало известно о факте работы на выборах главы сельского поселения «Курулгинское» в качестве члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сына кандидата Жаргаловой Н.А. – Цыбек-Доржиева А.Ю. уже после проведения выборов. Федеральным законом ФЗ не предусмотрено обязательное приостановление полномочий всей участковой избирательной комиссии при наступлении рассматриваемой ситуации, достаточно приостановить полномочия одного члена участковой избирательной комиссии – близкого родственника кандидата (в данном случае Цыбек-Доржиева А.Ю.), при условии сохранности правомочности участковой избирательной комиссии в оставшемся составе. С учетом изложенного суд признал нецелесообразным возложение обязанности о повторном рассмотрении заявления Сариевой М.Г. и принятии по нему решения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются собранными по делу доказательствами, являются мотивированными, оснований для признания их незаконными, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи