Председательствующий по делу Дело № 33-1240/2022
№ 2а-2219/2021 (УИД 75RS0025-01-2021-003116-47)
судья Галанова Д.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
судей краевого суда Щаповой И.А.
ФИО2
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 мая 2022 года гражданское дело по иску прокурора Читинского района в защиту интересов Т.О.Г., ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д.
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», выразившееся в не рассмотрении в установленный Законом Забайкальского края от 26.09.2008 № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений лесного кодекса Российской Федерации» срок заявления Т.О.Г. от 18.05.2021 о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, незаконным.
Возложить на ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» обязанность заключить с Т.О.Г. договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 225 м3 деловой древесины, предоставить Т.О.Г. на основании заключенного договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд деловую древесину, соответствующую требованиям ГОСТ 9463-2016 в случае предоставления древесины хвойных пород и ГОСТ 9462-2016 в случае предоставления древесины лиственных».
Заслушав доклад судьи Щаповой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Читинского района обратилась в суд с административным иском в интересах Т.О.Г., ФИО1, ссылаясь на то, что по обращению Т.О.Г. в прокуратуру проведена проверка соблюдения требований федерального и регионального законодательства о предоставлении гражданам древесины для собственных нужд. Т.О.Г., являющаяся матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1, обратилась в Верхне-Читинское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» с заявлением о заготовке древесины для собственных нужд объемом 225 куб.м. с целью строительства жилого дома, хозяйственных построек и ограждения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На указанное заявление Т.О.Г. получено письмо об отсутствии лесных насаждений и постановке ее на очередь. Вместе с тем, начиная с 28 мая 2021 года и по настоящее время, деловая древесина для предоставления гражданам для собственных нужд в Верхне-Читинском лесничестве ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» имеется, что подтверждается материалами проверки. До настоящего времени заявление Т.О.Г. в установленном законом порядке не рассмотрено, при наличии деловой древесины и отсутствии оснований для возвращения заявления, решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений не принято, соответствующий договор с Т.О.Г. не заключен. Просила суд признать бездействие ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», выразившееся в не рассмотрении в установленный Законом № 59-ЗЗК срок заявления Т.О.Г. от 18.05.2021 о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, незаконным. Возложить на ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» обязанность заключить с Т.О.Г. договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 225 куб.м., деловой древесины, предоставить Т.О.Г. на основании заключенного договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд деловую древесину, соответствующую требованиям ГОСТ 9463-2016 в случае предоставления древесины хвойных пород и ГОСТ 9462-2016 в случае предоставления древесины лиственных (л.д.4-6).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.27-30).
Определением Читинского районного суда Забайкальского края от 31 января 2022 года представителю ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д. восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы (л.д.50).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на положения статьи 30 Лесного кодекса РФ, а также положения Закона Забайкальского края от 26 сентября 2008 года № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» и указывает, что при возникновении судебного спора относительно реализации со стороны граждан прав на заготовку древесины на основании статьи 30 Лесного кодекса РФ и Закона № 59-ЗЗК, в том числе настоящего спора, проверки подлежали обстоятельства касающиеся наличия действительной цели на заготовку древесины, для недопущения необоснованного приобретения заготовленной древесины вследствие злоупотребления правом. Также установлению подлежали, надлежащие объемы заготовки древесины, поскольку, Закон № 59-ЗЗК прямо устанавливает взаимозависимость объема древесины от площади объекта строительства и конкретизирует максимальный объем древесины, подлежащей заготовке в зависимости от цели использования заготовленной древесины. Вместе с тем, из решения суда, а также материалов дела не следует, что судом надлежащим образом исследованы вопросы, касающиеся предмета доказывания в рамках настоящего дела. Отмечает, что из объяснений Т.О.Г. следует, что на территории принадлежащего ФИО1 земельного участка, уже имеются возведенные сооружения, постройки, что также подтверждается актом осмотра, отчетом о проведении мероприятий по контролю от 03.09.2021 и не оспаривается истцом и Т.О.Г. Следовательно, с учетом наличия уже построенного жилого дома, оснований для реализации права на заготовку древесины в максимальном объеме (200 куб.м.) не имеется, при этом, ограждения и иные объекты также построены на участке, в связи с чем поданное Т.О.Г. заявление с указанием цели - строительство жилого дома является необоснованным. Также полагает, что суд не обоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению Т.О.Г. права на заготовку древесины в максимальном объеме 225 куб.м., поскольку, согласно положениям Закона № 59-ЗЗК объем заготавливаемой древесины поставлен в прямую зависимость от площади объекта строительства (реконструкции) и установлены максимальные пределы возможной заготовки. Таким образом, Т.О.Г. предложено заключение договора купли-продажи на деловую древесину для реконструкции жилого дома, не более 20 куб.м., а также для строительства ограждений земельных участков. Помимо изложенного, отмечают, что, в ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» поступало представление «Об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд» от 14.05.2021 № 547ж-2021, в связи с которым было принято решение о выделении древесины в первоочередном порядке Т.О.Г. Указывает, что в принятом по делу решении отсутствует вывод суда о наличии или отсутствии в действиях организации выявленного нарушения. Кроме того, обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что данный спор подлежит рассмотрению в рамках искового производства в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку, требования истца о понуждении к заключению договора носят гражданско-правовой характер, а данный договор, как следует из норм Закона № 59-ЗЗК, заключается в рамках Гражданского кодекса РФ (л.д.46-47).
Определением от 16 марта 2022 года судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства. Дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда (л.д.66-72).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями частей 1,2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав сторону истца прокурора прокуратуры Забайкальского края Эпову Н.А., Т.О.Г., представителя ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д., судебная коллегия приходит к следующему.
Обратившись в суд с настоящим иском прокурор Читинского района указал, что 18 мая 2021 года Т.О.Г., являющаяся матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 (л.д.9-10), подала в Верх-Читинское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» заявление о выделении деловой древесины для собственных нужд объемом 225 куб.м., с целью строительства жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., хозяйственных построек и ограждения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.8).
Заявление принято Верх-Читинским лесничеством ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» и зарегистрировано под вх. №.
В ответ на заявление Т.О.Г. получено решение от 28.05.2021 за исх. №, в котором указано на отсутствие лесных насаждений и постановке заявителя на очередь по реестру заявлений под № (л.д.12-13).
Поскольку до настоящего времени заявление Т.О.Г. в установленном Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 года № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений лесного кодекса Российской Федерации» порядке не рассмотрено, соответствующий договор с Т.О.Г. не заключен, последняя обратилась в Прокуратуру Читинского района Забайкальского края с просьбой провести проверку соблюдения требований федерального и регионального законодательства о предоставлении гражданам древесины для собственных нужд (л.д.7).
Установленные нарушения прав Т.О.Г., а также её несовершеннолетнего сына ФИО1, послужили основанием для подачи в суд иска в их интересах.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 30 Лесного кодекса РФ, а также на Положение о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 503, Распоряжение Правительства Забайкальского края от 22 января 2016 года № 11-р, Закон Забайкальского края от 26 сентября 2008 года № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений лесного кодекса Российской Федерации», ГОСТ 17462-84 «Межгосударственный стандарт. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения», Межгосударственный стандарт ГОСТ 9463-2016 «Лесоматериалы Kpyглые хвойных пород», Межгосударственный стандарт ГОСТ 9462-2016 «Лесоматериалы круглые лиственных пород», согласился с доводами Прокуратуры Читинского района о том, что при наличии в Верхне-Читинском лесничестве деловой древесины и отсутствии оснований для возвращения заявления, решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений не принято, соответствующий договор с Т.О.Г. не заключен, отметил, что требования в части понуждения возложить на ответчика обязанность по заключению с Т.О.Г. договора купли-продажи лесных насаждений в объеме 225 куб.м., не противоречат нормам закона и материалам дела, направлены на защиту интересов гражданина, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по делу не установлена действительная цель на заготовку древесины, надлежащие объемы заготовки древесины; не имеется оснований для реализации права Т.О.Г. на заготовку древесины в максимальном объеме (200 куб.м.), а также на ограждение и иные объекты строительства; в решении суда отсутствует вывод о наличии или отсутствии в действиях ответчика допущенных нарушений, судебной коллегией отклоняются, на основании следующего.
В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к данным полномочиям относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Таким образом, данная правовая норма закона гарантирует всем без исключения гражданам право купить в свою частную собственность такой природный ресурс как лесные насаждения, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ремонта дома, отопления жилого дома. Основным условием приобретение данного ресурса является его приобретение для личных нужд.
Устанавливая право граждан осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, федеральный законодатель их перечень оставил открытым, поэтому к собственным нуждам могут быть отнесены любые семейные, бытовые, личные и иные нужды, не связанные с осуществлением коммерческой деятельности.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (части 4, 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ).
Частью 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ установлено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ).
Из анализа приведенных правовых норм следует вывод, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок заключения договора купли-продажи древесины, но не произвольно, а в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Законом Забайкальского края от 16 октября 2008 года № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон ЗЗК № 59 от 16.10.2008) устанавливается порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, за исключением порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд; исключительные случаи заготовки древесины и недревесных лесных ресурсов на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона ЗЗК № 59 от 16.10.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление о заключении договора в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения заявления должностным лицом уполномоченного органа принимается решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:
1) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным статьей 3 настоящего Закона края;
2) отсутствие в указанном гражданином лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;
3) непредставление в уполномоченный орган гражданином документов, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, а также в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
4) поступление в уполномоченный орган ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, документов и (или) информации, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи, если соответствующие документы не представлены гражданином по собственной инициативе.
О принятом решении о подготовке проекта договора уполномоченный орган информирует гражданина в письменной форме в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения.
Заявление о заключении договора возвращается гражданину уполномоченным органом по основаниям, указанным в настоящей статье, в течение трех рабочих дней с даты его рассмотрения.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 3 Закона ЗЗК № 59 от 16.10.2008 в Забайкальском крае устанавливаются следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: для строительства жилых домов - 2 куб.м. деловой древесины на 1 кв.м. возводимого жилого дома согласно уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции, но не более 200 куб.м. один раз в 50 лет; для строительства садовых домов, хозяйственных построек - 0,5 куб.м. деловой древесины на 1 кв.м. площади возводимого садового дома согласно уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции, построек, но не более 20 куб.м. один раз в 10 лет; для строительства и (или) ремонта ограждений земельных участков - до 5 куб.м. деловой древесины на участок один раз в пять лет.
Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия субъекта в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, выступает Министерство природных ресурсов Забайкальского края, что следует из Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 503.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22 января 2016 года № 11-р в целях обеспечения осуществления Министерством природных ресурсов Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений создано ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края».
Из материалов дела следует, что на основании Постановления администрации муниципального образования сельское поселение «Верх-Читинское» № 90 от 15 июня 2015 года ФИО1, <Дата> года рождения, был предоставлен земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адрес: Россия, <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.11).
Из представленных в суд апелляционной инстанции материалов по обращениям Т.О.Г. к ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» с заявлениями о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, следует, что первоначально, Т.О.Г., действуя в интересах своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, с заявлением к ответчику обратилась 05 декабря 2016 года, просила предоставить ей 112 куб.м. для строительства жилого дома, по адресу: <адрес> (л.д.110 на обороте).
07 декабря 2016 года Т.О.Г. в адрес ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» направила заявление, в котором изменила размер необходимой для строительства жилого дома древесины до 137 куб.м., включив в него строительство хозяйственных построек – 20 кв.м. и ограждения – 5 кв.м. (л.д.110).
Заявления Т.О.Г. были приняты ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края».
Данное обстоятельство представителем ответчика Г.А.Д. не оспаривалось, равно как и тот факт, что каких-либо решений в установленный законом срок (в редакции Закона на указанный период действовал аналогичный порядок, устанавливающий срок для рассмотрения заявления - 15 календарных дней с даты его получения) Управлением принято не было.
30 апреля 2021 года ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в адрес Т.О.Г. было направлено уведомление по рассмотрению её заявления от 05.12.2016 вх. № о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений породы лиственницы, расположенных на лесосеке в квартале 124 выделе 6 Бургенского участкового лесничества в объеме 135 куб.м. древесины (л.д.144 на обороте).
Вместе с тем, договор купли-продажи в установленный законом срок заключен не был.
Т.О.Г. обратилась в Прокуратуру Читинского района за защитой как своих прав и законных интересов, так и за защитой прав и интересов несовершеннолетнего ФИО1
Прокуратурой Читинского района в адрес ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» было направлено представление «Об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд» от 14.05.2021 № 547ж-2021 (л.д.132-133), из которого следует, что по результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений Т.О.Г. только в марте 2020 года были направлены уведомления о наличии в Бургенском участковом лесничестве древесины. При этом о принятых решениях о подготовке проектов договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в указанных уведомлениях не сообщалось. В апреле 2021 года мастером леса Бургенского участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО в адрес Т.О.Г. направлено уведомление, в котором фактически говорится об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Вместе с тем, направление таких уведомлений незаконно, поскольку Т.О.Г. не сообщалось о подготовке проектов договоров. Кроме того, исходя из доверенности ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от 11.01.2021 № 151, мастер леса ФИО уполномочен заключать договоры купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд и осуществлять действия, связанные с заключением таких договоров. Правом на подписание мотивированных отказов в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений мастер леса не наделялся. Помимо изложенного, также установлено, что в лесничествах ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», расположенных на территории Читинского района, в том числе в Верхне-Читинском лесничестве, образованы очереди из лиц, обратившихся с заявлениями о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, которые Законом № 59-ЗЗК не предусмотрены и образование которых в силу указанного закона невозможно. Таким образом, работниками ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей нарушаются права граждан на получение лесных насаждений для собственных нужд, что недопустимо и подлежит устранению.
18 мая 2021 года Т.О.Г. вновь обратилась в Верх-Читинское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» с заявлениями о выделении деловой древесины для собственных нужд объемом 225 куб.м., с целью строительства жилого дома площадью 121 кв.м., хозяйственных построек и ограждения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.8) и 112 куб.м. (л.д.135).
Заявления приняты Верх-Читинским лесничеством ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» и зарегистрированы под вх. №.
Уведомлением от 24.05.2021 № 8 (л.д.136) ФИО1 был информирован о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости изменении параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №, <адрес>, поселение «Верх-Читинское», <адрес>.
28 мая 2021 года в ответ на заявления Т.О.Г., ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» сообщено, что лесные насаждения в размере 112 куб.м. отсутствуют, в связи с чем она поставлена на очередь по реестру заявлений под № (л.д.12-13).
09 августа 2021 года ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в адрес Прокуратуры Читинского района направлен ответ по представлению «Об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд» от 14.05.2021 № 547ж-2021, согласно которому Т.О.Г. была уведомлена об отсутствии деловой древесины, и поставлена в очередь, о наличии древесины она будет извещена. Кроме того, Т.О.Г. было предложено обратиться в Новотроицкое участковое лесничество с заявлением о предоставлении деловой древесины. От лесосеки она отказалась, ввиду того, что её не устроило местонахождения лесных насаждений (л.д.141).
09 сентября 2021 года ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» по результатам повторного рассмотрения представления «Об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд» от 14.05.2021 № 547ж-2021 дополнительно сообщила, что Верхне-Читинским лесничеством был проведен рейд по адресу, планируемого строительства жилого дома Т.О.Г., в ходе которого установлено, что на земельном участке был возведен дом (то есть построен). В связи с этим, ГКУ посчитало, что древесина может использоваться по целевому назначению в качестве ремонта и (или) реконструкции жилого дома, а не для капитального строительства дома из бруса. На основании чего, Т.О.Г. будет предложено заключение договора купли-продажи на деловую древесину для реконструкции жилого дома, не более 20 куб.м., а также для строительства ограждений земельных участков. Поскольку Т.О.Г. не устроили количественные и качественные показатели предложенной древесины в Бургенском участковом лесничестве, она была поставлена на очередь в Верхне-Читинское лесничество (л.д.145-146).
Вместе с тем, согласно представленной ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», в суд апелляционной инстанции справки от 08 сентября 2021 года (л.д.123), на территории Верхне-Читинского лесничества отведены лесосеки под отпуск древесины для собственных нужд: Бургенское – 2 151 куб.м., в том числе деловая – 1 598 куб.м., дрова – 553 куб.м.; В-Читинское – 8 146 куб.м., в том числе деловая – 2 953 куб.м.; дрова – 5 193 куб.м.; Новотроицкое – 16 300 куб.м., в том числе деловая – 9 019 куб.м.; дрова – 7 281 куб.м., итого: деловая – 13 570 куб.м., 13 027 куб.м.
Кроме того, из объяснений заместителя начальника Верхне-Читинского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» (л.д.128 на обороте), начиная с 28 мая 2021 года и по настоящее время, деловая древесина для предоставления гражданам для собственных нужд в Верхне-Читинском лесничестве ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» имеется (л.д.128).
Оспаривая постановленное по делу решение, представитель ответчика, помимо прочего, ссылалась на наличие на принадлежащем ФИО1 участке строений, ограждения, в связи с чем, истец не вправе претендовать на получение заявленного в иске объема древесины.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, Прокуратуре и ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» было предложено составить совместный акт осмотра земельного участка ФИО1 и О.Г. с целью установления наличия строений.
Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования территории (участка) от 05.05.2022 ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» на земельном участке, расположенном в <адрес> находится дом размером 11х11 частично не достроенный, находящийся в стадии ремонта (приложены фотоматериалы).
Согласно акта осмотра Прокуратуры Читинского района от 26.04.2022, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, огорожен забором, со стороны <адрес> забор выполнен из профлиста, с остальных сторон забор деревянный. На территории участка расположен дом (визуально недостроенный), гараж, баня, туалет. Со стороны туалета деревянное ограждение участка покосилось, имеет существенный наклон наружу. Постройка туалета, выполнена из дерева, также покосилась, дверь отсутствует. Фактически дом является одноэтажным. Доступ в чердачное помещение осуществляется посредством приставной лестницы. Торцевые стороны чердачного помещения стен не имеют, закрыты профлистом. При этом с лицевой стороны дома торец чердачного помещения закрыт профлистом частично, имеет проем характерный для мансарды, что указывает на ее планируемое возведение. Со слов Т.О.Г. планируется возведение второго этажа дома. В чердачном помещении этажа установлены стропила, на которые также наброшен профлист, образуя крышу. При осмотре первой этажа дома установлено, что внутренняя его отделка отсутствует. Т.О.Г. вместе с несовершеннолетним сыном проживают фактически на 1/3 площади первого этажа, где расположены кухня, спальня и комната. В 1/3 первого этажа, являющейся нежилой, визуально видны следы работ по установке полового покрытия, ещё в 1/3 половое покрытие отсутствует полностью, через проем для окна виден грунт. В ходе осмотра также были сделаны фотографии.
Помимо актов Прокуратурой Читинского района и ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» представлены фотоматериалы места осмотра.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что наличие частичной застройки участка не является основанием для отказа Т.О.Г. в получении древесины на строительство в максимальном объеме.
Как установлено по делу, земельный участок по адресу: <адрес> в собственность ФИО1 был предоставлен 15 июня 2015 года.
Из документов, имеющихся в деле, усматривается, что участок не был обременен какой-либо застройкой, предоставлен ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома.
Таким образом, на момент обращения с заявлением 07 декабря 2016 года в ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Т.О.Г. вправе была претендовать на получение древесины в полном объеме – 225 м.куб.
Однако, в результате незаконного бездействия ответчика, была вынуждена начать строительство жилого дома для себя и ребенка-инвалида своими силами, приобретая строительный материал на собственные денежные средства.
Тот факт, что Т.О.Г. постоянно проживает с сыном ФИО1 в доме по адресу: <адрес>, иного жилья не имеет, бы установлен прокуратурой Читинского района в ходе проведенной проверке по обращению Т.О.Г., и стороной ответчика не оспаривался.
Из представленных в материалы дела писем ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в адрес Т.О.Г., прокуратуры Читинского района, усматривается, что Управление не возражало предоставить 25 м.куб. на строительство ограждения и надворных построек.
В то же время, оспаривая право Т.О.Г. на получение 200 м.куб. на строительство жилого дома, ответчик не представил доказательства того, что имеющееся на участке ФИО1 строение – недостроенный жилой дом, требует затраты древесины в меньшем объеме.
От проведения экспертизы для определения объема древесины, необходимого для окончания строительства, представитель ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д. отказалась (протокол судебного заседания в суде апелляционной инстанции от 12 мая 2022 года).
В свою очередь Т.О.Г. пояснила, что в доме пригодна для проживания и окончена только одна комната, необходимо достроить веранду, второй этаж.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актами осмотра, фотографиями.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что Т.О.Г. и ФИО1 в силу положений пунктов 1, 3 части 1 статьи 3 Закона ЗЗК № 59 от 16.10.2008 имеют право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в общем объеме 225 куб.м. для строительства жилого дома, хозяйственных построек и ограждения.
Доводы представителя ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д. о злоупотреблении истцами своим материальном правом и о возможном нецелевом использовании полученной древесины, основанием для отказа в удовлетворении в полном объеме требований прокурора, заявленных в интересах Т.О.Г., не являются, поскольку нормами Закона ЗЗК № 59 от 16.10.2008 (ч. 4 ст. 3), предусмотрен контроль за целевым использованием полученного материала. Кроме того, исходя из условий договора купли-продажи лесных насаждений (п.п. «и», п. 17, раздел V), типовой образец которого был представлен суду апелляционной инстанции, граждане несут ответственность за нецелевое использование древесины, о чем Т.О.Г. уведомлена.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» Г.А.Д. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в городе Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 мая 2022 года.