Председательствующий по делу Дело № 33-252-2013
судья Крюкова О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Изюмовой Е.А., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 февраля 2013 года дело по иску Кузьминой М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании решения незаконным в части, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) Трубициной Н.В.
на решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 27 ноября 2012 года, которым постановлено исковые требования Кузьминой М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании права на досрочную пенсию, о понуждении к включению в специальный педагогический стаж периодов работы удовлетворить.
Признать право Кузьминой М.А. на досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за пенсией.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж Кузьминой М.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, периоды работы с 12 октября 1999 года по 13 декабря 1999 года в должности воспитателя, с 14 декабря 1999 года по 2 февраля 2000 года в должности заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, с 3 февраля 2000 года по 10 января 2001 года в должности социального педагога, со 2 июня 2001 года по 12 октября 2003 года в должности заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, с 13 октября 2003 года по 25 ноября 2003 года в должности социального педагога в <данные изъяты>.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Кузьминой М.А. пенсию по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 с 25 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой O.K., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кузьмина М.А. обратилась с иском о признании решения незаконным в части, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонному), ссылаясь на следующие обстоятельства. В порядке предварительной оценки пенсионных прав истицы территориальным пенсионным органом из стажа ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исключены периоды работы в <данные изъяты> с 12.10.1999г. по 13.12.1999г. в должности воспитателя, с 14.12.1999г. по 02.02.2000г. в должности заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, с 03.02.2000г. по 10.01.2001г. в должности социального педагога, со 02.06.2001г. по 12.10.2003г. в должности заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, с 13.10.2003г. по 25.11.2003г. в должности социального педагога. Считая решение пенсионного органа об отказе Кузьминой М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости немотивированным и нарушающим право на пенсионное обеспечение, истица просила суд признать его незаконным в части исключения названных периодов из специального трудового стажа, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж работы Кузьминой М.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды ее работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) Трубицина Н.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Кузьминой М.А. отказать. Ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Периоды работы истицы в <данные изъяты> не могут быть включены в специальный стаж, т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списками № 781 от 29.10.2002г. и № 1067 от 22.09.1999г. Доказательства тому, что в качестве заместителя директора истица была связана с образовательным (воспитательным) процессом, не представлены. Судом не учтено, что в спорные периоды Кузьмина М.А. работала в учреждении, оказывавшем социальную помощь не только несовершеннолетним, но и семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. С принятием постановления и.о. главы администрации Улетовского района № 624 от 26.09.2003г. выделено приоритетное направление деятельности <данные изъяты> – оказание социальных услуг только несовершеннолетним. При вынесении решения судом не учтено, что Постановление Правительства РФ № 1092 от 13.09.1996г. утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 896 от 27.11.2000г. Судом не исследованы первичные документы, подтверждающие отсутствие у директора социального учреждения иных заместителей помимо заместителя по воспитательно-реабилитационной работе. Суд необоснованно принял во внимание должностную инструкцию заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе, утвержденную директором <данные изъяты> 15.04.2004г., т.к. к спорным периодам она не относится и <данные изъяты> реорганизовано в <данные изъяты> 01.01.2006г. Вывод суда о том, что согласно тарификационному списку на 2000г. Кузьмина М.А. занимала полную ставку социального педагога, специалиста по социальной работе и психолога, противоречит сведениям трудовой книжки истицы. Тарификационный список выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не подтверждает. В решении суда не указано, за какие годы исследовались книги по заработной плате, должность Кузьминой М.А., согласно которой начислялась заработная плата, норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Судом не принят во внимание Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010г. № 2075. Истица зарегистрирована в системе персонифицированного учета 17.12.1998г., спорные периоды, имевшие место после указанной даты, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не подтверждены, индивидуальные сведения представлены работодателем без указания кода льготы. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в 2003г. у Кузьминой М.А. имелся 8-дневный отпуск без сохранения заработной платы, который включению в специальный стаж не подлежит. Суд необоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истице досрочную трудовую пенсию со дня обращения с исковым заявлением, т.к. установлено, что Кузьмина М.А. с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган не обращалась. Суд в нарушение норм материального и процессуального права принял в качестве доказательств льготного характера работы истицы свидетельские показания.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Кузьмина М.А. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения представителей ответчика Ткачук Ю.И. и Григорьевой О.С. о поддержании доводов апелляционной жалобы, объяснения истицы Кузьминой М.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным применением и нарушением норм материального права.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Кузьминой М.А. требования, суд исходил из того, что периоды работы истицы в <данные изъяты> подлежат включению в специальный педагогический стаж, т.к. в этом учреждении Кузьмина М.А. работала в должностях, предусмотренных Списком, и занималась педагогической деятельностью. Наименование учреждения само по себе не определяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы. Иное решение вопроса приведет к нарушению конституционного права Кузьминой М.А. на социальное обеспечение. Кроме того, суд учел, что основной деятельностью указанного учреждения являлась поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и их воспитание. Данное направление деятельности, по мнению суда, совпадает с деятельностью специализированного <данные изъяты>, в которое было переименовано <данные изъяты>, что дает Кузьминой М.А. право на включение периодов ее работы в <данные изъяты> в специальный педагогический стаж.
Удовлетворяя требование истицы о возложении на территориальный пенсионный орган обязанности назначить Кузьминой М.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 25.10.2012 г., суд исходил из того, что пенсия должна быть назначена истице с момента обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии в суд.
С приведенными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пп.19 п.1 и п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из дела, в специальный педагогический стаж Кузьминой М.А. в порядке предварительной оценки пенсионных прав территориальным пенсионным органом не включены периоды работы истицы с 12.10.1999 г. по 10.01.2001 г. и со 02.06.2001 г. по 30.09.2003 г. в <данные изъяты> в должностях воспитателя, социального педагога и заместителя директора <данные изъяты>. Кроме того, в указанный стаж не включен период работы истицы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. в должностях заместителя директора <данные изъяты>. Основанием для невключения названных периодов в специальный стаж явилось то, что: <данные изъяты> не предусмотрено Списками; не представлены документы, подтверждающие занятость Кузьминой М.А. в качестве заместителя директора воспитательным (образовательным) процессом, и документы, подтверждающие работу истицы в должности заместителя директора <данные изъяты> и социального педагога в объеме полной ставки.
Согласно сведениям трудовой книжки Кузьминой М.А. в период с 12.10.1999 г. по 13.10.1999 г. истица работала в должности воспитателя, с 14.12.1999 г. по 02.02.2000 г. в должности заместителя директора <данные изъяты>, с 03.02.2000 г. по 10.01.2001 г. в должности социального педагога, со 02.06.2001 г. по 31.10.2003 г. в должности заместителя директора <данные изъяты> в <данные изъяты>. С 01.10.2003 г. указанное муниципальное учреждение переименовано в <данные изъяты>. В период с 01.10.2003 г. по 12.11.2003 г. Кузьмина М.А. работала в должности заместителя директора <данные изъяты>, с 13.10.2003 г. по 25.11.2003 г. в должности социального педагога (л.д. 14-17).
Работодателем спорные периоды работы истицы как льготные в системе обязательного пенсионного страхования не показаны.
В период работы Кузьминой М.А. в <данные изъяты> с 12.10.1999 г. по 31.10.1999 г. действовал «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Названным Списком учреждения социального обслуживания не предусмотрены.
В период работы Кузьминой М.А. в <данные изъяты> с 01.11.1999 г. по 10.01.2001 г. и со 02.06.2001 г. по 04.11.2002 г. действовал «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.
В настоящее время действует «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Указанный Список подлежит применению ко всем спорным периодам работы Кузьминой М.А.
Списками от 22.09.1999 г. и от 29.10.2002 г. в разделе «Учреждения социального обслуживания» (п. 13 Списка от 22.09.1999 г. и п.1.13 Списка от 29.10.2002 г.) предусмотрены: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом - интернат для умственно отсталых детей; детский дом – интернат для детей с физическими недостатками. Списками также предусмотрены должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, должность социального педагога и воспитателя.
Указанными Списками учреждение социального обслуживания в виде территориальных центров социальной помощи семье и детям не предусмотрено.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, с 01.09.2000 г. предусмотрена возможность включения в специальный педагогический стаж периодов работы в должностях воспитателя, социального педагога и заместителя директора в указанных в Списках учреждениях социального обслуживания при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Включая в специальный стаж периоды работы Кузьминой М.А. в <данные изъяты>, суд не принял во внимание, что в период утверждения Правительством РФ в сентябре 1999 г. и в октябре 2002 г. Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж, и в момент создания <данные изъяты> в сентябре 1999 г. (л.д. 24-27, 153-155) действовал Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» и что статьей 17 названного закона предусмотрены виды учреждений социального обслуживания, которые определяются в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
Так, на момент утверждения Списков в сентябре 1999 г. и в октябре 2002 г. законом одновременно были предусмотрены виды учреждений социального обслуживания, которые пенсионным законодательством отнесены к учреждениям, работа в которых дает право на льготную пенсию (центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дома-интернаты для детей с физическими недостатками) и учреждения, которые пенсионным законодательством к таковым не отнесены. В частности, такими учреждениями являются территориальные центры социальной помощи семье и детям.
Кроме того, суд не учел, что на момент принятия Списков в сентябре 1999 г. и в октябре 2002 г. (далее – пенсионные Списки) и на момент открытия <данные изъяты> действовал Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В п.2 статьи 12 названного закона указаны учреждения социального обслуживания, к которым отнесены территориальные центры социальной помощи семьи и детям, и основные функции учреждений социального обслуживания: предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществление социальной реабилитации этих лиц, оказание им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации; принятие участия в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказание содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Статьей 13 приведенного закона предусмотрены специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации к которым относятся: социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
В пункте 5 ст.13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указаны основные функции этих учреждений: принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.
Таким образом, на момент утверждения пенсионных Списков и на момент открытия <данные изъяты> закон разделял учреждения социального обслуживания по их видам, которые определяются в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг. Закон также выделял из учреждений социального обслуживания специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, наделив их специальными и отличными от других учреждений социального обслуживания функциями.
Вместе с тем, в пенсионные Списки в раздел «Учреждения социального обслуживания» Правительством РФ были включены только специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и не включены такие учреждения социального обслуживания как территориальные центры социальной помощи семье и детям.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что, решая вопрос о включении в пенсионные Списки учреждений социального обслуживания, Правительство РФ исходило из того, что именно в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеется риск утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
Из дела видно, что характер предоставляемых <данные изъяты> услуг соответствовал задачам, которые определены для территориальных центров социальной помощи семье и детям в п.2 ст.12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних». Указанное обстоятельство подтверждено Положениями <данные изъяты> от 14.09.1999 г. и от 11.01.2011 г. (л.д. 24-36).
Целью проведенного в сентябре 2003 г. переименования <данные изъяты> в <данные изъяты> являлось совершенствование работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Переименование учреждения произведено в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29.03.2003 г. № 25 и ст.ст. 12-13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», что подтверждается копией Постановления и.о. главы администрации Улетовского района от 26.03.2003 г. № 624 (л.д. 107).
При переименовании <данные изъяты> руководителем данной организации зарегистрирован Устав в новой редакции. В новом Уставе указаны задачи учреждения социального обслуживания, которые соответствуют функциям специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предусмотренным п.5 ст.13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (л.д. 37-44).
С учетом изложенного при переименовании <данные изъяты> в <данные изъяты> фактически произошло преобразование одного вида учреждения социального обслуживания в другой вид.
В установленном законом порядке (п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п.2 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.) тождество указанных организаций (учреждений социального обслуживания) не установлено.
При таком положении предусмотренных законом оснований для включения периодов работы Кузьминой М.А. в <данные изъяты> в специальный педагогический стаж не имелось.
Ссылка в решении суда на ст.25 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» основанием для удовлетворения заявленных истицей требований являться не может, т.к. указанная норма в части установления для работников учреждений социального обслуживания мер социальной поддержки носит отсылочный характер к другим нормативным правовым актам.
Не может таким основанием являться и ссылка суда в решении на Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1092, поскольку указанный нормативный акт распространялся на работников специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, к которым территориальные центры социальной помощи семье и детям не относятся, и т.к. на дату принятия судом решения данный акт утратил силу.
Исходя из изложенного, решение суда в части полного удовлетворения исковых требований Кузьминой М.А. и в части включения в специальный стаж периодов работы истицы в <данные изъяты> признать законным нельзя, в указанной части оно подлежит отмене.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на ответчика обязанности назначить Кузьминой М.А. досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 01.07.2011 г.) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.
Из дела видно, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истица в территориальный пенсионный фонд не обращалась, что Кузьминой М.А. в суде не оспаривалось.
С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости не имелось.
Вывод суда, изложенный в решении, о том, что досрочная трудовая пенсия по старости Кузьминой М.А. должна быть назначена с даты обращения истицы с заявлением в суд, противоречит нормам ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таком положении решение суда в части возложения на территориальный пенсионный орган обязанности назначить Кузьминой М.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 25.10.2012 г. признать законным нельзя, в указанной части решение суда также подлежит отмене.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и положений материального закона, регулирующего спорные правоотношения, в удовлетворении исковых требований о возложении на территориальный пенсионный орган обязанности включить в специальный педагогический стаж периоды работы с 12.10.1999 г. по 10.01.2001 г. и со 02.06.2001 г. по 30.09.2003 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Кузьминой М.А. следует отказать.
Вместе с тем, судебная коллегия считает правильным решение суда в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж Кузьминой М.А. период ее работы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. в должностях заместителя директора и социального педагога в <данные изъяты>.
Исследованными по делу доказательствами подтверждается, что Кузьмина М.А. в <данные изъяты> занимала должность заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, тогда как Списком от 29.10.2002 г. предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Названное обстоятельство подтверждено ответом директора <данные изъяты> от 23.11.2012 г., данными книги по зарплате за 2003 г., копией приказа директора учреждения от 10.10.2003 г. № 165 о переводе Кузьминой М.А. с должности директора по воспитательной и реабилитационной работе на должность социального педагога (л.д. 142, 209-218, 318).
Кроме того, указанным выше Списком предусмотрена должность социального педагога, работающего в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Из исследованных по делу доказательств усматривается, что в должностях заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе и социального педагога в <данные изъяты> Кузьмина М.А. работала в объеме полной ставки (36 часов в неделю), что подтверждается ответом директора <данные изъяты> от 04.02.2013 г. и сведениями книги по заработной плате за 2003 г. Иного по делу не установлено (л.д. 307-308, 207, 218-220).
Довод апелляционной жалобы о наличии в 2003 г. у истицы восьми дней отпуска без сохранения заработной платы материалами дела не подтверждается.
С учетом изложенного вывод суда о включении в специальный трудовой стаж Кузьминой М.А. периода ее работы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. является правильным.
Между тем, решение суда в этой части подлежит частичному изменению, т.к. в резолютивной части решения суд период работы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. ошибочно указал как работу в <данные изъяты>, тогда как в этот период Кузьмина М.А. работала в <данные изъяты>.
При таком положении в резолютивной части решения следует указать на то, что период работы истицы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. подлежит включению в ее специальный педагогический стаж как работа в должностях заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе и социального педагога в <данные изъяты>.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 27 ноября 2012 г. в части полного удовлетворения исковых требований, признания права Кузьминой М.А. на досрочное пенсионное обеспечение по старости, возложения на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанности включить в стаж работы Кузьминой М.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 12.10.1999 г. по 10.01.2001 г., со 02.06.2001 г. по 30.09.2003 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25 октября 2012 г. отменить.
В указанной части принять новое решение, которым исковые требования Кузьминой М.А., предъявленные к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонному), удовлетворить частично.
В удовлетворении исков о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с 12.10.1999 г. по 10.01.2001 г., со 02.06.2001 г. по 30.09.2003 г., о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Кузьминой М.А. отказать.
Решение суда в части включения в стаж работы Кузьминой М.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода работы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. частично изменить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) включить период работы с 01.10.2003 г. по 25.11.2003 г. в стаж работы Кузьминой М.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как работу в должностях заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе и социального педагога в <данные изъяты>.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: