НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 11.05.2016 № 33А-1960/2016

Председательствующий: Дело № 33а-1960-2016

судья Филиппова И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Карабельского А.А.

и судей Ходюкова Д.С., Жилинского А.Г.

при секретаре Гайгул И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 мая 2016 года дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора прокуратуры Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Российской Федерации – Забайкальского края о признании незаконными действий, бездействий Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по забайкальскому краю ФИО1,

на решение Центрального районного суда г. Читы от 3 июля 2015 года, которым постановлено: заявление заместителя прокурора Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Российской Федерации – Забайкальского края о признании незаконными действия, бездействий Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, понуждении к действиям – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, выразившееся в отсутствии контроля за использованием средств межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2014 году из федерального бюджета бюджету субъекта, повлекшее их нецелевое расходование.

Признать незаконным проведение кассового расхода по заявке Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 31.12.2014 № 0001639 на сумму <данные изъяты> руб. Обязать Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю обеспечить осуществление государственного финансового контроля за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

26. 06. 2015 заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, действия Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, в отсутствии контроля за использованием средств межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2014 году из федерального бюджета бюджету субъекта, повлекшее их нецелевое расходование.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой края в период с 06.04.2015 по 22.05.2015 проведена проверка по имевшим место в 1 квартале 2015 года фактам массовых задержек выплат заработной платы работникам бюджетной сферы, несвоевременного перечисления получателям социальных выплат из бюджета Забайкальского края, по результатам которой установлены нарушения, допущенные Управлением федерального казначейства по Забайкальскому краю.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, как территориальный орган Федерального казначейства, реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Федеральном казначействе, законами субъекта РФ.

Вопреки требованиям ст.ст. 166.1, 265, 266.1, 269.1 БК РФ, п.п. 2.2.3, 2.2.4 Порядка, приказов Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 «Об утверждении Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства» и от 29.06.2011 № 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности» Управлением контроль за расходованием средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе, за финансированием текущих расходов бюджета субъекта за счет свободного остатка средств на счете 40201, за счет свободного остатка неиспользованных целевых федеральных средств не осуществлялся.

Так, проверкой установлено, что министерством финансов Забайкальского края в декабре 2014 года в нарушение условий получения расходованы межбюджетные трансферты, предоставленные в 2014 году из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на погашение дефицита бюджета края.

В 2014 году всего в бюджет края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 22.11.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» поступило из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных целевых межбюджетных трансфертов в сумме <данные изъяты> руб.

Остаток субсидий, субвенций и иных целевых межбюджетных трансфертов на 01.01.2015 составлял <данные изъяты> руб.

В силу п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

В январе – феврале 2015 года возвращена в федеральный бюджет сумма неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в размере <данные изъяты> руб. (по 57 федеральным субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам).

Восстановление и возврат федеральных средств произведены за счет собственных доходов края и поступившей дотации.

Приложением № 20 к Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, утверждена Справка к Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета (ф. 0531820).

Из раздела 1 данной Справки ф. 0531820 за 30.12.2014, имеющейся в документах министерства, следует, что остаток неиспользованных средств федерального бюджета, полученных в 2014 году в виде целевых трансфертов (субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов), на конец дня 30.12.2014 составил <данные изъяты> руб.

Остаток неиспользованных средств федерального бюджета, полученных в 2014 году в виде целевых трансфертов, на начало дня 31.12.2014 составил <данные изъяты> руб. Указанный остаток представляет собой нераспределённые министерством финансов Забайкальского края денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций, в целях финансирования государственных программ края.

При этом за 30.12.2014 остаток средств на едином счете бюджета Забайкальского края на конец дня составил <данные изъяты> руб., за 31.12.2014 зачислено на счет <данные изъяты> руб.

С учетом остатка на начало дня 31.12.2014 (или конец дня 30.12.2014) сумма средств, которой располагало министерство 31.12.2014 на едином счете бюджета края составила <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб., что существенно меньше остатка неиспользованных федеральных целевых трансфертов, следовательно, вся эта сумма является средствами федерального бюджета, имеющими целевое назначение и предоставленными бюджету Забайкальского края в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

За 31.12.2014 остаток средств на едином счете бюджета Забайкальского края на конец дня составил лишь <данные изъяты> рублей.

Таким образом, в период с марта по декабрь 2014 года, с момента поступления вышеуказанных федеральных средств в бюджет Забайкальского края, министерством финансов Забайкальского края расходованы средства межбюджетных трансфертов всего в объеме <данные изъяты> рублей на иные цели, не связанные с их целевым назначением.

Кроме того, 31.12.2014 министерством осуществлено финансирование Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в размере <данные изъяты> руб. по кодам бюджетной классификации 0113 «Другие общегосударственные вопросы», 0900200 «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной собственности», 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность», 310 «Увеличение стоимости основных средств» на выплату по государственному контракту № 42 от 01.10.2014, заключенному между указанным Департаментом и ООО «Энергожилстрой» (приобретение в собственность Забайкальского края объекта недвижимого имущества – общежития, расположенного по адресу <адрес>).

Осуществление данного расхода не предусмотрено целями предоставления федеральных целевых трансфертов, указанными в нормативных правовых актах Российской Федерации. Кроме того, данный факт подтверждается и Министерством: расход не указан в графе 5 раздела 1 Справки ф. 0531820 за 31.12.2014, код цели не указан в графе 3 раздела III расходного расписания № 12 от 31.12.2014.

Тем самым, министерством осуществлено финансирование приобретения общежития в собственность Забайкальского края объекта недвижимого имущества – общежития, расположенного по адресу: <адрес>, несмотря на отсутствие данного расхода в кассовом плане краевого бюджета на декабрь 2014 года.

Таким образом, Управлением заявка Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 31.12.2014 № 0001639 на сумму <данные изъяты> руб. принята к исполнению, операция кассового расхода проведена.

Бездействие Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, выразившееся в отсутствии контроля за использованием средств межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2014 году из федерального бюджета бюджету субъекта, повлекшее их нецелевое расходование, существенно нарушило интересы Забайкальского края в связи с возникновением обязанности по возмещению в федеральный бюджет средств межбюджетных трансфертов за счет средств бюджета края, а также конституционные права неопределенного круга лиц - работников бюджетной сферы на своевременную оплату труда.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, выразившееся в отсутствии контроля за использованием средств межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2014 году из федерального бюджета бюджету субъекта, повлекшее их нецелевое расходование. Признать незаконным проведение кассового расхода по заявке Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 31.12.2014 № 0001639 на сумму <данные изъяты> руб. Возложить обязанность на Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю обеспечить осуществление государственного финансового контроля за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Судом принято приведённое решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю ФИО1 просит решение суда отменить. Полагает, что не вступившее в законную силу постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от 1 июня 2015 года, которым за совершение соответствующих действий министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могло быть принято в качестве доказательства незаконности оспариваемых действий (бездействия) управления.

Кроме того, ссылаясь на ст. 6, 215.1 и 421.1 Бюджетного кодекса РФ, представитель казначейства считает, что судом первой инстанции, применительно к функциям и полномочиям Управления казначейства по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, неверно истолкованы такие понятия как «исполнение бюджета», «организация исполнения бюджета» и «кассовое обслуживание исполнения бюджета». Судом неправильно определен объём полномочий по проверке заявки на получение денежных средств за счет бюджетных трансфертов; о пределах санкционирования оплаты денежных обязательств. Также указывает на отсутствие у Управления казначейства полномочий по соотнесению фактического остатка средств на едином счете бюджета с источниками финансового обеспечения расходов бюджета. Указывает на соответствие заявки на кассовый расход от 31.12.2014 требованиям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и об отсутствии в иске прокурора и в решении указаний на основания к отказу органом федерального казначейства в проведении названного платежа.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Камратова А.Г. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратову А.Г., представителя административного ответчика Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю - ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В силу пункта 3 указанной статьи внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе и Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 названного Кодекса одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка.

Под проверкой в целях данного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).

Согласно статье 267.1 Кодекса под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 269.1 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств.

В силу части 4 статьи 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на Федеральное казначейство.

Следовательно, на Федеральное казначейство возложены обязанности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также по проведению и учёту операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта Российской Федерации и по кассовым выплатам из бюджета.

Частью пятой приведённой нормы установлено, что по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих актов.

В соответствии с п. 2.2.5 названного Порядка при осуществлении получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) кассовых выплат, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджету субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (далее - субсидии (субвенции), орган Федерального казначейства проверяет Заявку на:

- соответствие кодов классификации расходов бюджетов, указанных в Заявке, кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;

- соответствие указанных в Заявке кодов видов расходов, относящихся к расходам бюджетов, текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

- непревышение указанных в Заявке сумм остатков предельных объемов финансирования по соответствующему коду бюджетной классификации и коду цели, используемому органом Федерального казначейства для учета операций с субсидиями (субвенциями) (далее - код цели), учтенных на лицевом счете клиента;

- соответствие требованиям федеральных законов и (или) принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих цели и условия предоставления соответствующих субсидий (субвенций) и предусматривающих проведение такой проверки органами Федерального казначейства.

В соответствии с положениями пункта 2.2.8 указанного Порядка проведение кассовых операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) осуществляется с предварительным санкционированием оплаты денежных обязательств в порядке, установленном в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующим финансовым органом.

При этом, как указано в письме Казначейства России от 08.04.2011 № 42-7.4-05/5.3-240, если в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств соответствующих бюджетов и администраторов источников финансирования дефицита бюджетов переданы органам Федерального казначейства, санкционирование осуществляется в соответствии с Соглашением.

30 июля 2014 года между Правительством Забайкальского края и Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю заключение Соглашение № 61-Д/СГ-2 об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета Забайкальского края при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства.

Как указано в данном Соглашении Правительство Забайкальского края поручает Управлению казначейства осуществление отдельных функций по исполнению бюджета Забайкальского края.

Так, Правительство Забайкальского края поручает казначейству осуществлять кассовое обслуживание исполнения бюджета; учёт операций со средствами бюджета на балансовом счёте № 40201 «Средства Бюджетов субъектов Российской федерации».

В соответствии с п. 2.1 указанного Соглашения, Управление казначейства в процессе осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета принимает на себя, кроме прочего, следующие обязательства: осуществляет учет операций со средствами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в разрезе специальных аналитических кодов, идентифицирующих операцию (кодов целей). При проверке платежных документов, представленных получателем средств для осуществления кассового расхода за счет целевых средств, осуществляет контроль за соответствием платежа правилам предоставления целевых средств из федерального бюджета; осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении.

Управление казначейства имеет право требовать от администраторов, распорядителей, получателей и министерства финансов представления определенных документов, с указанием действующих в текущем финансовом периоде кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

Таким образом, Федеральное казначейство, а в рассматриваемом случае Управление казначейства в Забайкальском крае, не вправе распоряжаться средствами бюджета субъекта Российской Федерации и определять направления их расходования. Вместе с тем, названный орган участвует в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующего субъекта и осуществляет финансовый контроль за отдельными процедурами организации исполнения бюджета, а также исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета в отношении главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как усматривается из материалов дела, в 2014 году всего в бюджет края поступило из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных целевых межбюджетных трансфертов в сумме <данные изъяты> руб.

Остаток субсидий, субвенций и иных целевых межбюджетных трансфертов на 01.01.2015 составляет <данные изъяты> руб.

В январе – феврале 2015 года возвращена в федеральный бюджет сумма неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в размере <данные изъяты> руб. (по <данные изъяты> федеральным субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам).

Так, в январе 2015 года возвращены неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов в сумме <данные изъяты> млн. руб. (или 62,4 %), в феврале 2015 года - оставшиеся федеральные средства в сумме <данные изъяты> млн. руб. Восстановление и возврат федеральных средств произведены за счет собственных доходов края и поступившей дотации.

Остаток неиспользованных средств федерального бюджета, полученных в 2014 году в виде целевых трансфертов (субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов), на конец дня 30.12.2014 составил <данные изъяты> руб.

Остаток неиспользованных средств федерального бюджета, полученных в 2014 году в виде целевых трансфертов, на начало дня 31.12.2014 составил <данные изъяты> руб. Указанный остаток представляет собой нераспределенные Министерством финансов Забайкальского края денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций, в целях финансирования государственных программ края.

За 30.12.2014 остаток средств на едином счете бюджета Забайкальского края на конец дня составил <данные изъяты> руб., за 31.12.2014 зачислено на счет <данные изъяты> руб.

С учетом остатка на начало дня 31.12.2014 (или конец дня 30.12.2014) сумма средств, которой располагало краевое министерство 31.12.2014 на едином счете бюджета края составила <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб., что существенно меньше остатка неиспользованных федеральных целевых трансфертов, следовательно, вся эта сумма является средствами федерального бюджета, имеющими целевое назначение и предоставленными бюджету Забайкальского края в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

За 31.12.2014 остаток средств на едином счете бюджета Забайкальского края на конец дня составил лишь <данные изъяты> рублей.

Таким образом, в период с марта по декабрь 2014 года, с момента поступления вышеуказанных федеральных средств в бюджет Забайкальского края, министерством финансов Забайкальского края расходованы средства межбюджетных трансфертов всего в объеме <данные изъяты> рублей на иные цели, не связанные с их целевым назначением.

Кроме того, как установлено судом, часть целевых денежных средств, которые подлежали возврату в федеральный бюджет, в общей сумме <данные изъяты> рублей в казне края отсутствовали, следовательно, отсутствовали и иные денежные средства, которые могли быть использованы на нужды края в соответствии с его потребностями.

Несмотря на указанное обстоятельство, 31.12.2014 на основании заявки министерства финансов Забайкальского края Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю осуществлено финансирование Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в размере <данные изъяты> рублей на выплату по государственному контракту № 42от 01.10.2014, заключённому между указанным Департаментом и ООО «Энергожилстрой» (приобретение в собственность Забайкальского края объекта недвижимого имущества – общежития, расположенного по адресу6 <адрес>).

Приведённые выше обстоятельства подтверждаются справкой о результатах прокурорской проверки от 22 мая 201 года (л.д.48-55), справкой к ведомости по движению свободного остатка средств бюджета за 31.12.2014 (л.д.71-75), ведомостью по движению свободного остатка средств бюджета за 31.12.2014 (л.д. 76-77), расходным расписанием № 12 (л.д.78-79), заявкой на кассовый расход №0001639 от 31.12.2014 (л.д. 112-114), государственным контрактом № 42 от 01.10.2014, счёт-фактурой № 311 от 10.10.2014, актом сдачи-приёмки от 02.10.2014, актом приёма-передачи от 02.10.2014, распоряжением правительства Забайкальского края от 23.09.2014 № 566-р (л.д. 20-30).

При таких установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, обязанное в силу закона осуществлять внутренний государственный финансовый контроль при кассовом обслуживании исполнения бюджета, а также принимать меры по предотвращению нецелевого расходования бюджетных средств, не приняло всех возможных мер по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Соответственно, суд правильно возложил на орган обязанность по осуществлению контроля целевого расходования бюджетных средств (ст. 265 БК РФ).

Как следует из ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Казначейство России относится одному из федеральных финансовых органов и осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета, что относится к предмету финансово-бюджетного контроля, в частности - управление средствами на единых счетах бюджетов; доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до соответствующих участников бюджетного процесса; открытие и ведение лицевых счетов соответствующих участников бюджетного процесса для учета операций по исполнению бюджета; санкционирование оплаты денежных обязательств; осуществление кассовых выплат из бюджетов; учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета; завершение операций по исполнению бюджетов в текущем финансовом году, а также другие действия, связанные с исполнением бюджета.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что Управление не вправе осуществлять бюджетный контроль при кассовом обслуживании подлежит отклонению.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что управление имеет право осуществлять кассовые операции на счёте № 40201 в пределах остатка средств на едином счёте, поэтому не наделено полномочиями по «привязке» фактического остатка средств на едином счёте бюджета с источниками финансового обеспечения расходов, в том числе в части целевых межбюджетных трансфертов, а также на то, что все документы, представленные с заявкой на кассовый расход за приобретение общежития, соответствовали Порядку санкционирования оплаты денежных средств обязательств получателей средств бюджета Забайкальского края (при наличии общего остатка денежных средств на лицевом счёте достаточном для осуществления платежа), поэтому у контрольного органа отсутствовали основания для отказа в проведении платежа, не может быть принят во внимание в силу следующего.

Как указывалось выше, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Одной из целью казначейского исполнения бюджета является установление контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, обоснованность использования средств за счет централизованного управления финансовыми потоками.

Согласно абзацу 3 ст. 215.1. и абзацу 1 ст. 216 Бюджетного кодекса РФ бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, соответственно, имеет своей целью обеспечение четкой ясности при формировании и расходовании средств бюджетов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ представляет собой проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета и с учетом положений названного Кодекса, включает в том числе: открытие счетов для соответствующих бюджетов в учреждениях Центрального банка РФ; управление средствами на единых счетах бюджетов; зачисление поступлений на единые счета бюджетов; осуществление кассовых выплат из бюджетов; списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц; учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета; завершение операций по исполнению бюджетов в текущем финансовом году.

В соответствии с положениями пункта 2.2.8 приведённого выше Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета проведение кассовых операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) осуществляется с предварительным санкционированием оплаты денежных обязательств в порядке, установленном в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующим финансовым органом.

При этом, если в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, полномочия по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств соответствующих бюджетов и администраторов источников финансирования дефицита бюджетов переданы органам Федерального казначейства, санкционирование осуществляется в соответствии с Соглашением.

Анализ порученных правительством Забайкальского края, названным выше Соглашением от 30.07.2014 № 61-Д/СГ-2, функций УФК по Забайкальскому краю по исполнению бюджета Забайкальского края, прав и обязанностей органа казначейства, во взаимосвязи с организацией работы по проведению и учету на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта Российской Федерации, а также с учётом прозрачности бюджетного процесса, позволяет прийти к выводу о том, что на казначействе лежит обязанность по контролю кассовых выплат из конкретных источников финансирования, при наличии необходимых средств.

Иное означало бы отсутствие контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доводы прокурора о незаконности бездействия административного ответчика последним не опровергнуты, Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю не предоставлено суду доказательств за счёт каких средств, аккумулированных на едином счёте (собственных средств бюджета Забайкальского края либо за счёт, межбюджетных трансфертов (субсидий или субвенций)) казначейство санкционировало проведение платежа по заявке на кассовый расход Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 3 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Карабельский

Судьи Д.С. Ходюков

А.Г. Жилинский