НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 11.03.2014 № 33-922

 Председательствующий по делу                 Дело № 33-922-2014

 судья Долгорова А.Г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

 председательствующего Толстоброва А.А.

 и судей Доржиевой Б.В., Погореловой Е.А.           

 при секретаре Гурулевой Н.А.       

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 марта 2014 года гражданское дело по иску Полоротовой Н.Ю., Копыловой О.В., Кобылкиной Л.Г., Нижегородцевой Н.П., Вальчукас М.А., Полоротова Е.П., Пашковой Л.И., Домошонкина В.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Буруканская основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, понуждении к исполнению определенной обязанности,

 по апелляционной жалобе и.о. главы муниципального района «Газимуро-Заводский район» Опина А.В.

 на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 18 декабря 2013 года, которым постановлено исковые требования Полоротовой Н.Ю., Копыловой О.В., Кобылкиной Л.Г., Нижегородцевой Н.П., Вальчукас М.А., Полоротова Е.П., Пашковой Л.И., Домошонкина В.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Буруканская основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, удовлетворить частично.

 Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буруканская основная общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 сентября 2013 года по 30 ноября 2013 года в пользу:

 - Полоротовой Н.Ю. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Копыловой О.В. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Кобылкиной Л.Г. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Нижегородцевой Н.П. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Вальчукас М.А. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Полоротова Е.П. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Пашковой Л.И. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);

 - Домошонкина В.Н. в размере <данные изъяты>

 В остальной части исковых требований отказать.

 Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буруканская ООШ» выплачивать Полоротовой Н.Ю., Копыловой О.В., Кобылкиной Л.Г., Нижегородцевой Н.П., Вальчукас М.А., Полоротову Е.П., Пашковой Л.И., Домошонкину В.Н. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении нормы труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2013 года – 5205 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

 Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буруканская ООШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 (сто) рублей.

 В случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буруканская ООШ» взыскать названные денежные средства в пользу Полоротовой Н.Ю., Копыловой О.В., Кобылкиной Л.Г., Нижегородцевой Н.П., Вальчукас М.А., Полоротова Е.П., Пашковой Л.И., Домошонкина В.Н. с администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края за счет средств казны (бюджета) муниципального района «Газимуро-Заводский район».

 Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Они работают в МБОУ «Буруканская основная общеобразовательная школа» в различных должностях. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего нормы рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее по тексту – МРОТ). С 01.01.2013 МРОТ равен 5205 рублей. С учетом районного коэффициента в размере 40 %, процентной надбавки 30 % размер зарплаты должен быть не ниже 8848,50 рублей. Однако в противоречии с указанными требованиями работодателем за период с сентября по ноябрь 2013 года ежемесячно производилось начисление заработной платы в размере менее установленного законом. За указанный период недоначислено и не выплачено Полоротовой Н.Ю. <данные изъяты>; Копыловой О.В. – <данные изъяты> Кобылкиной Л.Г. – <данные изъяты> Нижегородцевой Н.П. – <данные изъяты>.; Вальчукас М.А. – <данные изъяты>.; Полоротову Е.П. – <данные изъяты>.; Пашковой Л.И. – <данные изъяты>; Домошонкину В.Н. – <данные изъяты>., которые истцы просили взыскать в их пользу с МБОУ «Буруканская ООШ». Кроме того, просили обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края профинансировать учреждение денежными средствами для осуществления соответствующих выплат в случае их недостаточности у последнего; возложить на МБОУ «Буруканская ООШ» обязанность выплачивать истцам при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении нормы труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2013 года – 5205 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений (т.1 л.д.2-6, 25-29, 48-52, 70-74, 95-99, 120-124, 142-146, 164-168).

 На основании определения суда от 02.12.2013 гражданские дела по вышеназванным искам объединены в одно производство (т.1 л.д.186-187).

 Судом постановлено приведенное выше решение (т.2 л.д.55-70).

 В апелляционной жалобе и.о. главы муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края Опин А.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на то, что МБОУ «Буруканская ООШ» в соответствии с Уставом учреждения может быть истцом и ответчиком в суде, нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств, поэтому администрация района как учредитель не несет дополнительную ответственность перед истцами. Кроме того, ссылается на положения дополнительного соглашения к Соглашению от 17.10.2012 о внесении изменений в части минимального размера оплаты труда для работников, финансируемых из бюджета Забайкальского края, согласно которому минимальный размер оплаты труда в Забайкальском крае составляет 5550 рублей. Также обращает внимание на то, что истцами пропущен трехмесячный срок обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора (л.д.91-93).

 И.о. главы муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края Опин А.В. в письменной форме ходатайствовал о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя администрации района.

 Истцы, представитель ответчика МБОУ «Буруканская ООШ», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, истец Полоротова Н.Ю. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора № от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.12, 17-21). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Полоротовой Н.Ю. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.13-15).

 Истец Копылова О.В. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора № от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.30, 39-43). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Копыловой О.В. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.33-35).

 Истец Кобылкина Л.Г. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора № от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.57, 61-65). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Кобылкиной Л.Г. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.13-15).

 Истец Нижегородцева Н.П. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора № от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.83-87, 91). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Нижегородцевой Н.П. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.81-82).

 Истец Вальчукас М.А. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора № от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.104-108, 115). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Вальчукас М.А. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.100-101).

 Истец Полоротов Е.П. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.125, 128-132). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Полоротова Е.П. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.133-135).

 Истец Пашкова Л.И. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> и трудового договора от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.155, 156-160). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Пашковой Л.И. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.147-148).

 Истец Домошонкин В.Н. на основании приказа о приеме на работу № от <Дата> работает в МБОУ «Буруканская ООШ» в должности <данные изъяты> (т.1 л.д.177). Как следует из расчетных листов, среднемесячная заработная плата Домошонкина В.Н. с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки 30 % в период с сентября по ноябрь 2013 года составляла <данные изъяты> (т.1 л.д.169-171).

 Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст. 129, 133, 146, 148 Трудового кодекса РФ, ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» №82-ФЗ от 19.06.2000), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем были нарушены положения об исчислении заработной платы работникам, работающим в особых климатических условиях при выполнении ими в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени, которым должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, обеспечивающийся выплатой надбавок компенсационного характера (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Забайкальском крае).

 Также суд пришел к выводу о том, что в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для выплаты заработной платы истцам дополнительную ответственность в виде финансирования школы для производства необходимых выплат несет администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» как учредитель муниципального бюджетного учреждения.

 Суждения суда подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.

 В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Из данной нормы усматривается, что учредитель работодателя несет дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений, финансируемых учредителем.

 Как установлено судом, МБОУ «Буруканская основная общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием – муниципальным районом «Газимуро-Заводский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район», которая должна нести дополнительную ответственность по обязательствам учреждения по выплате истцу недоначисленной заработной платы.

 В связи с чем доводы заявителя жалобы о необоснованном возложении на администрацию муниципального района дополнительной ответственности судебной коллегией не принимаются.

 Суждения представителя администрации муниципального района в жалобе о применении положений Регионального соглашения «О минимальной заработной плате» от 17 октября 2012 года, дополнительного соглашения № 30-Д/СГ-2 от 29.08.2013, предусматривающих, что для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов Забайкальского края размер минимальной заработной платы составляет 5550 рублей с учетом районного коэффициента и надбавки за непрерывный стаж работы, судебной коллегией также не принимаются, поскольку заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. В противном случае иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, на повышенную оплату труда работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

 Вместе с тем суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

 Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.

 Исходя из изложенного, судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы апелляционной жалобы, признавая неправильным вывод суда о том, что обязанность обеспечить финансирование в случае недостаточности денежных средств должна быть выполнена администрацией муниципального района за счет средств бюджета муниципального района (см. листы 13,16 решения).

 Статьей 2 Закона Забайкальского края от 29.04.2009 № 168 –ЗЗК, действовавшего до 01.09.2013, было установлено, что к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части в том числе финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края (пункт 4); формирование бюджета Забайкальского края в части расходов на образование (п.10).

 Правовое регулирование в указанной части не изменилось и в сентябре – ноябре 2013 года. Так, в соответствии со ст.9 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования", регулирующей переходные положения, до 1 января 2014 года органы государственной власти Забайкальского края в сфере образования осуществляют обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.

 Таким образом, для осуществления вышеназванных переданных полномочий в сфере образования из бюджета субъекта РФ в местный бюджет выделялись субвенции, в том числе и на оплату труда работников общеобразовательных организаций.

 При этом в соответствии с ч.1 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

 Согласно статье 2 Закона Забайкальского края от 23.12.2011 № 612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях», вступившего в силу с 01.01.2012, субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

 Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

 В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 В соответствии с Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11.07.2013 № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» на 2013 год, бюджету муниципального района «Газимуро-Заводский район» выделены субвенции в общем размере 78439,8 тыс.рублей, в том числе для фонда оплаты труда с начислениями – 76086,6 тыс.рублей.

 По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцам как работникам образовательного учреждения, в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

 С учетом изложенного, решение суда в части, касающейся дополнительной ответственности учредителя бюджетного образовательного учреждения именно за счет средств бюджета муниципального района, в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит изменению в связи с неправильным применением судом норм материального права путем исключения из мотивировочной и резолютивной части решения указания на финансирование за счет средств казны (бюджета) муниципального района (листы 13,16 решения).

 В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит, поскольку предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

 Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 18 декабря 2013 года изменить в части.

 Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на обеспечение финансирования за счет средств казны (бюджета) муниципального района «Газимуро-Заводский район».

 В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий:                         Толстобров А.А.

 Судьи:                                     Доржиева Б.В.

                                         Погорелова Е.А.