Председательствующий по делу Дело №а-188/2018 (33а-6882-2017)
судья Цоктоева О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей Каверина С.А., Бурака М.Н.,
при секретаре Гайгул И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 января 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Иванченко Е. В. об обязании предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионного страхование,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Иванченко Е.В. по доверенности Курбатова В.А.,
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено: иск прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Иванченко Е. В. в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионного страхование по форме РСВ-1 ПФР за 3 квартал 2015г, 1 квартал 2016 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Иванченко Е. В. государствую пошлину в доход бюджета муниципального района «Читинский район» в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что на страхователя по обязательному пенсионному страхованию законодателем возложена обязанность представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР вне зависимости от наличия у него работников. Индивидуальный предприниматель Иванченко Е.В. в нарушение федерального законодательства сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ответчик за 3 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года в установленный законом срок не представила, несмотря на соответствующее уведомление. Не совершение ответчиком указанных действий нарушает гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на своевременное и полное пенсионное обеспечение. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Иванченко Е.В. в течении 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионного страхование по форме РСВ-1 ПФР за 3 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Иванченко Е.В. по доверенности Курбатов В.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что решение основано лишь на доводах Читинского прокурора. В материалах дела нет административного искового заявления, ответчику не вручены приложенные к административному исковому заявлению документы. В материалах дела нет доказательств непредставления предпринимателем отчетности. Не дано никакой оценки тому обстоятельству, что именно на пенсионный фонд возложена обязанность контроля за полнотой и своевременностью представления страхователями отчетности. Установлены процедуры и сроки действий ПФР в случаях непредставления какой-либо отчетности. Требования прокурора нарушают стабильность правовых отношений. Считает, что если прокурор не требует представление сведений, указанных в п.2 ст. 11 Федерального закона 27-ФЗ от <Дата>, то это означает, что пенсионный фонд уведомлен до <Дата> о том, что трудовые отношения с работниками столовой ИП Иванченко Е.В. расторгла. Заявитель жалобы, говорит о том, что прокурор, ссылаясь на Федеральный закон от <Дата> № 27-ФЗ, обязывает представлять сведения о работниках, а не расчеты РСВ-1 ПФР. Полагает, что прокурором в административном иске изменены предмет и основания иска, что в рамках находящегося в производстве гражданского дела невозможно в силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ. Заявление о замене физического лица на индивидуального предпринимателя представляет собой новый иск, так как имеет своим предметом возложение обязанности на другого страхователя, который в иске о возложении обязанностей представить расчеты первоначально не заявлялся, основания для возложения обязанностей на физическое лицо и предпринимателя также отличаются между собой. Кроме того, согласно п. 1 ст. 10 ФЗ-167 от <Дата> суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим законом. Соответственно, если работник не работает, он не получает заработной платы и никакие суммы не поступают в пенсионный фонд и как следствие учитывать нечего.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора района Вальсов М.Г. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Ангарской О.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <Дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались до <Дата> Федеральным законом от <Дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон №- ФЗ).
С <Дата> вступил в силу Федеральный закон № 250-ФЗ от <Дата> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Закон №- ФЗ). Пунктом 5 ст. 18 названного Закона № 250-ФЗ признан утратившим силу Закон № 212-ФЗ.
Статьей 23 Закона № 250-ФЗ установлено, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01.01.2017г., представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели; индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утверждена Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от <Дата>№п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения» (форма РСВ-1 ПФР).
Согласно пункту 2 раздела 1 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР, утвержденного Постановлением, при заполнении расчета в каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных Расчетом, в строке и соответствующей графе разделов 1-5 Расчета ставится прочерк. В разделе 6 Расчета при отсутствии какого-либо показателя в строке соответствующая графа не заполняется.
Таким образом, на страхователя по обязательному пенсионному страхованию законодателем возложена обязанность представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР вне зависимости от наличия у него работников.
На основании п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от <Дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с <Дата> - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>№ «Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» установлено, что включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год. При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов. Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
В силу ст. 16 Федерального закона от <Дата> № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью.
Из указанного следует, что непредставление плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что являющаяся индивидуальным предпринимателем с 22.11.2013г. по настоящее время Иванченко Е.В. в нарушение приведенных выше положений закона не представила в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионного страхование по форме РСВ-1 ПФР за 3 квартал 2015г., 1 квартал 2016 года.
Установив указанное обстоятельство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению на основании приведенных выше норм права.
Судебная коллегия не находит оснований, чтобы не согласиться с данным выводом суда, поскольку он полностью соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основан на законе.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, так как указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не способны повлиять на правильность выводов суда.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены судебного решения, не установлено. Доводы жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела истец одновременно изменил и предмет, и основание иска, несостоятельны, не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи