НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 09.07.2020 № 2-7/20

Председательствующий по делу Дело №33-1791/2020

судья Селюк Д.Н. № 2-7/2020

УИД 75RS0005-01-2019-000901-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Погореловой Е.А.

судей Малолыченко С.В. и Казакевич Ю.А.

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 июля 2020 года гражданское дело по иску Колегова В. П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении в специальный стаж, дающий право на увеличение пенсии, по Списку № 1 периодов работы с 26.10.1989 года по 15.01.1998 года, с 19.05.1999 года по 29.06.1999 года, с 01.09.1999 года по 30.09.1999 года, с 08.12.2000 года по 13.01.2003 года, зачете периода работы с 01.03.2004 года по 02.08.2005 года в ООО «ПетроМеталл» в страховой стаж, производстве перерасчета пенсии и денежных выплат с 01.02.2008 года с учетом индексации,

по апелляционной жалобе Колегова В.П.

на решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 февраля 2020 года, которым постановлено:

В иске Колегову В. П. отказать полностью.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Колегов В.П. обратился в суд с иском, в котором указал, что 16 июля 2019г. обратился в пенсионный орган с заявлением по поводу размера назначенной ему пенсии по старости за работу в литейном цехе Петровск-Забайкальского металлургического завода, составляющего 13000 руб. В пенсионном органе ему дали разъяснения о том, что его специальный стаж работы по Списку № 1 составляет 14 лет 1 месяц 2 дня. В специальный стаж не зачтены периоды работы с 26 октября 1989 г. по 15 января 1998 г., с 19 мая по 29 июня 1999 г., с 01 по 30 сентября 1999 г., с 08 декабря 2000 г. по 31 декабря 2001 г., с 14 ноября по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2002 г. по 13 января 2003г. в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха, так как выпиской из индивидуального (персонифицированного) лицевого счета данные периоды не зачтены как специальный стаж. Также в трудовой стаж не включен период его работы в ООО «Петрометалл» с 01 марта 2003 г. по 02 августа 2005 г. Вместе с тем указывает, что его трудовой стаж подтвержден архивной справкой от 29 августа 2019 г. Указывает на то, что характер его работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 подтверждается штатными расписаниями, которые хранятся в городском архиве. Других огнеупорщиков в штате цеха не имелось. Все работы по ремонту печи проводились в горячем состоянии, поскольку в цехе имелась одна печь, обеспечивающая технологический процесс подготовки и разливки чугуна в три смены. Так как огнеупорщик на ремонте печей в горячем состоянии не является наименованием профессии, а лишь означает характер работы огнеупорщиков в литейном производстве, считает, что принятое на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе уточнение «на горячих цехах» к профессии «огнеупорщик» подтверждает характер работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Ссылаясь на положения п. 9 Разъяснений № 5 от 22.05.1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», общесоюзный и общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (соответственно ОКПДТР код 15416), постановление Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, указал, что в спорные периоды времени он исполнял обязанности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха, место работы не менял, вредные условия работы по занимаемой должности не менялись, а оставались теми же. Списком № 1 1956 года была предусмотрена должность «Печники, каменщики и футеровщики на ремонте печей в горячем состоянии», раздел «литейное производство», в Списке № 1 1991 года эта должность звучит «Огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии», того же раздела. В штатном расписании литейного цеха за 1983-1984 г.г. указана профессия «огнеупорщики на горячих работах», что соответствует записи в трудовой книжке истца с 26 октября 1989г. до момента ликвидации предприятия, то есть до 13 января 2003 г. Изначально в трудовой книжке неверно была указана наименование его профессии «Огнеупорщик на горячих работах», что соответствует доменному производству в черной металлургии, а согласно Списков № 1 1956 и 1991 годов литейное производство отнесено в раздел «Металлообработка». Домна отличается от вагранки литейных цехов только объемом. Принцип работы, процесс завалки, плавления, конечный продукт – жидкий чугун – все одинаково. До конца 50-х годов в литейном цехе стояла именно домна, в штатном расписании литейного цеха в п. 6 указано ЧМ-1 (черная металлургия) тарифная ставка. Работники отдела кадров в 1991 году должны были внести в его трудовую книжку соответствующие изменения согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, но по неизвестной причине этого не сделали. Ссылается на то, что в Списках № 1 1991 и 1956 годов в разделе «Металлообработка» (литейное производство) нет профессии «огнеупорщики на горячих работах», как записано в его трудовой книжке. Однако ремонт печей в горячем состоянии в литейном цехе ПЗМЗ выполняли «огнеупорщики на горячих работах», поскольку в штатном расписании иных профессий рабочих, занятых на ремонте печей в горячем состоянии не предусмотрено, кроме «Огнеупорщика на горячих работах» на чугунолитейном производстве н6е предусмотрено. Указывает, что в пункте 1 постановления Минтруда РФ от 01.04.2003 № 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», установлено тождество профессий, предусмотренных Списком № 1 1991 года по п.п. 1 п. 7 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях». Следовательно, период работы с 26 октября 1989 г. по 15 января 1998 г. должен быть включен в специальный стаж. Подлинник документа, подтверждающий особый характер работ за спорные периоды (справка, уточняющая особый характер работ, выданная Колегову В.П. на ПЗМЗ) представлялась в пенсионный орган, однако необоснованно не была им принята во внимание. Также указывает на то, что спорные периоды работы с 01 марта 2004 г. по 02 августа 2005 г. в ООО «Петрометалл» в должности слесаря-ремонтника 4 разряда необоснованно не были засчитаны пенсионным органом в трудовой стаж, так как отсутствует подтверждение того, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Однако, во исполнение определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 № 798-О-О государством должен осуществляться контроль за страхователями по исполнению обязанности по перечислению в Пенсионный фонд РФ необходимых средств в пользу застрахованных лиц. С учетом уточнений, просил включить в его специальный стаж по Списку № 1 периоды работы с 26 октября 1989 г. по 15 января 1998 г., с 19 по 29 июня 1999 г., с 01 по 30 сентября 1999 г., с 08 декабря 2000 г. по 31 декабря 2001 г., с 14 ноября 2001 г. по 13 января 2003 г., включить в общий трудовой стаж периоды работы с 01 января 2004 г. по 02 августа 2005 г. в ООО «Петрометалл» в должности слесаря-ремонтника, произвести перерасчет пенсии с 1 февраля 2008 г., выплатить сумму перерасчета пенсии с учетом индексации, предоставив на детальный расчет пенсии с учетом ошибок, расчет индексации пенсии по годам (а не в сумме коэффициентов индексации).

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему. Со ссылкой на записи в трудовой книжке указывает, что он выработал горячий стаж работы дважды с 1974 по 1989 г.г. и с 26 октября 1989 г. по 13 января 2003 г., что дает ему право на льготную пенсию в повышенном размере. Считает, что суд первой инстанции не вникал в его обращение, поддержал позицию ответчика и вынес не справедливое решение. Выражает несогласие с решением суда в части не предоставления им доказательств того, что при назначении пенсии истцом предоставлялась в пенсионный орган справка, уточняющая особый характер его работы в должности огнеупорщика. Указывает, что указанная справка сдавалась им в пенсионный орган при назначении пенсии в 2008 г. По ней и был насчитан стаж работы 12 лет 6 месяцев по Списку № 1. Не согласен с утверждением ответчика о том, что истец выполнял работы не полный рабочий день, поскольку в архивных справках от 29 августа 2019 г. сведений об отвлечениях истца от работы не обнаружено. Согласно ст. 10 ФЗ № 173 и ст. 11 ФЗ № 400 «О трудовых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы. Из ответа УПФР в г. Чите от 15 августа 2019г. следует, что продолжительность трудового стажа истца на 13 января 2003 г., то есть на дату вступления в силу ФЗ № 173 составлял 28 лет 6 месяцев 18 дней, соответственно на момент вступления в силу ФЗ № 400, то есть на 01 января 2008 г. истец заработал право на пенсионное обеспечение. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 в отношении граждан, приобретших пенсионное право до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с нормами законодательства, действующего на момент приобретения прав. Со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007, указывает, что ст. 10 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях» была признана не соответствующей Конституции РФ. В постановлении указано, что право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Данное положение пенсионный орган нарушил, при этом представил только голословные доказательства своей позиции. Единственным подтверждающим позицию истца документом была уточняющая справка, оригинал которой пенсионный орган уничтожил. Еще одно доказательство – это трудовая книжка, в которой все указано. Сведения, указанные в справке уточняющей характер работы, подтвердил в судебном заседании свидетель Котышев Б.Н., который являлся мастером литейного цеха. Выражает несогласие с доводом представителя ответчика об отсутствии приказов о горячем ремонте печей литейного цеха. Указывает, что в литейном цехе была только одна печь «вагранка», которая всегда была в горячем состоянии и сложена была из огнеупорного кирпича. Его должность называлась огнеупорщик, в штатном расписании он был один, и выполнял работу по ремонту печи в горячем состоянии, так как рабочих других профессий на ремонте вагранок не было. Суд не дал оценку предоставленным ответчиком документам и не дал истцу возможности ознакомиться с ними. Что касается простоев и административных отпусков за период с 1990 по 1997 г., в которых по мнению ответчика истец находился, а также отсутствии доплаты за вредные условия работы, поясняет, что в архивной справке сведений об отвлечениях за период работы в Петровск-Забайкальском металлургическом заводе с 1989 по 1998 г. не установлено, работы им выполнялись полный рабочий день, простоев и административных отпусков не было, доплата за вредные условия труда ему производилась.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) по доверенности Лобанов Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, ходатайств об отложении слушания дела не заявило, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещено надлежащим образом.

В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

Согласно ст. 155.1 ГПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы видеоконференц-связи с Петровск-Забайкальским городским судом Забайкальского края с участием истца Колегова В.П.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Колегова В.П., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела Колегов В.П. с 1 февраля 2008г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему досрочно в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу в особых условиях труда. На дату обращением за назначением пенсии продолжительность страхового стажа пенсионным органом была определена 28 лет 6 месяцев 21 день. Продолжительность специального стажа работы по «Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 по подсчету пенсионного органа составила 12 лет 6 месяцев 0 дней.

Не согласившись с размером получаемой пенсии, истец в августе 2019 г. обратился в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) за разъяснением.

Рассмотрев заявление Колегова В.П., пенсионный орган направил ему ответ, из которого следует, что период его работы в Петровск-Забайкальском металлургическом комбинате с 25 июня 1974 г. по 13 января 2003 г. включен в общий трудовой стаж.

В общий трудовой стаж не включен период его работы с 1 марта 2003 г. по 2 августа 2005 г. в ООО «Петрометалл», так как в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации истца в системе персонифицированного учета 8 декабря 1998г. Выпиской из индивидуального лицевого счета данный период не подтвержден как страховой стаж.

В специальный стаж по Списку № 1 не включены периоды работы истца: с 26 октября 1989 г. по 15 января 1998г. в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха, так как согласно Списка № 1 раздела «Металлобработки» подраздела «Литейное производство» предусмотрена должность «огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии». Однако представленными в пенсионный орган документами для назначения пенсии данная должность и характер работы не подтверждены.

Также пенсионным органом не зачтены в специальный стаж периоды работы истца с 15 мая 1999 г. по 29 июня 1999 г., с 1 сентября 1999г. по 30 сентября 1999г., с 8 декабря 2000 г. по 31 декабря 2001г., с 14 ноября 2001г. по 31 декабря 2001г., с 1 января 2002 г. по 13 января 2003 г. в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха, так как выпиской из индивидуального лицевого счета данные периоды не подтверждены как работа в особо тяжелых условиях труда.

Не согласившись с данным ответом пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении его исковых требований о включении периодов его работы: с 26 октября 1989 г. по 15 января 1998г., с 15 мая 1999 г. по 29 июня 1999 г., с 1 сентября 1999г. по 30 сентября 1999г., с 8 декабря 2000 г. по 31 декабря 2000г., с 14 ноября 2001г. по 31 декабря 2001г., с 1 января 2002 г. по 13 января 2003 г. в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха Петровск-Забайкальского металлургического комбината, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств, дающих основания для включения указанных им периодов специальный стаж по Списку № 1.

Судебная коллегия с выводом суда от отсутствии оснований для удовлетворения иска о включении периода работы истца с 26 октября 1989 г. по 27 декабря 1997г в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха Петровск-Забайкальского металлургического завода в специальный стаж согласиться не может по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующим на момент обращения Колегова В.П. в суд).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 выше указанного Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" (ст. ст. 7, 27).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.

Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту Список № 1 1991 г.);

Подразделом 1 «Литейное производство» раздела XI «Металлообработка» Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1992 г. №10 кодом 1110100а-15416 предусмотрены огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии.

Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. данным Списком в разделе «Металлообработка» подраздела «Литейное производство» огнеупорщики не предусмотрены. Однако данным списком были предусмотрены печники, каменщики и футеровщики на ремонте печей в горячем состоянии. Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 02.04.1976 года N 81/8 утверждены разъяснения "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах". Согласно данным разъяснениям, в тех случаях, когда в списках N 1 и N 2 предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются все рабочие, постоянно занятые на этих работах, независимо от наименования их профессий. Так огнеупорщикам, занятым на ремонте печей в горячем состоянии, льготы на пенсию должны предоставляться как печникам, каменщикам и футеровщикам на ремонте печей в горячем состоянии (далее по тексту Список № 1 1956 г.).

Таким образом, законодатель связывает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой деятельностью, а с деятельностью на должностях и в учреждениях, Списки которых утверждены в установленном порядке Правительством Российской Федерации в зависимости от специфики и характера труда, функциональных обязанностей, степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Аналогичные разъяснения содержались и в пункте 2 Разъяснений "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", утвержденных Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 8 января 1992 г.

Как следует из записей в трудовой книжке, истец с июня 1974 г. работал в Петровск-Забайкальском металлургическом заводе. 26 октября 1989 г. он был переведен огнеупорщиком на горячих работах 3 разряда литейного цеха. С 4 декабря 1992 г. Петровск-Забайкальский металлургический завод был переименован в АО «Петровск-Забайкальский металлургический завод». С 29 июля 1997 г. АО «Петровск-Забайкальский металлургический завод» переименован в ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод». 13 января 2003 г. истец был уволен в связи с ликвидацией организации.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебной коллегией исходя из положений ст. ст. 56, 327, 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", были из Отдела Архивного дела администрации городского поселения «Город Петровск-Забайкальский» истребованы и приобщены к материалам дела историческая справка Петровск-Забайкальского металлургического завода, личное дело Колегова В.П., штатные расписания инженерно-технических работников и служащих литейного цеха Петровск-Забайкальского металлургического завода за период 1989 – по 2003 г., приказы начальника завода по производственной деятельности с 1989 г. по 1993 г., расшифровка кодов начислений и удержаний из заработной платы работников Петровск-Забайкальского металлургического завода. Также судебной коллегией было истребовано наблюдательное дело (085-026-000002) страхователя ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод», надлежаще заверенная копия которого была приобщена к материалам дела.

Как следует из исторической справки Петровск-Забайкальского металлургического завода с 1920 г. завод имел доменный, литейных и механический цеха, силовую станцию и хозяйственно-ремонтный двор. Труд во всех цехах был ручным. Это был завод с циклом доменная печь – вагранка – станок. На заводе выплавляли штыковой чугун, литейный и передельный, выпускали различное литье, а также части для машин, железнодорожное оборудование. Завод относился к предприятиям черной металлургии СССР. В 1940г. была построена 1 мартеновская печь, в 1941 г. прокатный цех, в 1963 -1964 гг. построена новая мартеновская печь.

Из штатных расписаний завода с 1989 г. по 2003 г. в литейном цехе завода на участке текущий ремонт и содержание имелась должность огнеупорщик на горячих работах 3 разряда. Вид труда и основание тарификации указана ссылка на ЕКТС выпуск 3 параграф 338. Огнеупорщиков на других работах, кроме горячих работ, штатное расписание в литейном цехе не предусматривало.

Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 226/125/15-88 утвержден Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3. В разделе "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" параграф 338 предусмотрена должность «огнеупорщик 3 разряда». Указана характеристика работ - выполнение простых огнеупорных работ. Примеры работ: кладка массивов и выстилок из глиняного обыкновенного огнеупорного кирпича. Приготовление огнеупорных растворов и жаростойких бетонов вручную. Разборка кладки из огнеупорного кирпича и фасонных изделий.

После регистрации истца в системе персонифицированного учета 8 декабря 1998г., работодатель в качестве страхователя истца стал подавать в пенсионный орган списки рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

Так согласно списку за 1998 г., утвержденному работодателем, право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №1 1991 г. подраздела 1 «Литейное производство» раздела XI «Металлообработка» кодом 1110100а-15416 «огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии» имели работники, занимавшие должность огнеупорщик на горячих работах в литейном цехе по виду выполняемых работ со ссылкой на ЕТКС выпуск 3 п. 338. При этом в списке было указано краткое описание характера выполняемой работы, факторы и условия труда, предусмотренные списками – разбивка шлаковой лешки и чугунного окна после остановки вагранки, выгребание горячего сгоревшего кокса из вагранки и погрузка его в коробки, остывание вагранки, подготовка раствора и кирпича, разбивка сгоревшей кладки отбойным зубилом и погрузка отходов в коробки. Кладка шахты вагранки огнеупорным кирпичом.

В поименных списках работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение за 1999, 2000г. и 2001 г., утвержденных работодателем, в литейном цехе за Колеговым В.П., занимающим должность огнеупорщика на горячих работах признавалось право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №1 1991 г. подраздела 1 «Литейное производство» раздела XI «Металлообработка» кодом 1110100а-15416 «огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии».

Таким образом, работодатель признавал за истцом право на льготное пенсионное обеспечение по занимаемой им должности огнеупорщика на горячих работах.

Как следует из материалов пенсионного дела, а именно данных о стаже истца, выписке из его лицевого счета, Пенсионный фонд на основании поданных работодателем сведений зачел периоды работы истца с 16 января 1998 г. по 18 мая 1999 г., 30 июня 1999 г. по 31 августа 1999 г., с 1 октября 1999г. по 7 декабря 2000 г., с 1 января 2001 г. по 13 ноября 2001г. в должности «огнеупорщика на горячих работах» в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1 подраздел 1 «Литейное производство» раздел XI «Металлообработка» кодом 1110100а-15416 «огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии» и назначил истцу с 1 февраля 2008г. досрочную трудовую пенсию по старости.

Учитывая то, что на протяжении всего спорного периода работы истца в должности огнеупорщика на горячих работах в литейном цехе Петровск-Забайкальского металлургического завода, где была установлена вагранка (топливная печь шахтного типа, служащая для переплавки чугуна) название занимаемой истцом должности, ее тарификация не менялась, судебная коллегия приходит к выводу о том, что характер и вид выполняемой истцом работы, с которыми П. законодательство связывает право на льготы в период с октября 1989 г. по декабрь 2001г. был один и тот же.

Работая в должности огнеупорщика на горячих работах, истец в период с 1989 г. по 2001 г. выполнял работы по разбивке шлаковой лешки и чугунного окна после остановки вагранки, выгребанию горячего сгоревшего кокса из вагранки и погрузке его в коробки, подготовке раствора и кирпича, разбивке сгоревшей кладки отбойным зубилом и погрузке отходов в коробки, кладке шахты вагранки огнеупорным кирпичом.

То, что истец выполнял данные работы, также подтверждается имеющимися в личном деле истца приказами работодателя о премировании истца за ремонт вагранки в литейном цехе (приказ № 1989 от 28.11.1989, приказ № 191 от 05.03.1990 г., приказ от 31.10.1990 г., приказ № 202 от 28.10.1991 г.).

Иного по делу ответчиком не доказано.

При этом период работы истца в должности огнеупорщика на горячих работах до 1997 г. не был включен пенсионным органом в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение. А период работы истца с 1998г. при отсутствии сведений о том, что после 1 января 1998 г. характер работы истца этой же должности изменился, был включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №1, 1991 г. на основании подраздела 1 «Литейное производство» раздела XI «Металлообработка» код 1110100а-15416 «огнеупорщики, занятые на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии», даже не смотря на то, что наименование занимаемой истцом должности не соответствовало Списку № 1, 1991г.

Однако данное обстоятельство суд первой инстанции без законных на то оснований не принял во внимание и не да ему надлежащую оценку.

Как следует из представленных в материалы дела лицевых счетов по заработной плате (оформленных в форме табуляграмм) истец в период времени с 26 октября 1989 г. по 23 мая 1993 г., с 29 мая 1993г. по 29 июня 1995 г., с 24 июля 1995 г. по 31 декабря 1996 г., 12 дней в январе 1997 г., с 1 февраля 1997 г. по 29 декабря 1997 г. работая в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда, работал полный рабочий день, за что получал заработную плату.

В подтверждение работы в особых тяжелых условиях труда в период с 26 октября по 29 декабря 1997г., истцом в суд апелляционной инстанции был представлен оригинал уточняющей справки, выданный ему представителем работодателя 7 июня 2004 г.

Как следует из объяснений истца, данных им в суде апелляционной инстанции, ему было выдано два экземпляра уточняющей справки, один из которых он представлял в пенсионный орган вместе с заявлением о назначении пенсии. Второй экземпляр находился у него на руках. Данный документ он не смог представить в суд первой инстанции, так как полагал, что утерял его. Оригинал уточняющей справки был им обнаружен дома среди других документов только во время рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Оснований не доверять пояснениям истца у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Представленная истцом справка подписана представителем работодателя Ушкалевым В.Б., который определением Арбитражного суда Читинской области от 19 апреля 2004 г. был утвержден конкурсным управляющим Петровск-Забайкальского металлургического завода. Исполнял обязанности конкурсного управляющему до 11 апреля 2005 г. Справка заверена печатью организации, имеет все необходимые реквизиты и указания на документы, послужившие основанием для ее оформления.

Учитывая изложенное, а также пояснения истца, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, сочла возможным приобщить надлежащим образом заверенную копию данной справки к материалам дела в качестве нового доказательства для установления и проверки обстоятельств, имеющие юридическое значение для дела.

Как следует из данной справки, работодателем со ссылкой на технический проект литейного цеха Петровск-Забайкальского металлургического завода, штатные расписания литейного цеха за 1989г. – 1997 г., лицевые счета истца по заработной плате подтверждена постоянная в период с 26 октября 1989 г. по 31 декабря 1997 г. занятость Колегова В.П. на предусмотренных Списком N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, на работах в особо тяжелых условиях труда с полным рабочим днем в качестве огнеупорщика, занятого на ремонте ковшей и печей в горячем состоянии литейного цеха.

Таким образом судебная коллегия на основании анализа имеющихся в материалах дела и приобщенных в качестве новых доказательств документов, содержащих сведения о деятельности Петровск-Забайкальского металлургического завода и условий труда истца, находит доводы жалобы истца обоснованными и приходит к выводу о том, что выполняемая Колеговым В.П. в период с 26 октября 1989 г. по 23 мая 1993 г., с 29 мая 1993г. по 29 июня 1995 г., с 24 июля 1995 г. по 31 декабря 1996 г., 12 дней в январе 1997 г., с 1 февраля 1997 г. по 29 декабря 1997 г. работа была непосредственно связана с горячими работами в литейном цехе на ремонте вагранки и осуществлялась в особо вредных условиях труда, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа истцу в удовлетворении его исковых требований о включении данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.

При таком положении решение суда в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а исковые требования Колегова В.П. удовлетворению.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа истцу в заявленных им требованиях о включении в специальный стаж периодов работы с 24 по 28 мая 1993 г., с 30 июня по 23 июля 1995 г., 7 дней января 1997г. в должности огнеупорщика на горячих работах по следующим основаниям.

Как следует из приказов по производственной деятельности завода № 222 от 21.05.1993 г. в связи с необходимостью проведения холодного ремонта мартеновской печи № 1 в сжатые сроки истец был с 24 по 28 мая 1993 г. направлен на ремонт данной печи. Поскольку в данный период времени истец свои обязанности по ремонту вагранки не выполнял, оснований для включения в специальный стаж данного периода не имеется.

Также не подлежит включению в специальный стаж период работы истца с 30 июня по 23 июля 1995 г., поскольку в соответствии с приказом директора завода № 123 от 23.06.1995 г. мартеновская печь № 4 была остановлена с 23 июня 1995 г. на холодный ремонт на 240 часов. Приказом директора завода № 128 от 30.06.1995 г. истец был с 30 июня по 23 июля 1995 г. направлен на ремонт данной печи. Поскольку в данный период времени истец свои обязанности по ремонту вагранки не выполнял, оснований для включения в специальный стаж данного периода также не имеется.

Не подлежит включению в специальный стаж 7 дней в январе 1997 г., поскольку как следует из лицевого счета по заработной плате за январь 1997г. истец в этот период времени отработал только 98 часов.

Доводы ответчика о том, что в специальный стаж не подлежат включению и другие периоды до 31 декабря 1997 г. несостоятельны.

Как следует из приказов по производственной деятельности завода, работа мартеновских печей приостанавливалась на ремонт (холодный и горячий) в январе, сентябре 1994г., в июле, сентябре 1995 г. Однако данных о том, что в эти периоды времени истец был направлен на ремонт мартеновской печи в мартеновский цех в приказах не содержится и ответчиком не представлено. В связи с этим оснований полагать, что истец в данные периоды времени не осуществлял возложенные на него по должности огнеупорщика на горячих работах обязанности при том, что ему, согласно данных лицевых счетов за отработанную им норму рабочего времени была начислена заработная плата, у судебной коллегии не имеется.

Также не имеется оснований для не включения в специальный стаж периода его работы с 12 сентября 1994 г. в связи с приостановлением на основании приказа директора завода № 191 от 09.09.1994 г. работы на участке чугунного литья в связи с отсутствием сырья для вагранки, поскольку в указанный период времени согласно данным лицевого счета по заработной плате за сентябрь 1994 г., истец находился в очередном оплачиваемом отпуске.

Также судебная коллегия не находит оснований для исключения из специального стажа истца 2 дней в ноябре 1997г., которые оплачены истцу как простой, постольку как период с 1 февраля по 31 декабря 1997 г. с учетом периода очередного оплачиваемого отпуска в ноябре и декабре 1997г, истец без учета времени простоя выполнил норму рабочего времени (1691 час (норма) - 1703 (фактически отработано часов без учета времени простоя).

Вместе с тем, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Колегова В.П. о включении периодов его работы: с 1 по 15 января 1998г., с 19 мая 1999 г. по 29 июня 1999 г., с 1 по 30 сентября 1999г., с 8 по 31 декабря 2000г., с 14 ноября 2001г. по 31 декабря 2001г., с 1 января 2002 г. по 13 января 2003 г. в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда литейного цеха Петровск-Забайкальского металлургического завода, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств, дающих основания для включения указанных им периодов в специальный стаж по Списку № 1, 1991г.

Вопреки доводам жалобы у судебной коллегии нет оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

Из имеющейся в материалах дела выписки из лицевого счета истца усматривается, что сведения о работе истца в данные периоды подавались работодателем в пенсионный фонд без указания на работу истца в особых условиях труда.

Представленные работодателем в пенсионный фонд сведения о работе истца в указные периоды в обычных условиях подтверждаются имеющимися в материалах дела лицевыми счетами по заработной плате, из которых усматривается, что в период с 1 по 15 января 1998г., с 19 мая 1999 г. по 29 июня 1999 г., с 1 по 30 сентября 1999г. истец не работал, в связи с чем ему за указанный период времени заработная плата не начислялась. А период времени с 1 января 2002 г. по 13 января 2003 г. был оплачен истцу как внутренний простой.

Периоды с 8 по 31 декабря 2000г., с 14 ноября 2001г. по 31 декабря 2001г. также не могут быть включены в специальный стаж поскольку, как следует из карточки формы Т-2, имеющейся в личном деле истца, в указанные периоды времени истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции вполне обоснованно не удовлетворил исковые требования истца о включении периодов его работы с 1 по 15 января 1998г., с 19 мая 1999 г. по 29 июня 1999 г., с 1 по 30 сентября 1999г., с 8 по 31 декабря 2000г., с 14 ноября 2001г. по 31 декабря 2001г., с 1 января 2002 г. по 13 января 2003 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.

Однако, разрешая спор, суд первой инстанции не нашел оснований для включения в страховой стаж периодов работы истца с 1 января 2004 г. по 2 августа 2005 г. в должности слесаря-ремонтника в ООО «Петрометалл». При этом сослался на то, что истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств в подтверждение заявленных им требований.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен без учета норм права подлежащих применению (п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).

Как следует из ответа пенсионного органа на обращение истца, период работы с 1 марта 2003 по 2 сентября 2005 г. не был включен пенсионным органом в страховой стаж, поскольку данный период не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета истца как страховой стаж.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При этом, по общему правилу, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 (далее по тексту Правила), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, период работы Колегова В.П. с 1 марта 2004 г. по 2 сентября 2005 г. в должности слесаря-ремонтника в ООО «Петрометалл» подтвержден записями в его трудовой книжке, а также имеющимися в Отделе Архивного дела администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» сведениями из личного дела истца (табельный номер 4710) (справка начальника архива № к-657/179 от 29.08.2019г.).

Действительно как следует из имеющейся в материалах дела выписки из индивидуального лицевого счета истца, сведения о работе истца в этот период работодателем в пенсионный фонд не подавались.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступивший в силу с 01.01.2002, возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Истцом предоставлена трудовая книжка установленного образца, которая содержит полные и последовательные сведения, внесенные на основании соответствующих приказов, заверенных печатью организации, имеются подписи и должности лиц, заверивших указанные записи.

Таким образом, возможность включения (не включения) в общий трудовой стаж периодов работы истца не может ставиться в зависимость от исполнения третьими лицами своих обязанностей по представлению в отношении него сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

На застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, при приведенном выше правовом регулировании у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований истца о включении периода его работы в ООО «Петрометалл» в страховой стаж. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в указанной части незаконно и подлежит отмене, а исковые требования истца в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В остальной части решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Такой же порядок перерасчета размера пенсии установлен пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.

Как следует из материалов дела, истец с соответствующим заявлением о перерасчете размера получаемой им пенсии в пенсионный орган не обращался, соответственно оснований для перерасчета назначенной ему пенсии с учетом включенных судом в специальный и страховой стаж периодов с 1 февраля 2008г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 февраля 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований

Колегова В. П. о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ периоды работы Колегова В. П. с 26 октября 1989 г. по 23 мая 1993 г., с 29 мая 1993г. по 29 июня 1995 г., с 24 июля 1995 г. по 31 декабря 1996 года, 12 дней в январе 1997 г., с 1 февраля 1997 г. по 29 декабря 1997 г. в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда, а также в части отказа во включении в страховой стаж периода его работы с 1 марта 2004 г. по 2 сентября 2005 г. в ООО «Петрометалл» отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Колегова В. П. в указанной части удовлетворить.

Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанность включить Колегову В. П. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ периоды его работы в должности огнеупорщика на горячих работах 3 разряда с 26 октября 1989 г. по 23 мая 1993 г., с 29 мая 1993г. по 29 июня 1995 г., с 24 июля 1995 г. по 31 декабря 1996 г., 12 дней в январе 1997 г., с 1 февраля 1997 г. по 29 декабря 1997 г., в страховой стаж период его работы с 1 марта 2004 г. по 2 сентября 2005 г. в ООО «Петрометалл».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи