НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 08.11.2023 № 2А-1678/2023

Председательствующий по делу Дело №33а-4218/2023

Судья Петров А.В. (1-я инстанции №2а-1678/2023)

УИД 75RS0023-01-2023-002818-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,

судей Пичуева В.В., Жилинского А.Г.,

при секретаре судебного заседания Лысковском И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 08 ноября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №33», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации городского округа «Город Чита»

на решение Черновского районного суда г. Читы от 08 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Еремеевой Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой проведена проверка в сфере образования в части охраны здоровья обучающихся во время пребывания в здании образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что МБДОУ «Детский сад №33»не приняты меры по оборудованию окон устройствами, предотвращающими падение детей, чем допускаются нарушения в части обеспечения охраны здоровья обучающихся вовремя пребывания в здании образовательного учреждения; замки безопасности в оконных проемах также препятствуют свободному доступу в образовательную организацию посторонних лиц, отсутствие данных замков безопасности является нарушением законодательства об образовании, а также о противодействии терроризму. В связи с изложенным, ссылаясь на направление 25.05.2023 в адрес дошкольного образовательного учреждения представления, оставленного без удовлетворения по причине отсутствия денежных средств для исполнения требования прокурора, просил обязать МБДОУ «Детский сад №33» оборудовать окна замками безопасности в соответствии с ГОСТ 23166-99 и ГОСТ 23166-2021; обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести финансирование на оборудование оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад №33» замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет образования администрации городского округа «Город Чита».

Решением Черновского районного суда г. Читы от 08.08.2023 административный иск удовлетворен. На Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» возложена обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать окна замками безопасности в соответствии с ГОСТ 23166-99 и/или ГОСТ 23166-2021. На администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование на оборудование оконных блоков здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33» замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация городского округа «Город Чита» выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Ссылается на то, что бюджет городского округа «Город Чита» на 2023 год утвержден Решением Думы городского округа «Город Чита» от 22.12.2022 №120 «Об утверждении Бюджета городского округа «Город Чита» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» с дефицитом 120 866,5 тысяч руб. МБДОУ «Детский сад №33»является бюджетным учреждением, финансируется за счет бюджетных средств, коммерческой деятельности не осуществляет, самостоятельных денежных средств не имеет; для реализации указанных в иске требований необходимо финансирование, которое является новым видом расходных обязательств, на текущий год не предусмотрено.

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Черновского района г. Читы Жамбалова О.И. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что отсутствие бюджетных ассигнований для финансирования указанных в иске мероприятий не может являться основанием для нарушения требований законодательства и не освобождает ответчиков от выполнения возложенных на них обязанностей. Полагает, что отсутствие замков безопасности на окнах свидетельствует о необеспечении в полном объеме безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, а также прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков администрации городского округа Город Чита, МБДОУ «Детский сад №33», заинтересованного лица Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Абраменкова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить ее по изложенным основаниям, пояснила, что ГОСТ 23166-2021 предусматривает больше вариантов установки замков, что облегчает исполнение решения суда.

Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубова С.А. поддержала доводы возражения на апелляционную жалобу, полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила в ее удовлетворении отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Уставом учредителем МБДОУ «Детский сад №33» является городской округ «Город Чита»; функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «Город Чита», от имени которой действует комитет образования администрации городского округа «Город Чита».

Собственником имущества МБДОУ «Детский сад №33» является городской округ «Город Чита» в лице администрации городского округа «Город Чита».

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Черновского района города Читы, в МБДОУ «Детский сад №33» установлены нарушения требований законодательства по обеспечению охраны здоровья обучающихся во время пребывания в здании образовательного учреждения, а именно окна (на момент проведения проверки) не оборудованы замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что окна указанного образовательного учреждения не оборудованы замками безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие замков безопасности на окнах свидетельствует о необеспечении МБДОУ «Детский сад №33» безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, а также прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

При этом суд посчитал, что исполнение вышеприведённых законоположений является обязанностью как образовательного учреждения по созданию безопасных условий обучения, так и органов местного самоуправления по осуществлению финансирования соответствующих мероприятий.

Суд отклонил довод административных ответчиков об отсутствии бюджетных ассигнований для финансирования указанных в иске мероприятий, ссылаясь на то, что данное обстоятельство не может являться основанием для нарушения требований законодательства и не освобождает администрацию городского округа «Город Чита» от выполнения возложенных на неё обязанностей.

Суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 января 2021 года №136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 года №398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.

Согласно ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей (пункт 1).

Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1).

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99, действующего до 01.01.2024).

Аналогичные требования предусмотрены пунктом 5.2.10 ГОСТ 23166-2021, согласно которому Изделия должны быть оснащены устройствами открывания (фурнитурой), обеспечивающими их надежную эксплуатацию. Число точек запирания, расстояние между ними устанавливают в соответствии с рекомендациями предприятий - изготовителей фурнитуры и системодателя.

Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования: применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста; применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении; детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания; детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма. Примеры конструкций детских замков безопасности приведены на рисунках Г.3, Г.4 приложения Г.В оконных конструкциях, предусматривающих только распашное открывание, в т.ч. в деревянных окнах по ГОСТ 11214, необходимо применять замки безопасности со следующими типами блокираторов поворота в виде: гибкого троса, соединяющего корпус замка с ответной планкой, где длина троса определяет безопасную величину поворота (распахивания створки) и фиксирует створку в этом положении; жесткой планки, соединяющей корпус замка с ответной планкой и фиксирующей створку в этом положении; накладных ограничителей (блокираторов), элементы которых устанавливаются на створку и раму (импост) и их разъединение возможно только в положении створки, ограниченном длиной пластины; место разъединения дополнительно защищается подвижной планкой с детским замком безопасности (пункты 6.3.1 – 6.3.2 ГОСТ 23166-2021).

В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пункты 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, устанавливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на указанные объекты (территории), обеспечения их охраны, пропускного режима и оснащения объектов (территорий) техническими средствами и системами охраны.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Установив факт нахождения окон в образовательном учреждении в состоянии, не соответствующем требованиям указанных нормативно-правовых актов, суд первой инстанции правомерно возложил на МБДОУ «Детский сад №33» обязанность по их приведению в надлежащее состояние.

Поскольку администрация городского округа «Город Чита» является исполнительно-распорядительным органом города Читы, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, суд верно возложил на данный орган местного самоуправления обязанность обеспечить финансирование мероприятий на оборудование оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад №33» замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в проекте бюджета на 2023 год денежные средства для проведения указанных работ не заложены, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в силу положений пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и отсутствие запланированного финансирования не может являться основанием для неисполнения требований, установленных законом.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по сути, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции. В оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм процессуального права не установлено, решение суда следует признать законными и обоснованными, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черновского районного суда г. Читы от 08 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи