Председательствующий по делу Дело № 33-2608-2014
судья Долгорова А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Кулаковой О.К.
Судей краевого суда Ануфриевой Н.В., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Некрасовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 08 июля 2014 года гражданское дело по искам Середининой С. Д., Хлевова А. И., Гранина В. А., Уварова Ю. Н., Шипицына А. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика – исполняющего обязанности Главы муниципального района «Газимуро-Заводский район» Опина А.В.
на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 05 мая 2014 года, которым постановлено исковые требования Середининой С. Д., Хлевова А. И., Гранина В. А., Уварова Ю. Н., Шипицина А. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложений обязанности, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период:
с 5 по <Дата> в пользу:
- Середининой С. Д. в размере <данные изъяты>. (без вычета НДФЛ);
с <Дата> по <Дата> в пользу:
- Хлевова А. И. в размере <данные изъяты> коп. (без вычета НДФЛ);
- Гранина В. А. в размере <данные изъяты> коп. (без вычета НДФЛ);
- Уварова Ю. Н. в размере <данные изъяты> коп. (без вычета НДФЛ);
- Шипицина А. В. в размере <данные изъяты> коп. (без вычета НДФЛ).
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» компенсацию морального вреда в пользу:
- Середининой С. Д. в размере <данные изъяты> руб. (без вычета НДФЛ);
- Хлевова А. И. в размере <данные изъяты> руб. (без вычета НДФЛ);
- Гранина В. А. в размере <данные изъяты> руб. (без вычета НДФЛ).
Уварова Ю. Н. в размере <данные изъяты> руб. (без вычета НДФЛ);
Шипицина А. В. в размере <данные изъяты> руб. (без вычета НДФЛ).
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» выплачивать Середининой С. Д., Хлевову А. И., Гранину В. А., Уварову Ю. Н., Шипицину А. В., при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2014 года - 5.554 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 02 декабря 2013 года №336-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Возложить на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» дополнительную ответственность и обязать профинансировать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами на выплату Середининой С. Д. в сумме <данные изъяты> руб., Хлевову А. И. в сумме <данные изъяты> руб., Гранину В. А. в сумме <данные изъяты> руб., Уварову Ю. Н. в сумме <данные изъяты> руб., Шипицину А. В. в сумме <данные изъяты> руб. недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты, и компенсации морального вреда Хлевову А. И., Гранину В. А., Уварову Ю. Н., Шипицину А. В. в размере <данные изъяты> руб., каждому, Середининой С. Д. в размере <данные изъяты> руб. в случае недостаточности указанных средств у учреждения.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серединина С.Д., Гранин В.А., Хлевов А.И., Шипицын А.В., Уваров Ю.Н. обратились в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на следующее. Истцы работают в МБОУ «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа», заработная плата истцов состоит из оклада, районного коэффициента, процентной надбавки за непрерывный стаж работы, доплаты до МРОТ. Считают, что включение компенсационных выплат, районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает их трудовые права. Недобросовестными действиями ответчика истцам были причинены нравственные страдания.
Просили взыскать неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 05 по <Дата> в пользу Середининой С.Д. <данные изъяты> руб., за период с <Дата> по <Дата> в пользу Чернецова С.В. в сумме <данные изъяты> руб., за период с января 2014 года по март 2014 года в пользу Гранина В.А. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Хлевова А.И. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Шипицына А.В. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Уварова Ю.Н. за выполнение работы сантехника <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов в сумме <данные изъяты> руб., обязать ответчика производить начисления и выплату заработной платы истцам, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2014 года – 5.554 руб. в месяц, с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Определением суда от 24 апреля 2014 года иски были соединены в одно производство.
Судом постановлено указанное выше решение.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Опин А.В. просит решение отменить. Указывает, что размер заработной платы работников бюджетной сферы в Забайкальском крае определен Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от 17 октября 2012 года, помимо этого Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего Севера. Ссылается на пропуск истцами трехмесячного срока для обращения в суд, для разрешения индивидуального трудового спора, поскольку истцам начислялась и выплачивалась заработная плата ежемесячно, виды начислений и удержаний излагались доступным способом и неясности вызвать не могли.
В судебное заседание не явились участники разбирательства: истцы и ответчики, уведомленные надлежаще о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не просившие об отложении, не заявившие суду об уважительности причин неявки, что позволило судебной коллегии в силу ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прийти к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено материалами дела истцы с разных периодов времени работают в МБОУ «Газимуро-Заводская СОШ»: Серединина С.Д. – <данные изъяты>, Гранин В.А., Хлевов А.И. – <данные изъяты>, Шипицин А.В. - <данные изъяты>, Уваров Ю.Н. – <данные изъяты>. На должностной оклад истцов начисляется доплата за непрерывный стаж работы – 30% и районный коэффициент – 40%.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст.20, 129, 133, 133.1, 146, 148, 237 ТК РФ, Федеральный закон от 19 июня 2000 года №82 «О минимальном размере оплаты труда»), исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ, не допустил нарушений процессуальных прав сторон, и пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата начислялась истцам в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
Нормы трудового законодательства, такие как ст.ст.20, 21, 129, 133, 133.1, 135, 148 ТК РФ допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющего не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцам в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работников.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Доводы представителя администрации муниципального района в жалобе о применении положений Регионального соглашения «О минимальной заработной плате в Забайкальском крае» от 17 октября 2012 года, дополнительного соглашения № 30-Д/СГ-2 от 29 августа 2013 года, предусматривающих, что для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов размер минимальной заработной платы составляет 5.550 руб. с учетом районного коэффициента и надбавки за непрерывный стаж работы, судебной коллегией не принимаются, поскольку заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В противном случае иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, на повышенную оплату труда работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. С учетом изложенного, указанный довод апелляционной жалобы, не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Статьей 392 ТК Российской Федерации определено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обращении истцов в суд в срок, предусмотренный для разрешения трудового спора, исходя из периода, за который работники просят взыскать им задолженность по заработной плате и сведений о зачислении 29 января 2014 года денежных средств на их банковские карты. Апелляционная жалоба в этой части безмотивна.
В то же время, в силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Согласно ч.1 ст.12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета края понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Забайкальского края, а также государственных полномочий федеральных органов государственной власти, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года №776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» на 2013 год, бюджету муниципального района «Газимуро-Заводский район» выделены субвенции в общем размере 93 239,8 тыс.руб., в том числе для фонда оплаты труда с начислениями – 92 258,6 тыс.руб.
В соответствии с п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года №186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 20 января 2014 №6 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» Министерство финансов Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения сводной заявки на финансирование субвенций перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п.1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22).
Из Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» следует, что собственником имущества и учредителем Учреждения является администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» (л.д144-160).
Таким образом, следует прийти к выводу о том, что Администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому судебная коллегия не считает, что возложение судом первой инстанции обязанности на Администрацию муниципального образования по финансированию расходов учреждения на выплату заработной платы работникам будет неправильным.
Вместе с тем для определенности при исполнении решения суда, в целях соблюдения норм материального права следует уточнить, исходя из вышеизложенного, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» несет обязанность по финансированию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В этой части решение суда судебной коллегией дополняется в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права о финансировании фонда оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений.
Исключению из мотивировочной части решения без изменения его резолютивной части, как не повлиявшее на законность и обоснованность судебного акта, подлежит указание на дополнительную ответственность Администрации муниципального района и на ч.12 ст.20 ТК Российской Федерации, поскольку возложенная на ответчика обязанность не является дополнительной.
Редакция части 12 статьи 20 ТК Российской Федерации изменена Федеральным законом от 02 апреля 2014 года №55-ФЗ и изложена таким образом, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Поскольку в настоящем случае ответчик Администрация муниципального образования не несет субсидиарной ответственности по долгам работодателя, а как участник бюджетных правоотношений участвует в распределении бюджетных средств в виде субвенций, о чем свидетельствуют приведенные в настоящем определении нормы права, то ссылка на ч.2 ст.12 ТК Российской Федерации в прежней редакции утратившей силу, неправомерна.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения при отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 05 мая 2014 года изменить, изложив резолютивную часть решения об обязанностях Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» следующим образом.
Возложить на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» обязанность по финансированию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты взысканных сумм в пользу истцов при недостаточности денежных средств за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Опина А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи