НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 08.04.2020 № 2А-6274/19

Председательствующий по делу Дело №33а-1253/2020 судья Епифанцева С.Ю. (1-я инст. 2а-6274/2019)

Уникальный идентификатор дела 75RS0001-01-2016-002905-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.,

судей Каверина С.А. и Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Назарчук О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 08 апреля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите (далее – Межрайонная ИФНС России №2 по г. Чите) к Остроумову А. А. о взыскании страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

по апелляционной жалобе административного ответчика Остроумова А.А.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 27 декабря 2019 года, которым административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите удовлетворен, с Остроумова А. А. взыскана в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 2017 года в размере 165,19 рублей, в доход местного бюджета - государственная пошлина в сумме 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Бурака М.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

24 февраля 2016 года Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с 01 апреля 2014 года Остроумов А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако начисленные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование своевременно и в полном объеме не уплатил, в связи с чем была начислена пени. 09 июля 2015 года административному ответчику направлено требование об уплате недоимки, которое в установленный срок не исполнено, задолженность в добровольном порядке не оплачена. Просил взыскать с Остроумова А.А. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 89146,55 рублей, в том числе на страховую часть пенсии – 81 203,19 рублей, пени 7943,36 рублей; а также пени на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 165,19 рублей для перечисления в соответствующий бюджет (л.д. 2-3).

Решением Центрального районного суда г. Читы от 28 марта 2016 года административное исковое заявление УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) удовлетворено, с Остроумова А.А. в пользу УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) взыскана задолженность по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в сумме 89146,55 рублей, в том числе на страховую часть пенсии – 81203,19 рублей, пени 7943,36 рублей; на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования пени в сумме 165,19 рублей, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2879,35 рублей (л.д. 30-31).

Определением Центрального районного суда г. Читы от 14 декабря 2018 года произведена замена взыскателя УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на Межрайонную ИФНС России №2 по г. Чите (л.д. 53).

14 июня 2019 года административным ответчиком Остроумовым А.А. подана апелляционная жалоба на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 марта 2016 года с заявлением о восстановлении пропущенного срока на апелляционное обжалование (л.д. 60-65, 68-70)

Определением Центрального районного суда г. Читы от 17 июля 2019 года административному ответчику Остроумову А.А. восстановлен пропущенный срок на обжалование решения суда от 28 марта 2016 года (л.д.78-79).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 года решение Центрального районного суда г.Читы от 28 марта 2016 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.107-112).

В ходе рассмотрения дела определением Центрального районного суда г. Читы от 16 октября 2019 года произведена замена административного истца УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на Межрайонную ИФНС России №2 по г. Чите, УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д.135-138).

В связи с отказом административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по г. Чите от административных исковых требований в части взыскания с Остроумова А.А. сумм в размере 81 203,32 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии до 01 января 2017 года, а также в размере 7 943,36 рублей - пени по страховым взносам на выплату страховой пенсии определением Центрального районного суда г.Читы от 27 декабря 2019 года производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 205-206).

Административные исковые требования в остальной части уточнены, в соответствии с ними Межрайонная ИФНС № 2 по г. Чите просила взыскать с Остроумова А.А. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 2017 года в размере 165,19 рублей (л.д. 172).

Судом принято вышеприведенное решение (л.д. 209-215).

В апелляционной жалобе административный ответчик Остроумов А.А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать, в обоснование ссылаясь на то, что сумма пени на обязательное медицинское страхование подлежит списанию в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» как возникшая до 01 января 2017 года, а также указывая на неправильность произведенного расчета суммы пени, на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с иском и его незаконное восстановление судом в отсутствие оснований для этого (л.д. 220-225).

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по г.Чите, заинтересованное лицо УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в суде апелляционной инстанции не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик Остроумов А.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

По мнению судебной коллегии такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия административного истца по начислению пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование соответствуют требованиям законодательства и пришел к выводу о том, что указанная сумма пени не может быть признана безнадежной к взысканию, при этом пропущенный административным истцом срок для обращения в суд с настоящим иском подлежит восстановлению.

С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не отвечают требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 06 октября 2003 года по 01 сентября 2014 года Остроумов А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с требованиями законодательства обязан уплачивать налоги, сборы, а также страховые взносы во внебюджетные фонды.

09 июля 2015 года Остроумов А.А. представил в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2014 год, согласно которому у Остроумова А.А. имелась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 460,93 рублей (л.д.9), в связи с чем ему была начислена пени в размере 165,19 рублей.

09 июля 2015 года в адрес Остроумова А.А. было направлено требование об уплате в срок до 28 июля 2015 года, в том числе, указанной суммы пени (л.д.10).

Согласно части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

На момент возникновения в оспариваемый период у административного истца обязанности по уплате страховых взносов, отношения связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон от 03 июля 2016 года №250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).

Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исходя из дословного толкования и смысла вышеприведенных положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ и статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы в пределах размера, установленного частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.

Начисленная Остроумову А.А. задолженность за периоды, истекшие до 01 января 2017 года не превышает размера, установленного частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные Остроумовым А.А. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки), а также соответствующие пени и штрафы за период по 31 декабря 2016 года в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ.

Кроме того, в силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

Согласно части 5.5 статьи 19 указанного закона заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Приведенные положения статьи 19 в силу ее части 15 применялись также при взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных названным федеральным законом.

Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов не влияет на исчисление сроков по взысканию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых орган контроля за уплатой страховых взносов вправе принять меры, направленные на взыскание страховых взносов в судебном порядке.

При этом лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями части 4 статьи 289 КАС РФ должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.

Исходя из приведенных норм, принимая во внимание, что требованием срок уплаты страховых взносов определен до 28 июля 2015 года, срок для обращения в суд с соответствующим иском начал течь 29 июля 2015 года и истек 28 января 2016 года.

Сведений об обращении административного истца с заявлением о выдаче судебного приказа материалы дела не содержат. Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором содержалось требование о восстановлении срока на подачу указанного заявления, лишь 24 февраля 2016 года, то есть по истечении установленного законном шестимесячного срока.

В качестве основания для восстановления срока административным истцом указано на: отсутствие у первоначального взыскателя УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) сведений о доходах страхователя, получение данных сведений частями по запросу от налогового органа ввиду отсутствия порядка передачи сведений и программного обеспечения для обмена данными в электронном виде только 13 марта 2015 года, 29 апреля 2015 гола и 16 июня 2015 года; некорректную работу программного обеспечения; отсутствие запланированного финансирования для оплаты дополнительного объема почтовых услуг на отправку заказной почтовой корреспонденции.

Содержащийся в решении суда первой инстанции вывод о восстановлении срока не мотивирован.

Вместе с тем, убедительных доводов и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, административным истцом представлено не было, соответственно вывод суда об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и наличии оснований для его восстановления не могут быть признаны обоснованными, обстоятельствам дела не соответствуют. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ неуплаченные Остроумовым А.А. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования пени за период по 31 декабря 2016 года подлежат списанию, и учитывая, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд административный истец уже утратил право на принудительное взыскание пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления о взыскании с Остроумова А.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, и судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, что согласно пунктам 3, 4 части 2 статьи 310, пункту 2 статьи 309 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 27 декабря 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите к Остроумову А. А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование отказать.

Председательствующий

Судьи