Председательствующий по делу Дело № 33-5575/2017
судья Лоншакова Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Подшивалова Н.С.
судей краевого суда Комковой С.В., Погореловой Е.А.
при секретаре Галицкой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 7 декабря 2017 года гражданское дело по иску Митупова М.Х. к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о включении в стаж государственной гражданской службы периодов трудовой деятельности для назначения пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе представителя истца Дряевой Л.В.
на решение Центрального районного суда города Читы от 22 августа 2017 года, которым постановлено: заявленные требования Митупова М.Х. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи краевого суда Подшиваловой Н.С., судебная коллегия
установила:
Митупов М.Х. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. В связи с выходом на пенсию по старости, 30 марта 2015 года он был уволен с государственной гражданской службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, в котором стаж работы составил 10 лет 04 месяца 15 дней. При обращении в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в назначении пенсии за выслугу лет как государственному служащему Забайкальского края ему было отказано по причине того, что на территории Забайкальского края включение в стаж государственной службы иных периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях не предусмотрено. Полагая свои права нарушенными, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика включить в стаж государственной гражданской службы периоды его работы в должности <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>, в должности <данные изъяты> Чернышевского района с 04.01.2000 г. по 13.11.2004 г. года, а также обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края назначить пенсию за выслугу лет как государственному служащему Забайкальского края с даты обращения с 16 мая 2016 года (л.д.4-7, 82-83).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.111-116).
Не согласившись с решением суда, представитель истца Митупова М.Х. – Дряева Л.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что судом не правильно толкуются нормы материального права. На дату прекращения его трудовых правоотношений, 30 марта 2015 года, с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, Постановление Губернатора Забайкальского края от 10 июня 2015 года № 57, на которое ссылается ответчик, еще не было принято. В период прекращения его трудовых отношений действовал Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 года № 1648н, в соответствии с которым, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды работы на предприятиях, учреждениях, организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы. Периоды работы в указанных должностях не должны превышать 5 лет. Период его работы в <данные изъяты> с 04.01.2000 г. по 13.11.2004 г. составляет 04 года 10 месяцев 10 дней, то есть составляет менее 5 лет. Указанный период работы был необходим для получения опыта работы по животноводству для дальнейшей работы в должности <данные изъяты>, поэтому должен подлежать зачету в стаж. Период работы в должности <данные изъяты> с 08.04.1988 г. по 31.12.1990 г. также должен быть засчитан в стаж государственной гражданской службы, поскольку трудовые отношения истца заключались с Чернышевским райкомом КПСС, оплата заработной платы производилась также Чернышевским райкомом КПСС (л.д.118-119).
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в суд апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав истца Митупова М.Х., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Митупов М.Х.<Дата> года рождения 16.05.2016 г. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. № 145-ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края».
По результатам рассмотрения заявления Митупова М.Х., решением комиссии по пенсионным вопросам Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края) в назначении указанного вида пенсии Митупову М.Х. отказано в связи с недостаточностью принятого стажа государственной гражданской службы.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по пенсионным вопросам № от 19.05.2016 г. стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет Митупова М.Х. засчитан период работы с 15.11.2004 г. по 30.03.2015 г. в должности <данные изъяты> в общем количестве 10 лет 04 месяца 15 дней, что не является достаточным для назначения пенсии за выслугу лет.
При этом, как следует из указанной выписки, в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет истца Митупова М.Х. не были засчитаны периоды работы в должности <данные изъяты> с 08.04.1988 г. по 31.12.1990 г., а также в должности <данные изъяты> с 04.01.2000 г. по 13.11.2004 г.
Условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края определены статьей 2 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. № 145-ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края».
В редакции закона, действующей до 19.12.2016 г. в статье 2 содержалось следующее: государственные гражданские служащие Забайкальского края при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности государственной гражданской службы Забайкальского края не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.06.2015 г. № 280 утвержден Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края периодов службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях.
В соответствии с п.2 названного Порядка, в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях, предусмотренных Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края (далее - Перечень должностей).
Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 10.06.2015 г. № 57, в качестве должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края предусмотрены должности в ЦК КПСС, ЦК компартии союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до 14 марта 1990 года ( дня введения в действие новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), за исключением должностей в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Согласно записей в трудовой книжке истца Митупова М.Х., архивных справок ГКУ «Государственный архив Забайкальского края» от 12.05.2016 г. № М-694, в период с 08.04.1988 г. по 31.12.1990 г. он работал в должности <данные изъяты> (л.д. 68-78, 92).
Работа истца в должности секретаря в спорный период протекала в парткоме предприятия, в связи с чем, спорный период работы истца с 08.04.1988 г. по 31.12.1990 г. обоснованно не был засчитан ответчиком в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Обстоятельство осуществления приема на работу и увольнения, а также выплаты истцу заработной платы в спорный период работы в Чернышевском райкоме КПСС, в данном случае правового значения не несет, поскольку вышеприведенным Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края, утвержденным Постановлением Губернатора Забайкальского края от 10.06.2015 г. № 57 в стаж для назначения пенсии за выслугу лет как государственному служащему Забайкальского края подлежат включению периоды работы в должностях только при райкомах КПСС. На лиц, работавших в парткомах предприятий, учреждений, организации (а в данном случае, истец работал в парткоме предприятия), несмотря на то, что данные парткомы входили в структуру райкомов КПСС, данное правило не распространяется.
Таким образом, судом обоснованно отказано в удовлетворении требований истца о включении периода работы с 08.04.1988 г. по 31.12.1990 г. в стаж дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как государственному служащему Забайкальского края.
Обоснованным является вывод суда о правомерности отказа ответчика о включении в указанный стаж периода работы истца с 04.01.2000 г. по 13.11.2004 г.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что в указанный период истец работал в должности председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Байгульский» (далее СПК «Байгульский»).
Обращаясь в суд с иском, истец просил обязать ответчика засчитать спорный период работы в кооперативе в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как государственному служащему Забайкальского края как иные периоды деятельности, предусмотренные для включения в подсчет стажа для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1648н. При этом, истец указывал, что зачет названного периода в соответствии с приведенным Порядком возможен с учетом действующей на момент его увольнения положении ст.6 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. № 145-ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края». В жалобе истец указал, что в данный период он осуществлял работы по животноводству, и полученный им опыт, в дальнейшем, был применен в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
С данным утверждением истца нельзя согласиться ввиду следующего.
Статьей 6 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. № 145- ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края» в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет предусмотрено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края включаются в порядке, установленном Правительством Забайкальского края, периоды службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях, определяемых постановлением Губернатора Забайкальского края.
Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края № 57 от 10.06.2015 г. включение так называемых «иных периодов», то есть должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание которых были необходимы государственным гражданским служащим Забайкальского края для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы Забайкальского края, не предусмотрено.
Статьей 6 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. № 145- ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края» в редакции, действующей до вступления в силу Закона Забайкальского края от 31.03.2015 г. № 1138-ЗЗК « О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края» предусмотрено установление стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Статьей 19 Федерального закона от 18.07.2009 № 187-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Пунктом 20 данного Перечня предусмотрены для включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Возможность включения указанных периодов в подсчет стажа за выслугу лет федеральных государственных служащих предусмотрена Порядком подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1648н.
Как указано выше, с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему Забайкальского края истец Митупов М.Х. обратился в Министерство труда социальной защиты населения Забайкальского края 16.05.2016 г. На дату обращения с указанным заявлением в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 10.06.2015 г. № 57 оснований для включения «иных периодов» службы (работы) не имелось. То обстоятельство, что на момент увольнения истца с должности государственной гражданской службы Забайкальского края (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края) в мае 2015 года действовала иная редакция статьи 6 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 г. № 145 - ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края», предусматривающая включение спорного периода работы в соответствии с Перечнем должностей, периоды работы службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1141 от 20.09.2010 г., в данном случае какого –либо правового значения не несет, поскольку оценка прав на получение пенсии за выслугу лет производиться по нормам законодательства, действующим на момент обращения. В рассматриваемом случае, нормами регионального законодательства, действующими на момент обращения истца в уполномоченный орган, возможность зачета спорного периода не была предусмотрена, возможность руководствоваться нормами, касающимися назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих на указанный момент также была ограничена.
Пунктом 2 постановления Губернатора Забайкальского края от 10.06.2015 г. № 57 установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего постановления были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим Забайкальского края в указанный стаж.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.06.2015 г. № 280 утвержден Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края периодов работы (службы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях.
Пунктом 3 названного Порядка, включение в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей по заявлению государственного гражданского служащего Забайкальского края при его обращении за назначением пенсии в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий назначение, перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края предусмотрено на основании заявления государственного гражданского служащего.
Как следует из материалов дела, до вступления в силу названного постановления, спорный период работы истца в <данные изъяты> в установленном порядке, не был засчитан в стаж государственного гражданского служащего Забайкальского края, с соответствующим заявлением в уполномоченный орган – Министерство труда и социальной защиты населении Забайкальского края истец не обращался, в связи с чем, оснований для зачета спорного периода в требуемый истцом стаж не имеется.
Более того, по представленным в материалы дела документам в период работы в <данные изъяты> истцом осуществлялись функции руководителя указанного отдела (согласно функциональных обязанностей: курирование предприятий, рабочее взаимодействие с органами государственной власти, муниципальных образований, районов, местного самоуправления по вопросам животноводства, руководство секцией животноводства и научно-технического Совета, проведение планерных совещаний, разработка штатного расписания отдела, должностных окладов, премирования, проведение аттестации специалистов), тогда как в спорный период истцом осуществлялось руководство производством. Согласно устава, кооператив «Байгульский» осуществлял производство и переработку сельскохозяйственной продукции, растениеводство, животноводство. Данных о том, что приобретенный истцом опыт и полученные им знания в должности руководителя сельскохозяйственного кооператива, в последующем, были применены в период работы в Министерстве, в деле не имеется, по представленным документам, исходя из наличия только лишь функциональных обязанностей истца в период работы в Министерстве, такой вывод сделать нельзя.
Наличие информации в аттестационном листе истца Митупова М.Х. от 29.11.2005 г. о работе по направлению «иммуногенетика животных» соотнести с возможностью приобретенного опыта в периоды работы в кооперативе не представляется возможным, поскольку материалы дела об осуществлении работ в данном направлении кооперативом не содержат.
При изложенных обстоятельствах, судом верно сделан вывод о необоснованности заявленных требований истца о включении спорных периодов работы в стаж государственной гражданской службы Забайкальского края.
В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от 22 августа 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Подшивалова
Судьи С.В. Комкова
Е.А. Погорелова