Председательствующий по делусудья Судовцев А.С. | Дело № 33-1914/2023(дело в суде первой инстанции № 2-158/2023)УИД 75RS0008-01-2022-001728-84 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей Чайкиной Е.В., Радюк С.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Муратовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 7 сентября 2023 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 1 февраля 2023 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности, взыскании недоплаты к пенсии, отказать».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с <Дата> г. является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы до 1 января 2015 г. рассчитана пенсионным органом равной <данные изъяты> балла, за периоды после 1 января 2015 г. - <данные изъяты> балла. При этом не учтены баллы, заработанные за 2017 год, январь-февраль 2018 года. В 2018 году был произведен перерасчет за 2017 год, при этом баллы, заработанные за период с 1 января 2018 г. по 5 марта 2018 г. в перерасчет включены не были. Сумма недоплаты к пенсии за период с <Дата> г. составила <данные изъяты> рублей. 25 августа 2022 г. истом подано заявление о прекращении выплаты пенсии. За сентябрь 2022 г. пенсия не выплачивалась. 24 сентября 2022 г. подано заявление о возобновлении выплаты пенсии. С указанного периода, по мнению истца, размер пенсии должен быть рассчитан заново с новым актуальным значением стоимости пенсионного коэффициента на 1 октября 2022 г. Просила суд взыскать с ответчика невыплаченную пенсию за период с <данные изъяты><Дата> г. в сумме <данные изъяты> рублей, обязать ответчика начислять и выплачивать пенсию с <Дата> г. в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 4-10).
Определением суда от 9 января 2023 г., занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (л.д. 108 оборот).
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 1 февраля 2023 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано (л.д. 118-124).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец ФИО1 просит постановленное решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что документы для расчета пенсии за 2017 год страхователем были сданы своевременно, в связи с чем у пенсионного органа имелись все необходимые данные для осуществления перерасчета, что подтверждается ответом от 30.01.2023. Указывает, что судом при разрешении заявленных требований не учтено, что за период с <Дата> формировались пенсионные накопления, за период с <Дата> пенсионные накопления не формировались за счет страховых взносов, в связи с чем пенсионный орган применил к истцу, как к работающему пенсионеру, ограничение в 3 балла, несмотря на то, что за указанный период заработано 5,624 балла (л.д. 130-131).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность приведенных в жалобе доводов (л.д. 133-134).
Стороны, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Такого характера нарушения судом первой инстанции допущены не были.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с <Дата> г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, установленной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По состоянию на <Дата> размер выплачиваемой ФИО1 с учетом норм ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсии составлял <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. составляла страховая пенсия по старости и <данные изъяты> руб. повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом нахождения на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи.
С <Дата> по нормам п.3 ч.1 ст. 18 Федерального закона ФИО1 произведен перерасчет размера пенсии по страховым взносам за период работы с 01<Дата>. При перерасчете начислено максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3,0. Размер пенсии после произведенного перерасчета с <Дата> составил <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты>, 60 руб. страховая пенсия по старости, <данные изъяты> руб. повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом нахождения на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи.
С <Дата> по нормам п.3 ч.1 ст. 18 Федерального закона ФИО1 произведен перерасчет размера пенсии по страховым взносам за период работы с <Дата>. При перерасчете начислено максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3,0. Размер пенсии после произведенного перерасчета с <Дата> составил <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты>, 07 руб. страховая пенсия по старости (надбавка за иждивенца снята с <Дата> в связи с окончанием дочерью ФИО1 обучения в образовательном учреждении).
Аналогичные перерасчеты произведены с <Дата>, а также с <Дата>. Размер пенсии с <Дата> составил <данные изъяты> руб., из которого <данные изъяты> руб. составила страховая пенсия по старости, <данные изъяты> руб. фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
Из материалов дела также следует, что <Дата> г. ФИО1 в пенсионный орган подано заявление об отказе от получения назначенной пенсии, в связи с чем, выплата установленной страховой пенсии по старости с <Дата> г. была прекращена.
Заявление о назначении страховой пенсии подано ФИО1 <Дата> г., в связи с чем с <Дата> г. произведено восстановление выплаты пенсии.
Как установлено в ходе рассмотрения дела из письменных пояснений представителя ответчика, а также пояснений специалиста отдела организации назначения пенсии Управления установления пенсии ОПФР Г., данных в суде апелляционной инстанции, перерасчет пенсии ФИО1 с учетом страховых взносов, уплаченных работодателем за период с <Дата> произведен с <Дата>.
Не согласившись с размером пенсии, определенной ответчиком по состоянию на <Дата> истица обратилась в суд с настоящим иском, указывая на то, что размер пенсии с указанной даты должен был быть увеличен ответчиком с учетом страховых взносов оплаченных за период с <Дата>.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований истца о перерасчете размера пенсии с учетом всех страховых взносов, поступивших на ее индивидуальный лицевой счет за 2018 г., в том числе в первом квартале 2018 г. за период с даты назначения пенсии и до <Дата> суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из правильности произведенного ответчиком расчета страховой пенсии по старости. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом доначисления страховых взносов за первый квартал 2018 г. с даты назначения пенсии.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 3 части 2 названной статьи, в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пению, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении производится ее перерасчет. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 4 статьи 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 1 января 2017 г. администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, на основании данных, представляемых налоговыми органами относительно уплаченных страховых взносов, территориальный пенсионный орган осуществляет перерасчет размера страховой пенсии с 1 августа.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, при назначении истцу страховой пенсии по старости с <Дата> г. сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с <Дата> г. не были отражены на индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, исчислить размер пенсии с <Дата> г. с учетом страховых взносов за период с <Дата> г. не представилось возможным. В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 августа 2019 г. пенсионным органом произведен перерасчет пенсии с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за 2018 год.
С учетом вышеприведенных норм права, с 1 января 2017 г., администратором страховых взносов являются налоговые органы, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 423, пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. N 766н, страховые взносы, с учетом которых формируется пенсионный капитал, считаются учтенными в системе индивидуального (персонифицированного) учета только после внесения сведений о них на лицевые счета застрахованных лиц, то есть страховые взносы за расчетный период (текущий год), уплаченные плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, отражаются на лицевом счете застрахованного лица лишь в следующем году, то есть в срок до 1 августа года, следующего за истекшим календарным годом.
Таким образом, поскольку при назначении истцу страховой пенсии по старости в <Дата> г. сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2018 г. отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, пенсионным органом обоснованно произведен расчет и начисление пенсии с учетом платежей за 1 квартал 2018 г. в августе 2019 г.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы истца о необоснованном исчислении размера пенсии по состоянию на 1 августа 2018 г., производстве перерасчета пенсии являются необоснованными.
Также необоснованной является ссылка истца на положения части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку данная норма подлежит применению в случае подачи страхователем сведений, которые не были отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица относительно периодов работы и иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, в то время как положения пункта 3 части 2 статьи 18 указанного Федерального закона подлежат применению в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за счет страховых взносов, которые на момент назначения пенсии не поступили в территориальный пенсионный орган.
Доводы истца, касающиеся необоснованного определения пенсионным органом размера пенсии после восстановления выплаты с 1 октября 2022 г. также подлежат отклонению.
Как указано выше, <Дата> г., являясь работающим пенсионером, ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением об отказе от получения назначенной пенсии.
На основании указанного заявления выплата страховой пенсии по старости ФИО1 прекращена и не выплачивалась с <Дата> г.
<Дата> г. ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о восстановлении выплаты пенсии.
На основании указанного заявления выплата страховой пенсии по старости ФИО1 восстановлена, страховая пенсия по старости назначена в прежнем размере, как работающему пенсионеру, без учета вновь приобретенного страхового стажа и соответствующего этому увеличения размера пенсионных коэффициентов и их стоимости и размера фиксированной выплаты.
Обращаясь с иском в суд, истец ссылалась на то, что при восстановлении выплаты страховой пенсии должны быть применены все действующие коэффициенты, в том числе и коэффициенты индексации.
Разрешая исковые требования ФИО1, суд первой инстанции установив, что ФИО1 работала при назначении пенсии впервые и не прекратила работать на момент повторного обращения за пенсией <Дата> г., пришел к выводу, что пенсионным органом при возобновлении выплаты страховой пенсии с учетом ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона "О страховых пенсиях" правомерно установлен прежний размер страховой пенсии, исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты и отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия оснований не согласиться с приведенными выводами суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 4 ст. 5 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документам (части 1 и 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" восстановление выплаты страховой пенсии производится при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
По желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь (ч. 5 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 6 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с <данные изъяты> января 2015 года.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что восстановление права на получение пенсии определяется заново, в порядке, который предусмотрен для назначения данного вида пенсии (в данном случае по старости), то есть, начиная с первого дня обращения за ее получением, с учетом новых периодов, прошедших с момента прекращения ранее назначенной пенсии.
При этом, сумма ИПК за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые, учитывается только в том случае, если в это время пенсионер не получал выплату пенсии по старости.
Особенности выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности установлены ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Частью 1 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Руководствуясь приведенными нормами пенсионного законодательства, регулирующими основания, порядок и условия назначения страховой пенсии по старости, исходя из того, что ФИО1 работала при назначении пенсии впервые и не прекратила работать на момент повторного обращения за пенсией <Дата> г., суды первой инстанций пришел к правильному выводу о том, что при восстановлении выплаты ФИО1 страховой пенсии пенсионным органом обоснованно применены положения ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы истца о том, что п. 2 ч. 15, ч. 17 ст. 15, части 4, 5 ст. 16, части 4, 6 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" не содержат положений, предусматривающих, что перерасчет пенсии производится работающему пенсионеру только в случае его увольнения; неработающим пенсионерам нет необходимости отказываться от страховой пенсии, поскольку ее перерасчет (индексация) осуществляется ежегодно без подачи каких-либо заявлений, в связи с чем, по ее мнению, отказаться от страховой пенсии может только работающий пенсионер, следовательно пенсионный орган необоснованно при принятии решения о выплате пенсии применил положения ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 1139-О, в действующей правовой системе Российской Федерации граждане, продолжающие после назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней осуществлять трудовую деятельность и, следовательно, не утрачивающие заработок, сохраняют статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и продолжают формировать свои пенсионные права. Сохранение за ними права на получение пенсии в период дальнейшего осуществления трудовой деятельности представляет собой средство реализации социальной политики, определяемой с учетом задач государства и социально-экономических условий на конкретном историческом этапе. Использование такого средства направлено на поддержание социально приемлемого уровня жизни лиц пожилого возраста, удовлетворение жизненных потребностей пенсионеров с учетом реального уровня зарплат и пенсий и стандарта потребления, гарантирование максимально безболезненного перехода к обеспечению необходимого объема потребления пенсионера на основе исключительно социальных выплат, в том числе пенсии как основного финансового источника (средства) их существования.
Прекращение или продолжение лицом после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней работы и (или) иной деятельности, в период которой такое лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, может выступать в качестве критерия дифференциации при определении порядка предоставления данных видов обязательного страхового обеспечения.
Для пенсионеров по старости, продолжающих после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" был предусмотрен такой порядок выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (в том числе полученных в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона), при котором указанные суммы выплачивались без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Однако после прекращения пенсионером трудовой деятельности пенсия выплачивается с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ, ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Вводя такое правовое регулирование, законодатель, исходи из того, что такая категория граждан, как работающие пенсионеры, - в отличие от получателей пенсий, прекративших работу, - продолжая осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, после достижения пенсионного возраста, продолжают формировать свои пенсионные права. В частности, для них предусмотрен ежегодный перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении (п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда. Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии.
Таким образом, приведенное правовое регулирование, предполагающее основанную на объективных критериях дифференциацию порядка выплаты обязательного страхового обеспечения, было осуществлено в пределах имевшейся у законодателя на соответствующий период дискреции с учетом, в частности, динамики развития пенсионного законодательства. Нет оснований считать, что такое регулирование само по себе нарушает право на социальное обеспечение по возрасту, а также затрагивает конституционно обусловленные основы механизма его реализации, по крайней мере в том виде, как они были установлены до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (п. 3.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 1139-О).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истец после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней не прекратила работу, как на момент прекращения выплаты пенсии, так и на момент возобновления ее выплаты являлась лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, суд первой инстанций пришел к правомерным выводам об обоснованности применения пенсионным органом положений ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В данном случае отказ ответчика от проведения индексации является обоснованным и не нарушает права истца.
Вопреки доводам, изложенным в жалобе, выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленного судебного актов, либо опровергали выводы суда.
Само по себе несогласие, выраженное в жалобе с выводами суда первой, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судебной коллегией не установлено.
Поскольку судом закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ГПК РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 1 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Борзинский городской суд Забайкальского края.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 октября 2023 г.
Председательствующий Н.С. Подшивалова
Судьи Е.В. Чайкина
С.Ю. Радюк