НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 06.10.2022 № 2-331/2022

Председательствующий по делусудья Воротникова Н.И.

Дело № 33-3290/2022(дело в суде первой инстанции № 2-331/2022)УИД 75RS0024-01-2022-000584-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Малолыченко С.В.,

судей Казакевич Ю.А., Подшиваловой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Питавой Д.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 октября 2022 г. гражданское дело по иску Приходько В. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОПФР по Забайкальскому краю Наседкиной В.Г.

на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования Приходько В. А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю включить в трудовой страховой стаж Приходько В. А., родившегося <Дата> в <адрес> (СНИЛС ), период его работы в <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>,а также произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с учетом включения указанного периода в страховой трудовой стаж с даты назначения пенсии (<Дата>).

В удовлетворении требований о возмещении судебных расходов отказать».

Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приходько В.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в <Дата> г. обратился в УПФР в г. Шилке с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, которая была назначена без учета периода работы в <данные изъяты> с <Дата> по <Дата> ввиду отсутствия в трудовой книжке печати работодателя. С учетом уточнений истец просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж период работы с <Дата> г., произвести перерасчет размера пенсии с <Дата> г., взыскать с ответчика судебные расходы в размере 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (т. 1 л.д. 5-10, 22-23).

Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2022 г. исковые требования Приходько В.А. удовлетворены (т. 1 л.д.63-69).

В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Забайкальскому краю по доверенности Наседкина В.Г. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что в трудовой книжке истца после записи об увольнении из Букачачинского автоотряда отсутствует печать организации и подпись уполномоченного лица. Обращает внимание, что размер страховой пенсии истца определен пенсионным органом в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства на основании данных о страховом стаже, заработной плате и сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имевшихся в распоряжении территориального органа пенсионного фонда. Ссылаясь на положения ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, положения Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 19.01.2016 № 14н, указывает, что у суда не имелось оснований для перерасчета размера пенсии с даты ее назначения. В данном случае перерасчет должен осуществляться применительно не к дате первоначального обращения, а к дате обращения за перерасчетом после вступления решения суда в законную силу (т. 2 л.д. 76).

Стороны, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Частью 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Абзацем 3 пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

Исходя из содержания названных норм, подсчет стажа граждан при решении вопроса назначения страховой пенсии производится пенсионным органом до даты обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Частью 8, 9 названной статьи определено, что в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.01.2016 № 14н, утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсии, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 04.02.2019 №54н).

Пунктом 13 Административного регламента предусмотрено, что рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 64 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы (пункт 64 Регламента).

Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п. (ред. от 23.09.2020).

Частью 3 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (в редакции на дату спорных правоотношений), в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Таким образом, нормативно-правовыми актами, действующими как на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии по старости, так и в настоящее время предусмотрено, что пенсионный фонд в силу своих полномочий дает разъяснения, какие документы при обращении с заявлением о назначении пенсии будущий пенсионер может представить дополнительно, а также оказывает содействие в предоставлении таких документов.

Из материалов дела следует, что истец Приходько В. А.<Дата> обратился в УПФР в Чернышевском районе Забайкальского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации ».

Решением заведующего отделом УПФР по Чернышевскому району Забайкальского края от <Дата> Приходько В.А. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» с <Дата>.

Из материалов пенсионного дела следует, что решение о назначении Приходько В.А. пенсии по старости пенсионным органом было принято в том числе с учетом заявлений истца от <Дата> о назначении пенсии по имеющимся документам, без учета периода работы в <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>.

Как установлено в ходе рассмотрения дела основанием для исключения пенсионным органом данного периода работы истца из подсчета страхового стажа послужили допущенные работодателем <данные изъяты> нарушения при внесении записи о периоде работы истца с <Дата> по <Дата> в трудовую книжку. Запись о реорганизации <данные изъяты>» от <Дата> в трудовой книжке не заверена подписью руководителя организации, а также печатью организации.

Из материалов дела следует, что ОГУ «Государственный архив документов по личному составу Иркутской области» в <Дата> г. в адрес пенсионного органа выдана справка, подтверждающая работу истца в <данные изъяты>» в период с <Дата> г., а также с <Дата><Дата> г.

В справке указано, что лицевые счета по заработной плате работников <данные изъяты> за <Дата> г. на хранение в архив не сданы.

В связи с этим, на основании заявления Приходько В.А. от <Дата> ОПФР в Чернышевском районе Забайкальского края произведен перерасчет размера пенсии с учетом данных вышеуказанной справки.

При этом, в связи с отсутствием в справке сведений о заработной плате истца за период с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> указанные периоды исключены из подсчета страхового стажа.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, сославшись на положения ч.1 ст.4, ст.14 Федерального закона № 400-Фз от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии», пришел к выводу, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт работы истца в спорные периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в <данные изъяты>», в связи с чем данные периоды подлежат включению в страховой стаж.

Данные выводы суда являются правильными.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 11 названных Правил определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктами 37, 38 Правил предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ)

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, применявшейся до 30 ноября 2003 г., предусматривалось, что при внесении записей о приеме на работу (переводе, увольнении) в трудовую книжку, указывается основание, то есть приказ руководителя, его номер и дата.

Согласно пункту 4.1 Инструкции, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Пунктом 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 предусмотрено, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Анализ названных норм позволяет сделать вывод о том, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника до его регистрации в качестве застрахованного лица является трудовая книжка. В случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, для подтверждения трудовой деятельности работника могут быть приняты иные документы (выписки из приказов, лицевых счетов, справки и т.д.). При утрате данных документов, страховой стаж может быть подтвержден показаниями свидетелей, знавших работника по совместной работе.

Согласно записям трудовой книжки, <Дата> Приходько В.А. был принят на работу <данные изъяты>», <Дата> ему присвоен <данные изъяты>, <Дата><данные изъяты>, <Дата> в связи с реорганизацией <данные изъяты> Приходько В.А. переведен в <данные изъяты>».

Все записи в трудовой книжке Приходько В.А. о периоде работы в <данные изъяты>» внесены в хронологическом порядке со ссылкой на соответствующие приказы. Исправлений не содержат.

На основании приказа от <Дата> в раздел «Сведения о поощрениях и награждениях» согласно записи от <Дата> трудовой книжки Приходько В.А. внесена информация об объявлении благодарности, согласно записи от <Дата> Приходько В.А. награжден ценным подарком. При этом, запись от <Дата> заверена начальником К., а запись от <Дата> - печатью <данные изъяты>.

Данное, с учетом того, что в справке о заработной плате ОГУ «Государственный архив документов по личному составу Иркутской области» содержатся сведения о нахождении на хранении архива по <данные изъяты> документов не в полном объеме позволяло пенсионному фонду, после получения справки о заработной плате истца из архива и рассмотрении заявления о перерасчете пенсии от <Дата> решить вопрос о включении периода работы с <Дата> по <Дата> в страховой стаж в полном объеме.

Обязательного условия о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж только при подтверждении факта получения заработной платы работником действующее законодательство в отношении спорных периодов не содержит. Таким образом, допущенные работодателем нарушения при оформлении записей в трудовой книжке истца, даже при отсутствии данных о сохранности приказов о его приеме, переводах и увольнении с работы не должны умалять пенсионные права истца.

Приходя к выводу о возможности включения периодов работы истца в страховой стаж, суд первой инстанции обоснованно сослался на показания С., С.., знавших истца по совместной работе в <данные изъяты>, на сведения о поощрениях истца, внесенные в трудовую книжку за <Дата> г., а также сведения о переводе истца в период работы в <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>, о производстве доплат по должности <данные изъяты> за классность (2 класс) и оплаты за участие в учебных сборах в <Дата> г., приведенные в архивной справке ОГКУ «Государственный архив Иркутской области».

С учетом положений закона в целях оказания истцу содействия в истребовании недостающих документов у пенсионного фонда не имелось препятствий для истребования таких документов из архивного учреждения, даче истцу разъяснений о необходимости обеспечить явку свидетелей, знавших его по совместной работе, а соответственно, и решить вопрос о включении периода работы с <Дата> по <Дата> в страховой стаж в полном объеме.

Вместе с тем, пенсионное дело таких разъяснений по состоянию на <Дата> г. не содержит.

Однако, учитывая, что своим заявлением от <Дата> истец просил назначить ему пенсию по старости без учета периода работы в <данные изъяты>, принимая во внимание, что справка о заработной плате истца в <данные изъяты> поступила в распоряжение пенсионного органа только в <Дата> г. с учетом полного периода работы с <Дата> по <Дата> пенсия истцу могла быть пересчитана на основании заявления от <Дата>, а не в более ранние сроки.

На основании изложенного выводы суда о наличии оснований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной истцу пенсии с даты первоначального обращения, то есть с <Дата>, противоречат собранным по делам доказательствам.

Судом не учтено, что на указанную дату в распоряжении пенсионного органа имелась только трудовая книжка, записи в которой о периоде работы истца с <Дата> по <Дата>, внесены с нарушением, запись о переводе с <данные изъяты> не заверена подписью руководителя, а также печатью организации, что противоречило положениям вышеприведенной Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162. Иные документы на оценку пенсионного органа истцом представлены не были. При этом, как указано выше, истец ходатайствовал о рассмотрении вопроса о назначении пенсии без учета периода работы в <данные изъяты>, по имеющимся в пенсионном деле документам.

Согласно действующей по состоянию на дату обращения истца с заявлением о перерасчете размера пенсии ч.1 ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производился с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж, подлежало удовлетворению с <Дата>

Приведенные обстоятельства не были учтены судом при разрешении спора. Не установив, имеются ли со стороны ответчика нарушения, касающиеся подсчета страхового стажа истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по старости, суд неверно посчитал, что пенсия истца подлежит перерасчету с даты назначения пенсии по старости, то есть с <Дата>.

Допущенные судом нарушения являются существенными, на что обоснованно указывается в жалобе ответчика.

Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая характер возникшего спора, то обстоятельство, пенсионный орган к моменту обращения истца с заявлением о перерасчете размера пенсии располагал всеми необходимыми документами, позволяющими включить в страховой стаж спорные периоды, в интересах истца судебная коллегия полагает возможным принятое по делу решение суда не отменять, а изменить в части даты, с которой на ответчика надлежит возложить обязанность произвести перерасчет размера пенсии, а именно возложить на ответчика указанную обязанность с <Дата>.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2022 г. частично изменить.

Изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:

«Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю включить в трудовой страховой стаж Приходько В. А., родившегося <Дата> в <адрес> (СНИЛС ), период его работы в <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>,а также произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с учетом включения указанного периода в страховой трудовой стаж с <Дата>».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 г.

Председательствующий: С.В. Малолыченко

Судьи: Ю.А. Казакевич

Н.С. Подшивалова