НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 06.07.2022 № 33А-2359/2022

Председательствующий по делу Дело № 33а-2359/2022

Судья Шестков Д.А. (номер дела в суде первой инстанции 2а-580/2022)

УИД 75RS0001-02-2021-010095-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Толстоброва А.А.

судей Пичуева В.В., Жилинского А.Г.

при секретаре Шевчук Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю к Пешковой Ю. А. о взыскании задолженности по налогам и пени

по апелляционной жалобе административного ответчика Пешковой Ю.А. на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чите (далее – Межрайонная ИФНС № 2 по г. Чите, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором ссылается на то, что Пешкова Ю.А., являясь плательщиком земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц, обязанность по их уплате за 2019 год добровольно не исполнила, за просрочку в уплате в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислены пени. Поскольку направленное в адрес Пешковой Ю.А. требование об уплате налогов и пени также не было исполнено, административный истец, с учетом уточненных административных исковых требований, просил суд взыскать с Пешковой Ю.А. сумму задолженности в размере 104 739,32 руб., а именно: задолженность по налогу на имущество с физических лиц за 2019 год в размере 103 318,29 руб., пени по налогу на имущество с физических лиц в размере 358,29 руб., пени по транспортному налогу – 1 047,06 руб., пени по земельному налогу – 15,68 руб. (л.д. 5, 73)

Определением Центрального районного суда г. Читы от 22 декабря 2021 года произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите на УФНС России по Забайкальскому краю (л.д. 36).

Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 года постановлено: административный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Пешковой Юлии Андреевны в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю задолженность по налогу на имущество в размере 103 318,29 руб., пени 358,29 руб., пени по земельному налогу 15,68 руб.

В удовлетворении требований о взыскании с Пешковой Юлии Андреевны задолженности по пени по транспортному налогу – 1 047,06 руб. отказать.

Взыскать с Пешковой Юлии Андреевны в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 3 273,85 руб. (л.д. 153-157).

В апелляционной жалобе административный ответчик Пешкова Ю.А. выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование своей позиции ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно применил к жилому объекту ставку налогообложения, предназначенную для нежилых видов объектов налогообложения. Подчеркивает, что суд вышел за пределы исковых требований, изменяя назначение и вид использования спорного объекта недвижимости, применяя назначение – нежилое на здание с кадастровым номером 75:32:020106:38 (л.д. 162-165).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФНС России по Забайкальскому краю Нерушенко Т.А. считает решение Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 года законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 185).

Заслушав пояснения административного ответчика Пешковой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца УФНС России по Забайкальскому краю Миллер Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами административного дела и требованиями закона, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Одним из таких налогов является земельный налог, относящийся к числу местных налогов.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

По общему правилу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.11.2005 № 195 «О введении земельного налога на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлены налоговые ставки в зависимости от видов разрешенного использования:

0,3 процента в отношении земельных участков:

занятых жилыми домами, общежитиями, домами для престарелых (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду);

занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

занятых отдельно стоящими индивидуальными жилыми домами усадебного типа; одно-, двухквартирными индивидуальными домами;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

0,1 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

0,4 процента в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами, подземными автостоянками для хранения автотранспорта, индивидуальными овощехранилищами;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 НК РФ.

В силу положений статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога (на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени, размер которой исчисляется в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ (пункт 1 статьи 75 НК РФ).

В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В силу абзаца 2 пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

По общему правилу, согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45), которое в силу статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Из смысла статей 72, 75 НК РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Пешкова Ю.А., являясь собственником квартир по адресам: ; малосемейного общежития по адресу: , гаража по адресу: , своевременно не исполнила обязанность по уплате налога на имущество за 2018-2019 г.г., в связи с чем образовалась задолженность в размере 103 318,29 руб. (за 2019 г.), и пени в размере 358,29 руб. (за 2018-2019 г.г.) (л.д. 21).

В собственности Пешковой Ю.А. находится автомобиль «», г.в., зарегистрированный в ГИБДД 17.05.2013 (л.д. 21). Ответчик своевременно не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за период с 2014 по 2019 г.г., в связи с чем ей начислены пени по налогу за период с 1.12.2015 по 25.06.2020 в размере 1 047,06 руб. (л.д. 16-18).

Также Пешкова Ю.А., являясь собственником земельного участка по адресу, своевременно не исполнила обязанность по уплате земельного налога за период с 2018 по 2019 г.г. в размере 934 руб. (467+467), в связи с чем ей начислены пени в размере 15,68 руб.

Задолженность по земельному налогу за 2019 год уплачена должником 6.10.2021, за 2018 год задолженность не уплачена (л.д. 44).

В адрес административного ответчика налоговым органом направлялись требования об уплате налогов и пени (л.д. 9) № 165132 по состоянию на 14.12.2020 со сроком уплаты до 22 января 2021 года (л.д. 10), № 76503 по состоянию на 26.06.2020 со сроком уплаты до 17 ноября 2020 года (л.д. 14), которые административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме исполнены не были.

26.03.2021 в отношении ответчика мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, пени, который по заявлению Пешковой Ю.А 27.08.2021 отменен, при этом задолженность на дату рассмотрении настоящего дела не погашена (л.д. 8).

Пешковой Ю.А. принадлежит 2/5 доли в праве собственности на малосемейное общежитие по адресу: , кадастровый , вид объекта недвижимости «здание», назначение «жилое», наименование объекта «малосемейное общежитие», площадь объекта 1 502,6 кв.м (л.д. 79).

Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления возможность взыскания задолженности по обязательным платежам налоговым органом не утрачена, поскольку шестимесячный срок для обращения за судебной защитой подлежал исчислению со дня следующего за днем вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Не нарушен административным истцом указанный срок и при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в части взыскания налога на имущество, пени по нему и пени по земельному налогу, поскольку такой срок, исчисленный с даты со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (17.11.2020 и 22.01.2021) истекал 17.05.2021 и 22.07.2021, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 23.03.2021. Размер налога на имущество – вышеуказанное малосемейное общежитие рассчитан исходя из кадастровой стоимости объекта на 2019 год в размере 64 289 988 руб., установленной органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и налоговой ставки 0,5 %, определенной в соответствии с п. 4 решения Думы городского округа «Город Чита» от 27.11.2014 № 71 (для прочих объектов налогообложения).

Судом констатировано, что не усматривается оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания задолженности по пени по транспортному налогу за период с 2014 по 2018 годы в сумме 1 047,06 руб. в связи с пропуском предельного срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, исчисляемого исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Вопреки изложенной в апелляционной жалобе и при ее рассмотрении позиции стороны административного ответчика, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применена к жилому объекту ставка налогообложения, предназначенная для нежилых видов объектов налогообложения, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 27.11.2014 № 71 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа «Город Чита» (редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в пункте 4 установлены следующие налоговые ставки в отношении объектов налогообложения:

0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

гаражей и машиномест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Статья 94 ЖК РФ, устанавливает, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1); под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (часть 2).

Таким образом, объект «малосемейное общежитие» относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, к нему налоговым органом обоснованно применена ставка 0,5 процента как в отношении прочих объектов налогообложения.

Ссылку жалобы на письменные разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 19.05.2020 № 03-05-04-01/40957, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанные разъяснения касаются налогообложения иных объектов - жилых домов блокированной застройки.

Иные доводы апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств дела и выводов суда не опровергают, не имеют правового значения для разрешения спора, являлись предметом оценки суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, для которой судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, оснований не усматривает.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи