Председательствующий по делу Дело № 33-868/2019
судья Еремеева Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.,
судей краевого суда Ковалевской В.В.,
Жилинского А.Г.,
при секретаре Дашицыреновой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 марта 2019 года гражданское дело по иску Прокофьева С. Б., действующего в своих интересах, в интересах несовершеннолетнего Профеовьева С.С., Прокофьевой Т. А., Прокофьевой Е. С., Прокофьевой А. С. к Администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки на оказание единовременной финансовой помощи,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края КЕС
на решение Центрального районного суда г. Читы от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Прокофьева С. Б., Прокофьева С.С., Прокофьевой Т. А., Прокофьевой Е. С., Прокофьевой А. С. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, для получения единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Прокофьевым С. Б., Прокофьевым С.С., Прокофьевой Т. А., Прокофьевой Е. С., Прокофьевой А. С. право на получение единовременной финансовой помощи в размере по 100 000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» включить Прокофьева С. Б., Прокофьева С.С., Прокофьеву Т. А., Прокофьеву Е. С., Прокофьеву А. С. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Прокофьеву С. Б., Прокофьеву С.С., Прокофьевой Т. А., Прокофьевой Е. С., Прокофьевой А. С. единовременную финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере по 100 000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что Прокофьев С.Б. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. По указанному адресу совместно с Прокофьевым С.Б. проживает его супруга Прокофьева Т.А., дети Прокофьева Е.С., Прокофьева А.С., Прокофьев С.С. В июле 2018 года указанный земельный участок и возведенный на нем дом попали в зону подтопления; в результате имущество было утрачено полностью. Администрацией городского округа истцам было отказано в принятии заявления о включении их в список граждан, нуждающихся в получении денежных выплат вследствие чрезвычайной ситуации по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства. Факт постоянного проживания истцов в спорном доме подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания на срок с 17.02.2012 по 14.02.2027, актом обследования утраченного имущества, в котором в качестве пострадавшего и членов его семьи указаны истцы, свидетельскими показаниями соседей. С учетом уточнений истцы просили установить факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. на каждого; обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной финансовой помощи в размере 100 000 руб. каждому(л.д. 4-6, 104-105).
В порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края (л.д.1-2).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 120-125).
В апелляционной жалобе представитель ответчика КЕС выражает несогласие с решением суда в части возложения обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить единовременную финансовую помощь за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации; считает, что решение суда в этой части затруднительно для исполнения и подлежит изменению. Указывает, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края не полномочно производить выплаты единовременной финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Постановлением Губернатора Забайкальского края № 45 от 9 июля 2018 года на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края возложена задача организовать работу по осуществлению единовременной выплаты финансовых средств пострадавшим гражданам. При этом выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предшествует установленная Правительством Российской Федерации процедура, в которой задействованы иные органы государственной власти и местного самоуправления; взыскание денежных средств в пользу получателей бюджетных средств производится органами федерального казначейства на основании исполнительных листов исключительно по целевому назначению в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета (л.д.131-132).
Ответчики, истцы Прокофьева Т.А., Прокофьева Е.С., Прокофьева А.С., надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, выслушав пояснения истца Прокофьева С.Б., его представителя БАМ, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Прокофьеву С.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, а также жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в котором Прокофьева Е.С., Прокофьев С.Б., Прокофьев С.С., Прокофьева А.С., Прокофьева Т.А. зарегистрированы по месту пребывания на период с 17 февраля 2012 года по 14 февраля 2027 года (л.д. 39). При этом все истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> в жилом доме, признанном заключением межведомственной комиссии № от 25 сентября 2014 года (л.д. 59) непригодным для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежащим. Вместе с истцами в указанном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства БЕА, за которым в ЕГРН и реестре объектов технического учета не значатся зарегистрированными права на объекты недвижимости.
Согласно постановлению администрации городского округа «Город Чита» «Об определении границ зон действия режима «чрезвычайной ситуации» в городском округе «Город Чита» №273 от 07.08.2018 года <адрес>, попал в зону подтопления № 2 (л.д. 25-26).
Из акта обследования от 14 июля 2018 года следует, что по адресу: <адрес> имущество в результате чрезвычайной ситуации утрачено полностью; в качестве пострадавшего указан Прокофьев С.Б., в качестве членов семьи пострадавшего - Прокофьева Т.А., Прокофьева Е.С., Прокофьев С.С., Прокофьева А.С. (л.д. 12-13).
Согласно справке администрации городского округа «Город Чита» от 12.09.2018 № П-3613 Прокофьев С.Б., Прокофьева Е.С., Прокофьев С.С., Прокофьева А.С., Прокофьева Т.А. не включены в список на оказание единовременной финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в соответствии в постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением в части порядка исполнения возложенной на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанности выплатить единовременную финансовую помощь.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федераций в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федераций в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г, д» пункта 2 Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 502, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, в сферу управления которого отнесены оказание государственной социальной помощи и социальные выплаты.
Полномочия по выплате единовременной финансовой помощи в случаях возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 502, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края не предоставлены.
Вместе с тем в соответствии с п. 10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возложена задача по организации работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> обязанности выплатить единовременную финансовую помощь за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации затруднительно для исполнения, заслуживают внимания.
Принимая во внимание отсутствие у Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате единовременной финансовой помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судебная коллегия приходит к выводу, что исполнение решения в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанности по выплате Прокофьеву С.Б., Прокофьевой Е.С., Прокофьеву С.С., Прокофьевой А.С., Прокофьевой Т.А. единовременной финансовой помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, является затруднительным, поскольку эта обязанность может быть исполнена Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края только при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с задачей, возложенной на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации».
На основании изложенного, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 29 ноября 2018 года в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обязанности изменить, изложив абзац пятый резолютивной части решения в следующей редакции:
Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края выплатить Прокофьеву С. Б., Прокофьеву С.С., Прокофьевой Т. А., Прокофьевой Е. С., Прокофьевой А. С. единовременную финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости по 100 000 руб. каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи