Председательствующий по делу Дело № 33-3205/2015
судья Сенотрусова Т.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Ануфриевой Н.В., Доржиевой Б.В.
при секретаре Сергеенко О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 5 августа 2015 года дело по искам Багяна Д.С., Марковой В.А., Солдатенко Н.И. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школе Тунгокоченского района и Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в определенном размере
по апелляционной жалобе представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Улановой Е.А.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2015 года, которым постановлено исковые требования Багяна Д.С., Марковой В.А. и Солдатенко Н.И. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школе удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школы в пользу Багяна Д.С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2015 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты> копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вершино-Дарасунской начальной общеобразовательной школы в пользу Марковой В.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2015 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты> копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вершино-Дарасунской начальной общеобразовательной школы в пользу Солдатенко Н.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2015 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты> копеек.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Багяну Д.С., Марковой В.А. и Солдатенко Н.И. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вершино-Дарасунскую начальную общеобразовательную школу в случае их недостаточности у последнего.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вершино-Дарасунскую начальную общеобразовательную школу в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы Багяну Д.С., Марковой В.А. и Солдатенко Н.И. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с 1-го числа месяца, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вершино-Дарасунской начальной общеобразовательной школы государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> копеек.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
13 апреля 2015 года Багян Д.С. обратился с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в определенном размере к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школе Тунгокоченского района (далее – МБОУ Вершино-Дарасунская СОШ), ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец работает в МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ в профессии <данные изъяты>. Размер начисленной и выплаченной заработной платы Багяна Д.С. за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достигает минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного Федеральным законом, что нарушает гарантированное трудовым законодательством право истца на повышенный размер оплаты труда. С учетом изложенного Багян Д.С. просил суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в размере <данные изъяты> руб., а также обязать ответчика с 01.04.2015 г. производить начисление и выплату заработной платы в размере <данные изъяты> руб. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, что составляет сумму не ниже МРОТ в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх МРОТ.
7 апреля 2015 года Солдатенко Н.И. обратилась с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в определенном размере к МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истица работает в МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ в профессии <данные изъяты>. Размер начисленной и выплаченной заработной платы Солдатенко Н.И. за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достигает минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного Федеральным законом, что нарушает гарантированное трудовым законодательством право истицы на повышенный размер оплаты труда. С учетом изложенного Солдатенко Н.И. просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в размере <данные изъяты> руб., а также обязать ответчика с 01.04.2015 г. производить начисление и выплату заработной платы в размере <данные изъяты> руб. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, что составляет сумму не ниже МРОТ в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх МРОТ.
9 апреля 2015 года Маркова В.А. обратилась с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в определенном размере к МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истица работает в МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ в профессии <данные изъяты>. Размер начисленной и выплаченной заработной платы Марковой В.А. за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достигает минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного Федеральным законом, что нарушает гарантированное трудовым законодательством право истицы на повышенный размер оплаты труда. С учетом изложенного Маркова В.А. просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в размере <данные изъяты> руб., а также обязать ответчика с 01.04.2015 г. производить начисление и выплату заработной платы в размере <данные изъяты> руб. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, что составляет сумму не ниже МРОТ в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх МРОТ.
Определением судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14.04.2015 г. гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Уланова Е.А. просит отменить решение суда в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать выплату МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ заработной платы Багяну Д.С., Марковой В.А., Солдатенко Н.И. Ссылается на то, что согласно Порядку расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края № 718 от 26.12.2014 г., Министерство перечисляет деньги бюджету муниципального района, администрация которого распределяет и перечисляет данные денежные средства между конкретными муниципальными образовательными учреждениям. В связи с чем Министерство не имеет возможности профинансировать выплату заработной платы конкретным физическим лицам либо образовательным учреждениям.
Багян Д.С., Маркова В.А., Солдатенко Н.И., извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебном заседании не явились. Багян Д.С. и Маркова В.А. о причинах неявки суду не сообщили, Солдатенко Н.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и МБОУ Вершино-Дарасунская СОШ, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебном заседании представителей не направили. Министерство о причинах неявки представителя суду не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просило. МБОУ Вершино-Дарасунская СОШ просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц и их представителей на основании ч. 3 и ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации).
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в оспариваемой части в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из дела видно, что решением Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 12.05.2015 г. с МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ в пользу Багяна Д.С., Марковой В.А. и Солдатенко Н.И. взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. На Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края возложена обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцам МБОУ Вершино-Дарасунскую СОШ в случае их недостаточности у последнего.
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края решение суда оспаривается только в части, касающейся возложения на Министерство обязанности профинансировать МБОУ Вершино-Дарасунскую СОШ денежными средствами.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в оспариваемой части отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит в связи со следующим.
Возлагая на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность по финансированию расходов МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд также правильно сослался на пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в силу которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Положение о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденное Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 г. № 123).
При этом ссылка представителя ответчика на Порядок расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденный Постановлением Правительства Забайкальского края № 718 от 26.12.2014 г., судебной коллегией отклоняется, т.к. данный нормативный акт не освобождает Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от обязанности в пределах предоставленных ему полномочий осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о том, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеет возможности профинансировать выплату заработной платы конкретному муниципальному учреждению.
В соответствии с п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края № 718 от 26.12.2014 г., субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с установленными нормативами.
Из изложенной нормы следует, что указанные субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, предоставление таких субвенций конкретным муниципальным бюджетным образовательным учреждениям действующим законодательством не предусмотрено.
При таком положении решение суда о возложении на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцам МБОУ Вершино-Дарасунскую СОШ в случае их недостаточности у последнего подлежит изменению. Абзац 5 резолютивной части решения суда подлежит изложению в следующей редакции: «Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школой Тунгокоченского района недоначисленной и невыплаченной заработной платы Багяну Д.С., Марковой В.А. и Солдатенко Н.И. в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школы Тунгокоченского района».
Оснований для отмены решения суда в остальной оспариваемой части по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает, в данной части, а также в той части. в которой решение суда, не оспаривается, оно подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2015 года изменить в части.
Абзац 5 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: «Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школой Тунгокоченского района недоначисленной и невыплаченной заработной платы Багяну Д.С., Марковой В.А. и Солдатенко Н.И. в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вершино-Дарасунской средней общеобразовательной школы Тунгокоченского района».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Улановой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи