Председательствующий по делу Дело № 33-2964-2014
судья Долгорова А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Чайкиной Е.В.
судей Погореловой Е.А., Ануфриевой Н.В.
при секретаре Некрасовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 5 августа 2014 года гражданское дело по иску Шемякиной Е. А., Кореневой Е. В., Пафеновой И. С., Веретенниковой С. Ю., Шестопаловой Н. В., Хариной Г. Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Батаканская СОШ, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Задорожина Р.О.
на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Шемякиной Е. А., Кореневой Е. В., Парфеновой И. С., Веретенниковой С. Ю., Шестопаловой Н. В., Хариной Г. Н. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Батаканская средняя общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Батаканская средняя общеобразовательная школа недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период:
с 1 января 2014 г. по 31 марта 2014 г. в пользу:
Шемякиной Е. А. в размере <данные изъяты>. (без вычета НДФЛ);
Кореневой Е. В. в размере <данные изъяты>. (без вычета НДФЛ);
Парфеновой И. С. в размере <данные изъяты>. (без вычета НДФЛ).
Веретенниковой С. Ю. в размере <данные изъяты>. (без вычета НДФЛ).
Шестопаловой Н. В. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).
Хариной Г. Н. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Батаканская средняя общеобразовательная школа компенсацию морального вреда в пользу:
Шемякиной Е. А. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);
Кореневой Е. В. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);
Парфеновой И. С. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).
Веретенниковой С. Ю. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ);
Шестопаловой Н. В. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).
Хариной Г. Н. в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Батаканская средняя общеобразовательная школа выплачивать Шемякиной Е. А., Кореневой Е. В., Парфеновой И. С., Веретенниковой С. Ю., Шестопаловой Н. В., Хариной Г. Н., при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2014 года – 5 554 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 02.12.2013г. № 336-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Возложить на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» дополнительную ответственность и обязать профинансировать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Батаканская средняя общеобразовательная школа денежными средствами на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Шемякиной Е. А. в сумме <данные изъяты>, Кореневой Е. В. в сумме <данные изъяты>, Парфеновой И. С. в сумме <данные изъяты>, Веретенниковой С. Ю. в сумме <данные изъяты>, Шестопаловой Н. В. в сумме <данные изъяты>, Хариной Г. Н. в сумме <данные изъяты>, и компенсации морального вреда Шемякиной Е. А., Кореневой Е. В., Парфеновой И. С., Веретенниковой С. Ю., Шестопаловой Н. В., Хариной Г. Н. в размере <данные изъяты> каждому, в случае недостаточности указанных средств у учреждения.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Батаканская средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Шемякина Е.А., Коренева Е.В., Харина Г.Н., Веретенникова С.Ю., Парфенова И.С., Шестопалова Н.В. каждая в отдельности обратились в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на то, что они работают в МБОУ «Батаканская СОШ» и размер их заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составлял сумму минимального размера оплаты труда. Считают, что включение компенсационных выплат: районного коэффициента 40% и 30 % надбавки за стаж в размер их заработной платы, общая сумма которой не превышает минимального размера оплаты труда, нарушает их трудовые права и нормы действующего законодательства. Просили суд взыскать с работодателя недоначисленную и невыплаченную заработную плату с января по март 2014 года, а так же компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> каждой, обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края профинансировать МБОУ Батаканская СОШ денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной им заработной платы в случае их недостаточности у последнего, возложить на ответчика МБОУ Батаканская СОШ и соответчика Администрацию MP «Газимуро-Заводский район» обязанность выплачивать им при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ: с 1 января 2014 года – 5 554 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Гражданские дела по искам Шемякиной Е.А., Кореневой Е.В., Хариной Г.Н., Веретенниковой С.Ю., Парфеновой И.С., Шестопаловой Н.В. объединены в одно производство на основании ст. 151 ГПК РФ (л.д.109-110).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика – и.о. Главы Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Задорожин Р.О просит решение отменить, в удовлетворении требований истиц отказать. Ссылается на то, что учредитель ответственности перед истицами не несет, поскольку МБОУ Батаканская СОШ в силу Устава может выступать в суде истцом и ответчиком и нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств. Также указывает на то, что судом не учтены нормы действующего законодательства, регламентирующие систему оплаты труда на территории Российской Федерации. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Указывает на то, что при начислении истцам заработной платы положения Трудового кодекса РФ работодателем не нарушены. Истцам выплачивалась заработная плата в полном объеме и в сроки, установленные трудовым договором, при этом ее размер с учетом выплат районного коэффициента и процентной надбавки был не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Также ссылается на положения Регионального соглашения о МРОТ в Забайкальском крае от 17 октября 2012 года и дополнительного соглашения к нему, подписанного в июле 2013 года, устанавливающего МРОТ в Забайкальском крае в размере 5 550 рублей. Задорожин Р.О. ссылается на то, что Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего севера. Указывает на пропуск истцами трехмесячного срока обращения в суд для разрешения настоящего спора.
Кроме того, апелляционная жалоба содержит ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район».
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Харина Г.Н., Шестопалова Н.В., Парфенова И.С., Коренева Е.В., в спорный период работали в должности технички полный рабочий день, Веретенникова С.Ю. и Шемякина Е.А. - в должности повара полный рабочий день в МБОУ «Батаканская СОШ».
Из трудовых договоров истиц, справок о начислении заработной платы, видно, что на должностной оклад начислялись надбавки и доплаты: надбавки в размере 12 % за работу за вредность, 40% районный коэффициент и 30% за непрерывный стаж, производилась доплата до МРОТ.
С учетом перечисленных выплат, заработная плата истиц не превышала минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, что не соответствует нормам трудового законодательства.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст. 129, 133, 146 Трудового кодекса РФ, ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» №54 от 20 апреля 2007 года, а также положения ст. 237 Трудового кодекса РФ), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем были нарушены положения об исчислении заработной платы работникам, работающим в особых климатических условиях при выполнении ими в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени, которым должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, обеспечивающийся выплатой надбавок компенсационного характера (районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Суждения суда в данной части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия работодателя по исчислению и выплате истцам заработной платы являются правомерными, и в совокупности размер заработной платы в спорный период был равен установленному законом минимальному размеру оплаты труда, приводились ответчиками при рассмотрении дела судом первой инстанции, и с изложенными в решении мотивами, по которым эти доводы опровергнуты, судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцами срока для обращения в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, не подлежит обсуждению судебной коллегией, так как данный довод при рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком не заявлялся.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 2 Соглашения Правительства Забайкальского края, Федерации профсоюзов Забайкальского края, Объединения работодателей Забайкальского края от 17.10.2012 «О минимальной заработной плате в Забайкальском крае», которым в Забайкальском крае размер минимальной заработной платы в месяц для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов Забайкальского края, с 01.07.2013 установлен в сумме 5 550 рублей, основанием к отмене либо изменению решения суда являться не может.
Из содержания пункта 2.1 указанного регионального Соглашения следует, что минимальный размер заработной платы на территории Забайкальского края включает в себя стимулирующие и компенсационные выплаты. Поскольку исчисленный в соответствии с федеральным трудовым законодательством размер заработной платы истцов в месяц превышает установленный на территории Забайкальского края минимальный размер заработной платы, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и взыскал в пользу истцов недоначисленную заработную плату.
Довод жалобы представителя ответчика о том, что на Администрацию муниципального района «Газимуро–Заводский район» Забайкальского края не может быть возложена обязанность по финансированию заработной платы истицы, работающей в образовательном учреждении, судебной коллегией отклоняется в виду его несостоятельности.
Как правильно установил суд, МБОУ Батаканская СОШ является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, которая должна нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истице недоначисленой заработной платы.
Принимая решение о привлечении Администрации муниципального района к дополнительной ответственности суд, руководствуясь ст. 20 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края осуществляет функции учредителя и собственника учреждения.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцам, как работникам образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии с п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года №186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Пункт 1 Требований устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому судебная коллегия полагает, что возложение судом первой инстанции на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края обязанности по финансированию расходов образовательного учреждения на выплату заработной платы работникам является правомерным.
Вместе с тем, для определенности при исполнении решения суда следует уточнить, исходя из вышеизложенного, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края несет обязанность по финансированию муниципального бюджетного образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных денежных сумм в случае их недостаточности у учреждения за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
С учетом изложенного решение суда в части возложения обязанности по финансированию расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений подлежит изменению.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит, поскольку предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2014 года частично изменить.
Обязать Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Батаканская средняя общеобразовательная школа обеспечить финансирование взысканной в пользу истцов заработной платы за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Чайкина
Судьи Н.В. Ануфриева
Е.А. Погорелова
Копия верна, судья Погорелова Е.А.