Председательствующий по делу Дело №33-3558/2018
судья Бородин А.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Комковой С.В.
судей краевого суда Лещевой Л.Л., Михеева С.Н.,
при секретаре Дорофеевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 октября 2018 г. гражданское дело по иску Загвозкиной Л. Д. к Администрации муниципального района «<адрес>» Забайкальского края о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет бывшего муниципального служащего муниципального района «<адрес>» <адрес>,
по апелляционной жалобе истца Загвозкиной Л.Д.,
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14 июня 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Загвозкиной Л. Д. к Администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет бывшего муниципального служащего муниципального района «<адрес>», удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального района «<адрес>» в пользу Загвозкиной Л. Д. задолженность по выплате пенсии за выслугу лет муниципального служащего за период за март 2018 г. в размере 8866, 32 рублей, апрель 2018 г. в размере 8866, 32 рублей, май 2018 г. в размере 8866, 32 рублей. Всего взыскать 26598, 96 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Комковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Загвозкина Л.Д. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что с 1.12.2015 является получателем пенсии за выслугу лет как бывший муниципальный служащий муниципального района «<адрес>» на основании распоряжения администрации муниципального района «<адрес>» от <Дата>№.
Решением Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ принято Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих муниципального района «<адрес>», согласно которому размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом районного коэффициента, действующего на территории муниципального района «<адрес>».
<Дата> Советом муниципального района «<адрес>» было принято решение №, в пункте 1 которого указано, что в период с <Дата> по <Дата> включительно выплата пенсий за выслугу лет (доплат к пенсии), назначенных и (или) выплачиваемых в соответствии с решением Совета муниципального района - «<адрес>» от <Дата>№ «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности муниципального района «<адрес>», осуществляется с применением к размеру пенсии за выслугу лет коэффициента, установленному в соответствии с указанным решением, равного 0,9.
Согласно распоряжению администрации муниципального района «<адрес>» от <Дата>№, размер ее пенсии с <Дата> составляет 5 985,86 руб., с февраля 2017 г. ежемесячно - 5 098,52 руб.
<Дата> Забайкальским краевым судом постановлено признать недействующими с момента принятия пункты 1, 2, 4 решения Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ «О размере выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>»» в части определения размера пенсии за выслугу лет (доплат к пенсии), назначенных и (или) выплачиваемых в соответствии с решением Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ на период <Дата> по момент вступления решения Совета в силу, а также п. 8 указанного решения в полном объеме. Решение Забайкальского краевого суда от <Дата> вступило в законную силу.
Ответчик произвел перерасчет в сторону увеличения ранее выплаченной пенсии за январь 2017 г., февраль 2017 г. и с 01 по <Дата> Суммы недоплаченной пенсии были перечислены ответчиком в январе 2018 г. и феврале 2018 г.
За апрель 2017 г., май 2017 г., июнь 2017 г., июль 2017 г., август 2017 г., сентябрь 2017 г., октябрь 2017 г. пенсию за выслугу лет она получала в размере 5 098,52 руб. согласно действующему решению Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ и утвержденного распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от <Дата>№. В феврале 2018 г. за ноябрь 2017 г. и декабрь 2017 г. истцу на счет в банке была перечислена пенсия за выслугу лет в размере 1 400 руб. (с учетом районного коэффициента 1,4), т.е. из расчета минимального размера - 1000 рублей.
С учетом уточненных исковых требований, просила взыскать с администрации муниципального района «<адрес>» задолженность по выплате пенсии за выслугу лет бывшему муниципальному служащему муниципального района «<адрес>» за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г. включительно, всего в сумме 33996 рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.55-57).
В апелляционной жалобе истец Загвозкина Л.Д указывает на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с неверным признанием расчета пенсии на основании распоряжения администрации от <Дата>№ в размере 1400 рублей.
Указывает, что согласно распоряжению главы администрации муниципального района «<адрес>» от <Дата>№, с <Дата> ей установлена пенсия за выслугу лет в размере 5098,52 руб., исходя из решения Совета муниципального района «<адрес>» от 28.02.2017г. №. Пунктами 2 и 3 данного решения на период его действия с <Дата> по <Дата> приостановлено действие п. 4.4 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих муниципального района «<адрес>», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ в редакции от <Дата> с внесенными изменениями решением Совета муниципального района «<адрес>» № от <Дата> в части определения минимального размера пенсии за выслугу лет – не ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч.1 ст. 16 ФЗ «О страховых пенсиях» и установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет гражданам, уволенным с муниципальной службы муниципального района «<адрес>», равный 1000 рублей, с учетом районного коэффициента, действующего на территории муниципального района. Размер пенсии за период с <Дата> по <Дата> не мог быть установлен ниже 1000 руб. при расчете согласно Положению о пенсионном обеспечении за выслугу лет с учетом коэффициента 0,9 и составлял 5098,52 руб. на период по декабрь 2017 г. включительно.
Вместе с тем, комиссией по рассмотрению вопросов установления пенсии от <Дата> незаконно принято решение о перерасчете размера пенсии за выслугу лет за ноябрь 2017 г. и декабрь 2017 г. в размере 1400 руб.
Ссылается на отсутствие доказательств необходимости установления комиссией от <Дата> пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в связи с индексацией с <Дата> за период с ноября и декабря 2017 г. в размере 1400 руб., неправомерного уменьшения размера пенсии за выслугу лет, в данном случае без принятия во внимание принципа не придания обратной силы актам гражданского законодательства и их распространения на правоотношения, возникшие после введения их в действие.
Просила об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации муниципального района «<адрес>» Забайкальского края не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции надлежащим образом.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав истца Загвозкину Л.Д., полагавшую необходимым удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении требований Загвозкиной Л.Д., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик с 1 ноября 2017 г. распоряжением №29 от 19.01.2017 правомерно установил размер ежемесячной денежной выплаты истцу в размере 1400 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, учитывая следующее.
В соответствии со ст.42 Федерального Закона Российской Федерации от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определения статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В п.4 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Статьей 11 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. №108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» закреплено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч.3).
Учитывая, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Согласно п.5, п.7, п.7.2, п.13 Положения «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лица, замещавшим муниципальные должности муниципального района «<адрес>» (Приложение №1 к решению Совета муниципального района «<адрес>» от 20.02.2014 №93), утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» 20.02.2014 №93, размер пенсий к трудовой пенсии по старости (инвалидности) определяется комиссией, положение о которой утверждается администрацией муниципального района «<адрес>». Назначение и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) производится администрацией муниципального района «<адрес>». Администрация муниципального района «<адрес>» формирует комиссию по назначению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Основанием для перерасчета Комитетом по финансам размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии являются: а) в связи с изменением должностного оклада - распоряжение администрации муниципального района; б) в связи с изменением размера базовой и страховой частей пенсии – справка Пенсионного Фонда, представляемая лицом, получающим ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Финансирование ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) осуществляется за счет средств бюджета муниципального района «<адрес>».
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Загвозкина Л.Д. с 6.06.2013 является получателем пенсии по старости (л.д.8).
Решением комиссии по назначению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и распоряжения администрации муниципального района «<адрес>» №323 от <Дата>, с <Дата>Загвозкина Л.Д. получает пенсию за выслугу лет как лицо, ранее замещавшее должность муниципальной службы (л.д.7).
Решением Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ «О размере выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>», на период с <Дата> по <Дата> приостановлено действие Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих муниципального района «<адрес>», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от 20.02.2014 №93 в части определения размера пенсии за выслугу лет гражданам, уволенным с муниципальной службы, а пенсия за выслугу лет указанной категории граждан, в том числе назначенная до вступления в силу указанного решения, определяется с учетом минимального ее размера, равного 1000 руб. и коэффициента 0,9. Опубликовано на официальном сайте муниципального района («Шилкинский.рф») <Дата> (л.д.37).
П.1,2 решения Совета муниципального района «<адрес>» № «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ «О размере выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>», признаны недействующими с момента принятия пункты 1,2,4 решения Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ «О размере выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» в части определения размера пенсий за выслугу лет (доплат к пенсии), назначенных и (или) выплачиваемых в соответствии с решением Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№, на период с <Дата> на момент вступления решения Совета муниципального района в силу. Признан недействующим пункт 8 решения Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ «О размере выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» в полном объеме.
Решением Забайкальского краевого суда от <Дата> признаны недействующими с момента принятия пункты 1,2,4 решения Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ «О размере выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» в части определения размера пенсий за выслугу лет (доплат к пенсии), назначенных и (или) выплачиваемых в соответствии с решением Совета муниципального района «<адрес>» от <Дата>№ на период с <Дата> по момент вступления решения Совета в силу, а также п.8 указанного решения в полном объеме» (л.д.24-33).
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по рассмотрению вопросов по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы от <Дата> произведен расчет размера пенсии за выслугу лет Загвозкиной Л.Д. на 2017 г. в соответствии с решением Совета муниципального района от <Дата>№. Комиссия решила ходатайствовать перед главой муниципального района «<адрес>» об установлении Загвозкиной Л.Д. пенсии за выслугу лет в размере: с <Дата> - 7186,41 руб., с <Дата> -6650,96 руб., с <Дата> - 5985,86 руб., с <Дата> - 5098,52 руб. (л.д.10).
Распоряжением главы администрации муниципального района «<адрес>» № от <Дата>Загвозкиной Л.Д., ранее замещавшей должность муниципальной службы, установлена пенсия за выслугу лет в размере: с <Дата> - 7186,41 руб., с <Дата> -6650,96 руб., с <Дата> - 5985,86 руб., с <Дата> - 5098,52 руб. (л.д.9).
Согласно выписке из протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению вопросов по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы от <Дата>, произведена индексация пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» с <Дата>, произведен перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в связи с решением Забайкальского краевого суда, произведен перерасчет доплаты пенсии муниципальным служащим за ноябрь, декабрь 2017 г. в связи с индексацией. Комиссия решила ходатайствовать перед главой муниципального района «<адрес>» о выплате доплаты Загвозкиной Л.Д. за январь 2017 г. в размере 665,10 руб., за февраль 2017 г. в размере 1628,63 руб., за период с 1 по <Дата> в размере 316,06 руб., ходатайствовать о выплате доплаты за период с ноября по декабрь 2017 г. пенсии за выслугу лет в размере 1400 руб. (л.д.47-49).
Распоряжением главы администрации муниципального района «<адрес>» № от <Дата>Загвозкиной Л.Д. установлена доплата к пенсии за выслугу лет (перерасчет) в размере 1400 руб. с <Дата> (л.д.50).
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы от <Дата>Загвозкиной Л.Д. произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с <Дата>Загвозкиной Л.Д., комиссией решено ходатайствовать перед главой муниципального района о выплате доплаты с <Дата> пенсии за выслугу лет Загвозкиной Л.Д. в размере 8866,32 руб. (л.д.34).
Распоряжением главы администрации муниципального района «<адрес>» № от <Дата>Загвозкиной Л.Д. установлена пенсия за выслугу лет с <Дата> в размере 8866,32 руб. (л.д.35).
Доводы апелляционной жалобы о том, что комиссией по рассмотрению вопросов установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы от <Дата> незаконно принято решение о перерасчете размера пенсии за выслугу лет за ноябрь 2017 г. и декабрь 2017 г. до 1400 руб., судебной коллегией отклоняется ввиду следующего. Действующим законодательством предусмотрено право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядка ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы. Правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учетом возможностей местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном уменьшении размера пенсии за выслугу лет за период с ноября по декабрь 2017 г. до 1400 руб., придания обратной силы распоряжению, судебной коллегией отклоняются. Согласно п.3 решения Совета муниципального района «<адрес>» № от <Дата>, в 2017 г. установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет гражданам, уволенным с муниципальной службы муниципального района «<адрес>» 1000 руб. с учетом районного коэффициента, действующего на территории муниципального района «<адрес>» в соответствии с федеральным и краевым законодательством. С учетом указанного решения комиссия по рассмотрению вопросов установления пенсии протоколом от <Дата> ходатайствовала перед главой администрации, в том числе о выплате доплаты Загвозкиной Л.Д. за ноябрь 2017 г. и декабрь 2017 г. пенсии за выслугу лет в размере 1400 руб. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим в отношении как вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лишь в ноябре 2017 и декабре 2017 г. решением установлено о выплате ей по 1400 руб., не в течении всего 2017 г., судебной коллегией отклоняется. Выплата истцу пенсии за выслугу лет в 2017 г. (за исключением ноября и декабря 2017 г.) более 1400 руб., права Загвозкиной Л.Д. не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что судебный акт не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, равно как и нарушений, являющихся в силу ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Комкова
Судьи Л.Л.Лещева
С.Н.Михеев
Копия верна: С.В.Комкова