НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 04.06.2019 № 2-1639/19

председательствующий по делу №2-1639/2019 дело № 33-2106/2019

судья Копеистова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

судей Михеева С.Н., Процкой Т.В.,

при секретаре Карамовой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 июня 2019 года гражданское дело по иску Галкина Г. В. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи,

по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ГНВ на решение Центрального районного суда города Читы от 12 марта 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Галкина Г. В. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, включении в список на оказание единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Галкина Г. В. по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Признать за Галкиным Г. В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в размере 100 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Галкина Г. В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Галкину Г. В. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. и единовременную финансовую помощь в размере 100 000 рублей по поступлению средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.».

Заслушав доклад судьи Бирюковой Е.А., судебная коллегия

установила:

истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что на основании договора купли-продажи жилого дома он с <Дата> совместно с супругой и детьми постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, попавшем в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. В результате затопления имущество первой необходимости утрачено полностью. Семья истца сразу же зарегистрировалась по месту жительства с момента приобретения жилого дома, а он из-за занятости по работе зарегистрироваться не успел. Жилой дом по названному адресу является единственным жильем истца. Во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи истцу отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации в жилом помещении, попавшем в зону подтопления. Просит суд установить факт постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, признать за ним право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей; обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить его в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи; обязать администрацию городского округа «Город Чита», Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края включить его в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края выплатить ему единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей (л.д.4-5).

Определением суда от 25 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Забайкальского края (л.д.1).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 58-63).

Не согласившись с данным решением, представителем Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ГНВ подана на него апелляционная жалоба, в которой просит решение суда в части возложения обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить Галкину Г.В. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. и единовременную финансовую помощь в размере 100 000 руб. отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Указывает, что установление факта постоянного проживания, включение в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи не относится к полномочиям Министерства. Ссылаясь на Положение о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 502, Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, указывает, что в полномочия Министерства не входит рассмотрение вопросов о признании граждан пострадавшими от наводнения, составление акта обследования утраченного имущества, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости, поэтому Министерство по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, в соответствии с резолютивной частью решения Центрального районного суда Забайкальского края будут выданы исполнительные листы в отношении каждого из обязанных должников, что приведет к двойному исполнению (л.д.69-70).

Ответчики УМВД России по Забайкальскому краю, администрация городского округа «Город Чита», Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, третье лицо Правительство Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суд не известили.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Галкина Г.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федераций в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно подпунктам «г, д» пункта 2 постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно п. 1(1) названного постановления имущество первой необходимости – минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

В силу п. 2(1) указанного постановления выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 3 октября 2014 № 2-4-87-24-7, предусмотрено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09 июля 2018 года № 45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 09 июля 2018 года.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с <Дата>Галкину Г.В. на праве общей долевой собственности ? доли принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.7-8).

Согласно справке администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» от 7 сентября 2018 года № 22 указанный жилой дом вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного и сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории городского округа «Город Чита» и попал в зону подтопления № 2 (л.д.11).

На момент затопления Галкин Г.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес> а с <Дата> - по адресу: <адрес> (л.д. 6,90-92).

Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, имущество первой необходимости утрачено полностью. В списке полностью утраченного имущества первой необходимости указаны холодильник, газовая плита (электропила), шкаф для посуды, кухонный гарнитур, стол, стул (табурет), кровать (диван), детские кроватки, котел отопительный (переносная печь). В качестве пострадавших указаны: Галкина Е.В. и члены её семьи – супруг Галкин Г.В., сын Галкин С.Г., дочь Галкина В.Г. (л.д.17-18).

Из сообщения администрации городского округа «Город Чита» от <Дата> № Г-2573 следует, что межведомственной комиссией администрации городского округа «<адрес>» <Дата> проведено обследование дома по адресу: <адрес>, на предмет пригодности/непригодности жилого помещения. В соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии по оценке ущерба, нанесенного паводком 2018 года от <Дата> истцу отказано во включении в выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и в выплате материальной помощи в размере 100 000 руб. в связи с утратой имущества первой необходимости, как гражданину, не имеющему регистрацию в зоне «чрезвычайной ситуации» по адресу, указанному в акте (л.д.15).

Разрешая спор, суд руководствовался статьей 18, подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и исходил из доказанности факта постоянного проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, включенного в границы зоны действия режима «чрезвычайной ситуации» в городском округе «Город Чита», а соответственно, наличия права у истца на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их ошибочными судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Решение суда в части требования об установлении факта постоянного проживания, о включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи не обжалуется и в силу приведенной нормы предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Не оспаривая право истцов на получение единовременной материальной и финансовой помощи ввиду полной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в апелляционной жалобе выразила несогласие с решением суда в части, возлагающей на Министерство обязанность произвести истцам соответствующие выплаты.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 502, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, в сферу управления которого отнесены оказание государственной социальной помощи и социальные выплаты.

Полномочие по выплате единовременной материальной и финансовой помощи в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, не предоставлено.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

В пункте 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).

Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 9 июля 2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена задача по организации работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.

Следовательно, оснований полагать, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком, не имеется.

Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Отсюда следует, что, несмотря на отсутствие в Положении о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязанность по организации работы по их выплате возложена судом на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обоснованно.

Доводы о том, что обжалуемое решение приведет к двойному исполнению – взысканию как с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, так и с Министерства финансов Забайкальского края средств бюджета Забайкальского края, являются ошибочными.

В резолютивной части решения судом обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и единовременной финансовой помощи в размере 100000 рублей возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края в связи с тем, что эти органы государственной власти субъекта Российской Федерации в силу нормативных положений постановления Правительства Забайкальского края от 09 апреля 2014г. № 144, постановления Губернатора Забайкальского края от 09 июля 2018г. № 45 являются ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.

Вопреки доводам жалобы такое изложение абзаца 5 резолютивной части решения, согласно которому на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить истцам единовременную материальную и финансовую помощь, не может повлечь взыскание финансовых средств в пользу пострадавших граждан с обоих Министерств, поскольку исходя из характера спорных правоотношений исполнение решения суда должно осуществляться в строгом соответствии с вышеприведенным Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от 12 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: