НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 04.02.2016 № 33А-416/2016

Председательствующий по делу Дело № 33а-416-2016

судья Мусихин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей краевого суда Карабельского А.А., Смолякова П.Н.,

при секретаре Фёдоровой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 4 февраля 2016 года административное дело по иску прокурора Чернышевского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Чернышевский район» о признании положений нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим законодательству,

по апелляционному представлению прокурора Чернышевского района Хубракова Б.С.,

на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2015 года, которым постановлено заявление прокурора Чернышевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Чернышевский район» о признании положений нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим законодательству оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

руководителем администрации MP «Чернышевский район» 02.06.2014 года было принято постановление № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район».

Данный муниципальный правовой акт официально опубликован в газете «Наше время» и размещен на официальном сайте www.забайкальскийкрай.рф в разделе местное самоуправление «Чернышевский район».

Пункт 1 данного постановления предусматривает финансирование расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район» за счёт средств субвенции, получаемой из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего общеобразовательных учреждениях при условии выполнения соотношения между фондом оплаты труда основного персонала (педагогических работников) и фондом оплаты труда прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала) в общем объёме субвенции 65% / 35%.

Прокурор Чернышевского района Хубраков Б.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 1 постановления.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что оспариваемый пункт постановления противоречит требованиям бюджетного законодательства. Исходя из содержания ч. 6 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством РФ. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В связи с чем, руководитель администрации MP «Чернышевский район» не вправе определять порядок расходования субвенций, получаемых из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в образовательных учреждениях. Определение порядка расходования субвенций, получаемых из краевого бюджета, является коррупциогенным фактором, предусмотренным п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, а также ущемляет права педагогических работников на получение заработной платы в полном размере. Просил признать п. 1 Постановления от 02.06.2014 №707 «О финансировании расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район», противоречащим закону.

Определением суда от 11.08.2015 года по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Чернышевского района Хубраков Б.С. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Указывает, что в силу положений п. 3 ч.1 ст. 8, ч. 3 ст.99 Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе определять порядок распределения между муниципальными общеобразовательными организациями субвенции, направляемых на оплату труда только педагогических работников. В свою очередь, расходы на обеспечение образовательного процесса, включающие в себя затраты по техническому обслуживанию, уборке, диагностике, испытанию, техническому надзору за его состоянием, а также коммунальных расходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. При этом расходы на оплату труда прочего персонала образовательных учреждений, не осуществляющих образовательную деятельность (административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал), должны финансироваться из средств местных бюджетов. Данная позиция отражена в заключении Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденному и.о. руководителя Томских А.А. 24.03.2014, в Письме Министерства образования и науки РФ от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ». Считает, что администрация MP «Чернышевский район» по-своему интерпретировала положения выше приведенных законов федерального значения, и, превысив свои полномочия, направила субвенции на оплату труда прочего персонала. Просит решение суда отменить, заявленные требования прокурора удовлетворить.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

Выслушав объяснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального района «Чернышевский район» Бериевой В.Л. об оставлении представления без удовлетворения, представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Коротковой Н.И., полагавшей доводы представления заслуживающими внимания, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции сделал вывод о необоснованности заявленных прокурором требований, так как оспариваемый прокурором пункт 1 постановления руководителя администрации MP «Чернышевский район» от 02.06.2014 № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район» соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.

В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5).

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных данным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено статьей 99 названного Федерального закона.

В соответствии с условиями реализации основной образовательной программы по каждому уровню образования, изложенными в IV разделе Приказов Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 и в III разделе Приказа Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы определяются исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в общеобразовательных организациях, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении.

В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).

При определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Следовательно, расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов.

Подобной позиции придерживается Министерство образования и науки Российской Федерации, указав, в частности, в Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования от 1 октября 2013 г. № 08-1408 на то, что при расчете нормативов финансового обеспечения должны учитываться расходы на оплату труда обслуживающих работников, участвующих в реализации общеобразовательной программы.

Из анализа оспариваемого пункта 1 постановления руководителя администрации MP «Чернышевский район» от 02.06.2014 № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район» следует, что он предусматривает оплату труда всего прочего персонала, в том числе персонала непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования за счёт средств субвенции, получаемой из краевого бюджета на обеспечение
государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях при условии выполнения указанного в данном пункте соотношения между фондом оплаты труда основного персонала (педагогических работников) и фондом оплаты труда прочего персонала.

Поскольку федеральным законодательством не предусмотрена оплата труда персонала непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования за счет за счет средств субвенции, получаемой из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, а оплата труда обслуживающего персонала осуществляющего реализацию образовательной программы должна производится за счет средств субвенции независимо от условия указанного в оспариваемом пункте, пункт 1 постановления руководителя администрации MP «Чернышевский район» от 02.06.2014 № 707 противоречит федеральному законодательству.

При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением решения о признании недействующим пункта 1 постановления руководителя администрации MP «Чернышевский район» от 02.06.2014 № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район».

Принимая во внимание, что положения указанного пункта применялись до настоящего времени, судебная коллегия считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете «Наше время» и размещению на официальном сайте www.забайкальскийкрай.рф в разделе местное самоуправление «Чернышевский район».

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1 постановления руководителя администрации MP «Чернышевский район» от 02.06.2014 № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район».

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Наше время» и разместить на официальном сайте www.забайкальскийкрай.рф в разделе местное самоуправление «Чернышевский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи