НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 03.08.2022 № 33-1802/2022

Председательствующий по делу Дело

судья Шмакотина А.В. (в суде первой инстанции )

УИД 75RS0-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским деламвого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.

судей краевого суда Радюк С.Ю., Подшиваловой Н.С.

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску заместителя прокурора , действующего в защиту интересов Селина А. Г., Сычевой М. Н., Селиной Н. А., Шевыревой Е. Н., Рютиной И. Д., Пономаревой С. В., Алексюк Т. О., Лебедевой О. А., Ладыга Н. С., Еремееевой И. В. к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй, администрации муниципального района «», комитету по финансам администрации муниципального района «», отделу культуры администрации муниципального района «»о возложении обязанности повысить должностной оклад и в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с этим окладом, произвести перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, профинансировать мероприятия, связанные с повышением должностного оклада, перерасчете недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных,

по апелляционному представлению прокурора Фролова М.Ю., апелляционным жалобам истцов Селиной Н.А., Пономаревой С.В., Лебедевой О.А., Селина А.Г., Алексюк Т.О., Рютиной И.Д., Шевыревой Е.Н.

на решение Сретенского районного судаот , которым постановлено в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора , действующего в защиту интересов Селина А. Г., Сычевой М. Н., Селиной Н. А., Шевыревой Е. Н., Рютиной И. Д., Пономаревой С. В., Алексюк Т. О., Лебедевой О. А., Ладыга Н. С., Еремееевой И. В. к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй, администрации муниципального района «», комитету по финансам администрации муниципального района «», отделу культуры администрации муниципального района «»о возложении обязанности повысить должностной оклад и в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с этим окладом, произвести перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, профинансировать мероприятия, связанные с повышением должностного оклада, перерасчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных отказать.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора обратился с вышеуказанным иском в защиту интересов Ладыга Н.С., Еремеевой И.В., Крюковой А.А., Селина А.Г., Сычевой М.Н., Селиной Н.А., Шевыревой Е.Н., Рютиной И.Д., Нефедьевой Н.В., Пономаревой С.В., Алексюк Т.О., Лебедевой О.А. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка трудового законодательства в части начисления и выплаты заработной платы, неправильного установления должностных окладов педагогическим работникам культуры в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй (далее также – детская школа искусств, ДШИ, МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй). В ходе проверки выявлено, что истцы осуществляют трудовую деятельность в школе искусств:

Рютина И.Д. работает с в должности преподавателя по классу фортепиано, концертмейстера, руководителя младшего хора с должностным окла.570 руб., с в должности директора с должностным окла.027,6 руб.

Сычева М.Н. работает с в должности преподавателя с должностным окла.570 руб.,

Алексюк Т.О. работает с в должности преподавателя отделения изобразительного искусства с должностным окла.570 руб.,

Пономарева С.В. работает с в должности преподавателя по классу фортепиано, руководителя хора, сольфеджио с должностным окла.570 руб.,

Селин А.Г. работает в должности преподавателя, Селина Н.А. работает в должности преподавателя по классу домры, балалайки, концертмейстера - с с должностным окла.570 руб.,

Лебедева О.А. работает с в должности преподавателя отделения «музыкальный фольклор» с должностным окла.570 руб.

Истцы: Ладыга Н.С. работает в должности преподавателя отделения фольклора, Еремеева И.В. - в должности преподавателя по классу фортепиано, Шевырева Е.Н. сольфеджио, хора, фортепиано - со с должностным окла.570 руб.,

Нефедьева Н.В. работает с в должности заместителя по учебно-воспитательной работе с должностным окла.880 руб. (0,5 ставки),

Крюкова А.А. работает с в должности преподавателя изобразительного искусства с должностным окла.570 руб.,

Указом Президента РФ от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в соответствующем регионе. Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политикиот -р утверждены целевые показатели заработной платы педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей в учреждениях культуры муниципального района «»в размере 32.683,46 руб. Постановлениемот «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений» размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений, в частности по должности педагог дополнительного образования (2 квалификационный уровень ПКГ должностей педагогических работников) базовый должностной оклад утвержден в размере 7.228 руб. Пунктом 1.3 Коллективного трудового договора школы искусств на 2020-2023 годы, принятого собранием трудового коллектива , установлено, что коллективный договор, в том числе заключен на основанииот . Вместе с тем, в нарушение указанных правовых норм трудовые договоры истцов не приведены с в соответствие с постановлениемот , выплата должностного оклада производится не в полном размере. В силу статьи 9.2 Федерального закона от №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях выполнения образовательным учреждением обязанности по выплате заработной платы необходимые расходы приняты администрацией муниципального района «» как собственником.

Уточняя исковые требования, просил обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй повысить должностной оклад Еремеевой А.А., Алексюк Т.О., Селину А.Г., Шевыревой Е.Н., Лебедевой О.А., Пономаревой С.В., Рютиной И.Д., Селиной Н.А., Сычевой М.Н., Ладыга Н.С. до 7.228 руб. в соответствии с положениями постановленияот с ;

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй произвести перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, исходя от оклада 7.228 руб. работникам муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй:

- Еремеевой И.В. за период с по в сумме 54.112,56 руб., за период с по в сумме 130.308,07 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 184.420,63 руб.;

- Алексюк Т.О. за период с по в сумме 141.838,54 руб., за период с по в сумме 150.292,44 руб., за период с по в сумме 117.353,79 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 409.484,77 руб.

- Селину А.Г. за период с по в сумме 71.900,77 руб., за период с по в сумме 63.834,57 руб., за период с по в сумме 44.929,58 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 116.830,35 руб.

- Шевыревой Е.Н. за период с по в сумме 137.147,12 руб., за период с по в сумме 147.077,30 руб., за период с по в сумме 74.524,04 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 358.748,46 руб.

- Ладыга Н.С. за период с по в сумме 28.928,63 руб., за период с по в сумме 45.112,77 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 74.041,40 руб.

- Пономаревой С.В. за период с по в сумме 167.118,25 руб., за период с по в сумме 201.708,21 руб., за период с по в сумме 196.385,20 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 565.211,66 руб.

- Рютиной И.Д. за период с по в сумме 140.528,81 руб., за период с по в сумме 170.866,53 руб., за период с по в сумме 98.953,06 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 410.348,94 руб.

- Селиной Н.А. за период с по в сумме 136.786,19 руб., за период с по в сумме 143.664,59 руб., за период с по в сумме 97.406,90 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 377.857,68 руб.

- Сычевой М.Н. за период с по в сумме 192.254,65 руб., за период с по в сумме 235.233,57 руб., за период с по в сумме 118.502 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 545 990,56 руб.

- Лебедевой О. А. за период с по в сумме 109.555,76 руб.; за период с по в сумме 53.895,28 руб. Итого доначислить и выплатить заработную плату за период с по в сумме 163.451,04 руб.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Кокуй в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с должностным окла.228 руб. работникам учреждения: Алексюк Т.О., Селину А.Г., Шевыревой Е.Н., Лебедевой О.А., Пономаревой С.В., Рютиной И.Д., Селиной Н.А., Сычевой М.Н., Еремеевой И.В.

В случае отсутствия финансовых средств обязать отдел культуры администрации муниципального района «» и комитет по финансам администрации муниципального района «» профинансировать указанные мероприятия (т.4 л.д.26-29).

Определением суда от исковые заявления прокурора в интересах Селина А.Г., Сычевой М.Н., Селиной Н.А., Шевыревой Е.Н., Рютиной И.Д., Нефедьевой Н.В., Пономаревой С.В., Алексюк Т.О., Лебедевой О.А. объединены в одно производство (т.1 л.д.190).

Определением суда от исковые заявления прокурора в интересах Крюковой А.А., Ладыга Н.С., Еремеевой И.В. объединены в одно производство.

Определением суда от к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция труда в(т.2 л.д.192-193).

Определением суда от к участию в деле в качестве ответчиков привлечены отдел культуры администрации муниципального района «»и комитет по финансам администрации муниципального района «»(т.2 л.д.217-218).

Определением суда от гражданские дела по искам прокурора в интересах Селина А.Г., Сычевой М.Н., Селиной Н.А., Шевыревой Е.Н., Рютиной И.Д., Нефедьевой Н.В., Пономаревой С.В., Алексюк Т.О., Лебедевой О.А. и по искам в интересах Крюковой А.А., Ладыга Н.С., Еремеевой И.В. объединены в одно производство (т.3 л.д.2).

Определением суда от производство по делу в части требований, заявленных в интересах Крюковой А.А., Нефедьевой Н.В. прекращено в связи с отказом от исков (т.4 л.д.140-143).

Судом постановлено вышеприведенное решение (т.4 л.д.146-156).

В апелляционном представлении прокурор Фролов М.Ю., повторяя доводы искового заявления и уточнений к нему, просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, сославшись на нормы права, пришел к выводу, что органы местного самоуправления самостоятельны в принятии или дополнении каких-либо нормативных правовых актов в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления расходов на решение вопросов местного значения. Полагает данные выводы необоснованными. Указом Президента Российской Федерации от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в том числе предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в соответствующем регионе. Министерством образования, науки и молодежной политики- распоряжением от -р утверждены целевые показатели заработной платы педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей в учреждениях культуры «» в размере 32.683,46 руб. В данном случае целевые показатели за 2019 - 2020 годы для заработной платы истцов, как педагогическим работникам, не достигнуты, что является нарушением трудового законодательства. Трудовыми договорами должностной оклад истцам установлен в размере 5.570 руб. Постановлением размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений, в частности по должности педагог дополнительного образования (2 квалификационный уровень ПКГ должностей педагогических работников) базовый должностной оклад утвержден в размере 7.228 руб. Таким образом, начисление заработной платы истцам с производится не в полном размере (т.4 л.д.180-184).

В апелляционных жалобах истцы Селина Н.А., Пономарева С.В., Лебедева О.А., Селин А.Г., Алексюк Т.О., Рютина И.Д., Шевырева Е.Н. просят решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указали на то, что постановлениемот были утверждены базовые оклады для работников государственных учрежденийна основании. Пунктом 4 указанного постановления было рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округовобеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размерах не ниже установленных настоящим постановлением. Определены источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда. Судом не приняты во внимание доводы представителя истцов о применении Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, закрепленных статьями 144 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации, которые, в свою очередь, являются одним из основополагающих нормативно-правовых актов наряду с Трудовым кодексом Российской Федерации для регулирования оплаты труда работников муниципальных учреждений. В целях формирования единого правового поля Федеральным законом от №122-ФЗ были внесены изменения в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми впервые были введены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В нарушение части 11 статьи 5, части 3 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 4 Единых рекомендаций на 2021 год, которым было указано на недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, администрация муниципального района «» допустила ухудшение условий оплаты труда работников учреждений культуры, своевременно не приведя в соответствие постановление от «Об утверждении Примерного положения «Об оплате труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры и образования муниципального района «», финансируемых за счет средств субсидии из бюджета муниципального района «», с постановлениемот . Считают, что суд первой инстанции не исследовал в полном объеме документы, приобщенные к делу. В ходе проверки Государственной инспекцией труда установлены нарушения прав работников детской школы искусств, в связи с чем было вынесено предписание от об устранении нарушений трудового законодательства, согласно которому в целях реализации мер по достижению целевого показателя педагогическим работникам за 2019, 2020, 2021 гг. (январь-март) начислить и выплатить заработную плату педагогическим работникам с , исходя из должностного оклада в размере 7.228 руб., с уплатой процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации; начислить и выплатить надбавку за специфику работы педагогическим работникам ДШИ, реализующим предпрофессиональные программы с с уплатой процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ (т.4 л.д.198-202, 205-209, 212-216, 218-222, 225-229, 232-236, 239-243).

В возражениях на апелляционное представление прокурора представитель ответчика Отдела культуры комитета социальной политики администрации муниципального района «» Прокошева Л.В. просит решение оставить без изменения, представление прокурора без удовлетворения (т.5 л.д.1-4).

Материальные истцы Селин А.Г., Селина Н.А., Сычева М.Н., Шевырева Е.Н., Пономарева С.В., Алексюк Т.О., Лебедева О.А., Ладыга Н.С., Еремеева И.В., Крюкова А.А., Нефедьева Н.В. представители ответчиков МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй, администрации муниципального района «», представитель третьего лица Государственной инспекции труда в, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб истцов, которые в судебном заседании поддержали прокурор Чадова Е.А., истец Рютина И.Д., выслушав представителей ответчиков комитета по финансам администрации муниципального района «» Гордееву А.А., отдела культуры администрации муниципального района «» Прокошеву Л.В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания к отмене судебного решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких нарушений при рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции не допущено.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, истцы состоят в трудовых отношениях с МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй.

Рютина И.Д. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя по классу фортепиано, концертмейстера, руководителя младшего хора.

Уведомлением от установлен оклад в размере 5.570 руб. Дополнительным соглашением к трудовому договору от истец переведена на должность директора МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй, установлен оклад в размере 6.027,60 руб., районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ (т.1 л.д.91-96, 97, 98, т.3 л.д.107).

Селин А.Г. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй, как внешний совместитель, по трудовому договору от в должности преподавателя. С с Селиным А.Г. заключен трудовой договор по основному месту работу в МУК «Библиотечно-информационное культурно-досуговое объединение пгт.«Кокуйское» по должности концертмейстера на ставке 100%. Дополнительным соглашением к трудовому договору от истцу в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй установлен оклад в размере 5.570 руб. (т.1 л.д.9-10, 11).

Сычева М.Н. работала в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя хореографического отделения, ей был установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от установлен оклад в размере 5.570 руб.

Приказом от уволена с (т.1 л.д.26-31, 33, 220).

Селина Н.А. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя по классу домры, балалайки, концертмейстера, установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от установлен оклад в размере 5.570 руб. (т.1 л.д.51-52, 49).

Шевырева Е.Н. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя сольфеджио, хора, фортепиано, установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от установлен оклад в размере 5.570 руб. (т.1 л.д.71-76, 70).

Пономарева С.В. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя по классу фортепиано, руководителя хора, сольфеджио, установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Дополнительными соглашениями от , от и уведомлением от установлен оклад в размере 5.570 руб. (т.1 л.д.130-135, 136).

Алексюк Т.О. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя отделения изобразительного искусства, установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от установлен оклад в размере 5.570 руб. (т.1 л.д.152-157, 158).

Лебедева О.А. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя отделения музыкальный фольклор, установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от установлен оклад в размере 5.570 руб.

На основании приказа от предоставлен отпуск по беременности и родам в период с по

На основании приказа от предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с по (т.1 л.д.174-179, 180, 182, 218).

Еремеева И.В. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя по классу фортепиано, должностной оклад установлен в размере 5.570 руб., установлен районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Приказом от -К уволена с (т.3 л.д.9-14, т.4 л.д.25).

Ладыга Н.С. работает в МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй по трудовому договору от в должности преподавателя отделения фольклора, должностной оклад установлен в размере 5.570 руб., районный коэффициент 40%, ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы 30%, доплата до МРОТ.

Приказом от истец уволена с (т.3 л.д.65-70, т.4 л.д.99).

Обратившись в суд с иском, заместитель прокурора ссылался на нарушение трудовых прав истцов, утверждая, что заработная плата их не соответствует целевому показателю средней заработной платы педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей в учреждениях культуры муниципального района «». Полагал, что должностные оклады материальных истцов в спорный период должны соответствовать окладам, установленным постановлениемот «О внесении изменений в постановлениеот «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений», которым утверждены изменения размеров базовых окладов и должны составлять в размере 7.228 руб. По мнению прокурора, заработная плата истцам выплачивалась не в полном размере.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями трудового законодательства, а также федерального и регионального законодательства в части установления, начисления и выплаты заработной платы, пришел к выводу о том, что размер оклада, с учетом которого материальным истцам выплачивается заработная плата, утвержден нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления в пределах его компетенции - постановление администрации муниципального района «»от , что соответствует действующему законодательству в области регулирования заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования, заработная плата выплачивается в установленном размере, нарушения трудовых прав истцов не установил.

Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Прокурор, обратившись в суд с иском в интересах материальных истцов, указывал на несоблюдение ответчиками уровня целевых показателей при установлении заработной платы материальным истцам – работниками МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй.

Относительно соблюдения уровня целевых показателей по МБУ ДО «ДШИ» пгт.Кокуй, судебная коллегия отмечает следующее.

Указом Президента Российской Федерации от установлены мероприятия по реализации государственной социальной политики. В названных целях поручено Правительству Российской Федерации обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры.

Пунктом 4 постановленияот (в ред. постановления от ) органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округоврекомендовано обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размерах не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда.

Реализация положений названного постановленияна местном уровне осуществляется в порядке, установленном решением органов местного самоуправления, исходя из смысла приведенной нормы.

Постановлениемот размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений, в частности по должности педагог дополнительного образования (2 квалификационный уровень ГОСТ должностей педагогических работников) базовый должностной оклад утвержден в размере 7.228 руб.

Распоряжениями Министерства образования, науки и молодежной политикиот -р, от -р утверждены целевые показатели заработной платы педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей в учреждениях культуры муниципального района «», в размере 32.683,46 руб. (т.5 л.д.109-111, 112-115).

Из представленных сведений, подписанных экономистом Отдела культуры администрации муниципального района «» ФИО следует, что по МБУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй в 2019 году доведенный целевой показатель составил 32.263,18 руб., фактически оплаченный целевой показатель составляет 93,8, целевой показатель не выполнен на 6,2%;

- в 2020 году целевые показатели по МБУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй составили 32.263,18 руб., фактически оплаченный целевой показатель составляет 91,4, целевой показатель не выполнен на 8,6%;

- в 2021 году целевые показатели по МБУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй составили 32.263,18 руб., фактически оплаченный целевой показатель составляет 109,6, целевой показатель выполнен.

Как пояснили представители ответчиков Прокошева Л.В. и Гордеева А.А. данные рассчитаны в соответствии с Приложением «Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации» к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от -р)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от -р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г.

Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента Российской Федерации по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г., утвержденной указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.

При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от -р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от и от , осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента Российской Федерации от для соответствующей категории работников.

Приказом директора МБУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй от произведены единовременные денежные выплаты работникам по итогам работы за 2021 год с учетом целевых показателей дорожной карты истцам: Пономаревой С.В. – 121.399 руб.; Алексюк Т.О. – 121.399 руб.; Шевыревой Е.Н. – 60.000 руб.; Селиной Н.А. – 60.000 руб.

Вместе с тем, материальное стимулирование работников не влечет безусловную гарантированность таких выплат, так как основанием для их начисления и выплаты является соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя и заключенным с работником трудовым договором, а также бюджетным финансированием.

Более того, судебной коллегией установлено, что в 2019 году, 2020 году материальное стимулирование с учетом необходимых к учету показателей в детской школе искусств не распределялось, ввиду отсутствия денежных средств.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Согласно Уставу МОУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй является муниципальным бюджетным учреждением, созданным в соответствии с постановлением Главы муниципального района «» от - находится в ведомственном подчинении отдела культуры администрации муниципального района «», который в свою очередь является главным распорядителем средств бюджета в отношении учреждения и действует в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 1.5 Устава).

Постановлением администрации муниципального района «»от утверждено примерное Положение «Об оплате труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры и образования муниципального района «», финансируемых за счет средств субсидии из бюджета муниципального района «» из пунктов 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.6 которого следует, что заработная плата педагогических работников включает в себя базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты; установленный оклад (должностной оклад) надбавки, размеры стимулирующих выплат, являются обязательными для включения в трудовые договоры с работниками учреждения; фонд оплаты труда педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования, финансируемых за счет средств субсидии из бюджета муниципального района «», формируется на календарный год в пределах ассигнований местного бюджета соответственно, а также средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 2.1.8 Положения определено, что базовые оклады педагогическим работникам учреждений устанавливаются согласно приложению данного Положения. Согласно приложению оклад преподавателя установлен в размере 5.570 руб.

Согласно Положению о Комитете по финансам администрации муниципального района «», утвержденному следует, что Комитет является структурным подразделением администрации муниципального района «», осуществляет функции по типу казенного учреждения в части реализации государственной и муниципальной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета муниципального района «» и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджету, размеру и составу муниципального долга муниципального района «», исполнению бюджетных и долговых обязательств района.

Разделом 2 Положения предусмотрены полномочия Комитета, которые включают в себя, в том числе разработку проектов районного и консолидированного бюджетов, единого порядка составления смет расходов бюджетных учреждений района.

В соответствии с Положением об Отделе культуры администрации муниципального района «», утвержденному постановлением администрации (с внесенными в него изменениями постановлением администрации муниципального района «» от ), муниципальное учреждение Отдел культуры администрации муниципального района «» является отраслевым органом администрации муниципального района «», осуществляющим управление в области культуры и искусства.

Отдел культуры в своей деятельности подчиняется администрации муниципального района «» и несет ответственность перед администрацией за выполнение возложенных на него задач.

В систему отдела культуры входят относящиеся к муниципальной собственности администрации муниципального района «» учреждения и организации культуры и искусства.

Отдел культуры является бюджетной организацией и финансируется из бюджета муниципального района «» на основе сметы доходов и расходов.

Отдел культуры является распорядителем бюджетных средств муниципального района «», выделяемых на развитие культуры.

Положением об оплате и стимулирования работников МБУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй, утвержденным , установлено, что заработная плата включает в себя: должностные оклады, ставки заработной платы, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты.

Приложением к Положению об оплате и стимулирования работников МБУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Кокуй установлены размеры должностных окладов, в том числе педагогических работников с 4 квалификационным уровнем, который равен 5.570 руб.

Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что следует из пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 2 статьи 53 Федерального закона от №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», относится решение таких вопросов как - обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 53 Федерального закона от №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.

Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления самостоятелен в принятии или дополнении нормативных правовых актов в сфере установления системы оплаты труда, размера заработной платы работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.

Как установлено по делу, заработная плата материальным истцам начисляется и выплачивается в установленном на уровне органов местного самоуправления порядке, исходя из определенного вышеназванными правовыми актами и трудовыми договорами оклада в размере 5.570 руб., исходя из квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Отсюда следует вывод об отсутствии со стороны ответчиков нарушения трудовых прав истцов, в связи с чем у суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционного представления и апелляционных жалоб истцов, не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.

Отклоняя доводы апелляционных жалоб материальных истцов о том, что при вынесении решения судом не было учтено предписание Государственной инспекции труда, судебная коллегия исходит из следующего.

По смыслу абзаца 1 части 1 статьи 356, абзаца 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе о размере заработной платы по дополнительному соглашению к трудовому договору) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела в целом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы постановлены с учетом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения по установлению заработной платы истцам, при оценке представленных сторонами спора доказательств.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционном представлении и апелляционных жалобах истцов.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сретенского районного судаот оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Фролова М.Ю., апелляционные жалобы истцов Селиной Н.А., Пономаревой С.В., Лебедевой О.А., Селина А.Г., Алексюк Т.О., Рютиной И.Д., Швыревой Е.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно после провозглашения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Сретенский районный суд.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено