НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 02.06.2021 № 33А-1713/2021

Председательствующий по делу Дело № 33а-1713/2021

судья Сафонова Е.В. (1-я инстанции 2а-86/2021)

УИД 75RS0031-01-2020-001508-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шишкаревой С.А.,

судей краевого суда Пичуева В.В., Жилинского А.Г.,

при секретаре судебного заседания Шевчук Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 2 июня 2021 года административное дело по административным исковым заявлениям ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, территориальному отделу Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании предписаний незаконными,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцевой К.Н.,

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» (далее - ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ») обратилось в суд с вышеуказанными административными исками, ссылаясь, что 24.11.2020 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцевой К.Н., а также 30.10.2020 государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Сандановой В.А. в адрес административного истца вынесены предписания и об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые административный истец считает незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.

03.12.2020 Забайкальским краевым судом вынесено решение по делу , согласно которому в удовлетворении административного иска первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц о признании недействующим п. 2 постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 № 145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» отказано.

Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 установлены в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае. В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения РФ от 6 мая 2020 года на выплаты стимулирующего характера, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступившие в Забайкальский край в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в особых климатических условиях в размерах, установленных на федеральном уровне, а именно 20% и 30%, соответственно. Обязательства по выплате федеральных доплат указанной категории медицинских работников выполняются в полном объеме. Региональная доля районного коэффициента учтена в выплатах стимулирующего характера, поскольку среднемесячный доход от трудовой деятельности отражает начисленную работникам заработную плату по основному месту работы, включая все виды выплат, в том числе по районному регулированию.

ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества является Забайкальский край, Министерство Здравоохранения является главным распорядителем бюджетных средств Учреждения.

Средства на выплаты стимулирующего характера по Постановлениям Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 и от 02.04.2020 № 415 работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» и на заработную плату работникам паллиативного отделения обеспечиваются из бюджета Забайкальского края.

Для расчета стимулирующих выплат за основу приняты значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности медицинских работников по Забайкальскому краю за 9 месяцев 2019 г., взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. В соответствии с методикой расчета среднемесячной начисленной заработной платы, в ее сумму входят все надбавки, полученные работником за отработанный период, в том числе районный коэффициент и северная надбавка.

Согласно письмам Министерства финансов Забайкальского края от 20.07.2020, Министерства Здравоохранения Забайкальского края от 18.09.2020 на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, источником финансового обеспечения которых являются средства, потупившие в Забайкальский край в виде межбюджетных трансферов из федерального бюджета, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работы в особых климатических условиях в размерах, установленных на федеральном уровне, а именно 20% и 30% соответственно. Таким образом, обязательства по выплате «федеральных» доплат медицинским и иным работникам государственных медицинских организаций за работу с больными COVID-19 выполняются в полном объеме.

Кроме того, предписанием ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» обязана устранить указанные в нем нарушения с учетом начисления процентов в порядке ст. 236 ТК РФ в отношении Т.А.А., Х.Е.А., П.Н.А., однако административный истец считает указанное требование незаконным в связи с отсутствием оснований для начисления данной выплаты, источником финансового обеспечения данных денежных средств являются средства, поступившие в Забайкальский край в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, вина учреждения в связи с несвоевременностью поступления денежных средств из федерального бюджета у ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» отсутствует, данное требование носит формальный характер.

Считает, что предписания и также незаконны по причине того, что в указанной ситуации между ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» и работниками имеет место индивидуальный трудовой спор, который государственный инспектор труда не вправе решать, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Просило признать незаконными и отменить предписание от 24.11.2020 и от 30.11.2020

Определением суда от 03.02.2021 административные дела по вышеуказанным административным искам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» о признании незаконными предписаний от 24.11.2020 и от 30.10.2020 соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 марта 2021 года постановлено: исковые требования ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» удовлетворить.

Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 24.11.2020 года в части понуждения главного врача ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» устранить нарушения ст.ст. 236, 315, 316 ТК РФ, произвести перерасчет заработной платы 285 работникам учреждения, выплатить задолженность по заработной плате и компенсацию за задержку выплаты заработной платы.

Признать незаконным предписание Территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 30.10.2020 года в части понуждения ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» устранить нарушения ст.ст. 236, 315, 316 ТК РФ, произвести перерасчет заработной платы работникам Т.А.А., Х.Е.А., П.Н.А., выплатить задолженность по заработной плате и компенсацию за задержку выплаты заработной платы.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Стародубцева К.Н., выражая несогласие с принятым решением суда, просит его отменить. Считает незаконным объединение судом двух различных производств по двум проверкам в одно производство. Ссылаясь на ст. 356, ст. 357 ТК РФ, также указывает, что Государственный инспектор труда вправе выдавать обязательное для исполнения работодателем предписание в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Выдавая такое предписание, Государственная инспекция труда не разрешает индивидуально-трудовой спор между работником и работодателем, поскольку трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами. Проверка Государственной инспекцией труда в ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» по предписанию от 24.11.2020 проводилась на основании Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 06.08.2020 № 157 «О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, в части, соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда», на основании Поручения Правительства Российской Федерации от 02.08.2020 № ТГ-Ш2-8767кв. Проверка по предписанию от 30.10.2020 проводилась на основании требования прокуратуры по обращению коллектива младшего обслуживающего персонала ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» о нарушении законодательства об оплате труда.

В ходе проверок были установлены нарушения начисления районного коэффициента работникам на выплаты стимулирующего характера, а также при расчете оплаты ежегодного отпуска, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 и от 02.04.2020 № 415.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» Свистун К.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 353 и части 1 статьи 354 названного Кодекса федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений (абзац второй).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 2454-О).

Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей, предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, в случае отсутствия между работодателем и работником (работниками) трудового спора, а при наличии такого спора - в случае выявления очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из материалов дела видно, что на основании Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 06.08.2020 № 157 «О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, в части, соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда», на основании Поручения Правительства Российской Федерации от 02.08.2020 № ТГ-Ш2-8767кв. распоряжением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 09.11.2020 в отношении ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» в период с 10.11.2020 по 07.12.2020 было назначено проведение внеплановой выездной проверки исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены главные государственные инспекторы труда по правовым вопросам Стародубцева К.Н. и Евдокимова Н.С.

По результатам указанной проверки главным государственным инспектором труда Старадубцевой К.Н. составлен акт от 24.11.2020, из которого следует, что в нарушение требований статей ч.2 ст.22, ч.6 ст.136, ст. 315, ст. 316 Трудового кодекса РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органови государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» при наличии права на получение стимулирующих выплат по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» за период с апреля по октябрь 2020 года указанные выплаты начисляло и производило с учётом районного коэффициента в размере 20 %, тогда как в соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» районный коэффициент установлен в более высоком размере; в нарушение требований статьи 236 Трудового кодекса РФ работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» не начислена и не выплачена денежная компенсация за неполную выплату заработной платы в установленный срок при выплатах стимулирующего характера по Постановлению № 415 и Постановлению № 484 с начислением районного коэффициента 1,4; начисление оплаты отпуска производилось без учёта районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК.

На основании приведенного выше акта в адрес ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае К.Н. Стародубцевой было вынесено предписание от 24.11.2020 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В вышеуказанном предписании предписывается: 1. устранить нарушение ст. 22, ст.ст. 136, 315, 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗКК: произвести перерасчет заработной платы 285 работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» за период с апреля по октябрь 2020 г., доначислить долю районного коэффициента в размере 20% до установленного размера 1,4 на выплаты стимулирующего характера по постановлениям Правительства РФ от 12.04.2020 №484, от 02.04.2020 №415 до 25.11.2020; 2. устранить нарушения ч. 2 ст. 22, ст.ст. 136, 315, 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗКК: выплатить задолженность по заработной плате 285 работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» за период с апреля по октябрь 2020 г. в виде начисленной доли районного коэффициента в размере 20% до установленного размера на выплаты стимулирующего характера по постановлениям Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, от 02.04.2020 №415 до 10.12.2020; 3. устранить нарушения ст.ст. 22, 136, 139, 315, 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗЗК: произвести перерасчет оплаты отпуска 64 работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» за период с июня по август 2020 г., доначислить долю районного коэффициента в размере 20% до установленного размера 1,4 на выплаты стимулирующего характера по Постановлениям Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, от 02.04.2020 № 415 до 27.11.2020; 4. устранить нарушения ст.ст. 22, 136, 139, 315, 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК: выплатить задолженность по оплате отпуска 64 работникам ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» за период с июня по август 2020, доначислить долю районного коэффициента в размере 20% до установленного размера 1,4 на выплаты стимулирующего характера по Постановлениям Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, от 02.04.2020 № 415 до 10.12.2020; 5. устранить нарушение ст. 236 ТК РФ: выплату задолженности по заработной плате и оплате отпуска работникам ГУЗ «Оловянинская ЦРБ» за период с апреля по октябрь 2020 г. произвести с учетом процентов (денежной компенсации) по ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы и оплаты отпуска до 10.12.2020. О выполнении предписания сообщить в срок до 10.12.2020 с приложением документов. Решением от 02.12.2020 руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае на основании ходатайства ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» срок исполнения п. 2, 4, 5 вышеуказанного предписания продлен до 31.12.2020.

На основании требования прокуратуры по обращению коллектива младшего обслуживающего персонала ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» о нарушении законодательства об оплате труда распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 02.10.2020 в отношении ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» в период с 05.10.2020 по 30.10.2020 было назначено проведение внеплановой выездной проверки исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены государственные инспекторы труда Санданова В.А., Дашиева О.С.

По результатам указанной проверки государственным инспектором труда Сандановой В.А. составлен акт от 30.10.2020, из которого следует, что при исследовании представленных к проверке расчетных листков было установлено нарушение ст.ст. 22, 136, 146, 148, 315, 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗКК: при наличии права на получение стимулирующих выплат согласно Постановлениям № 415, № 484 указанные выплаты произведены не в полном объеме - не произведено начисление и оплата районного коэффициента к стимулирующим выплатам в размере 40 %, районный коэффициент начислен только в размере 20 % из средств федерального бюджета: за июнь 2020 г. по Постановлению № 415 Т.А.А., Х.Е.А.; П.Н.А. за май 2020 г. (по Постановлениям №415 и №484), за июнь 2020 г. по Постановлению №415.

На основании приведенного выше акта в адрес ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» государственным инспектором труда Сандановой В.А. 30.10.2020 вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В вышеуказанном предписании предписывается устранить нарушения ст.ст. 22, 136, 146, 148, 315, 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗЗК: произвести перерасчет заработной платы за июнь 2020 г. Т.А.А., Х.Е.А., за май, июнь 2020 г. П.Н.А. на выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, доначислить районный коэффициент до установленного размера 40%. Выплату произвести с учетом процентов (денежной компенсации) в порядке ст. 236 ТК РФ за задержку части заработной платы в срок до 16.11.2020. Решением от 27.11.2020 руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае на основании ходатайства ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» срок исполнения указанного предписания продлен до 30.12.2020.

Приведенные предписания обусловлены обстоятельствами нарушения работодателем норм трудового законодательства Российской Федерации, а именно, требований Трудового кодекса РФ, в части, касающейся выплат стимулирующего характера работникам ГУЗ ««Оловяннинская ЦРБ» за работу с больными новой коронавирусной инфекцией по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» без начисления районного коэффициента в повышенном размере (40 %) как работникам государственного учреждения здравоохранения Забайкальского края.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что ситуация по поводу которой вынесены оспариваемые предписания обладают признаками индивидуального трудового спора, следовательно предписания вынесены государственными инспекторами труда по вопросам, не относящимся к их компетенции.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что на день проведения проверок и принятия оспариваемых предписаний индивидуальный трудовой спор между ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» и работниками отсутствовал, вопрос о законности выплат стимулирующего характера без начисления районного коэффициента в повышенном размере (40 %) не был предметом проверки органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

При таком положении вывод суда о незаконности оспариваемого предписания исключительно по мотиву превышения государственным инспектором труда предоставленных законом полномочий основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения.

Как указано в части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Перечень грубых нарушений приведен в части второй указанной выше статьи.

Грубых нарушений вышеуказанного закона, при которых результаты внеплановой проверки должны быть признаны незаконными, административным органом допущено не было, права юридического лица не нарушены.

Под заработной платой (оплата труда работника), согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), т.е. заработная плата состоит из вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.

Статьями 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных Кодексом или иными федеральными законами, применяется Кодекс или иной федеральный закон.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет средств региональных бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов.

На основании этой нормы Законом Забайкальского края от 14 октября 2008 года № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» установлены повышенные размеры районного коэффициента и процентных надбавок.

В 2020 году федеральным законодательством были установлены две выплаты стимулирующего характера: по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 – за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией (такая выплата осуществлялась с 30.01.2020 по 31.10.2020, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 - документ утратил силу с 01.11.2020); по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 – за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (выплата осуществлялась с апреля по октябрь 2020 года). Каждым из указанных документов были предусмотрены соответствующие правила, которые регламентировали порядок осуществления данных выплат.

Указанные выплаты были установлены в разных размерах.

Стимулирующая выплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку установлена в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за девять месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Стимулирующая выплата за выполнение особо важных работ установлена: для врачей, оказывающих скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, – 50 000 рублей в месяц, для среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и водителей скорой медицинской помощи – 25 000 рублей в месяц; для врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, – 80 000 рублей в месяц, для среднего медицинского персонала – 50 000 рублей в месяц, для младшего медицинского персонала – 25 000 рублей в месяц.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 Правительством Забайкальского края принято постановление от 09.05.2020 № 145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

Согласно пункту 2 указанного постановления определено, что размеры стимулирующих выплат, указанные в пункте 1 настоящего постановления, включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением Забайкальского краевого суда от 03.12.2020 административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 № 145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» оставлено без удовлетворения. Из правовой позиции, изложенной в указанном решении суда, следует, что размер выплат стимулирующего характера был установлен оспариваемым постановлением исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае, что свидетельствует о наличии в его составе сумм районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Апелляционным определением пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.03.2021 решение Забайкальского краевого суда от 03.12.2020 отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора удовлетворены, признан недействующим с даты принятия пункт 2 постановления Правительства Забайкальского края от 9 мая 2020 года № 145.

Решение о признании недействующим пункта 2 Постановления Правительства Забайкальского края № 145 принято ввиду противоречия данного пункта Трудовому кодексу РФ и федеральным законам.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 Правительством Забайкальского края принято постановление от 09.05.2020 № 146 «О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».

Согласно пункту 2 указанного постановления (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 18.05.2020 № 158) определено, что на выплаты, указанные в пункте 1 настоящего постановления, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, в силу приведенных выше положений закона, ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» обязано было начислять и производить выплаты стимулирующего характера по Постановлениям Правительства РФ №415 и №485 с применением районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14 октября 2008 года № 39-ЗЗК.

Ввиду противоречия положений пункта 2 Постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 № 145 требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, данный пункт не подлежал применению, в связи с чем, не являлся законным основанием для неприменения районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14 октября 2008 года № 39-ЗЗК.

Установив в ходе проверки, что данные выплаты и оплата отпусков начислялись без указанного районного коэффициента, в связи с этим выплаты производились не в полном размере, государственные инспекторы труда внесли в адрес ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» оспариваемые предписания, которые в силу изложенного являются законными, соответствующим целям федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений закона, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, а административные исковые требования государственного учреждения здравоохранения «Оловяннинская ЦРБ» к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании предписаний незаконными, подлежащими оставлению без удовлетворения, поскольку оспариваемые предписания соответствуют требованиям закона и не нарушают права административного истца.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 3 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, территориальному отделу Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании незаконными и отмене предписания Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 24.11.2020 , территориального отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 30.11.2020 , отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи