НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 01.12.2020 № 2-156/19

Председательствующий по делу Дело№33-3899/2020

Судья Раитин А.И. 1 инст.№2-156/2019

УИД 75RS0006-01-2019-000251-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Забайкальского краевого суда Комкова С.В., с участием помощника Муратовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 01 декабря 2020 года заявление представителя Министерства финансов Российской Федерации о разъяснении решения по гражданскому делу по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Щеглову С. П. о возмещении затрат на тушение лесного пожара,

по частной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Ознобихиной Л.Ю.

на определение судьи Акшинского районного суда Забайкальского края от 07 октября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации о разъяснении решения Акшинского районного суда Забайкальского края от 12 ноября 2019 года, отказать».

У С Т А Н О В И Л:

Решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 12 ноября 2019 г. исковые требования Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Щеглов С.П. о возмещении затрат на тушение лесного пожара удовлетворены частично. С Щеглов С.П. в федеральный бюджет Российской Федерации в возмещение затрат на тушение лесного пожара взыскана сумма в размере 675 382 рубля 53 копейки, взыскана государственная пошлина в бюджет муниципального района «Акшинский район» в размере 9 953 рубля 82 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т.1, л.д.251-255).

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Ознобихина Л.Ю. обратилась в суд с заявлением, указав, что во исполнения решения суда выдан исполнительный лист серии ФС №002773241, в котором в графе «взыскатель» указано Министерство финансов Российской Федерации. Просила суд разъяснить решение Акшинского районного суда от 12.11.2019 года с целью определения надлежащего администратора доходов бюджета (взыскателя) - Министерства природных ресурсов Забайкальского края (т. 2, л.д.1-3).

Судом постановлено приведенное выше определение (т. 2, л.д.21-23).

В частной жалобе представитель Министерства финансов РФ Ознобихина Л.Ю. просила отменить определение, разъяснить решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 12.11.2019 с целью определения надлежащего администратора доходов бюджета «взыскателя» - Министерства природных ресурсов Забайкальского края. Указала, что в связи с тем, что в исполнительном листе, выданном во исполнение решения Акшинского районного суда Забайкальского края, в качестве «взыскателя» ошибочно указано Министерство финансов Российской Федерации, соответственно требования исполнительного листа не могут быть исполнены. Министерство финансов России не является органом, который в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации является администратором доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации по вопросам охраны лесов, в том числе тушения лесных пожаров. Поскольку Министерство природных ресурсов Забайкальского края, обращалось в суд с исковым заявлением к Щеглов С.П. о возмещении затрат на тушение лесного пожара, которые взысканы судом в доход федерального бюджета, в качестве взыскателя в исполнительном листе должен быть указан администратор соответствующих доходов - Министерство природных ресурсов Забайкальского края (т. 2, л.д.30-33).

В силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив дело, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи районного суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 202 ГПК РФ, в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвовавших в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения (определения) суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" указано, что поскольку статья 202 ГПК РФ предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания, суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Аналогичные положения содержит часть 1 статьи 32 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17 июня 2010 г. N 869-О-О, положения статьи 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения.

Отказывая в удовлетворении поступившего заявления, суд первой инстанции указал, что обстоятельства, на которые сослался представитель Министерства финансов РФ в своем заявлении о разрешении суда, касаются вопросов исполнительного производства, а потому не относятся к предмету судебного разбирательства по разъяснению судебного решения в порядке ст. 202 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 N 655, федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, а также Центральный банк РФ в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ принимают (при передаче в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях передачи полномочий администраторов соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указанным органам) правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и доводят их до соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации до начала очередного финансового года.

В случае вынесения федеральным судом постановления о наложении штрафа, принятия им судебного акта (постановления) о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского дела, администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется федеральными органами государственной власти или учреждениями, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от имени которых соответствующее должностное лицо (в том числе государственный инспектор в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) направило дело на рассмотрение в суд, обратилось в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным Банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы РФ», орган государственной власти субъекта Российской Федерации, реализующий переданные полномочия Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий администратора соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет администрирование доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с правовым актом, предусмотренным подпунктом "з" пункта 1 настоящих Правил.

Федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.1):

з) принимают (при передаче в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях передачи полномочий администраторов соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указанным органам) правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и доводят их до соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации до начала очередного финансового года.

В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденном постановлением правительства Забайкальского края от 27.12.2016 №503, Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные РФ полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области, указанные в п.1 указанного положения.

В соответствии с п.12.18 вышеуказанного Положения, в области лесных отношений осуществляет переданные РФ полномочия: в том числе, организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров.

Таким образом, суд соглашается доводом частной жалобы о том, что в исполнительном листе, выданном во исполнение решения Акшинского районного суда Забайкальского края, в качестве «взыскателя» ошибочно указано Министерство финансов Российской Федерации, соответственно требования исполнительного листа не могут быть исполнены. Поскольку Министерство природных ресурсов Забайкальского края обращалось в суд с исковым заявлением к Щеглов С.П. о возмещении затрат на тушение лесного пожара, которые взысканы судом в доход федерального бюджета, то в силу Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 N 655 в качестве взыскателя в исполнительном листе должен быть указан администратор соответствующих доходов - Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Учитывая вышеизложенное, частная жалоба подлежит удовлетворению, определение подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

Частную жалобу удовлетворить.

Определение Акшинского районного суда Забайкальского края от 07 октября 2020 года отменить.

Заявление представителя Министерства финансов Российской Федерации Ознобихиной Л.Ю. удовлетворить.

Указать взыскателем в исполнительном листе серия ФС 002773241 от 12 ноября 2019 г. по гражданскому делу № 2-156/2019 по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Щеглов С.П. о возмещении затрат на тушение лесного пожара в качестве взыскателя Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Судья: С.В.Комкова