Председательствующий по делу Дело № 33-3504/2015
судья Никитина Т.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей Иванова А.В.
Казакевич Ю.А.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 1 сентября 2015 года дело по иску Кокоевой Н. С. к администрации сельского поселения «Кайдаловское» муниципального района «Карымский район» о перерасчете и взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе истца
на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2015 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Кокоевой Н. С. к администрации сельского поселения «Кайдаловское» муниципального района «Карымский район» о перерасчете и взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет, возложении обязанности отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кокоева Н.С. обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивировала его следующим. Она является пенсионером по выслуге лет с <Дата> г., так как более <данные изъяты> лет замещала муниципальную должность <данные изъяты>. Решением комиссии по назначению пенсий за выслугу лет СП «Кайдаловское» от <Дата> № ей определена пенсия в размере базовой страховой пенсии <данные изъяты> рубля. Согласно Положения о пенсии за выслугу лет на муниципальной должности СП Кайдаловское, принятого Советом сельского поселения 30.12.2008 №18, размер пенсии увеличивается на районный коэффициент, устанавливаемый федеральным и краевым законодательством в зависимости от района проживания, на весь период проживания указанных граждан в этих районах. С 01.01.2009 г. в Карымском районе установлен районный коэффициент 40%. Из ответа ПФР в Карымском районе от <Дата> № базовая часть пенсии представляет гарантированные государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме без учета районного коэффициента, с 01.01.2015 размер базовой части пенсии составляет 3935 руб., с 01.02.2015 4383,95 руб. Администрацией СП Кайдаловское заявителю пенсия выплачивалась без учета районного коэффициента. На обращение истца о выплате пенсии с учетом районного коэффициента Администрация СП отвечает отказом ввиду отсутствия денежных средств. С учетом изложенного пенсия заявителя должна составлять за <Дата> года <данные изъяты> руб., <Дата><данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. Просила суд взыскать с администрации СП Кайдаловское за период с <Дата> по <Дата> г. пенсию в размере <данные изъяты> руб., возложить на ответчика обязанность выплачивать в дальнейшем пенсию за выслугу лет с учетом районного коэффициента ежемесячно.
В ходе рассмотрения дела истец требования увеличила, просила суд взыскать пенсию за период с <Дата> по <Дата> года в размере <данные изъяты> рублей (л.д.<данные изъяты>).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Кокоева Н.С. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, в т.ч. о взыскании невыплаченной суммы пенсии с учетом районного коэффициента на день принятия решения судом апелляционной инстанции. Ссылается на несостоятельность выводов суда о правильности порядка начисления истцу пенсии, о том, что при расчете пенсии ответчиком учитывался районный коэффициент в размере 40%. Данное обстоятельство опровергается ответом ПФР в Карымском районе от <Дата> № №. Вопреки выводам суда, в заявленные периоды пенсия за выслугу лет выплачивалась истцу в размере базовой части трудовой пенсии по старости без учета районного коэффициента. Суд ошибочно отождествляет понятия пенсия за выслугу лет с доплатой к трудовой пенсии по старости. Такая позиция противоречит Уставу сельского поселения «Кайдаловское», решению Совета СП «Кайдаловское» от 30.12.2008 № 18 и Положению о пенсии за выслугу лет на муниципальной должности СП «Кайдаловское». В нарушение действующего законодательства суд необоснованному сослался на позицию ответчика о том, что Карымский район не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к нему местностям, не дал оценки правильности расчета ответчиком истцу пенсии с учетом 70% районного коэффициента. Вывод суда о том, что муниципальные пенсии носят характер доплат, исходя из имеющихся в муниципальном бюджете финансово-экономических возможностей, что не нарушает прав граждан, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Обстоятельств невозможности в пенсионном обеспечении органом местного самоуправления в суде не установлено. Суд необоснованно оставил без внимания ответ ответчика СП «Кайдаловское» от <Дата> г. № № о перерасчете пенсии за выслугу лет. Между тем вопрос возможности финансирования администрации СП «Кайдаловское» из вышестоящей администрации муниципального района «Карымский район» суд не исследовал. Не согласна с решением суда в части применения срока исковой давности за период с <Дата> по <Дата> г., поскольку данный вопрос в суде не в полной мере исследован и до обращения в суд ей не было известно, что к установленном размеру пенсии должен применяться районный коэффициент к базовой части трудовой пенсии.
В дополнении к апелляционной жалобе истец Кокоева Н.С. отмечает, что суд сделал не основанный на законе вывод о том, что минимальный размер муниципальной пенсии Федеральным законом и законом субъекта не установлен. В нарушение ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не применил закон, подлежащий применению: ст. 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений», п. 55 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР». Расчет пенсии, представленный ответчиком по запросу суда, является неверным, ранее до истца не доводился и необоснованно положен в основу решения суда. В суде не устранено противоречие, имеющееся в способах расчета пенсии. В протоколе предварительного судебного заседания не отражены вопросы суда, касающиеся представления ответчиком повторного расчета пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального района «Карымский район» Павлов О.А. и администрации сельского поселения «Кайдаловское» Немеров О.П. считают доводы жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, решение суда не подлежащим отмене.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав истицу Кокоеву Н.С., поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации муниципального района «Карымский район» Платонову О.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом, Кокоева Н.С. замещала должность муниципальной службы – <данные изъяты>», стаж её муниципальной службы составил <данные изъяты> лет.
На основании решения Комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «Кайдаловское» № от <Дата> года, истице назначена пенсия в размере <данные изъяты> рубля.
Названная пенсия назначена истице в соответствии с Положением «О пенсии за выслугу лет на муниципальной должности сельского поселения «Кайдаловское», принятым Решением Совета сельского поселения «Кайдаловское» № 18 от 30.12.2008 года.
Данным Положением предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости, назначается при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по стрости(инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент, устанавливаемый федеральным и краевым законодательством в зависимости от района(местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в этих районах(местностях). Минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже размера базовой части трудовой пенсии по старости(инвалидности), установленной п. 1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом районного коэффициента, действующего на соответствующей территории Забайкальского края в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Как видно из представленных истицей расчетов, на <Дата> года размер установленной ей ежемесячной доплаты составил <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек(см.л.д.<данные изъяты>).
Данный размер также указан и в расчете, представленном ответчиком.
Обратившись в суд с настоящим иском, истица указывала на то, что установленная ей ответчиком доплата исчислена с нарушением действующего законодательства, поскольку при определении размера такой доплаты не учтен районный коэффициент.
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кокоевой Н.С., суд первой инстанции исходил из того, что действия администрации сельского поселения «Кайдаловское» муниципального района «Карымский район» в части определения размера доплаты, подлежащей выплате истице являются законными.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия учитывает следующее.
Условия предоставления права на пенсию муниципальный служащим предусмотрены п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с приведенной нормой закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Закон Забайкальского края от 29.12.2008 г. № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» регулирует вопросы муниципальной службы в Забайкальском крае, отнесенные Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ведению Забайкальского края как субъекта Российской Федерации(преамбула, ст. 11).
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом края.
Определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом края соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Забайкальского края.
Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Забайкальского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Забайкальского края с учетом продолжительности стажа муниципальной или гражданской службы соответственно.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих на указанных служащих в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Так, на муниципальных служащих распространяется в полном объеме предусмотренное Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом субъекта Российской Федерации о пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края право государственного гражданского служащего на установление к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) пенсии за выслугу лет и право на получение данной пенсии одновременно с получением трудовой пенсии по старости (по инвалидности).
Между тем, вопрос установления размера пенсии муниципального служащего урегулирован в Федеральном законе о муниципальной службе и в Законе субъекта о муниципальной службе специальными нормами, в связи с чем в данной части пенсионные права муниципальных служащих к пенсионным правам государственных гражданских служащих не приравнены.
Из приведенных выше положений Федерального закона о муниципальной службе в Российской Федерации и в Законе Забайкальского края о муниципальной службе следует, что для муниципальных служащих Забайкальского края размер пенсии определяется предусмотренным законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Забайкальского края.
Законом установлен максимальный размер муниципальной пенсии.
Минимальный размер муниципальной пенсии Федеральным законом и Законом субъекта не установлен, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании ном материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В связи с изложенным не может быть принят и довод апелляционной жалобы истицы о том, что в случае недостаточности средств в бюджете муниципального поселения «Кайдаловское» средств на осуществление выплат лицам, замещавшим должности муниципальной службы такие денежные средства должны быть изысканы в вышестоящих бюджетах, в том числе в бюджете муниципального района «Карымский район».
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы истицы о том, что суд первой инстанции ошибочно отождествляет понятия пенсия за выслугу лет с доплатой к трудовой пенсии по старости.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вывод суда первой инстанции о том, что данные выплаты носят характер доплат, исходя из имеющихся в муниципальном бюджете финансово-экономических возможностей, является верным.
Не представлено истицей и доказательств того, что осуществляемые ей выплаты не в полной мере обеспечивают соблюдение установленных субъектом Российской Федерации требований к минимальному размеру пенсии муниципальному служащему за выслугу лет.
Как правильно указал суд первой инстанции, Карымский район Забайкальского края действующим законодательством к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам не отнесен.
Не может быть принят и довод апелляционной жалобы о то, что суд первой инстанции не дал оценки правильности приведенного ответчиком расчета назначенных истице выплат.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как видно из искового заявления и дополнения к нему, обратившись в суд, истица Кокоева Н.С. была не согласна с размером выплачиваемой ей пенсии лишь по тому основанию, что ответчиком не применен районный коэффициент к базовому размеру пенсии.
Иных требований заявлено не было.
Представленный ответчиком расчет выплачиваемой истице пенсии исследовался в судебном заседании 29.06.2015 года, истица в данном судебном заседании принимала участие, вопросов по представленному расчету у нее не возникло(см.л.д.<данные изъяты>).
Вывод суда первой инстанции о том, что при определении размера подлежащих истице выплат ответчиком применен коэффициент 40% полностью соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для применения районного коэффициента к базовому размеру пенсии, предусмотренных действующим законодательством, не установлено.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о необоснованном применении к её требованиям срока исковой давности, вместе с тем, основанием к отмене или изменению решения суда указанное обстоятельство не является, поскольку правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Карымского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы – без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Иванов А.В.
Казакевич Ю.А.