НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27.05.2020 № 2А-14/2020АП

Председательствующий Назаров Р.А.Дело № 2а-14/2020АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-557/2020

27 мая 2020 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего - Потапченко И.Н.,

судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,

при секретаре судебного заседания Иванец М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН) (далее – управление финансового контроля и аудита) на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 5 марта 2020 г., которым удовлетворены заявленные командиром войсковой части требования о признании незаконными отдельных положений акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в войсковой части управлением финансового контроля и аудита.

Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя ответчика – Безрукова Е.С. в обоснование апелляционной жалобы, представителя истца – Шурыгиной А.Н. и заинтересованного лица – Сахновой З.Б., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

по результатам выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , проведенной сентябре-октябре 2019 года управлением финансового контроля и аудита, составлен акт от 30 октября 2019 г. № 2019/РВСН/25дсп (далее – акт проверки), пункт 3.2.4 которого содержит, в частности, вывод о неправомерности выплаты компенсационной надбавки 48 лицам гражданского персонала указанной воинской части, занятым на работах с вредными условиями труда, на общую сумму 122648 руб. 32 коп. за период с февраля по август 2019 года.

В связи с этим в пункте 5 раздела «Выводы» включено требование о необходимости принятия решения по возмещению выявленного ущерба на указанную сумму.

Командир войсковой части через представителя обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил признать незаконным приведенный пункт акта проверки в части вывода о переплате надбавки на общую сумму 116770 руб. 12 коп. (то есть за исключением работников О.С.Н.А.. и С.Д.., назначенных на должности после 1 января 2014 г.). Также административный истец просил возложить на ответчиков обязанность изменить в указанном акте проверки сумму ущерба с 122648 руб. 32 коп. на 5878 руб. 20 коп.

Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указывает, что лицам гражданского персонала войсковой части , принятым на работу до 1 января 2014 г., были необоснованно сохранены ранее установленные льготы и компенсации, поскольку по результатам проведенной специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в отношении их рабочих мест снижен подкласс опасности. В связи с этим сохранение им прежних выплат в повышенном размере противоречит требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, положения которого не приняты во внимание судом. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421) гарантировал сохранение установленных до 1 января 2014 г. компенсаций работникам, класс вредности должностей которых изменился в связи с вступлением в законную силу названного закона, лишь в случае установления факта сохранения прежних условий труда по результатам проведенной СОУТ. Доводы истца том, что такой случай имеет место по данному делу, являются несостоятельными. Кроме того, суд первой инстанции не учел положения ст. 372 ТК РФ и в решении не привел отличий между тремя работниками, которым необоснованно произведены выплаты компенсационного характера, и остальными работниками, которым эти выплаты произведены, по мнению суда, на законных основаниях. В связи с этим автор жалобы полагает, что компенсационные выплаты не были положены всем работникам, указанным в акте, а поэтому оспариваемые положения акта являются обоснованными.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Вопреки мнению автора жалобы, решение судом принято с соблюдением норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к возникшим правоотношениям, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно абзацу 7 ч. 2 ст. 57 и ст. 135 ТК РФ обязательными условиями, подлежащими включению в трудовой договор, являются, в том числе, компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Абзацем 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ установлено, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92 (сокращенная продолжительность рабочего времени), ст. 117 (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск), ст. 147 (повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ТК РФ.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Из содержания ст. 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421 «О внесении изменений в отдельные законодательные акуты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», согласно которому при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Из приведенной нормы следует, что льготы и компенсации, которые предоставлялись работнику в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда на 1 января 2014 г., должны быть сохранены при отсутствии улучшений условий его работы на момент проведения специальной оценки.

Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

По делу установлено, что в сентябре 2018 года в войсковой части уполномоченными специалистами проведена специальная оценка условий труда (1368 рабочих мест), по результатам которой установлены подклассы условий труда 3.1 (на работах с вредными условиями труда 1 степени) на рабочих местах по должностям, в частности, оператора копировальных машин, заведующего складом горючего, заведующего хранилищем, заведующего складом РХБЗ, и 3.2 (на работах с вредными условиями труда 2 степени), в частности, инженера, начальника отделения, техника, электрогазосварщика, проводника пассажирских вагонов, помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза (локомотива), составителя поездов, наборщика вручную, переплетчика, начальника лаборатории и техника отделения физико-химического анализа.

Данные сведения были отражены в составленных отчете от 26 ноября 2018 г. и картах специальной оценки условий труда, а в коллективный договор на 2017-2019 годы, заключенный между ФКУ «Войсковая часть » и гражданским персоналом в лице профсоюзного комитета этой воинской части, внесены соответствующие изменения. С результатами проведенной СОУТ гражданский персонал воинской части был ознакомлен.

Пунктами 2.1.3 и 2.1.4 названного Коллективного договора и приложением № 1 к нему определено, что система оплаты труда гражданского персонала воинской части включает в себя, в том числе, условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; отдельным работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Должностные оклады повышаются гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными условиями труда, на 12 процентов, а на работах с вредными и опасными условиями труда - на 24 процента.

После внесения изменений в приложение № 5 к Коллективному договору в феврале 2019 года утвержден Перечень должностей (рабочих мест), на которых гражданскому персоналу устанавливаются повышенные тарифные ставки за работу во вредных и опасных условиях труда, а также утвержден список гражданского персонала, согласно которому сохранены льготы и компенсации, действующие до момента расторжения трудового договора с работником или перевода его на другую должность.

В частности, согласно данному списку были сохранены льготы и компенсации в виде доплаты к тарифной ставке в размере 24 процентов: начальниц-лаборатории Т.А.., техникам Е.Г.. и Е.А. в размере 12 процентов: наборщику вручную С.Ю.., переплетчикам И.С. и О.А.., начальнику отделения Е.В.., инженеру Н.И.., технику Е.А., оператору копировальных машин Т.Д.., заведующим складом горючего А.П. и Н.Н.., проводникам пассажирских вагонов Ю.А.., Н.Г.., А.С.., В.И.., Т.А.Е.П.., И.В.., З.Н.., Л.В.., Л.Г.., В.В.., И.С.., М.Г.., С.А.А.., О.В.., Н.Ю.., Б.Г.., В.А.., Л.В.., Т.Г.А.Б.., Н.В.., помощнику машиниста тепловоза А.И.., машинистам тепловоза В.П. и С.А.„ составителям поездов О.Г.Л.Н.А.В. и В.А.., заведующему хранилищем В.И. заведующему складом РХБЗ М.И.. и электрогазосварщику О.Г.

Также в суде исследованы приложения №№ 8, 10, 11, 13, 21, 14, 15 и 6 к Коллективному договору, согласно которым утверждены Перечни профессий и должностей, работа на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; бесплатное получение средств индивидуальной защиты; бесплатное получение молока в связи с вредными условиями труда; бесплатное получение смывающих и обезвреживающих средства; бесплатное получение фруктовых, овощных соков с мякотью в связи с вредными условиями труда; утверждены Перечни: работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено применение труда лиц в возрасте до 18 лет; профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми гражданский персонал должен проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры заболеваний; а также исследован список должностей (профессий), которым установлен сокращенный рабочий день и предоставляется дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда (в том числе с внесенными изменениями от 25 февраля 2019 года).

Указанные обстоятельства не оспаривались в суде первой инстанции представителем ответчика, подтверждаются объяснениями представителя истца Шурыгиной А.Н. и заинтересованного лица – председателя первичной профсоюзной организации воинской части Сахновой З.Б., справкой из войсковой части от 4 марта 2020 года № А/1066, копиями Коллективного договора на 2017-2019 годы с приложениями к нему, протоколом № 6 заседания совместной комиссии по разработке и принятию коллективного договора, контролю за ходом выполнения, внесения в него изменений и дополнений, отчета о проведении специальной оценки условий труда ФКУ «Войсковая часть » (утвержден 26 ноября 2018 г.), а также картами специальной оценки условий труда №№ 170А, 173А, 129А, 127, 290А, 271А, 270, 275, 637, 851, 990А, 985А, 981А, 889, 947А, 890, 855 (по должностям: переплетчик, наборщик вручную, техник, начальник физико-химической лаборатории, оператор копировальных машин, инженер,начальник отделения, техник, заведующий складом, электрогазосварщик, проводник пассажирских вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза (локомотива), заведующий складом, составитель поездов, заведующий хранилищем, заведующий складом РХБЗ).

Пунктами 2, 14-16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного действовавшим в период проведения в воинской части СОУТ в 2018 году и во время ее проверки контрольной группой управления финансового контроля и аудита в сентябре-октябре 2019 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, установлено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает в себя, в том числе условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; гражданскому персоналу воинских частей и организаций за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливаются выплаты компенсационного характера.

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные (окладу (тарифные ставки) повышаются:

- на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к вышеназванному Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Аналогичные повышенные должностные оклады за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены п. 4 приложения № 2 действующего в настоящее время приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545.

Ранее (на дату вступления в силу Федерального закона № 421) действовал приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555, п. 50 приложения № 2 которого были установлены повышенные должностные оклады (тарифные ставки): на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12 процентов; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24 процентов.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).

Приказом командира войсковой части от 21 мая 2019 г. № 38 (по гражданскому персоналу) работодателем - командиром вышеуказанной воинской части с учетом мнения профсоюзного органа, на основании Коллективного договора на 2017-2019 годы сохранены ранее установленные льготы и компенсации, а именно должностные рклады за работу с вредными условиями труда с повышением на 24 процентов: Т.А.., Е.Г. и Е.А..; с повышением на 12 процентов: С.Ю.И.С.., О.А.., Е.В.Н.И.., Е.А.., Т.Д.Н.Н.., Ю.А.., Н.Е.., А.С.., В.И.Т.А.., Е.П.И.В.Э.Н.., Л.В.., Л.Г.В.В.., И.С.М.Е.С.А.А.О.В.Н.Ю.., Б.Е.В.А.., Л.В.., Т.Е., А.Б.., Н.В.., А.И.В.П.С.А.., О.Е.Л.Н.А.В.., В.А.., В.И.., М.И. и О.Г.

Приказом того же должностного лица от 28 мая 2019 г. № 39 (по гражданскому персоналу) внесены изменения в изданный им приказ от 14 мая 2019 г. № 37, касающиеся сохраненения заведующему складом горючего А.П. ранее установленных льгот и компенсаций, а именно - должностного оклада с повышением на 12 процентов за работу с вредными условиями труда.

В соответствии с п. 46 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы, которое продлено на 2017-2019 годы путем заключения соответствующего соглашения (приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 102) Министерство обороны Российской Федерации обязано осуществлять повышение оплаты труда работникам, занятым выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем (до 1 января 2014 г.) Отраслевом соглашении между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы.

Согласно материалам дела по результатам выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , проведенной управлением финансового контроля и аудита, составлен акт проверки, пункт 3.2.4 которого содержит, в частности, вывод о неправомерности выплаты 48 лицам гражданского персонала указанной воинской части компенсационной надбавки за работу с вредными условиями труда на общую сумму 122648 руб. 32 коп. В связи с этим в пункте 5 раздела «Выводы» включено требование о необходимости принятия решения по возмещению выявленного ущерба на указанную сумму.

При этом из приложения № 19 к названному акту следует, что общая сумма неположенных выплат по гражданскому персоналу воинской части, занятому на работах с вредными условиями труда, без учета выплат работникам О.С.., Н.А. и С.Д. которым эти выплаты были не положены, составляет 116770 руб. 12 коп.

Допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля инспектор по охране труда и техники безопасности войсковой части С.И.., до 2015 года занимавший должность инженера по охране труда службы вооружения, показал, что в ноябре 2018 года в указанной воинской части проведена СОУТ. В ходе оценки проверены условия труда на должностях, связанных с вредными и опасными работами, улучшения которых он не отметил. Одновременно он привел в пример должности машиниста тепловоза, помощника машиниста тепловоза, проводника пассажирских вагонов, указав, что их условия труда не могли измениться, поскольку тепловозы и вагоны такие, как и ранее, улучшений не претерпели в связи с отсутствием соответствующего финансирования. При этом работникам, как и ранее, предоставляются льготы: молоко за вредность, увеличенный отпуск, доплата к окладу по занимаемой должности.

Гарнизонным военным судом также установлено, что по результатам проведенной в 2007-2009 годах аттестации рабочих мест техника физико-химической лаборатории, переплетчика и наборщика вручную, установлены подклассы условий труда 3.1 (для рабочих мест техника физико-химической лаборатории (Е.Г.. и Е.А..) и переплетчика (Е.С.. и О.А..) и 3.2 (для рабочих мест наборщика вручную (С.Ю.); а по результатам проведенной в 2009-2010 годах аттестации рабочего места начальника физико-химической лаборатории установлен подкласс условий труда 3.2 (Т.А..).

В результате СОУТ в 2018 году для всех вышеуказанных рабочих мест установлен подкласс 3.2, то есть на рабочих местах наборщика вручную (С.В.) и начальника лаборатории (Т.А..) условия труда не изменились, а на рабочих местах техника (Е.Г.. и Е.А. переплетчика (И.С.. и О.А..) такие условия ухудшились.

Сославшись на исследованные в судебном заседании и перечисленные в решении суда доказательства, суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельным довод представителя административного ответчика о неподтверждении документально имевших место до проведения СОУТ в 2018 году условий труда работников, занимавших вышеуказанные должности сотрудников типографии и физико-химической лаборатории.

Оценивая несостоятельность такого довода относительно остальных должностей гражданского персонала воинской части, суд первой инстанции обоснованного исходил из указанного выше п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421, в соответствии с которым льготы и компенсации, которые предоставлялись работнику в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда на 1 января 2014 года, должны быть сохранены в случае отсутствия улучшения условий его работы на момент проведения специальной оценки.

По делу установлено, что гражданскому персоналу войсковой части (45 указанным выше работникам, принятым на работу до 1 января 2014 года) с момента приема на работу предоставлялись льготы, в частности, за работу во вредных и особо вредных условиях труда - доплаты в размере 12 и 24 процентов к должностному окладу. Данные льготы за работу во вредных условиях труда были установлены трудовыми договорами, дополнительными соглашениями к ним и Коллективными договорами между комитетом профсоюза и командованием указанной воинской части на 2012-2014 годы и 2013-2015 годы.

Из изложенного суд первой инстанции верно определил, что принимая на работу сотрудников, работодатель в лице командира войсковой части расценивал выполняемую ими работу как работу с вредными и особо вредными условиями труда, ежемесячно доплачивая 12 и 24 процента, соответственно, за такие условия труда и предоставляя иные льготы, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, бесплатное получение молока.

До вступления 1 января 2014 г. в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» компенсации за работу во вредных условиях труда в силу закона должны были предоставляться на основании результатов аттестации рабочих мест, при этом обязанность по организации аттестации рабочих мест возлагалась на работодателя.

Работодатель, обязанный предоставить работникам достоверную информацию об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях (ст. 212 ТК РФ), при заключении договоров информировал работников о существовании вредных и опасных условий труда при выполнении работ, установленных компенсациях (повышенная оплата). То есть работодатель предоставлял работникам компенсации, которые в силу закона предоставляются на основании результатов аттестации рабочих мест, а также информировал их о наличии вредных условий труда на работе, установив в трудовом договоре за такие условия работы компенсационные меры.

Учитывая, что по результатам проведения СОУТ в 2018 году условия труда работников, которым были сохранены ранее установленные компенсационные выплаты, не улучшились, за исключением рабочих мест переплетчика типографии и техника отделения ФХА, на которых условия труда ухудшились, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что компенсационные меры за работу во вредных условиях труда в силу приведенных выше норм не могут быть уменьшены, а размер доплат снижен (с 24 до 8 и с 12 до 4 процентов) по сравнению с такими мерами по состоянию на 1 января 2014 г.

При этом, как верно указано в судебном постановлении, отсутствие сведений о проведении аттестации рабочих мест, обязанность по проведению которой возложена исключительно на работодателя, не может являться основанием для ограничения предусмотренных действующим законодательством компенсационных мер (повышенной оплаты труда) в отношении работников, выполняющих свои обязанности по трудовым договорам на рабочих местах с вредными условиями труда.

При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что каких-либо данных, свидетельствующих об изменениях в условиях труда в сторону улучшения, стороной ответчика суду не представлено, как и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что гражданский персонал воинской части отработал менее 50 процентов рабочего времени в указанный период в условиях, дающих право на повышенную оплату труда. Кроме того, по существу административные ответчики не оспаривали факт сохранения прежних условий труда гражданского персонала воинской части.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие данных, свидетельствующих об изменении условий труда перечисленных выше работников войсковой части в лучшую сторону либо отработке ими менее 50 процентов времени в условиях, необходимых для получения компенсационных выплат, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о незаконности оспариваемых положений акта проверки, содержащих вывод о неправомерности выплаты лицам гражданского персонала воинской части (45 работникам) компенсационной надбавки за работу с вредными условиями труда на общую сумму 116770 руб. 32 коп. и необходимости принятия командованием мер по их возмещению.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из требований административного истца о необоснованности оспариваемых пунктов акта на указанную выше сумму в отношении 45 из 48 указанных в акте лиц гражданского персонала. В связи с этим, вопреки доводам жалобы, у суда отсутствовала необходимость приведения в решении отличий между этими лицами гражданского персонала и работниками О.С.., Н.А.., а также С.Д.., на которых не распространялась гарантия в виде сохранения ранее установленных компенсационных выплат ввиду назначения их на должности, как пояснил в суде первой инстанции представитель истца, после 1 января 2014 г. Поэтому утверждение в жалобе об отсутствии такой гарантии у остальных названных лиц гражданского персонала воинской части является несостоятельным.

Восстанавливая нарушенное право административного истца, суд первой инстанции правомерно возложил на административных ответчиков обязанность рассмотреть вопрос о внесении изменений в оспариваемые пункты акта проверки в части установления в войсковой части ущерба на сумму 122 648 руб. 32 коп., уменьшив ее до 5 878 руб. 20 коп. (применительно к работникам О.С.., Н.А. и С.Д.., которым произведена переплата на эту сумму).

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Знаменского гарнизонного военного суда от 5 марта 2020 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: