НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 26.08.2022 № 33А-4208/2022

Судья Русинов Д.М. Дело № 33а-4208/2022

УИД: 76RS0022-01-2021-001347-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,

судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.

при ведении протокола помощником судьи Антоновой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №9 по Ярославской области на решение Заволжского районного суда города Ярославля от 16 февраля 2022 года

26 августа 2022 года

административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 9 по Ярославской области на решение Заволжского районного суда города Ярославля от 16 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск Межрайонной ИФНС России №9 по Ярославской области к Родионову Александру Андреевичу удовлетворить частично.

Взыскать с Родионова Александра Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по пени по транспортному налогу за 2018 год в сумме 21 руб. 84 коп.

Взыскать с Родионова Александра Андреевича задолженность: по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5984 руб.; по налогу на имущество физических лиц в сумме 255 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0 руб. 93 коп.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 год в сумме 20358 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 74 руб. 30 коп. Признать обязательство по оплате сумм, указанных в настоящем абзаце резолютивной части решения, прекращенным фактическим исполнением в связи с их взысканием в рамках исполнения судебного приказа от 26.03.2021г., вынесенного мировым судьей судебного участка №1 Заволжского судебного района г. Ярославля по делу №2а-2390/2020.

В остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Родионова Александра Андреевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.».

Заслушав доклад судьи Громовой А.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля обратилась в суд с административным иском к Родионову А.А., в котором просит взыскать задолженность:

по транспортному налогу за 2018 год в сумме 18459 руб. 85 коп. (35902 - 442,15 - 17000); пени по транспортному налогу за 2018 год в сумме 131 руб. 04 коп.;

по транспортному налогу за 2018 год в сумме 17442 руб. 15 коп. (17000 + 442,15); по налогу на имущество физических лиц в сумме 255 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0 руб. 93 коп. по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 год в сумме 20358 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов в сумме 74 руб. 30 коп.

Признать обязательства по уплате сумм, указанных в пункте 2 просительной части исковых требований прекращенным фактическим исполнением в связи со взысканием данных сумм в рамках исполнения судебного приказа от 26.03.2021 г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 1 Заволжского судебного района г. Ярославля по делу № 2а-2390/2020.

В обоснование иска указано, что Родионов А.А. на основании ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога в качестве лица, на котором в органах ГИБДД зарегистрированы транспортные средства: 1) <данные изъяты>, , гос. рег. знак , 2006 года выпуска, мощность двигателя 137 л.с., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения регистрации ДД.ММ.ГГГГ; 2) <данные изъяты>, гос. рег. знак , <данные изъяты>, 1980 года выпуска, мощность двигателя 80 л.с., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; 3) <данные изъяты>, гос. рег. знак , , 1994 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; 4) <данные изъяты>), , 2016 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по оплате транспортного налога в общей сумме 35902 руб. за 2018 год по данным транспортным средствам в установленный законом срок (не позднее 02.12.2019) налогоплательщиком Родионовым А.А. не исполнена.

Помимо этого, в качестве собственника 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> (запись регистрации прав в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), Родионов А.А. на основании ст. 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц. Обязанность по оплате данного налога в общей сумме 255 руб. за 2018 год по данному имуществу в установленный законом срок (не позднее 01.12.2019) налогоплательщиком Родионовым А.А. также не исполнена.

Кроме того, на основании п. 1 ст. 208 НК РФ Родионов А.А. за 2018 год является плательщиком налога на доходы физических лиц в общей сумме 20358 руб., не удержанного налоговым агентом (а именно: - в сумме 429 руб. от дохода, полученного от АО «СОГАЗ», - в сумме 18629 руб. от дохода, полученного от ПАО СК «Росгосстрах», - в сумме 1300 руб. от дохода, полученного от АО «ГСК «Югория»). Обязанность по оплате данного налога в установленный законом срок налогоплательщиком Родионовым А.А. также не исполнена.

Налоговое уведомление от 16.08.2019 № по оплате указанных налогов, а в последующем требование от 20.12.2019 № об уплате сумм задолженности со сроком добровольной уплаты до 21.01.2020 направлено в адрес налогоплательщика в электронном виде через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По вышеуказанным уведомлению, требованию обязательства по оплате налога налогоплательщиком исполнены не были. На основании ст. 75 НК РФ за неуплату налогов в установленный законом срок налоговым органом за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 начислены пени: по транспортному налогу - 131 руб. 04 коп.; по налогу на имущество физических лиц – 0 руб. 93 коп.; по налогу на доходы физических лиц – 74 руб. 30 коп.

Судебный приказом мирового судьи судебного участка №1 Заволжского судебного района г. Ярославля от 02.07.2020г. по делу №2а-2390/2020 с Родионова А.А. в пользу ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля взыскана задолженность по налоговым обязательствам: - транспортный налог в размере 35902 руб. 00 коп., пени в размере 131 руб. 04 коп.; - налог на доходы физических лиц в размере 20358 руб. 00 коп., пени в размере 74 руб. 30 коп.; - налог на имущество физических лиц (городской округ) в размере 255 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 93 коп.; а всего, в общей сумме 56721 руб. 27 коп.

В рамках исполнения данного приказа с расчетного счета Родионова А.А. фактически было взыскано: 23.03.2021г. - налог на доходы физических лиц в общей сумме 20358 руб., - пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 74 руб. 30 коп., - налог на имущество физических лиц в сумме 255 руб., - пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0 руб. 93 коп., - транспортный налог в сумме 442 руб. 15 коп.; 07.04.2021г. – транспортный налог в сумме 17000 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Заволжского судебного района г. Ярославля от 26.03.2021г. судебный приказ был отменен по причине поступления возражений относительно его исполнения от Родионова А.А. Подано заявление о повороте исполнения решения суда по делу №2а-2390/2020, налогоплательщик просит вернуть взысканные денежные средства. На момент подписания и подачи настоящего административного иска задолженность по транспортному налогу за 2018 года в размере 18459,85 рублей и пени за 2018 года в размере 131,04 рублей налогоплательщиком не погашены. А взыскание задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 20358 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 74,30 рублей, налогу на имущество физических лиц в сумме 255 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,93 рублей, транспортный налог в сумме 17442,15 рублей- оспариваются должником. Указанные взысканные по судебному приказу суммы являются спорными, вопрос о правомерности их взыскания подлежит рассмотрению в порядке административного искового производства.

Определением суда от 07.12.2021 г. произведена замена стороны административного истца - ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля правопреемником - Межрайонной ИФНС России №9 по Ярославской области.

В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) Деревянко В.Э. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить, дала пояснения согласно заявленному иску и дополнительно предоставленной в дело письменной позиции.

Представитель административного ответчика (по доверенности) Дмитриева М.В. административные исковые требования не признала, дала пояснения согласно предоставленному в дело отзыву на административный иск. Указала, что семья административного ответчика с 2016 года является многодетной, поэтому он имеет льготы по уплате транспортного налога. Против взыскания задолженности по квартире и НДФЛ не возражала.

Заинтересованное лицо УФНС России по Ярославской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела изведено надлежаще.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права в части обоснованности взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018 год, не соответствию выводов суда в указанной части фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Деревянко В.Э. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила удовлетворить исковое заявление в полном объеме с учетом письменных пояснений.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, заслушав Деревянко В.Э., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что административный ответчик подлежит освобождению от уплаты транспортного налога ввиду предоставления Родионову А.А. как одному из родителей в многодетной малоимущей семье налоговой льготы, предусмотренной п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», а обязанность по уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц подлежит признанию прекращенным фактическим исполнением ввиду их взыскания в рамках исполнения судебного приказа.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, проверив фактические обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что имеются основания, предусмотренные законом для отмены решения суда, которые выразились в следующем.

По смыслу пункта 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом и устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В свою очередь, по смыслу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу являются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

Материалами дела установлено, что Родионов А.А. состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля в качестве налогоплательщика. Административный ответчик является собственником следующих автомобилей:

1) <данные изъяты>, , гос. рег. знак , 2006 года выпуска, мощность двигателя 137 л.с., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения регистрации ДД.ММ.ГГГГ;

2) <данные изъяты>, гос. рег. знак , VIN отсутствует, 1980 года выпуска, мощность двигателя 80 л.с., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ

3) <данные изъяты>, гос. рег. знак , VIN , 1994 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ

4) <данные изъяты> VIN , 2016 года выпуска, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с наличием объектов налогообложения у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год.

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению суммы транспортного налога возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата физическими лицами транспортного налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу части 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Материалами дела подтверждается, что Родионову А.А. было направлено налоговое уведомление № от 16 августа 2019 года (л.д. 14) в связи с необходимостью уплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц за 2018 год.

Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В силу части 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено законом, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.

Из материалов дела следует, что административным ответчиком в установленный срок сумма транспортного налога была не выплачена, в связи с чем административным истцом были произведены начисления пени.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что в адрес Родионова А.А. административным истцом было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов № по причине наличия задолженности по налогам за 2018 год в размере 56515,00 рублей, а также пени в размере 206, 27 руб., начисленные за период с 3 декабря 2019 по 19 декабря 2019 г.г.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив наличие у налогоплательщика объектов налогообложения в спорные налоговые периоды, факты несвоевременной уплаты налогоплательщиком задолженности по транспортному налогу, пришел к обоснованному выводу о наличии у Родионова А.А. обязанности уплатить пени за период просрочки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц..

Ввиду отсутствия со стороны административного ответчика добровольной уплаты указанного налога административный ответчик подал заявление о выдаче судебного приказа в отношении Родионова А.А. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам. Материалами дела подтверждается, что в отношении административного ответчика мировым судьей судебного участка №1 Заволжского судебного района г. Ярославля был вынесен судебный приказ от 02 июля 2020 года, которым с Родионова А.А. в пользу ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля взыскана задолженность по налоговым обязательствам: - транспортный налог в размере 35902 руб. 00 коп., пени в размере 131 руб. 04 коп.; - налог на доходы физических лиц в размере 20358 руб. 00 коп., пени в размере 74 руб. 30 коп.; - налог на имущество физических лиц (городской округ) в размере 255 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 93 коп.; а всего, в общей сумме 56721 руб. 27 коп.

В рамках исполнения данного приказа с расчетного счета Родионова А.А. было фактически взыскано: 23.03.2021г. - налог на доходы физических лиц в общей сумме 20358 руб., - пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 74 руб. 30 коп., - налог на имущество физических лиц в сумме 255 руб., - пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0 руб. 93 коп., - транспортный налог в сумме 442 руб. 15 коп.; 07.04.2021г. – транспортный налог в сумме 17000 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Заволжского судебного района г. Ярославля от 26 марта 2021 г. данный судебный приказ был отменен (л.д. 26).

Административный истец обратился в Заволжский районный суд г. Ярославля с исковым заявлением 23 апреля 2021 года, что обусловлено возникновением спора о праве в отношении указанной задолженности.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.

В силу подпункта 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в частности, признается расположенная в пределах муниципального образования квартира.

В силу пункта 3статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Согласно пункту 6.1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3-5 данной статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Как установлено судом первой инстанции Родионов А.А. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 80 кв.м. с кадастровым номером по адресу: г. Ярославль, <адрес> (запись регистрации прав в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ). В рассматриваемом случае, с учетом приведенных положений закона, кадастровой стоимости квартиры (3628974 руб. 78 коп.), ставки налога (0,15%), периода нахождения объекта в собственности (5 мес.), сумма налога на имущество физических лиц, рассчитанная налоговым органом, за 2018 год в отношении Родионова А.А. законно и обоснованно определена в сумме 255 руб. ((3628974,78 - 3628974,78 / 80 х 35) х 1/5 х 0,15% х 5/12).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части признании произведенного налоговым органом расчета налога на имущество физических лиц соответствующим закону и считает обоснованным взыскание с Родионова А.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 255 руб., а также соответствующих пени в размере 0, 93 руб.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налога на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Как следует из материалов дела, в налоговый орган поступили справки о доходах и суммах налога физического лица: АО «Страховое общество газовой промышленности» от 14.02.2019г. №23400, ПАО СК «Росгосстрах» от 25.02.2019г. №736, АО «ГСК «Югория» от 21.02.2019г. №1435, согласно которым Родионовым А.А. в 2018 году получен доход соответственно 3300 руб., 143300 руб., 10000 руб. Вышеуказанные налоговые агенты с данных доходов налогоплательщика удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц не производили.

Судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции об обоснованности предоставленного налоговым органом расчета налога на доходы физических лиц за 2018 год в отношении административного ответчика в общей сумме 20358 руб. (3300 х 13% + 143300 х 13% + 10000 х 13%). Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда и в части взыскания в пользу административного истца с Родионова А.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 20358 руб., и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 74 руб. 30 коп.

Подводя итог вышесказанному, судебная коллегия соглашается с выводом о том, что обязательство по оплате указанных сумм подлежит признанию прекращенным ввиду фактического исполнением в связи с их взысканием в рамках исполнения судебного приказа от 26 марта 2021 года, вынесенного мировым судьей судебного участка №1 Заволжского судебного района г. Ярославля по делу №2а-2390/2020.

По смыслу пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Вместе с тем, федеральный законодатель предоставляет соответствующим органам власти при установлении региональных (местных) налогов право установить налоговые льготы. Так, по смыслу положений статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

На региональном уровне порядок предоставления налоговых льгот по транспортному налогу установлен Законом Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области».

Согласно части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» налоговая льгота предоставляется налогоплательщикам транспортного налога, в частности одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» (пункт 3); одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в многодетной семье, являющейся малоимущей в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» (пункт 4).

Вместе с тем по смыслу положений абзаца 2 части 2 статьи 41 Закона Ярославской области от 19.12.2008 №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» в совокупности с приведенными нормами права Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» для предоставления налоговой льготы налогоплательщику транспортного налога на основании признания гражданина малоимущим лицу необходимо обратиться с заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства. Признание гражданина малоимущим подтверждается справкой, выдаваемой указанным органом по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.

В соответствии с формой справки о признании гражданина малоимущим, утвержденной приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 06.07.2009 №49, данная справка действительна в течение трех месяцев со дня выдачи.

В силу абзаца 2 части 2 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» налогоплательщики, указанные в пункте 3 части 1 данной статьи, освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 150 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 150 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 150 лошадиных сил.

Согласно абзацу 3 части 2 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» налогоплательщики, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля независимо от мощности двигателя полностью либо в отношении иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 200 лошадиных сил.

В силу абзаца 5 части 2 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» налоговая льгота предоставляется налогоплательщикам, указанным в части 1 настоящей статьи, в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если налогоплательщик, являющийся физическим лицом, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от ее применения, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, в отношении одного транспортного средства с максимальной исчисленной суммой транспортного налога.

Таким образом, предоставление налоговой льготы по транспортному налогу носит заявительный характер и осуществляется исключительно на основании представленного в налоговые органы заявления.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела семья Родионова А.А. является многодетной (в семье трое несовершеннолетних детей). Налогоплательщиком Родионовым А.А. в налоговый орган подано заявление о перерасчете налога за 2018 год с предоставлением справки от 11.10.2018 г. о признании его семьи малоимущей, выданной органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя. Налоговым органом была применена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля <данные изъяты>, гос. рег. знак , за октябрь-декабрь 2018 года (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области»); кроме того, Родионову А.А. применительно к данному транспортному средству была предоставлена налоговая льгота, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области»; всего в сумме 11 552 руб. (л.д. 14, расчет льготы л.д. 146).

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о предоставлении Родионову налоговой льготы в виде 100% освобождения от уплаты транспортного налога на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» за весь период 2018 года на основании следующего.

В ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком предоставлены справки, выданные территориальным отделом по социальной поддержке населения Заволжского района Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля от 11 января 2018г., 18 апреля 2018г., 12 июля 2018г., из содержания которых следует, что многодетная семья Родионовых в указанные периоды является малоимущей и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Ярославской области. Данные справки представлены в копиях, никем не заверены.

При подаче заявления 11 октября 2018 года в налоговый орган Родионов А.А. указал только одно основание для предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, а именно по пункту 3 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», вместе с тем, форма заявления предполагает возможность заполнения и следующих разделов, если налогоплательщик относится одновременно к нескольким категориям граждан, имеющим право на получение налоговой льготы.

Кроме того, налогоплательщиком к поданному заявлению были приложены копии удостоверения многодетной семьи, а также оригинал справки от 11 октября 2018 года №525, однако из содержания заявления следует, что налогоплательщиком не была указана данная справка в качестве основания для предоставления налоговой льготы по пункту 4 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области». Налоговым органом с учетом данных обстоятельств самостоятельно была применена налоговая льгота в виде 100% освобождения от уплаты транспортного налога на период действия справки от 11 октября 2018 года.

Вместе с тем, исходя из положений пункта 3 статьи 361.1 Налогового Кодекса Российской Федерации с учетом изложенных фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, ввиду предоставления Родионовым А.А. заявления без указания основания для получения налоговой льготы по пункту 4 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» у налогового органа отсутствовала обязанность по запросу сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу применительно к периодам, не отраженным в предоставленной налогоплательщиком справке.

Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд подлинник документа, а представленные лицами, участвующими в деле, копии этого документа не тождественны между собой и невозможно установить содержание подлинника документа с помощью других доказательств (часть 7).

Приведенные требования процессуального закона не были соблюдены судом первой инстанции при оценке доказательств в части предоставления Родионову А.А. налоговой льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога.

Проверяя наличие оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты транспортного налога, судебная коллегия отмечает, что в основу выводов суда первой инстанции легли письменные доказательства, а именно копии справок, выданных территориальным отделом по социальной поддержке населения Заволжского района Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля от 11 января 2018г., 18 апреля 2018г., 12 июля 2018 г. Вопреки требованиям части 7 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заверенные копии справок не были представлены лицом для исследования. Иных доказательств, подтверждающих право на получение налогоплательщиком освобождения от уплаты транспортного налога материалы дела не содержат.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом не установлены с соблюдением требований процессуального закона, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции в описанной выше части отменить и вынести решение об удовлетворении исковых требований, взыскав с Родионова А.А. сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 18 459 руб. 85 коп., пени в размере 131,04 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 16 февраля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Родионова А.А. транспортного налога за 2018 год и пени.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 9 по Ярославской области к Родионову Александру Андреевичу удовлетворить.

Взыскать с Родионова Александра Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 18 459 руб. 85 коп., пени в размере 131,04 руб.

Взыскать с Родионова Александра Андреевича задолженность: по транспортному налогу за 2018 год в сумме 17 442 руб. 15 коп.; по налогу на имущество физических лиц в сумме 255 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0 руб. 93 коп.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 год в сумме 20358 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 74 руб. 30 коп. Признать обязательство по оплате сумм, указанных в настоящем абзаце резолютивной части решения, прекращенным фактическим исполнением в связи с их взысканием в рамках исполнения судебного приказа от 26.03.2021 г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 1 Заволжского судебного района г. Ярославля по делу № 2а-2390/2020.

Взыскать с Родионова Александра Андреевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи