НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 15.09.2015 № 33-6002/2015

Судья Бабикова И.Н. Дело № 33-6002/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,

судей Суринова М.Ю., Федотовой Н.П.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Суринова М.Ю.

15 сентября 2015 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Фроловой Н.Д, на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 27 июля 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Фроловой Н.Д, отказать.

Судебная коллегия установила:

ДД.ММ.ГГГГ Фролова Н.Д. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области ( далее – Управление) с заявлением о регистрации права собственности на дом <адрес>

Регистрация права собственности на жилой дом регистрирующим органом был приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ на один месяц.

ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло решение об отказе в государственной регистрации указанного объекта недвижимости ввиду того, что разрешение на строительство данного жилого дома не выдавалось, объекты индивидуального жилищного строительства в перечне случаев, установленных ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), для которых не требуется выдача разрешения на строительство, отсутствуют. В силу чего, по мнению регистрирующего органа, данный объект является самовольной постройкой в соответствии со ст. 222 ГК РФ.

Фролова Н.Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании данного решения Управления, указав, что такое решение противоречит Федеральному закону № 93-ФЗ о «дачной амнистии», положениям закона, в соответствии с которыми до 01.03.2018 года для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом необходимо представить лишь свидетельство о праве на землю и кадастровый паспорт. Просит признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на Управление обязанность выдать ей свидетельство о регистрации права собственности на дом по указанному адресу.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

В возражениях Управления на апелляционную жалобу указывается на законность и обоснованность вынесенного решения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав возражения на жалобу представителя Управления по доверенности Плетневой Н.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ( далее – КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и свободы, созданы препятствия для к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Из положений статьи 18 данного закона следует, что документы, устанавливающие наличие возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Фролова Н.Д. является собственником земельного участка площадью ... кв.м., с видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

На указанном земельном участке Фроловой Н.Д. возведен индивидуальный жилой трехэтажный дом площадью ... кв.м., который прошел техническую инвентаризацию и поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ Фроловой Н.Д. выдан кадастровый паспорт на данный жилой дом ( кадастровый номер ).

Выводы суда, что указанный индивидуальный жилой дом является самовольной постройкой и о необходимости предъявления заявителем разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию и о невозможности регистрации права собственности на созданный в результате строительства объект сделаны без учета ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ), которой предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" определены в том числе особенности государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, созданный или создаваемый на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), в упрощенном порядке.

Пункт 1 ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ содержит специальное указание на то, что установленный этой статьей упрощенный порядок помимо общих случаев, когда для их строительства или реконструкции не требуется выдачи разрешения на строительство, распространен на все случаи, когда объект индивидуального жилищного строительства создан или создается на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 ст. 25.3 данного закона).

Согласно пункту 5 ст. 25.3 указанного Федерального закона истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Приведенные положения закона направлены, в частности, на упрощение порядка оформления права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на принадлежащих гражданам земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, что следует из названия Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм для строительства жилого дома получения разрешительной документации, разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию, не требовалось, так как данный жилой дом является отдельно стоящим, с количеством этажей не более трех, предназначен для проживания одной семьи (пункт 3 статьи 48 ГрК РФ).

В связи с этим не может быть принята во внимание ссылка Управления Росреестра по Ярославской области и суда первой инстанции на положения ст. 51 ГрК РФ об осуществлении строительства, объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.

Как следует из материалов дела, Фроловой Н.Д. представлено в регистрирующий орган заявление, квитанция об оплате госпошлины, кадастровый паспорт объекта, выданный ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено описание объекта недвижимости.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Управление неправомерно отказало Фроловой Н.Д. в государственный регистрации права собственности на указанный жилой дом.

Поэтому обжалуемое судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г.Ярославля от 27 июля 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Фроловой Н.Д. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственный регистрации права собственности на жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области произвести регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Председательствующий

Судьи